Общекорабельные системы и корабельные устройства - НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.
Корабельными устройствами называются комплексы механизмов, приспособлений и систем, предназначенные для обеспечения кораблю необходимых маневренных и эксплуатационных качеств.
К основным корабельным устройствам на надводных кораблях относятся: рулевое, якорное, швартовое, буксирное, катерное и шлюпочное, грузовое, успокоения бортовой качки, леерное, тентовое, устройство для приема и передачи топлива и грузов на ходу, а также спасательные средства.
У различных классов кораблей перечисленные устройства имеют различную степень развития, а некоторые из них могут совсем отсутствовать.
Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости корабля. Потеря кораблем управляемости может привести к серьезной аварии, а в боевых условиях - к гибели корабля. Поэтому рулевое устройство является одним из важнейших устройств на корабле. Оно состоит из одного или нескольких рулей, рулевого привода, рулевой машины и системы управления рулевой машины.
Руль является рабочей частью рулевого устройства, так как он непосредственно воспринимает гидродинамическое давление и обеспечивает тем самым поворот корабля в нужном направлении. Предельный угол перекладки руля составляет не более 30-35 градусов, скорость перекладки достигает 2-3 градусов в секунду.
Рулевой привод обеспечивает передачу вращающего момента от рулевой машины на руль. Рулевые приводы могут быть механическими и гидравлическими. На современных кораблях наиболее широкое применение получили гидравлические приводы, отличающиеся плавностью действия и надежностью в эксплуатации.
Неотъемлемой частью всякого рулевого привода является румпель, который устанавливается непосредственно на баллер руля и обеспечивает его поворот в нужную сторону. Он может иметь форму сектора, стержня или поперечины.
Рулевая машина соединена непосредственно с рулевым приводом и вырабатывает усилие, необходимое для перекладки руля. Обычно она устанавливается в корме корабля в так называемом румпельном отделении. Наиболее широкое развитие получили электрические и электрогидравлические рулевые машины.
Система управления рулевой машиной соединяет штурвальную тумбу внешнего поста управления с рулевой машиной, находящейся в кормовой части корабля. Передача управляющих сигналов к рулевой машине может осуществляться механическим, электрическим и электрогидравлическим способами. Обычно на корабле три пульта управления рулем: основной пульт - на ГКП; запасной - на ЗКП и аварийное управление рулем - непосредственно из румпельного отделения. В настоящее время большинство кораблей оборудованы системами автоматического управления, которые позволяют удерживать корабль на заданном курсе без вмешательства рулевого
Якорное устройство предназначено для постановки корабля на якорь, надежного удерживания его на месте и для съемки с якоря. Оно расположено в носовой части корабля и состоит из якоря якорных цепей и приспособления для отдачи, крепления и хранения якоря и якорных цепей.
Якоря обеспечивают прочную связь корабля с грунтом и создают удерживающую силу. Каждый корабль имеет обычно два якоря, которые хранятся в якорных клюзах. Например, на эскадренном миноносце имеются два якоря по 2250 кг.
Якорные цепи связывают якорь с кораблем. Они состоят из звеньев и изготавливаются отрезками, называемыми смычками. Длинна смычки 25-27 м. Вся цепь состоит из нескольких смычек и может достигать длины 200-300 метров. Необходимо иметь ввиду, что корабль будет надежно удерживаться на месте, если длина вытравленной якорной цепи будет составлять примерно три глубины места якорной стоянки. Например, если глубина 80 м, то длина вытравленной якорной цепи должна быть не менее 240 м. Якорные цепи хранятся в цепных ящиках. С кораблем якорная цепь соединяется с помощью специального устройства (жвака-галса), которое позволяет в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. Крепление якорной цепи к корпусу при стоянке корабля на якоре и временное задержание ее при отдаче якоря производится с помощью различных типов стопоров. Подъем якоря при съемки корабля с якоря производится с помощью якорных шпилей. После съемки якорь втягивается в клюз и надежно закрепляется в нем походными стопорами.
Швартовное устройство предназначено для надежного удержания корабля на месте при стоянке его у стенки, причала или у борта другого корабля. Оно размещается на верхней палубе по бортам и состоит из швартовых кнехтов, киповых планок, тросовых отводов, швартовых клюзов, швартовых шпилей и тросовых вьюшек.
Швартовые тросы (канаты) обеспечивают закрепление (швартовку) корабля у места стоянки. В качестве швартовов у них применяются стальные, пеньковые, капроновые и нейлоновые канаты (тросы).
Швартовые кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы с общей плитой (фундаментом), установленные на верхней палубе по бортам. Обычно на корабле устанавливаются 2-3 пары кнехтов.
Киповые планки, тросовые отводы и швартовные клюзы обеспечивают направление тросов к кнехту или шпилю и предохраняют их от перетирания об острые края корпусных деталей.
Швартовые шпили служат для выбирания швартовных тросов при подтягивания корабля к месту стоянки или для обтягивания швартовов. Обычно на баке устанавливается якорно-швартовный шпиль, а на юте - швартовный шпиль. Якорно-швартовный шпиль более мощный и имеет два барабана - цепной и швартовный, а у швартовного шпиля - один только швартовный барабан.
Тросовые вьюшки обеспечивают хранение швартовных тросов по-походному.
Корабль может швартоваться к стенке или причалу бортом или кормой. В последнем случае швартование производится с отдачей якоря.
Буксирное устройство предназначено для буксировки кораблей, не имеющих возможности самостоятельного движения, и для буксировки данного корабля другими кораблями. Оно состоит из буксирных тросов (буксиров), устройств для закрепления буксирного троса на корабле, буксирных клюзов, киповых планок на носу и корме. Буксировка корабля может производится носом и кормой. На тихой воде возможна буксировка борт о борт. В этом случае для буксировки применяется швартовное устройство. В последнее время широко применяется буксировка за лапы якоря. При этом буксировочный трос огоном (петлей) надевается на лапы якоря, а якорная цепь потравливается смычки на две и берется на стопор. Может быть буксировка за два якоря.
Катерное и шлюпочное устройства предназначены для спуска, подъема, хранения и закрепления катеров и шлюпок по-походному. Корабельные катера и шлюпки предназначены для обеспечения связи корабля с берегом и другими кораблями при стоянке на рейде, для спасательных целей, при производстве всевозможных работ, для обучения личного состава морской практике (шлюпки) и других целей. Спуск и подъем шлюпок обычно производятся шлюпбалками, а катера спускаются и поднимаются грузовыми стрелами.
Грузовое устройство предназначено для механизации всевозможных погрузочно-разгрузочных работ, таких, как прием и выгрузка боеприпасов, провизии, снабжения, спуск и подъем катеров и т.п. В качестве грузовых устройств на кораблях ВМФ наиболее широкое распространение нашли грузовые стрелы.
Леерное устройство обеспечивает защиту личного состава от случайного падения за борт. Оно состоит из стоек, поручней и ограждающих лееров - стальных тросов или прутков. На случай штормовой погоды вдоль верхней палубы и в других местах выставляться штормовые леера и поручни для удобства передвижения личного состава.
Тентовое устройство устанавливается для защиты личного состава, находящегося на открытых участках палубы и надстроек, от солнца и атмосферных осадков. На военных кораблях тентовые устройства обычно съемные и устанавливаются при стоянке на якоре или швартовах.
Устройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу обеспечивает пополнение запасов кораблей в море и увеличивает тем самым эффективность их боевого использования. Прием и передача грузов, топлива, а в отдельных случаях и личного состава производятся с помощью подвесных канатных дорог или вертолетов. При передаче топлива и грузов корабли могут следовать в кильватере (кильватерный способ) или находиться в траверзе друг друга (траверзный способ). Скорость кораблей при приеме и передаче составляет 8-10 уз, волнение моря не должно превышать 4 баллов.
Спасательные средства предназначены спасания личного состава корабля. Количество и виды спасательных средств устанавливаются по нормам. Они делятся на коллективные (плоты, шлюпки, катера) и индивидуальные (спасательные жилеты, круги, пояса, нагрудники, спасательные буи). Количество спасательных средств устанавливается по числу личного состава плюс 5% запасных.