Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Флот Живучесть корабля - Непотопляемость подводной лодки

Живучесть корабля - Непотопляемость подводной лодки

 

 

Непотопляемость подводной лодки

Непотопляемость ПЛ является одним из важнейших мореходных качеств, обеспечивающих ее боеспособность. Так как ПЛ имеют малый запас плавучести в надводном положении, а в подводном положении запас плавучести отсутствует, непотопляемости ПЛ придается особое значение. Для ПЛ различают надводную и подводную непотопляемость.

Надводной непотопляемостью называется способность ПЛ оставаться на плаву с положительными остаточной плавучестью и остойчивостью и не опрокидываться при затоплении отсеков прочного корпуса и прилегающих к ним ЦГБ.

Подводной непотопляемостью называется способность ПЛ при повреждениях, связанных с поступлением воды в прочный корпус, плавать на глубинах, не превышающих предельной, и всплывать на безопасную по прочности переборок глубину либо на поверхность, сохраняя при этом остойчивость и посадку, которые обеспечивают возможность использования ее по назначению.

При поступлении забортной воды в прочный корпус ПЛ изменяется ее запас плавучести, остойчивость, крен и дифферент. Для поврежденной ПЛ важное значение имеют запасы поперечной и продольной остойчивости, которые не должны быть меньше некоторых установленных нормами величин.

Спрямлением можно в определенной степени улучшить мореходные качества ПЛ в надводном положении, улучшить использование оружии и технических средств.

Спрямление ПЛ может быть произведено тремя способами:

- перемещением грузов внутри ПЛ;

- удалением грузов за борт;

- контрзатоплением неповрежденных ЦГБ.

При выборе мероприятий по спрямлению необходимо стремиться к сохранению и восстановлению запаса плавучести. Для ПЛ контрзатопление должно рассматриваться как крайняя мера при угрозе гибели и невозможности применить другие способы. Наибольшую опасность для ПЛ, особенно при повреждении в оконечности, представляет потеря продольной остойчивости. Поэтому следует максимально использовать такие высокоэффективные средства продольного спрямления, как удаление с ПЛ и перемещение (перегон, перекачка) жидких грузов и вспомогательного балласта.

Спрямление ПЛ методом контрзатопления; производится на практике с помощью таблицы надводной непотопляемости, которая составляется при проектировании ПЛ.

Так как ПЛ не имеет запаса плавучести в подводном положении, то при потере хода или неспособности развить значительную скорость она не может плавать под водой даже с одним затопленным отсеком. В общем случае подводная непотопляемость определяется динамическими качествами ПЛ, а задача о возможности всплытия аварийной ПЛ с грунта решается методами статики.

д) Ходкость подводной лодки.

Ходкостью называется способность ПЛ двигаться заданной скоростью при затрате определенной мощности главных двигателей.

Если при движении ПЛ со скоростью υ сопротивление воды ее движению будет R, то для обеспечения заданного движения затрачивается определенная буксировочная мощность .

Полное сопротивление движению ПЛ при равномерном прямолинейном движении в надводном положении или в подводном положении на малой глубине определяется по формуле:

R = Rт+ Rф + Rв = Rвяз + Rв,

где Rт – сопротивление трения;

Rф – сопротивление формы (вихревое сопротивление);

Rв – волновое сопротивление;

Rвяз = Rт + Rф – вязкостное сопротивление воды.

Сопротивление трения образуется в результате действия сил вязкости воды. С увеличением скорости ПЛ увеличивается и сопротивление трения. Сопротивление трения зависит также от кривизны и шероховатости корпуса ПЛ (сварных швов, неровности покраски и т. д,) .

Сопротивление формы, или вихревое сопротивление, образуется за счет влияния вязкости воды и разности скоростей обтекания их поверхности при движении ПЛ.

Волновое сопротивление обусловлено весом воды и возникает вследствие перераспределения давлений по смоченной поверхности ПЛ в связи с волнообразованием, вызванным движением ПЛ. При повышении скорости ПЛ оно резко возрастает, особенно на мелководье. На глубинах более 1/3 длины ПЛ волнового сопротивления нет. Лишь при плавании под перископом или РДП при относительно больших скоростях на поверхности моря образуются корабельные волны и появляется волновое сопротивление.

При плавании ПЛ под водой резко возрастает сопротивление выступающих частей (ограждения рубки, рулей, стабилизаторов, гребных валов, различных наделок корпуса и др.), которое состоит из сопротивления трения и сопротивления формы

е) Управляемость подводной лодки.

Управляемость – способность ПЛ удерживать заданное направление движения и по необходимости изменять его под действием руля или иными средствами. Способность ПЛ удерживать заданное направление движения называется устойчивостью на курсе, а способность изменять направление движения – поворотливостью.

Различают управляемость ПЛ в горизонтальной и вертикальной плоскостях. ПЛ может совершать пространственные маневры с одновременным изменением глубины и курса, когда ее центр тяжести двигается по пространственной траектории.

На ПЛ к средствам обеспечения управляемости относятся рули, движители и нагрузка. Универсальным средством обеспечения управляемости являются рули. Они используются для выполнения всех маневров, включая маневры, при которых применяются другие средства управления. Для повышения маневренных качеств увеличиваются скорости перекладки рулей, которые достигают 5 – 9° в секунду.

Поворотливость ПЛ характеризуется временем изменения курса и циркуляцией – траекторией перемещения центра тяжести ПЛ при повороте. Различают три периода циркуляции:

- маневренный – от начала до конца перекладки руля;

- эволюционный – от момента окончания перекладки руля до начала установившегося движения;

- установившейся циркуляции – движения центра тяжести ПЛ по окружности с практически постоянной скоростью.

Таким образом, эффективность деятельности ПЛ в первую очередь зависит от наличия у нее полного комплекса боевых и мореходных качеств. Обеспечение данных качеств является важной задачей, которая решается как на стадии проектирования и постройки ПЛ, так и в период ее эксплуатации.

Полное обеспечение боевых и мореходных качеств ПЛ невозможно без широкого использования различных систем и устройств, а также во многом зависит от состава энергетической установки.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.

а) Классификация и общая характеристика энергетических установок подводных лодок.

Современная ПЛ оснащена очень большим количеством разнообразных технических средств. Среди этого многообразия энергетическая установка – главное звено.

Энергетическая установка ПЛ (ЭУ ПЛ) представляет собой единый комплекс главных и вспомогательных механизмов, устройств и систем, приборов, обеспечивающих ПЛ заданные подводные и надводные хода, и, совместно с рулевыми устройствами, системой погружения и всплытия – маневрирование ПЛ в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

С помощью ЭУ ПЛ осуществляются: применение оружия, использование средств управления ПЛ и радиотехнических средств, использование средств борьбы за живучесть, пополнение энергозапасов, обеспечение санитарно-бытовых нужд экипажа.

Состав ЭУ определяется классом ПЛ и предъявляемыми к ней тактико-техническими требованиями. В общем случае в состав ЭУ любого класса ПЛ входят следующие элементы:

- двигатели, преобразующие тепловую и электрическую энергию в механическую;

- аккумуляторы энергии – хранители преобразованной энергии (электрические аккумуляторы);

- валопроводы, передающие механическую энергию, получаемую в двигателях, к движителю;

- движители, обеспечивающие превращение механической энергии вращения валопроводов в движение корабля (гребные винты).

Кроме основных элементов в состав ЭУ входят: электродвигатели экономического хода, различные преобразователи, энергетические сети разных видов, передающие энергию от одних элементов ЭУ к другим; приборы контроля, связи и сигнализации, а также системы и устройства. Все эти элементы ЭУ встречаются в самых разнообразных качествах и сочетаниях.

На современных ПЛ применяются энергетические установки двух основных типов. Это дизельная энергетическая установка и атомная энергетическая установка. Каждая из этих установок обладает рядом достоинств и недостатков, поэтому их выбор определяется назначением и классом подводной лодки.

 

 

Карьера военного

учебные материалы