Живучесть корабля - Средства борьбы за непотопляемость корабля
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
Средства борьбы за непотопляемость корабля
К средствам борьбы за непотопляемость относятся:
- стационарные системы (водоотливная, осушительная, спускная, перепускная, креновая и дифферентная, балластная, система перетока и топливная);
- переносные водоотливные средства (мотопомпы, эжекторы, погружные электронасосы, ручные помпы);
- аварийные средства и имущество для заделки пробоин в корпусе (мягкие, полужесткие и жесткие пластыри и средства их закрепления, клинья и пробки, цемент для бетонирования, клеевая композиция «Аквапласт», кессоны), деревянные и металлические упоры для подкрепления переборок, палуб, дверей и люков, аварийный инструмент, водолазное снаряжение и т.п.;
- сварочное оборудование для сварки и резки при разделке завалов и выполнении ремонтно-восстановительных работ на воздухе и под водой;
- оборудование в ПЭЖ (аппаратура для получения информации
о состоянии корабля — трюмно-электрическая сигнализация, система указателей уровня, кренометры и осадкомеры; манипуляторные схемы; доска непотопляемости; трюмная доска и средства связи).
К организационно-техническим мероприятиям по обеспечению непотопляемости корабля относятся:
- организация личного состава корабля для поддержания непотопляемости и ведение борьбы за непотопляемость (распределение обязанностей личного состава по боевой тревоге, расписанию по борьбе за живучесть, расписанию по заведованиям и др.);
- строгое соблюдение требований КУ ВМФ и «Руководства по борьбе за живучесть» по обеспечению непотопляемости;
- контроль и содержание в постоянной исправности корпуса, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий;
- содержание в постоянной исправности и готовности к действию технических средств борьбы за непотопляемость и аварийно-спасательного имущества;
- нумерация помещений и маркировка непроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин) и соблюдение правил их задраивания;
- контроль за нагрузкой и остойчивостью корабля;
- оборудование и снабжение командных пунктов и боевых постов прибо-рами, схемами и документацией по непотопляемости, а также аварийно-спасательным имуществом;
- подготовка личного состава к борьбе за непотопляемость.
Контроль непроницаемости корпуса и исправности средств борьбы за непотопляемость осуществляют руководящие должностные лица и постоянная корабельная комиссия. Работа, связанная с забортными отверстиями, производится с разрешения командира БЧ-5.
Каждому непроницаемому отсеку, помещению, цистерне присваиваются наименование и номер. На всех дверях, люках и горловинах должны иметься надписи, указывающие название помещений, например: «Шпилевое от-деление», «Румпельное отделение», «Тамбур №7» и т.д.
Нумерация отсеков, палуб и платформ, помещений и цистерн одинакового назначения производится по порядку номеров с носа в корму, сверху вниз. Нечетные номера даются отсекам (помещениям) правого борта, а четные — левого борта. Палубы и днище нумеруются сверху вниз.
Все непроницаемые закрытия (двери, люки и горловины) приказом по кораблю разделяются на четыре категории: Б, 3, П, Т (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»). В приказе указывается, кто и за состояние каких горловин отвечает.
Посадка, водоизмещение и запас плавучести корабля, наличие и расположение жидких грузов, а также начальная метацентрическая высота должны регулярно определяться и наноситься на доску непотопляемости:
- на ходу — каждые четыре часа,
- на стоянке — один раз в сутки, а также сразу же после приема или снятия груза.
Наряду с непотопляемостью, важное значение для обеспечения живучести корабля в целом имеет обеспечение следующего ее элемента - взрыво- и пожаробезопасности корабля.
б) Обеспечение взрыво- и пожаробезопасности корабля.