Живучесть корабля - Организация борьбы за живучесть корабля
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ
Одним из условий обеспечения живучести корабля является готовность личного состава вести борьбу за живучесть.
Для военного моряка подготовка к борьбе за живучесть является неотъемлимой частью его профессиональной подготовки. Служить на корабле - это значит, в первую очередь помимо своей основной специальности надо уметь быстро и грамотно тушить пожары и прекращать распространение воды по кораблю, уметь руководить действиями подчиненных по борьбе за живучесть и повседневно поддерживать свои навыки на должном уровне.
Все это не просто. Огонь и вода в штормовом море могут быть не менее опасны чем противник и успешная борьба с ними во многом зависит от знания и понимания основных принципов и организации борьбы за живучесть.
Как уже отмечалось, живучесть корабля обеспечивается путем выполнения трех групп мероприятий: конструктивных; организационно-технических и действий личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.
На корабле, получившем боевые или аварийные повреждения, чтобы выполнить поставленную задачу и не погибнуть, немедленно должны быть начаты мероприятия и предприняты действия направленные на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.
Борьбой за живучесть называется совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.
Борьба за живучесть включает в себя действия:
- по предупреждению взрывов и борьбе с пожарами;
- по борьбе за непотопляемость;
- по борьбе за живучесть оружия и технических средств;
- по защите личного состава.
Все эти действия личного состава, как и борьба за живучесть поврежденного корабля в целом, должны быть направлены на сохранение и восстановление боеспособности корабля.
Успех этих действий будет во многом зависеть от степени их организованности и целесообразности. Поэтому, организация борьбы за живучесть является составной частью боевой организации корабля и должна предусматривать четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, оружия, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении кораблем боевых и аварийных повреждений.
В основу организации борьбы за живучесть корабля положен ряд организационных и тактических принципов, направленных на обеспечение наибольшей эффективности при ликвидации различных, аварийных ситуаций или боевых повреждений.
Основными принципами ведения борьбы за живучесть являются:
1. Локализация пожара или распространения воды путем создания и удержания рубежей обороны.
Как правило, создаются два рубежа обороны по границам непроницаемых и герметичных отсеков.
Первый рубеж обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ, на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.
Второй рубеж обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.
Границы рубежей обороны и их командиров назначает командир корабля, на основе рекомендаций разработанных ПЭЖ.
Командирами рубежей обороны, как правило, назначают командиров подразделений или командиров боевых постов, командные пункты или боевые посты которых расположены в районах создаваемых рубежей обороны.
В распоряжение командиров рубежей обороны выделяют личный состав боевых постов, расположенных в районах рубежей обороны, и при необходимости личный состав аварийных партий и других боевых постов.
Командиры рубежей обороны должны оперативно, без напоминаний и запросов, докладывать в ПЭЖ об обстановке в районе аварии.
Основа успеха в борьбе за живучесть – не допустить распространения огня, дыма или воды по кораблю.
2. В борьбе за живучесть участвует весь личный состав корабля.
Борьбу за живучесть корабля ведет весь личный состав независимо от специальности в соответствии с обязанностями, указанными в расписаниях по боевой тревоге и по борьбе за живучесть корабля, в боевых инструкциях, наставлениях и руководствах.
В книжке «Боевой №» каждому матросу, старшине и мичману должны быть записаны конкретные обязанности по борьбе за живучесть корабля (по борьбе с пожаром, с водой, за живучесть оружия и технических средств, по защите личного состава).
Каждый офицер, мичман, старшина и матрос должен уметь выполнять первичные мероприятия по борьбе за живучесть, уметь использовать технические средства борьбы за живучесть, аварийно спасательное имущество, а также средства связи.
Временный личный состав, например, десант – также должен иметь обязанности по борьбе за живучесть корабля.
Никто не имеет права без разрешения покинуть аварийный отсек.
3. Концентрация располагаемых сил и средств на наиболее угрожающем направлении распространения пожара и воды.
Этот принцип предусматривает определение наиболее угрожающего направления распространения аварии, способное привести корабль к гибели или значительно снизить его боеспособность и сосредоточение основных сил и средств на данном направлении.
Наиболее угрожающее направление определяет командир корабля, основываясь на рекомендациях и расчетах ПЭЖ. Он же определяет состав сил и средств, которые должны быть сосредоточены на данном направлении. Назначенные дополнительные силы и средства поступают в распоряжение командиров рубежей обороны, которые находятся на данном направлении.
4. Централизация руководства по борьбе за живучесть в сочетании с инициативными и решительными действиями личного состава. Этот принцип должен быть положен в основу организации борьбы за живучесть корабля. Схема руководства борьбой за живучесть выглядит следующим образом:
Общее руководство борьбой с пожарами и за непотопляемость осуществляет командир корабля с ГКП.
Непосредственное руководство борьбой за живучесть, выработку решений производит ПЭЖ, во главе с командиром ЭМБЧ.
Централизация руководства борьбой за живучесть обеспечивается взаимодействием ГКП и ПЭЖ.
Борьбой за живучесть оружия и технических средств руководят командиры БЧ со своих КП.