Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Живучесть корабля - ПОНЯТИЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

 

 

ПОНЯТИЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

 

Подводные лодки (ПЛ) - сравнительно молодой род сил Военно-Морского Флота. Они вошли в состав военных флотов только в конце ХIХ века. Вначале круг задач, решаемый ПЛ, был небольшим, но по мере технического совершенст­вования подводных лодок их боевые возможности расширялись.

Во время второй мировой войны подводные лодки широко применялись на всех морских театрах военных действий и являлись основной ударной силой для уничтожения военных кораблей и транспортов противника.

В послевоенный период началось строительство атомных подводных лодок с мощным ракетным вооружением. Круг задач, решаемых подводными лодками, значительно расширился. Повысилась эффективность их боевого применения.

Современные подводные лодки могут наносить удары не только по кораб­лям, судам и ПЛПЛ противника, но и по береговым объектам, промышленным цен­трам и т.д. Район плавания для атомных ПЛ практически не ограничен. Атомные ПЛ неоднократно совершали кругосветные плавания, переходы под льдами Арк­тики и всплытия на северном полюсе.

На сегодняшний день атомные ПЛ с баллистическими ракетами представляют собой наиболее мощную ударную силу вооруженных сил ведущих стран мира.

Кроме атомных ПЛ, составляющих ядро подводного флота, в его состав входят и ди­зельные подводные лодки.

Целью сегодняшнего занятия является изучение основных понятий об устройстве подводных лодок, рассмотрение их боевых и мореходных качеств, ознакомление с основными типами энергетических установок, применяемых на современных ПЛ, знакомство с принципами построения корабельных систем и устройств.

 

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ОСНОВНЫХ КЛАССОВ.

Подводная лодка (ПЛ) представляет собой боевой корабль, способный вести боевые действия как в надводном, так и в подводном положении.

Современная ПЛ - это сложный инженерный комплекс, обеспечивающий на­дежное и длительное плавание ее над и под водой и эффективное использование своего оружия.

Корпус является важнейшим конструктивным элементом ПЛ, как инже­нерного сооружения. В процессе эксплуа­тации и боевого использования ведется тщательный и постоянный контроль за состоянием корпуса, который осуществля­ется постоянной корабельной комиссией. Корпус находится в заведовании ко­мандира электромеханической боевой части.

Корпус подводной лодки должен выдерживать большие гидростатические давления воды при погружениях и в то же время иметь высокие мореходные ка­чества.

Для выполнения этих требований ПЛ имеет два корпуса:

- прочный (внутренний), обеспечивающий прочность и герметичность;

- легкий (наружный), обеспечивающий высокие мореходные качества.

В прочном корпусе размещаются личный состав, а также оружие и техниче­ские средства, которые должны быть изолированы от забортной воды.

Конструктивно прочные корпуса современных ПЛ имеют сигарообразную форму и состоят из обшивки и набора. Обшивка изготовляется из высококачест­венной, особо прочной, специально обработанной листовой стали толщиной 30 – 50 мм. Материалами обшивки могут быть сплавы на основе титана.

Набор прочного корпуса выполняется по поперечной системе и состоит из кольцеобразных шпангоутов, которые могут располагаться как внутри, так и сна­ружи обшивки.

Размеры прочного корпуса в зависимости от водоизмещения ПЛ могут быть по диаметру до 6 – 10 м, по длине – от 50 до 120 м.

Для обеспечения непотопляемости и создания необходимых жизненных условий личному составу прочный корпус поперечными водонепроницаемыми переборками разделяется на 5 – 10 отсеков. Для сообщения между отсеками в пе­реборках устанавливаются равнопрочные с переборками двери.

По высоте отсеки разделяются платформами. На ПЛ большого водоизме­щения могут быть 2 – 3 платформы.

Над центральным постом к прочному корпусу крепится прочная (боевая) рубка, которая является главным командным пунктом ПЛ при плавании на пери­скопной глубине. В случае аварии прочная рубка может использоваться как шлюзовая камера для выхода личного состава на поверхность.

Вход, выход, погрузка и выгрузка малогабаритных грузов и запасных тор­пед обеспечиваются через входные и торпедопогрузочные люки.

К элементам прочного корпуса относятся также шахты для размещения ра­кет и трубы торпедных аппаратов.

Легкий корпус имеет хорошо обтекаемую форму и предназначен для обес­печения ПЛ высоких мореходных качеств. Он частично или полностью по длине и периметру охватывает прочный корпус и состоит из средней части, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки и ограждения рубки. В легком корпусе размещаются цистерны, а также оружие и технические средства, которые могут подвергаться воздействию забортной воды.

Ввиду того, что при нахождении ПЛ в подводном положении легкий корпус не испытывает гидростатического давления воды, его конструкция определяется главным обра­зом соображениями прочности при погружении, всплытии и плавании в надвод­ном положении.

Конструктивно легкий корпус состоит из обшивки и набора. Обшивка вы­полняется из листов стали толщиной 4 – 8 мм, а набор представляет собой жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, поперечных переборок, стрингеров, раскосин и других деталей.

В нижней части надстройки, в оконечностях и ограждении рубки делаются отверстия (шпигаты), через которые проницаемые части легкого корпуса заполняются водой при погружении и осушаются при всплытии. Вентиляция проницаемых частей легкого корпуса при погружении и всплытии происходит через большое количества отверстий в палубе.

Легкий корпус крепится к прочному с помощью сварки так, чтобы при повреждениях легкого корпуса исключалось повреждение прочного.

Для постановки подводной лодки в док, а также для предохранения прочного корпуса от повреждений при посадке на грунт в нижней части по всей длине прочного корпуса проходит сварной киль.

В зависимости от взаимного расположения легкого и прочного корпусов, ПЛ разделяются на однокорпусные, полуторакорпусные и двухкорпусные.

Однокорпусные ПЛ имеют только прочный корпус с легкими оконечностями, надстройкой и ограждением рубки. ЦГБ располагаются внутри прочного корпуса. В настоящее время однокорпусными выполняются только сверхмалые ПЛ, основной задачей которых является проведение диверсионных операций в пунктах базирования кораблей и ПЛ противника.

Полуторакорпусные ПЛ имеют ПК и расположенный с обоих бортов по всей длине легкий корпус. Нижняя часть ПК при этом остается открытой. Данная конструкция применяется при постройке малых ПЛ специального назначения.

Двухкорпусные ПЛ имеют ЛК полностью охватывающий ПК. Данная конструкция является основной при постройке современных ПЛ основных классов.

В кормовой оконечности ПЛ перед кормовыми горизонтальными рулями устанавливаются горизонтальные стабилизирующие плоскости. Они обеспечивают устойчивость движения ПЛ на переднем ходу. Атомные подводные лодки имеют горизонтальные и вертикальные стабилизаторы.

Основное вооружение, технические средства и личный состав размещаются в отсеках ПЛ. Наименование отсеков производится исходя из назначения и размещенного в них основного оружия и технических средств.

Например, на атомной ракетной ПЛ с семью отсеками основное вооружение располагается следую­щим образом.

В первом торпедном отсеке находятся казенные части торпед­ных аппаратов, устройства для их перезаряжания, запасные тор­педы.

Второй отсек является жилым. В нем на верхней платформе расположены каюты офицеров и кубрики личного состава, на ниж­ней платформе - бытовые помещения. В трюме размещены акку­муляторная батарея, механизмы и системы, обеспечивающие жиз­недеятельность личного состава. Кормовая часть второго отсека оборудована под центральный пост. В ней находятся пост управ­ления подводной лодкой, приборы управления ракетной и торпед­ной стрельбой, посты радиотехнического наблюдения и связи.

Тре­тий отсек оборудован под пост предстартовой подготовки ракет. Здесь также располагается центральный пост, где сосредоточено управление ПЛ.

Четвертый отсек является ракетным. В нем расположены шахты ракет, системы и механизмы, обеспечивающие их хранение и под­готовку к пуску.

Пятый отсек реакторный. В нем размещаются ядерный реактор, парогенераторы с системами и механизмами, об­служивающими их работу.

В шестом отсеке расположены вспомо­гательные механизмы энергетической установки.

Седьмой отсек - турбинный. В нем расположены главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) с обслуживающими системами и механизмами, турбогене­раторы, резервный дизель-генератор и гребной электродвигатель для обеспечения хода ПЛ при неработающем ГТЗА.

На различных проектах подводных лодок, в зависимости от их назначения и класса, размещение воору­жения, механизмов и технических средств имеет свои особенности. Главными требованиями предъявляемыми к конструкции корпуса и размещению оружия, вооружения и технических средств является обеспечение боевых и мореходных качеств подводной лодки.

 

You are here: Главная Лекции Флот Живучесть корабля