Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой - Осуществление сыска
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граждан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституционных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из законной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой — признаются судом не противоречащими праву.
Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране конституции). Установленный этим Законом порядок проведения данных мероприятий распространяется и на другие спецслужбы — МАД и БНД.
Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотрудников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).
Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависимости от их общественного или служебного положения (не исключая священнослужителей и т.д.).
Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему организационно входят:
Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (расследуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) полиции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) — служба контрразведки;
Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);
Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);
Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).
В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.
Правовые источники сыска. Деятельность субъектов сыска регламентируется законами, декретами Правительства, распоряжениями Президента и премьер-министра, а также ведомственными инструкциями и циркулярами (последние являются самой распространенной формой правового регулирования ОРД, которая не ограничивает конституционные права граждан). Ведущими законами в области ОРД являются УПК, Законы 1991 г. № 91-6463 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникаций и 1991 г. № 91-1264, который содержит правила контролируемой поставки в области противодействия торговле и употреблению наркотиков.
Кроме того, сыск регулируется следующими правительственными Декретами:
от 26 мая 1975 г. № 75-752 (определено положение НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД Франции);
от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внешней безопасности» (главной разведывательной службы Франции — DGSE);
от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»; от 28 ноября 1986 г. № 86-1216 (утверждена структура МВД); от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны». Нормы декретов, касающиеся ОРД, носят бланкетный характер и отсылают к правилам ведомственных нормативных актов.