Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой - существление правоограпичительных ОРМ
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Осуществление правоограпичительных ОРМ. В соответствии с Законом № 91-646 перехват информации на каналах телеграфной, телефонной, почтовой и иной связи может быть двух видов: административный и судебный.
При административном перехвате большое значение имеет определение его целей. В отличие от Германии, где вне рамок уголовного дела перехват осуществляется в целях сбора сведений, необходимых для выявления возможной угрозы вооруженного нападения и противостояния этой опасности, во Франции такие цели изложены шире. Это сбор разведывательных данных для обеспечения национальной безопасности, защиты важных элементов научного и экономического потенциала страны или предотвращения терроризма, пресечения бандитизма и организованной преступности, а также для обеспечения собственной безопасности Минобороны.
Санкция на административный перехват дается премьер-министром или одним из двух назначенных им лиц по письменному и мотивированному запросу Министра обороны. Под руководством премьер-министра таю проводится учет мероприятий по административному перехвату с регист рацией даты и времени начала и окончания каждого мероприятия.
Второй вид — «судебный» перехват, осуществляемый на основан санкции следственного судьи в рамках такого уголовного дела, когда совершение расследуемого преступления уголовный закон предусматрива тюремное заключение на срок два года или более.
Срок такого перехвата — не более четырех месяцев, но он может быть продлен такой же срок. По каждому осуществленному перехвату и записи составляется прото! с указанием даты и времени начала и окончания записи.
В законодательстве не содержится исключений на перехват сообщений, связанных занятием государственной должности отдельным лицом (депутаты, судьи и т.д.).
Предусматривая множественность субъектов, обладающих правом осуществления правоограпичительных ОРМ, законодательство не ограничивает деятельность этих субъектов пределами их компетенции. По букве закона любой субъект вправе проводить эти мероприятия по всем основаниям, предусмотренным в законе, и в полном объеме.
Проведение сыска без ограничения конституционных прав граждан. Характерной чертой законодательства в области ОРД является неопределенность в разграничении компетенции многочисленных полицейских служб и спецслужб, отсутствие систематизированного правового регулирования порядка проведения ОРМ, не ограничивающих конституционные права. Более того, ОРМ, не ограничивающие конституционные права, не подвергнуты законодательному регулированию (за исключением контролируемой поставки). Такие мероприятия регулируются закрытыми ведомственными инструкциями, издание которых законодательными актами предписывается соответствующим министрам. Помимо закрытых инструкций, некоторые ОРМ регулируются в отдельных судебных решениях.
Кроме того, в 1991 г. принят закон, направленный на противодействие распространению и торговле наркотиками, в котором в качестве главного метода борьбы с наркобизнесом предусмотрена контролируемая поставка, осуществляемая в целях фиксирования преступлений, связанных с импортом и экспортом средств или растений, классифицированных как наркотические средства; идентификации руководителей и участников таких преступлений, а также лиц, принимающих в них участие как заинтересованные лица.
Особенностями проведения контролируемой поставки является то, что, во-первых, субъектом ее проведения является только таможенная служба, которая при этом в обязательном порядке немедленно уведомляет прокурора и в дальнейшем действует под его контролем, а во-вторых, это ОРМ проводится только в борьбе с наркобизнесом.
- << Prev
- Next