Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Для континентальной модели сыска, базирующейся на континентальной системе права (одна из ее отличительных черт — доминирование такого правового источника, как нормативный правовой акт), характерны достаточно жесткая централизация деятельности правоохранительных органов и спецслужб, а также традиционное использование отдельных общенациональных полицейских органов со взаимопсрссскающимися, порой параллельными функциями и полномочиями полиции и жандармерии (Австрия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария и др.). Типичными представителями континентальной модели профессионального сыска являются полицейские системы Германии и Франции. На их примере рассмотрим, кто, по каким правилам и как осуществляет сыск в континентальной Европе.
Профессиональный сыск в Германии и его регламентация. В число федеральных сыскных ведомств (уголовного и политического сыска) входят:
Федеральное ведомство по уголовным делам (криминальная полиция — ВКА);
Федеральное ведомство по охране конституции (политическая разведка и контрразведка);
Федеральная пограничная охрана;
Служба таможенного сыска Минфина;
Военная полиция Бундесвера;
Федеральная разведывательная служба (БНД);
Служба военной контрразведки (МАД) и др.
Кроме того, в субъектах Федерации (землях) имеются свои сыскные органы, например земельные ведомства по охране конституции.
Правовые источники сыска и их характеристика. Так же, как и в других западноевропейских государствах, законодательство Германии в области ОРД не кодифицировано и включает большое количество нормативных актов различной юридической силы.
В системе нормативных правовых актов в области ОРД выделяют две группы: 1) законодательные акты — по вопросам правового регулирования правоограничительных мероприятий; 2) подзаконные акты — по иным вопросам. Последние делятся на акты Правительства и ведомственные акты (эти акты в области ОРД носят в основном закрытый характер). Все нормативные акты в области сыска также делят на федеральные и земельные.
Федеральными законодательными актами в области ОРД являются:
Уголовно-процессуальный кодекс;
Закон от 15 марта 1951 г. «Об образовании Федерального ведомства по уголовным делам» (с изменениями, внесенными Законом от 28 июля 1973 г.);
Закон 1968 г. об ограничении тайны переписки, почтовых отправлений и телефонной связи (с изменениями, внесенными Законом от 13 сентября 1978 г.);
Закон 1978 г. о парламентском контроле над разведывательной деятельностью Федерации;
Закон о борьбе с терроризмом 1986 г.;
Закон о Федеральной разведывательной службе 1990 г.;
Закон о Службе военной контрразведки 1990 г.;
Федеральный закон об охране конституции 1990 г.;
Закон о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и иными проявлениями организованной преступности 1992 г. и др.
Цели ОРД определяют порядок проведения ОРМ, т.е. происходи деление порядка проведения правоограничительных мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, с одной стороны, и в целях борьбы с преступностью — с другой. Причем условия проведения мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены и в отличие от мероприятий по борьбе с преступностью, где требуется обязательное получение санкции суда, предусматривается возможность их проведения без судебной санкции.
Особенностью законодательства является перечисление видов ОРМ в разных законодательных актах. Повторяя перечень мероприятий, предусмотренных Законом об охране конституции, в таких законодательных актах не установлен порядок (основания и условия) проведения конкретных ОРМ.
Осуществление сыска с ограничением конституционных прав граждан. В соответствии с Законом 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (Закон G10) установлены два основания для ограничения конституционных прав, связанных с тайной переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи.
Во-первых, общий порядок — наличие реальных оснований подозревать, что лицо планирует, совершает или совершило одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями УК ФРГ, т.е. в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (§ 2 Закона).
Во-вторых, исключительный порядок используется в целях сбора сведений, необходимых для своевременного выявления возможной угрозы вооруженного нападения на страну и противостояния такой угрозе» (§ 3, 5, 9 Закона). Не требуется наличия информации о совершении или подготовки преступления, предусмотренного конкретной статьей УК ФРГ.
Право проведения правоограничительных мероприятий в исключительном порядке предоставлено только БНД.
Разграничение порядка проведения таких ОРМ обусловлено не толь разграничением оснований для их осуществления. Имеются еще два критерия их разграничения.
Первый — по субъектам, правомочным проводить эти мероприятия. При общем порядке просматривается многосубъектность, т.е. такое право предоставлено, с одной стороны, БНД и Службе безопасности Бундесвера в целях обеспечения собственной безопасности, а с другой — Федеральному ведомству по охране конституции — в связи с совершением или планированием всех перечисленных в Законе преступлений.
Из этого перечня субъектов исключены полицейские органы. Они не вправе на первом этапе общего порядка проводить мероприятия, предусмотренные Законом G10. Полиция их вправе проводить только в соответствии с УПК ФРГ в рамках возбужденного уголовного дела.
Второй критерий — по порядку санкционирования правоограничительных мероприятий. В этом отношении порядок их проведения зависит от стадии выявления или раскрытия общественно опасного деяния: первой или второй стадии. Причем применяется исключительно формальный критерий, т.е. уголовно наказуемое деяние может быть и совершено, но, поскольку нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, информация о вероятном совершении преступления или лице, его совершившем, только проверяется или уточняется.
Особенностью законодательства, относящегося к порядку проведения ОРМ, ограничивающих отдельные конституционные права граждан, является наличие правовой нормы, предусматривающей порядок уведомления об ограничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены.
Такая норма появилась в результате внесения поправки в Закон 1968 г. после решения Конституционного Суда ФРГ от 15 декабря 1970 г. о том, что этот Закон является неконституционным, так как в нем не предусмотрена обязанность органов, проводивших правоограничительные мероприятия, уведомлять об их проведении лиц, в отношении которых эти мероприятия проводились.
Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граждан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституционных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из законной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой — признаются судом не противоречащими праву.
Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране конституции). Установленный этим Законом порядок проведения данных мероприятий распространяется и на другие спецслужбы — МАД и БНД.
Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотрудников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).
Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависимости от их общественного или служебного положения (не исключая священнослужителей и т.д.).
Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему организационно входят:
Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (расследуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) полиции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) — служба контрразведки;
Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);
Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);
Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).
В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.
Правовые источники сыска. Деятельность субъектов сыска регламентируется законами, декретами Правительства, распоряжениями Президента и премьер-министра, а также ведомственными инструкциями и циркулярами (последние являются самой распространенной формой правового регулирования ОРД, которая не ограничивает конституционные права граждан). Ведущими законами в области ОРД являются УПК, Законы 1991 г. № 91-6463 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникаций и 1991 г. № 91-1264, который содержит правила контролируемой поставки в области противодействия торговле и употреблению наркотиков.
Кроме того, сыск регулируется следующими правительственными Декретами:
от 26 мая 1975 г. № 75-752 (определено положение НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД Франции);
от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внешней безопасности» (главной разведывательной службы Франции — DGSE);
от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»; от 28 ноября 1986 г. № 86-1216 (утверждена структура МВД); от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны». Нормы декретов, касающиеся ОРД, носят бланкетный характер и отсылают к правилам ведомственных нормативных актов.
Осуществление правоограпичительных ОРМ. В соответствии с Законом № 91-646 перехват информации на каналах телеграфной, телефонной, почтовой и иной связи может быть двух видов: административный и судебный.
При административном перехвате большое значение имеет определение его целей. В отличие от Германии, где вне рамок уголовного дела перехват осуществляется в целях сбора сведений, необходимых для выявления возможной угрозы вооруженного нападения и противостояния этой опасности, во Франции такие цели изложены шире. Это сбор разведывательных данных для обеспечения национальной безопасности, защиты важных элементов научного и экономического потенциала страны или предотвращения терроризма, пресечения бандитизма и организованной преступности, а также для обеспечения собственной безопасности Минобороны.
Санкция на административный перехват дается премьер-министром или одним из двух назначенных им лиц по письменному и мотивированному запросу Министра обороны. Под руководством премьер-министра таю проводится учет мероприятий по административному перехвату с регист рацией даты и времени начала и окончания каждого мероприятия.
Второй вид — «судебный» перехват, осуществляемый на основан санкции следственного судьи в рамках такого уголовного дела, когда совершение расследуемого преступления уголовный закон предусматрива тюремное заключение на срок два года или более.
Срок такого перехвата — не более четырех месяцев, но он может быть продлен такой же срок. По каждому осуществленному перехвату и записи составляется прото! с указанием даты и времени начала и окончания записи.
В законодательстве не содержится исключений на перехват сообщений, связанных занятием государственной должности отдельным лицом (депутаты, судьи и т.д.).
Предусматривая множественность субъектов, обладающих правом осуществления правоограпичительных ОРМ, законодательство не ограничивает деятельность этих субъектов пределами их компетенции. По букве закона любой субъект вправе проводить эти мероприятия по всем основаниям, предусмотренным в законе, и в полном объеме.
Проведение сыска без ограничения конституционных прав граждан. Характерной чертой законодательства в области ОРД является неопределенность в разграничении компетенции многочисленных полицейских служб и спецслужб, отсутствие систематизированного правового регулирования порядка проведения ОРМ, не ограничивающих конституционные права. Более того, ОРМ, не ограничивающие конституционные права, не подвергнуты законодательному регулированию (за исключением контролируемой поставки). Такие мероприятия регулируются закрытыми ведомственными инструкциями, издание которых законодательными актами предписывается соответствующим министрам. Помимо закрытых инструкций, некоторые ОРМ регулируются в отдельных судебных решениях.
Кроме того, в 1991 г. принят закон, направленный на противодействие распространению и торговле наркотиками, в котором в качестве главного метода борьбы с наркобизнесом предусмотрена контролируемая поставка, осуществляемая в целях фиксирования преступлений, связанных с импортом и экспортом средств или растений, классифицированных как наркотические средства; идентификации руководителей и участников таких преступлений, а также лиц, принимающих в них участие как заинтересованные лица.
Особенностями проведения контролируемой поставки является то, что, во-первых, субъектом ее проведения является только таможенная служба, которая при этом в обязательном порядке немедленно уведомляет прокурора и в дальнейшем действует под его контролем, а во-вторых, это ОРМ проводится только в борьбе с наркобизнесом.