Разведки иностранных государств - Субъекты, направления и формы международного сотрудничества в области профессионального сыска
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Субъекты международного сыскного сотрудничества. Выделяют две группы таких субъектов:
1) национальные оперативно-розыскные органы (например, российские), которые в соответствии с международными договорами полномочны непосредственно сотрудничать с аналогичными органами в других государствах в ходе так называемых прямых контактов (см. гл. 7 настоящего издания);
2) специально созданные наднациональные органы.
Среди субъектов второй группы международного сыскного сотрудничества наиболее представительны:
на универсальном уровне — ООН и ее органы, занимающиеся прежде всего вопросами международного сотрудничества в борьбе с преступно стью (но не непосредственно сыском). Вопросами уголовного сыски пени средственно занимается Международная организация уголовной ПОЛИЦИИ или Интерпол (см. § 3 настоящей главы).
В ООН известны Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат (в нем имеется Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию), Комиссия международного права. Международный суд, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС). Кроме того, ряд специализированных учреждений в пределах своих полномочий также ведет борьбу с преступностью: ВОЗ, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.
на региональном уровне — Европол (см. § 3 настоящей главы). Кроме того, на региональном уровне государствами — участниками СНГ созданы специальные органы межгосударственного сыска (см. § 4 настоящей главы).
Направления международного сыскного сотрудничества. Основные направления сотрудничества:
• международный розыск. Такой розыск есть комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мер, принимаемых правоохранительными и иными компетентными органами государств (инициатора розыска и запрашиваемого), для установления, ареста и выдачи разыскиваемого лица. Международный розыск осуществляется на территории каждого из участвующих в розыске государства в соответствии с принципами и общими нормами международного права, а также международными соглашениями, заключенными между этими государствами, и национальным законодательством;
• экстрадиция (выдача) разыскиваемых лиц;
• сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и его финансированием;
• взаимодействие и координация мер по борьбе с организованной преступной деятельностью;
• взаимодействие и координация усилий в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
• борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
• борьба с легализацией (отмыванием) преступно нажитых доходов;
• борьба с фальшивомонетничеством;
• борьба с незаконным оборотом культурных ценностей;
• борьба с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией;
• борьба с хищением имущества, включая мошенничество, хищением и незаконным оборотом автотранспортных средств, и др.
Формы международного сыскного сотрудничества. Формами такого сотрудничества могут быть:
• обмен оперативно значимой информацией;
• исполнение запросов;
• осуществление в отдельных случаях совместных ОРМ по розыску лиц;
• проведение официальных встреч и совещаний на различных уровнях;
• проведение международных научных конференций, семинаров, круглых столов и т.п.;
• оказание правовой, научной, технической и иной помощи;
• совместная разработка международно-правовых актов в области сыска и др.
На последнем остановимся особо. Так, в результате усилий заинтересованных государств в 2000 г. принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в которой агентурная операция признается специальным методом расследования.
В Конвенции определено, что если это допускается основными принципами внутренней правовой системы, каждое государство-участник в пределах своих возможностей и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает необходимые меры, с тем чтобы разрешить надлежащее использование агентурных операций его компетентными органами на его территории с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности (п. 1 ст. 20).
Хотя агентурная операция, предусмотренная этой Конвенцией ООН, не является собственно ОРМ, известным российскому оперативно-розыскному законодательству (не включена в перечень ОРМ в ФЗ об ОРД), тем не менее эта операция имеет много общих признаков с:
разновидностью такого ОРМ, предусмотренного ФЗ об ОРД, как оперативное внедрение;
агентурным сыском (полностью последним ее признать нельзя так как операция согласно Конвенции ООН, во-первых, является не формой организации агентурной деятельности, а только отдельным конкретным актом (схожим с оперативным внедрением) и, во-вторых, ограничена борьбой с организованной преступностью). См. § 4 гл. 17 настоящего издания.