Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Сыскное сотрудничество между государствами — участниками Содружества Независимых Государств

Нормативная правовая основа сыскного сотрудничества в СНГ н его субъекты. Нормативной правовой основой сотрудничсстн.1 ратифицированные Россией решения Совета глав государств и правительств СНГ, региональные и двусторонние договоры России с госу­дарствами — участниками СНГ. Важную роль играют решения, принимае­мые Советом Министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и спецслужб, Советом командующих Пограничными вой­сками и Советом руководителей таможенных служб государств — уча­стников СНГ.

Субъекты оперативно-розыскного сотрудничества. Российские опе­ративно-розыскные органы полномочны сотрудничать с субъектами сыска стран СНГ непосредственно (так называемые прямые контакты) или через специальных субъектов межгосударственного оперативно-розыскного со­трудничества — Бюро по координации борьбы с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ и Антитеррористический центр государств — участни­ков СНГ.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (БКБОП) создано в 1993 г. по решению Совета глав пра­вительств государств — участников СНГ. Положение о БКБОП утверждено 9 октября 1997 г. БКБОП — постоянно действующий орган, деятельностью которого руководит Совет Министров внутренних дел государств — участ­ников СНГ (СМВД).

Основные функции БКБОП:

содействие в подготовке и реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ и СМВД в борьбе с организованной преступностью и иными особо опасными проявлениями преступности;

формирование банка данных о лидерах преступного мира, организаторах и актив­ных участниках международных организованных преступных формирований;

принятие мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия МВД в воздействии на наиболее опасные преступления, совершаемые на территории государств — участников СНГ;

координация усилий при осуществлении ОРМ и комплексных операций на межго­сударственном уровне;

содействие в проведении межгосударственного розыска и выдаче лиц, совершивших особо опасные преступления и скрывшихся от уголовного преследования или исполне­ния приговора, и др.

Антитеррористический центр государств — участников СНГ (АТЦ) создан по решению Совета глав государств СНГ в 2000 г. В соответ­ствии с Положением о нем АТЦ является постоянно действующим специа­лизированным отраслевым органом СНГ, который предназначен для обес­печения координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными прояв­лениями экстремизма.

Основные функции и задачи АТЦ:

обеспечение координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом;

выработка предложений Совету глав государств СНГ и другим органам СНГ о на­правлениях развития сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с между­народным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

формирование на базе объединенного банка данных органов безопасности, спец­служб и других компетентных органов государств — участников СНГ специализирован­ного банка данных о международных террористических и иных экстремистских органи­зациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах и т.п.;

предоставление информации на регулярной основе и по запросам компетентным ор­ганам государств — участников СНГ, участвующим в формировании специализирован­ного банка данных;

содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в межгосударст­венном розыске лиц, совершивших преступление террористического характера и скры­вающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.

 


Межгосударственный розыск в СНГ как одно из важнейших на­правлений сыскного сотрудничества. Межгосударственный розыск — проводимый уполномоченными на то субъектами комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий для обна­ружения в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) разыски­ваемого лица, которое скрывается на территории государства — участни­ка СНГ.

 

Межгосударственный розыск проводится в соответствии с Соглашени­ем о взаимодействии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Протоколом к Минской конвенции 1997 г. и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Важную роль в регламентации межгосударственного розыска играет Ин­струкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная в 2002 г. решением Совета министров внутренних дел.

В Инструкции установлен единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ и иных уполномоченных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции при межгосударственном розыске обви­няемых, подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по ис­кам; пропавших без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознан­ным трупам.

Межгосударственный розыск на территории России не противоречит действующей системе федерального розыска и не подменяет собой между­народный розыск, проводимый по каналам Интерпола.

Разыскиваемые в рамках межгосударственного розыска лица — те же, которые определены национальными нормативными правовыми актами ПО федеральному розыску (см., например, указание МВД России от 28 мар1 I 2002 г. № 1/1784 «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц»). В соответствии с правилами этой Инструкции субъектами межгосударственного розыска выступают министерства внутренних дел стран СНГ, которые взаимодействуют в розыске через свои центральные аппараты. При наличии информации о кон­кретном месте нахождения разыскиваемого лица допустимо направление поручения о розыске непосредственно в территориальный или линейный орган внутренних дел.

В ходе совместной для МВД России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Ук­раины операции «Розыск», которая проводилась в 2005 г., были задержаны 8297 обви­няемых, 2660 из которых находились в федеральном розыске, а 176 — в межгосударст­венном, разыскано 3361 пропавших без вести.

Условия и порядок объявления межгосударственного розыска. Так, для объявления межгосударственного розыска обвиняемого, подсудимого или осужденного необходимо:

избрание в отношении разыскиваемого лица в государстве — инициа­торе розыска меры пресечения в виде заключения под стражу;

предварительное согласование с уполномоченным национальным ор­ганом намерения запросить его выдачу.

Основанием для объявления межгосударственного розыска служит по­становление, которое выносит национальный орган внутренних дел, веду­щий розыск. Постановление об объявлении межгосударственного розыска выносят тогда, когда меры розыска внутри государства — инициатора ро­зыска исчерпаны, разыскиваемое лицо не найдено и имеются основания полагать, что оно скрылось на территории другого государства — участника СНГ. В отношении обвиняемых и лиц, пропавших без вести, розыск объяв­ляется незамедлительно, т.е. в течение суток.

В России вынесение постановления об объявлении федерального ро­зыска автоматически служит объявлением и межгосударственного розыска. Решение об объявлении розыска принимает начальник органа внутренних дел (его заместитель) по представлению сотрудника, в производстве кото­рого находится розыскное дело.

Порядок осуществления межгосударственного розыска. При получении запроса от органа страны-инициатора о розыске и задержании лица правоохра­нительные органы запрашиваемого государства — участника СНГ:

рассматривают этот запрос для определения достаточности инфор­мации;

проводят проверку по имеющимся в органах внутренних дел учетам; запрашивают при необходимости у инициатора розыска дополнитель­ные сведения и т.д.

Определяющую роль в розыске играет осуществление на территории запрашиваемой стороны соответствующих ОРМ. При установлении разы­скиваемого лица орган запрашиваемой стороны принимает меры к его за­держанию. Задержание, а затем заключение под стражу и экстрадиция лица проводятся в соответствии с международными договорами и законодатель­ством государства, на территории которого проведено задержание разы­сканного лица.

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Сыскное сотрудничество между государствами — участниками Содружества Независимых Государств