Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Понятие оперативно-розыскной информации. Обогащение оперативно-розыскной информации - Психическая модель

Разведки иностранных государств - Понятие оперативно-розыскной информации. Обогащение оперативно-розыскной информации - Психическая модель

Между образом и мысленной моделью возникают отношения субординации: образы первичны, а по своему месту и познании имеют базисный характер; психические же модели вторичны по сравнению с образами, а их функции в познании НОСЯТ производ­ный, подчиненный характер. Психическая модель, будучи опти­мальным вариантом осмысливания социальных явлений, становит­ся той категорией, которой оперируют при извлечении полезной информации в общении с ее источником. У людей — носителей зна­ний формирование образов и психических моделей происходит так­же на основе информационных процессов. Но даже систематизи­рованные, полные знания остаются лишь информацией «для себя», ибо с точки зрения задач ОРД они не устраняют неопределенности (являются лишь элементами разнообразия). Органы чувств, буду­чи единственными каналами получения информации, поставляют человеческому мышлению эмпирические данные, которые наряду с существенными содержат и второстепенные сведения, что уже со­здает помехи. Но это лишь один вариант, увеличивающий много­образие и усложняющий выбор значимых сведений. Знания о фак­тах, событиях, поведении людей возникают в результате отдельных высказываний или связанных систем, наблюдений, сравнений, со­единения различных суждений воедино, построения логических умозаключений. Все это происходит либо в результате продуман­ной, планируемой деятельности, либо стихийно, когда приобрете­ние знаний (возникновение мысленных моделей) не отделено от практических действий людей, от системы типичных общений.

 

Сознание человека (в данном случае идет речь о наиболее мас­совых источниках оперативно-розыскной информации) функцио­нирует как сложное взаимоотношение различных процессов, связанных с индивидуальными особенностями, усвоением опыта, вли­янием общественного сознания. Человек в ходе своей жизни усва­ивает опыт предшествующих поколений, и это происходит в фор­ме овладения системой знаний, нравственных норм, выработанных обществом. Чувствующий, думающий, переживающий индивид не формирует знания механически, а придает им определенную окрас­ку в зависимости от многих факторов: общественного положения; уровня индивидуальных познаний; правосознания; личной актив­ности; наличия или отсутствия солидарности с правонарушителя­ми; личной заинтересованности в связи с представлениями о по­следствиях передачи и распространения ставших ему известными сведений.

Наконец, у людей возникают оценочные суждения, что связано с определенной степенью абстрагирования, с оперированием иде­альными категориями, когда в зависимости от индивидуальности происходит мысленное восполнение недостающих элементов логи­ческой схемы (модели). Все это достигается мысленным повторе­нием воспринимавшихся явлений, событий, но с исключением из последних тех материальных ограничений, которые не корреспон­дируют с индивидуальными представлениями о сущности и оцен­ке наблюдавшихся явлений.

В литературе отмечалось, что само мысленное повторение изве­стных из опыта схем означает аналогичность структуры мыслитель­ной деятельности структуре уже известных решений. В результате создаются имеющие субъективную окраску мысленные модели, по­степенно «очищающие» воспринятую в первоначальном виде ин­формацию. Субъективизм проявляется в индивидуальности расчле­нения явлений на главные и неглавные, значимые и незначимые, первостепенные и второстепенные. Эти мыслительные процессы наблюдаются не только у граждан, которых мы ранее отнесли к ка­тегории пассивных источников информации, но и у негласных со­трудников, оперативников. «Очищение» может приводить к полно­му игнорированию деталей, играющих важную познавательную роль при получении оперативно-розыскной информации, и как следствие — к искажению действительности, неполноте отражения, а в ряде случаев и к возникновению пристрастия, тенденциознос­ти, утрированности, фантазированию. Здесь-то и проявляют себя правовые категории, обращение к которым позволяет не только формулировать адекватные возникшей ситуации оценки, но и при­нимать тактические решения.

Например, А.Ф. Возный, исследуя моделирующие функции категорий уголовного права, справедливо отмечал, что нормы института соучастия определяют характер мероприятий, проводимых с помощью агентуры. Они позволяют правильно избрать кандидата на привлечение к негласному сотрудничеству из числа соучастников, определить наиболее целесообраз­ную и правомерную линию поведения агента переде разрабатываемых, заранее наметить границы, в которых агент может действовать. Наконец, на формировании знаний сказываются специфика че­ловеческих общений и особенности передачи информации ЯЗЫКОВЫ­МИ средствами. Языковое выражение понятий и причинных связей приводит к тому, что человек реагирует не только на материальные раздражители объективного мира, но и на ту языковую среду, в ко­торой он находится. Во всех мыслительных операциях внимание на­правлено па содержание, значимость явлений. С помощью языко­вых средств формулируется суждение (заключение) ОТНОСИПЛЬНО ре­ально или предположительно существующих фактов, пещей, предметов. При этом люди пользуются понятийным аппаратом, со­ответствующим их опыту, уровню развития, профессии, возрасту, ин­теллекту. Языковые средства передачи информации В процессе об­щения имеют разный уровень и от социальной окраски, эмоциональ­ного отношения к различным явлениям. Исследователи-лингвисты отмечают, например, что форма языкового поведения быстро меня­ется при изменении социального положения говорящего, помимо территориальных диалектов существуют еще и социальные.

В частности, социальный диалект (принятый в той или иной со­циальной общности субвариант речи) возникает под влиянием эт­нических особенностей, общения в группах с определенным уров­нем и типом образования. В разной социальной среде не только су­ществуют разные оценочные категории, но и используются неадекватные языково-логические конструкции и образы для стан­дартизации обозначений тех или иных явлений. Так появляется языковая (понятийная) несовместимость, что увеличивает много­образие элементов, усложняя выбор из них тех, которым придает­ся значение оперативно-розыскной информации.

В противовес стихийному образованию «разнообразия» осуще­ствляется упорядочение на основе творческого процесса мышления специалистов — оперативников. Они выступают в качестве позна­ющих субъектов особого рода, формулируют содержание новых знаний о предмете ОРД. Такое познание поднимается на более вы­сокий уровень по сравнению со стихийно-эмпирическим, оно име­ет организационное обеспечение и учитывает ряд закономерностей социальной жизни, которые либо затрудняют, либо способствуют «производству» оперативно-розыскной информации.

Рассмотрим практические пути обогащения оперативно-розыск­ной информации. Если индивидуальный опыт при стихийно-эмпи­рическом формировании образов, знаний, суждений, мысленных моделей не создает условий для глубокого и всестороннего отраже­ния объективной реальности, то осуществляемый на профессиональном уровне, упорядоченный, логически целенаправленный от­бор фактов, наоборот, рассчитан на полное познание соответству­ющих явлений, связанных и с преступной, и с допреступной дея­тельностью. В отборе необходимой информации решающую роль выполняют, во-первых, знание закономерное гей возникновения причинных связей между предметами, следами и действиями пре­ступников до, в момент и после совершения преступления и, во-вторых, наличие рациональных элементов, имеющихся помимо чувственного содержания в индивидуальном опыте негласных со­трудников — активных источников информации. Этот опыт скла­дывается у них в рамках стихийно-эмпирического (обыденного) познания с постепенным приобретением некоторых профессио­нальных навыков отбора информации.

Вполне управляем и механизм возникновения психической мо­дели в сознании любою человека - вероятного источника инфор­мации. Для этою и служит тактика опроса, беседы, которая, исклю­чая внушение, навязывание мнений и суждений, импонирующих версии оперативника, призвана способствовать осмысливанию ис­точником информации образов, возникших в результате восприя­тия событий, рассказов, поведения людей, ИХ действий, ЭМОЦИЙ и других явлений, имеющих уголовно-правовые последствия или но­сящих криминогенный характер. Тактические приемы во многих случаях «возвращают» мышление источника информации к перво­начальным образам, «разрушают» мысленные модели, породившие неверные суждения, и способствуют построению новых моделей на базе тех же, но мысленно упорядоченных образов и исходных зна­ний. Другими словами, тактика получения информации включает элементы управления мышлением соответствующих лиц — источ­ников оперативно значимой информации.

 

 

Карьера военного

учебные материалы