Разведки иностранных государств - Современные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Система ИСИНПОЛ
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Каждый государственный орган — субъект ОРД имеет и развивает собственные ИПС оперативно-розыскного назначения. Вместе с тем функционируют ИПС общею пользования для всех государственных правоохранительных органов и спецслужб.
Так, основными субъектами организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации в РФ являются ОВД. Правовую основу ее функционирования составляют: Закон РФ «О милиции», предусматривающий ведение и использование учетов лиц, предметов и фактов (п. 14 ст. 11); ФЗ об ОРД, разрешающий создание и использование информационных систем (ч. I ст. 10); ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», предусматривающий как добровольную, так и обязательную дактилоскопическую регистрацию физических лиц; а также ФЗ «Об оружии», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ФЗ «О безопасности дорожного движения», предусматривающие ведение соответствующих учетов; Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г. № 752); Инструкция по формированию и использованию .жспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекции и справочно-информационных фондов ОВД (утверждена приказом МВД России от I июня 1993 г. № 261)'; другие нормативные правовые акты, в том числе международные договоры РФ.
Основной массив учетно-регистрациоппой информации сосредоточен в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений внутренних дел на Транспорте (УВДТ) и ГИАЦ. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД, включая Экспертпо-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
ГИАЦ и региональные ИЦ обслуживаю! подразделения всех правоохранительных органов и специальных служб: пользователями централизованных оперативно-справочных* криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД являются подразделения МВД, ФСИН, ФТС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСКН.
Массивы ИЦ российских ОВД активно используются и правоохранительными органами государств — участников СНГ, стран Балтии. Объективная необходимость обмена учетно-регистрацион-ной информацией в рамках СНГ обусловила подписание Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел государств — участников СНГ в сфере обмена информацией (1992). В соответствии с этим Соглашением на базе ГИАЦ создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). МВД России заключены соответствующие двусторонние соглашения с МВД государств — участников СНГ о долевом финансировании МИБ.
В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяются на местные (\\ci\yvci\ в горрайлин-органах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИАЦ и ЭКЦ МВД России). Часть учетов дублируется на разных уровнях. Федеральные учеты функционируют как на государственном (в РФ), так и на межгосударственном уровне в ГИАЦ, региональные — на уровне республик, краев, областей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Единые системы федеральных, региональных и частично местных учетов включают оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, а также справочно-вспомогательные учеты.
В системе криминалистической (уголовной) регистрации ОВД в настоящее время насчитывается более 30 видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков разделяются на следующие основные группы.
1. Централизованные оперативно-справочные учеты. Эти учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений О привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности по неопознанным трупам и субъектов, скрывающих свои анкетные данные; установления личности людей, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные О себе.
Объекты оперативно-справочных учетов:
• граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства1, подозреваемые или обвиняемые в свершении либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административному аресту, совершившие административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно;
• иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ;
• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Учет перечисленных категорий лиц ведется на федеральном (в ГИАЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо АБД. На федеральный учет в ГИАЦ ставятся:
• осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни;
• осужденные иностранцы и ЛБГ - независимо от состава преступления и вида наказания;
• граждане РФ, осужденные в иностранном государстве и переданные РФ для отбывания наказания, а также при поступлении материалов о них в соответствии с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам — независимо от состава преступления и вида наказания;
• осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанною вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания;
• лица, объявленные в местный, федеральный и межгосударственный (в пределах СНГ) розыск;
• лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
• обвиняемые и осужденные лица, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в центральных архивах МВД и ФСБ России;
• иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ.
На региональный учет в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ помимо категорий лиц, подлежащих федеральному учету, ставятся:
• все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений и привлеченные в качестве обвиняемых на территории субъекта РФ, - независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения, и том числе лица, уголовные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям;
• несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
• осужденные в других субъектах РФ к ограничению свободы, к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни, прибывшие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данный субъект РФ;
• лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, в отношении которых в соответствии с определением суда применены принудительные меры медицинского характера;
• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
• обвиняемые и осужденные, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УФСБ по территориальности;
• лица, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно.
Федеральному и региональному оперативно-справочным учетам подлежат также осужденные, в отношении которых до вступления приговора в законную силу были применены акты об амнистии либо помиловании с освобождением от наказания или заменой более мягким видом наказания. Военнослужащие после вступления приговора в законную силу дополнительно ставятся на учет в ИЦ по месту рождения.
Основания для постановки на оперативно-справочный учет:
• приговор суда;
• постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
• постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления;
• протокол о задержании лица, подозреваемою в совершении преступления;
• решение суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого или подозреваемого;
• постановление о заведении розыскного дела;
• санкционированное прокурором (судом) постановление о помещении лица без определенного места пребывания или жительства в приемник-распределитель ОВД, центр социальной реабилитации;
• протокол (постановление) об административном правонарушении;
• постановление суда (судьи) об административном аресте;
• постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного.
По оперативно-справочным учетам как наиболее представительным по объему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении указанных объектов на момент запроса.
Содержащаяся в оперативно-справочных учетах ОВД информация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный доступ.
Право непосредственного обращения к пофамильному учету кроме подразделений органов внутренних дел имеют подразделения вышеуказанных правоохранительных органов.
Право обращения к дактилоскопическому учету наряду с другими предоставлено органам, осуществляющим ОРД.
Для получения наиболее полной информации о лицах их проверку следует проводить по оперативно-справочным учетам ИЦ тех МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых они постоянно проживали после достижения возраста наступления уголовной ответственности, а также по месту содержания под стражей или задержания, а в отношении военнослужащих — и по месту их рождения.
В ГИАЦ необходимо обращаться только в случаях, когда проверяемые лица не имеют постоянного места жительства* а также если при получении отрицательного ответа В региональном И Ц есть основания полагать, что они скрывают факты сноих прежних судимостей.
Система ИСИНПОЛ (создана в ФСНП России, а затем продолжает функционировать вДЭБ МВД России) — многоранговая корпоративная территориально распределенная информационно-вычислительная сеть, обеспечивающая информационный обмен как внутри системы ДЭБ МВД, так и с другими информационными системами МВД, ФСБ, СВР, ФТС, ФНС, Генпрокуратуры и другими взаимодействующими ведомствами и организациями.
Основными информационными ресурсами, на основе которых Осуществляется информационное обеспечение ОРД в ИСИНПОЛ, ЯВЛЯЮТСЯ банки данных общею пользования (БДОП) и локальные байки данных (ЛБД) ОРО ДЭБ МВД. В целях унифицированного описания объектов учета и организации информационного обмена указанные банки данных, отличаясь содержанием накапливаемых сведений, имеют единую типовую структуру. Базовыми элементами (и одновременно объектами учета ИСИНПОЛ) предметной области являются:
• физическое лицо (ФЛ), которое может выступать в роли подозреваемою, обвиняемого (и их связей), потерпевшего или просто налогоплательщика;
• организация (ОР) - юридическое лицо в различных ролях, ОП Г или ОПС;
• событие (СБ) — оперативная проверка, документальная проверка, предварительное расследование, нарушение налогового законодательства, преступление, информирование государственных органов власти;
• адрес (АД) — место события, жительства, рождения, работы, дислокации организации;
• проблема (ПБ);
• документ (ДК).
Указанные объекты могут быть связаны между собой различными отношениями, что необходимо учитывать при накоплении информации в банках данных.
При работе с централизованными И ПС оперативно-розыскного назначения следует также учитывать сведения, содержащиеся в Банке данных по делам о контрабанде и нарушениям таможенных правил в торговом обороте (формируется ФТС), банках данных ФСФМ:
• о физических и юридических лицах, совершивших нарушения валютного законодательства РФ;
• проводимых и проведенных проверках по фактам нарушения валютного законодательства РФ;
• физических и юридических лицах, нарушающих ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».