Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Современные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Система ИСИНПОЛ

Каждый государственный орган — субъект ОРД имеет и разви­вает собственные ИПС оперативно-розыскного назначения. Вме­сте с тем функционируют ИПС общею пользования для всех госу­дарственных правоохранительных органов и спецслужб.

Так, основными субъектами организации и ведения кримина­листической (уголовной) регистрации в РФ являются ОВД. Право­вую основу ее функционирования составляют: Закон РФ «О ми­лиции», предусматривающий ведение и использование учетов лиц, предметов и фактов (п. 14 ст. 11); ФЗ об ОРД, разрешающий со­здание и использование информационных систем (ч. I ст. 10); ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Россий­ской Федерации», предусматривающий как добровольную, так и обязательную дактилоскопическую регистрацию физических лиц; а также ФЗ «Об оружии», ФЗ «О наркотических средствах и пси­хотропных веществах», ФЗ «О безопасности дорожного движе­ния», предусматривающие ведение соответствующих учетов; На­ставление по формированию и ведению централизованных опе­ративно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г. № 752); Инструкция по формиро­ванию и использованию .жспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекции и справочно-информационных фондов ОВД (утверждена приказом МВД России от I июня 1993 г. № 261)'; дру­гие нормативные правовые акты, в том числе международные до­говоры РФ.

Основной массив учетно-регистрациоппой информации сосредо­точен в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений внутрен­них дел на Транспорте (УВДТ) и ГИАЦ. Наряду с этим значитель­ная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подраз­делениями ОВД, включая Экспертпо-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.

ГИАЦ и региональные ИЦ обслуживаю! подразделения всех правоохранительных органов и специальных служб: пользователя­ми централизованных оперативно-справочных* криминалистичес­ких, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД являются подразделения МВД, ФСИН, ФТС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСКН.

Массивы ИЦ российских ОВД активно используются и право­охранительными органами государств — участников СНГ, стран Балтии. Объективная необходимость обмена учетно-регистрацион-ной информацией в рамках СНГ обусловила подписание Соглаше­ния о взаимоотношениях министерств внутренних дел государств — участников СНГ в сфере обмена информацией (1992). В соответствии с этим Соглашением на базе ГИАЦ создан Межгосударственный ин­формационный банк (МИБ). МВД России заключены соответствую­щие двусторонние соглашения с МВД государств — участников СНГ о долевом финансировании МИБ.

В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяются на местные (\\ci\yvci\ в горрайлин-органах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИАЦ и ЭКЦ МВД России). Часть уче­тов дублируется на разных уровнях. Федеральные учеты функцио­нируют как на государственном (в РФ), так и на межгосударствен­ном уровне в ГИАЦ, региональные — на уровне республик, краев, областей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

 


Единые системы федеральных, региональных и частично мест­ных учетов включают оперативно-справочные, розыскные, крими­налистические, а также справочно-вспомогательные учеты.

 

В системе криминалистической (уголовной) регистрации ОВД в настоящее время насчитывается более 30 видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков разделяются на следующие основные группы.

1. Централизованные оперативно-справочные учеты. Эти учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений О привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установле­ния местонахождения разыскиваемых лиц; установления личнос­ти по неопознанным трупам и субъектов, скрывающих свои анкет­ные данные; установления личности людей, не способных по со­стоянию здоровья или возрасту сообщить данные О себе.

Объекты оперативно-справочных учетов:

• граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства1, подозреваемые или обвиняемые в свершении либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица без опреде­ленного места пребывания или жительства, задержанные и до­ставленные в приемники-распределители ОВД, центры социаль­ной реабилитации в соответствии с законодательными и ины­ми нормативными правовыми актами РФ;

• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административ­ному аресту, совершившие административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно;

• иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ;

• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Учет перечисленных категорий лиц ведется на федеральном (в ГИАЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо АБД. На федеральный учет в ГИАЦ ставятся:

• осужденные к лишению свободы на определенный срок, к по­жизненному лишению свободы, к смертной казни;

• осужденные иностранцы и ЛБГ - независимо от состава пре­ступления и вида наказания;

• граждане РФ, осужденные в иностранном государстве и передан­ные РФ для отбывания наказания, а также при поступлении ма­териалов о них в соответствии с договорами о правовой помо­щи и правовых отношениях по уголовным делам — независимо от состава преступления и вида наказания;

• осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанною вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания;

• лица, объявленные в местный, федеральный и межгосударствен­ный (в пределах СНГ) розыск;

• лица без определенного места пребывания или жительства, за­держанные и доставленные в приемники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законода­тельными и иными нормативными правовыми актами РФ;

• обвиняемые и осужденные лица, проходящие по архивным уго­ловным делам, хранящимся в центральных архивах МВД и ФСБ России;

• иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ.

На региональный учет в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ помимо категорий лиц, подлежащих федеральному учету, ставятся:

• все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений и привлеченные в качестве обвиняемых на территории субъекта РФ, - независимо от состава преступления, срока и вида нака­зания, избранной меры пресечения, и том числе лица, уголов­ные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям;

• несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответ­ственности либо освобожденные судом от наказания с приме­нением принудительных мер воспитательного воздействия;

• осужденные в других субъектах РФ к ограничению свободы, к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному ли­шению свободы, к смертной казни, прибывшие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данный субъект РФ;

• лица, совершившие преступления или иные общественно опас­ные деяния, в отношении которых в соответствии с определе­нием суда применены принудительные меры медицинского ха­рактера;

• граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

• обвиняемые и осужденные, проходящие по архивным уголов­ным делам, хранящимся в архивах МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УФСБ по территориальности;

• лица, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их лич­ность иным способом невозможно.

Федеральному и региональному оперативно-справочным учетам подлежат также осужденные, в отношении которых до вступления приговора в законную силу были применены акты об амнистии либо помиловании с освобождением от наказания или заменой бо­лее мягким видом наказания. Военнослужащие после вступления приговора в законную силу дополнительно ставятся на учет в ИЦ по месту рождения.

 


Основания для постановки на оперативно-справочный учет:

 

• приговор суда;

• постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвини­тельный акт;

• постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления;

• протокол о задержании лица, подозреваемою в совершении пре­ступления;

• решение суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого или подозреваемого;

• постановление о заведении розыскного дела;

• санкционированное прокурором (судом) постановление о поме­щении лица без определенного места пребывания или житель­ства в приемник-распределитель ОВД, центр социальной реаби­литации;

• протокол (постановление) об административном правонарушении;

• постановление суда (судьи) об административном аресте;

• постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного.

По оперативно-справочным учетам как наиболее представитель­ным по объему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении указан­ных объектов на момент запроса.

Содержащаяся в оперативно-справочных учетах ОВД инфор­мация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный до­ступ.

Право непосредственного обращения к пофамильному учету кро­ме подразделений органов внутренних дел имеют подразделения вышеуказанных правоохранительных органов.

Право обращения к дактилоскопическому учету наряду с други­ми предоставлено органам, осуществляющим ОРД.

Для получения наиболее полной информации о лицах их про­верку следует проводить по оперативно-справочным учетам ИЦ тех МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания ко­торых они постоянно проживали после достижения возраста на­ступления уголовной ответственности, а также по месту содержания под стражей или задержания, а в отношении военнослужа­щих — и по месту их рождения.

В ГИАЦ необходимо обращаться только в случаях, когда про­веряемые лица не имеют постоянного места жительства* а также если при получении отрицательного ответа В региональном И Ц есть основания полагать, что они скрывают факты сноих прежних судимостей.

Система ИСИНПОЛ (создана в ФСНП России, а затем продолжает функционировать вДЭБ МВД России) — многоран­говая корпоративная территориально распределенная информа­ционно-вычислительная сеть, обеспечивающая информацион­ный обмен как внутри системы ДЭБ МВД, так и с другими ин­формационными системами МВД, ФСБ, СВР, ФТС, ФНС, Генпрокуратуры и другими взаимодействующими ведомствами и организациями.

Основными информационными ресурсами, на основе которых Осуществляется информационное обеспечение ОРД в ИСИНПОЛ, ЯВЛЯЮТСЯ банки данных общею пользования (БДОП) и локальные байки данных (ЛБД) ОРО ДЭБ МВД. В целях унифицированного описания объектов учета и организации информационного обме­на указанные банки данных, отличаясь содержанием накапливае­мых сведений, имеют единую типовую структуру. Базовыми элемен­тами (и одновременно объектами учета ИСИНПОЛ) предметной области являются:

• физическое лицо (ФЛ), которое может выступать в роли подо­зреваемою, обвиняемого (и их связей), потерпевшего или про­сто налогоплательщика;

• организация (ОР) - юридическое лицо в различных ролях, ОП Г или ОПС;

• событие (СБ) — оперативная проверка, документальная провер­ка, предварительное расследование, нарушение налогового за­конодательства, преступление, информирование государствен­ных органов власти;

• адрес (АД) — место события, жительства, рождения, работы, дис­локации организации;

• проблема (ПБ);

• документ (ДК).

Указанные объекты могут быть связаны между собой различны­ми отношениями, что необходимо учитывать при накоплении ин­формации в банках данных.

При работе с централизованными И ПС оперативно-розыскно­го назначения следует также учитывать сведения, содержащиеся в Банке данных по делам о контрабанде и нарушениям таможенных правил в торговом обороте (формируется ФТС), банках данных ФСФМ:

• о физических и юридических лицах, совершивших нарушения валютного законодательства РФ;

• проводимых и проведенных проверках по фактам нарушения ва­лютного законодательства РФ;

• физических и юридических лицах, нарушающих ФЗ «О проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма».

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Современные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Система ИСИНПОЛ