Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Международный обмен оперативно-розыскной информацией по линии Интерпола. Обмен информацией в области высоких технологий

Специальная система международного обмена информацией по борьбе с организованной преступностью

Система подготовлена в целях осуществления скоординирован­ной работы по установлению местонахождения лиц, причастных к деятельности ОПФ, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола.

Для наполнения базы данных физических ЛИЦ, причастных к де­ятельности ОПФ, НЦБ Интерпола предоставляет в 1енеральный секретариат установочные данные на лицо, сведения о других име­нах и кличках лица, паспортные данные, словесный портрет, при­меты, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее ви­дах и регионах совершения, указывает, членом каких ОПФ являет­ся данное лицо.

Для подготовки умазанных сведений правоохранительные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности ОПФ.

Информация о лицах, причастных к деятельности ОПФ, исполь­зуется Генеральным секретариатом для издания специальных уве­домлений.

А. Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издает­ся с целью установления контроля за передвижением и местонахож­дения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступле­ния по конкретному уголовному делу.

Государство, по инициативе которого издается такое уведомле­ние, может также запросить о лице имеющиеся сведения крими­нального характера и иную информацию, которая может быть по­лезна в ходе расследования уголовного дела.

Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств — членов Интерпола сообщать информацию о ме­стонахождении лица, на которое оно издано.

Б. Уведомление Интерпола с зеленым углам (GREEN NOT/СЕ) из­дается налицо, проходящее по ДОУ, но в отношении которого отсут­ствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по конкретному уголовному делу.

Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся све­дения, которые могут быть полезны в ходе проведения ОРМ и рас­следования.

Для подготовки указанных выше уведомлений правоохранитель­ные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение об издании уве­домления Интерпола с синим углом {BLUE NOTICE) или сообще­ние об издании уведомления Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE).

С 1999 г. НЦБ Интерпола в России принимает участие в проек­те «Миллениум», который разработан Генеральным секретариатом Интерпола в целях борьбы с восточно-европейской и российской организованной преступностью. Задачами указанного проекта яв­ляются: систематизация информации по участникам и организаци­ям восточно-европейской или российской организованной пре­ступности для ее сопоставления и анализа; выявление членства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения преступлений и преступного характера этих ОПФ; подготовка информационно-аналитических материалов для доведения их до участников про­екта; создание всемирной базы данных по участникам и органи­заторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопасности; содействие го­сударствам-членам в осуществлении обмена оперативно-розыскной и следственной информацией.

Другая цель проекта для Интерпола — выполнение функций «справочной системы» для всех стран-членов. Страны могут обра­щаться к Системе автоматизированного поиска (ASF) Интерпола как к справочной системе и выяснять, поставлено ли то или иное лицо на учет в качестве объекта проекта «Миллениум». Это служит в ка­честве извещения странам о том, что страны — участницы проекта располагают информацией по лицу либо заинтересованы в получе­нии по нему информации.

Проект предполагает, чтобы все фигуранты восточно-европей-ской/российской организованной преступности, проходящие по учетам в любой из стран, должны вводиться в ASFс некими уста­новочными данными. Признавая, что ASF доступна для всех стран — членов Интерпола, каждая сторона должна определить, ка-674

кую информацию следует загружать в AS Ей какая часть их инфор­мации должна подлежать защите и не подлежит автоматическому доведению до каждой запрашивающей страны.

Обмен информацией об экономической преступности

В процессе раскрытия и расследования преступлений в сфере экономической деятельности правоохранительными органами или проведения проверок иными государственными органами по кана­лам Интерпола может быть получена следующая информация:

• официальные названии юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;

• их юридический адрес, номер, дата регистрации;

• фамилии и имена физических лиц — руководителей (в отдель­ных случаях - учредителей, акционеров);

• направление деятельности;

• размеры уставною капитала;

• сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица;

• сведения криминальною характера о деятельности юридических и физических лиц.

В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозре­ваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов соб­ственности (государство, город, организация), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйствепной деятельности юридических лиц (выполнение кон­трактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация Не ОТНОСИТСЯ к коммерческой тайне.

Следует учитывать, что получение указанных сведений и истре­бование коний финансово-хозяйственных и других коммерческих документов по каналам Интерпола, как правило, крайне затрудни­тельны и зависят от добровольного согласия проверяемых лиц на представление документов и дачу объяснений.

Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об от­крытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены в ре­зультате исполнения запросов в порядке, установленном между­народными договорами и действующим законодательством РФ с учетом законодательства иностранных государств.

Не подлежат исполнению в НЦБ Интерпола запросы правоохра­нительных и иных государственных органов по делам гражданского и арбитражного судопроизводства, касающиеся гражданско-право­вых отношений (неисполнения договорных обязательств, погашения кредиторской задолженности, по нарушениям таможенных правил), если в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранных государств эти деяния не содержат состава преступле­ния.

 


Основанием для проверки юридических и физических лиц, ука­занных выше, является наличие:

 

• возбужденного уголовного дела;

• ДОУ в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в соверше­нии преступления;

• проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащей формальные признаки состава преступления.

В процессе ОРД по международным экономическим преступле­ниям, а также установлению за рубежом физических и юридичес­ких лиц, подозреваемых или причастных к совершению таких пре­ступлений, проведения проверок правоохранительные и иные го­сударственные органы направляю! в НЦБ Интерпола и его филиалы соответствующие запросы о проверке юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, для передачи их правоохранитель­ным органам иностранных государств, а также запросы о проверке юридических лиц по банку данных НЦБ Интериола.

В запросах об экономических преступлениях необходимо отра­жать следующие сведения:

• основание дли проверки физических и юридических лиц (уго­ловное дело, ДОУ, проверочный материал или иная оперативная информация);

• обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием ОРО;

• полные установочные данные на физических лиц;

• названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);

• конкретные вопросы, на которые предполагается получить от­веты.

К запросам при необходимости прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.

Обмен информацией в борьбе с терроризмом

В соответствии с Новыми руководящими принципами борьбы с тер­роризмом, принятыми на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи Интер­пола (Каир, 1998), о преступлениях террористического характера, имеющих международную значимость, следует сообщать в Гене­ральный секретариат или заинтересованным НЦБ иностранных го­сударств — членов Интерпола, когда:

• цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;

• совершение преступления начинается в одном государстве, а за­вершается в другом;

• материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;

• преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;

• жертвы преступления являются гражданами различных госу­дарств или людьми, связанными с деятельностью международ­ных организаций;

• ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные го­сударства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;

• преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим меж­дународную значимость;

• финансирование или операции по отмыванию денег террорис­тических организаций осуществляются в другом государстве;

• постоянная или временная сеть материально-технической под­держки преступлений затрагивает или находится более чем в од­ном государстве;

• орудия или инструменты, используемые в деятельности терро­ристической организации, затрагивают более чем одно государ­ство;

• одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не явля­ются гражданами государства, в котором оно совершено. Взаимодействие правоохранительных органов с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами иностранных го­сударств - членов Интерпола в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, имеющими международную значи­мость, осуществляется в трех режимах:

• в повседневной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического ха­рактера;

• при угрозе совершения преступлений террористического харак­тера;

• при совершении преступлений террористического характера.

 


1. В режиме повседневной деятельности правоохранительными органами производятся сбор, обобщение и анализ информации, ка­сающейся террористических организаций и лиц, в отношении ко­торых имеется оперативная информация об их намерениях совер­шить преступления террористического характера.

 

Собранная обобщенная информация направляется в НЦБ Ин­терпола для ее передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Ин­терпола иностранных государств в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, дающих международную значимость.

На основании получаемых из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сведений о международном ро­зыске лиц, причастных к преступлениям террористического харак­тера, НЦБ Интерпола в установленном порядке осуществляет с ис­пользованием специальных средств связи оперативную постанов­ку указанных лиц на централизованный контроль въезда в РФ.

При получении сведений о присутствии в РФ иностранцев, на­ходящихся в международном розыске и причастных к международ­ной террористической деятельности, либо сведений об их ожида­емом или фактическом въезде в РФ НЦБ Интерпола информирует об этом ФСБ России и ДБОПТ МВД России.

2. При получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера, имеющего международную значи­мость, правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпо­ла сообщение упреждающего характера для ею передачи в Генераль­ный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств, а также ФСБ России.

Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающе­го характера об угрозе совершения преступлений террористическо­го характера, имеющих международную значимость, на территории РФ передаются в ФСБ России.

В процессе раскрытия и расследования преступлений террорис­тического характера, имеющих международную значимость, право­охранительные органы используют все имеющиеся возможности по проведению необходимых проверок, осуществлению мероприятий по международному розыску лиц, обвиняемых в совершении указан­ных преступлений, а также направлению запросов в НЦБ Интерпо­ла для их передачи в Генеральный секретариат и правоохранитель­ные органы иностранных государств - членов Интерпола.

В запросе о проведении проверок по преступлению террористи­ческого характера, имеющему международную значимость, необхо­димо указывать:

• основания для проведения проверки (уголовное дело, ДОУ или оперативная информация);

• обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);

• полные установочные данные на физических лиц;

• названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);

• конкретные вопросы к правоохранительным органам иностран­ных государств, на которые предполагается получить ответы.

3. При совершении преступления террористического характера,

имеющего международную значимость, на территории РФ правоох­ранительные органы направляют в НЦБ Интерпола краткое сооб­щение для ею передачи в Генеральный секретариат и НЦБ Интер­пола иностранных государств.

Краткое сообщение должно содержать следующую информацию:

• квалификация преступною деяния (терроризм, захват заложни­ка, угон судна воздушного или ВОДНОГО транспорта, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на ЖИЗНЬ государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуют­ся международной зашитой);

• место, время, дата И способ совершения преступления;

• количество погибших и раненых;

• размер ущерба, причиненною собственности, при возможнос­ти его денежная оценка;

• заявление об ответственности за преступление (при наличии). Если в ходе расследования преступления получена более деталь­ная информация; в НЦБ Интерпола направляется соответствующее дополнительное сообщение, содержащее результаты криминалис­тических исследований, полные установочные данные подозрева­емых пли обвиняемых, при возможности фотографии места совер­шения преступления.

Сообщение, касающееся лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористическою характера, должно содержать следующую информацию:

• описание внешности;

• документы, удостоверяющие личность;

• фотографии, дактилоскопические карты и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

• роль лица (лиц) в совершенном преступлении;

• обвинения, предъявляемые лицу (лицам), в нарушении уголов­ного законодательства и местопребывание обвиняемых;

• установленное или предполагаемое членство или принадлеж­ность к террористической организации.

Если в ходе расследования установлено, что преступление было совершено членами террористической организации, предоставля­ется следующая имеющаяся информация:

• полное наименование организации;

• история образования и деятельности организации;

• структура организации, даже если она установлена лишь час­тично;

• лица, создавшие организацию, руководившие ею, другие участ­ники организации, пособники;

• связь с любыми другими организациями;

• организации, общества прикрытия;

• точный текст любого заявления об ответственности;

• способы связи и транспортировки;

• причастность или отношение к другим видам преступной дея­тельности;

• источники финансирования организации;

• наиболее вероятные объекты нападения;

• сети материально-технической поддержки.

 


В 2003 г. Генеральный секретариат Интерпола учредил новое международное Уведомление «Оранжевый угол» (ORANGE NOTICE) для предупреждения полиции о потенциальных угрозах совершения преступлений с использованием нетрадиционных видов оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также других опасных материалов и объектов (субстанций).

 

В сообщении об издании этого Уведомления указываются: тип (вид) нетрадиционного оружия, взрывчатого вещества, взрывного устройства, иного опасного объекта; дата обнаружения/изъятия; ме­сто; обстоятельства обнаружения и принцип действия; дополни­тельная информация (если имеется); назначение (предполагаемая цель); рекомендуемые профилактические мероприятия; органы, которые рекомендуется проинформировать; фотографии.

Обмен информацией в сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ

В процессе раскрытия и расследования преступлений, связан­ных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, правоохранительные органы по каналам Интерпола осуществляют проверку огне­стрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по Системе отслежи­вания оружия и взрывчатых веществ (/WETS) Генерального секре­тариата.

Для этого правоохранительные органы направляют в НЦБ Ин­терпола запрос/сообщение о проверке/постановке огнестрельного оружия или боеприпасов в систему IWETS или запрос/сообщение о проверке/постановке взрывных устройств или взрывчатых ве­ществ в систему IWETS.

По результатам проверки правоохранительные органы получа­ют следующую информацию:

• о государстве-изготовителе;

• основных технических характеристиках огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;

• возможности приобретения их физическими и юридическими лицами;

• времени и месте реализации огнестрельного оружия торговым предприятием или заводом-изготовителем;

• возможности экспортирования в иные государства;

• нахождении огнестрельного оружия или взрывного устройства в розыске;

• наличии сведений криминального характера на лиц, во владе­нии которых они находились;

• совершении аналогичных преступлений в других государствах. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищен­ном за рубежом огнестрельном оружии для постановки в установ­ленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС «Оружие» ГИАЦ.

В случаях хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрыв­ных устройств и взрывчатых веществ на территории РФ и при на­личии достоверных сведений о вывозе их за рубеж правоохрани­тельные органы направляют в НЦБ Интерпола сообщения по ус­тановленной форме для объявления этого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ в между­народный розыск как в одном, так и в ряде государств, поставив его на учет в Систему отслеживания оружия и взрывчатых веществ (IWETS) Генерального секретариата.

 


Обмен информацией о фактах незаконного оборота наркотиков

 

Для упорядочения обмена информацией о фактах незаконного оборота наркотиков используются разработанные Генеральным сек­ретариатом формы запроса/сообщения о факте незаконного оборо­та наркотиков («5Т-сообщение»), а также запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков («ЗТ-форма»), «572-форма»'.

Информация о фактах незаконного оборота наркотиков переда­ется в две стадии.

1. В течение трех суток после обнаружения или изъятия нарко­тиков в НЦБ Интерпола передается «5Т-сообщение».

«.ST-сообщение» передается во всех случаях, когда изъято:

• 10 кг или более конопли во всех ее формах;

• 100 г или более героина, опиума, морфина или кокаина;

• любое количество психотропных веществ или амфетамина, пре­вышающее количество для личного употребления.

В случае запроса следует указать, какие конкретные вопросы не­обходимо ставить перед органами полиции иностранных государств:

• проверить лицо по криминальным учетам;

• идентифицировать лиц;

• установить местонахождение лиц;

• направить сведения об участии лиц в подготавливаемых или уже совершенных преступлениях.

2. В течение 30 суток после обнаружения или изъятия наркоти­ков, когда в ходе расследования получена дополнительная инфор­мация, передастся «ЛТ-форма», состоящая шдвух частей.

Часть А содержит информацию о факте незаконного оборота и изъятия наркотиков.

Часть В содержит информацию о лице, причастном к факту не­законного оборота и изъятия наркотиков. В тех случаях, когда по делу о незаконном обороте наркотиков проходит два и более лиц, часть В «ST-формы» заполняется па каждое лицо.

Часть В «.ST-форМЫ» соответствует «572-форме» и может пред­ставлять собой самостоятельное дополнительное сообщение о лице, причастном к факту незаконного оборота наркотиков, по которо­му в НЦБ Интерпола уже направлялась «5Т-форма».

К каждой «ЛУ-форме», «572-форме» прилагаются потри копии фотографий и дактилоскопическая карта каждого задержанного лица, а также при возможности копии документов, удостоверя­ющих его личность.

Российские правоохранительные органы по соответствующим запросам имеют возможность получить из Генерального секретари­ата и НЦБ Интерпола иностранных государств следующую инфор­мацию:

• о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к не­законному обороту наркотиков;

• об ОПФ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;

• о фактах изъятия наркотиков;

• об основных видах наркотических средств или психотропных ве­ществ, имеющихся в незаконном обороте;

• о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте;

• о способах нелегального производства наркотиков, наиболее ча­сто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных лабораториях;

• о каналах транспортировки и методах сокрытия;

• материалы международных конференций, симпозиумов, рабо­чих встреч и иных совещаний по линии Интерпола по пробле­мам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

• периодические издания, подготавливаемые Генеральным секре­тариатом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

• обзоры статистики и правоприменительной деятельности (ана­лиз изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализирован­ных служб полиции различных государств).

Обмен информацией в сфере борьбы с хищениями предметов, имеющих особую историческую) научную, художественную или культурную ценность

В процессе раскрытия и расследования преступлений, связан­ных с хищениями предметов, имеющих особую историческую на­учную, художественную иди культурную, правоохранительные органы получают по каналам Интерпола информацию:

• о культурных ценностях, находящихся в международном

• наличии и юридическом адресе фирм (организаций), магазинов, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных государствах;

• выставлении конкретных произведений искусства на аукционах. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищенных за рубежом культурных ценностях для постановки в усынов­ленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» ГИАЦ.

При наличии достаточных оснований предполагать факт Неза­конного вывоза культурных ценностей, похищенных на территории РФ, за рубеж или при необходимости установить принадлежность культурных ценностей, обнаруженных при подозрительных обстоятельствах, на каждый предмет в отдельности заполняется форму­ляр «Хищение/обнаружение культурных ценностей», который вме­сте с соответствующим сообщением о хищении/обнаружений куль­турных ценностей направляется в НЦБ Интерпола.

 


В уведомлении о прекращении розыска в НЦБ Интерполу при обнаружении предметов, объявленных в международный розыск но инициативе российских правоохранительных органов, Указы­ваются:

 

• дата, место и обстоятельства обнаружения предмета, способ его сокрытия, имеющиеся повреждения;

• фамилия, имя и отчество лица, у которого обнаружен похищен­ный предмет;

• сведения о предъявлении обвинения данному лицу, его Роль в совершенном преступлении (организатор, пособник, посредник, исполнитель);

• данные о соучастниках преступления, сведения об их судимости. К уведомлению прилагаются фотографии и дактилоскопические

карты лица, у которого обнаружен похищенный предмет.

В случае получения сведений о выезде за рубеж лиц, причаст­ных к хищениям культурных ценностей, в запросе в НЦБ Интерпола указываются:

• полные установочные данные лиц, серии и номера заграничных паспортов;

• сведения о выездах за рубеж этих лиц (когда, в какие государства, с какими целями) и информация о приглашающей стороне.

К запросу прилагаются фотографии указанных лиц.

При возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, совершивших кражи культурных ценностей и выехавших за рубеж, одновременное вышеуказанной информацией сообщаются:

• номер уголовного дела и дата его возбуждения;

• наименование органа, возбудившего уголовное дело.

Обмен информацией при обнаружении поддельных денежных знаков

В целях упорядочения обмена информацией с правоохранитель­ными органами иностранных государств используется форма за­проса/сообщения о факте обнаружения/изъятия фальшивых денеж­ных знаков на территории РФ.

При обнаружении поддельных денежных знаков иностранных го­сударств правоохранительные органы в течение трех суток направ­ляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-I/Fфак­та изъятия фальшивых денежных знаков на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.

На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Ге­неральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436.

Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим об­разом: 12 — валюта (доллар США); буквой А в банке данных Гене­рального секретариата помечаются подделки всех государств аме­риканского континента; последнее число — порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валю­ты одного и того же государства — в данном случае США.

В случае задержания иностранного гражданина за преступления, связанные с подделкой денежных знаков или их сбытом, правоох­ранительные органы направляют в НЦБ Интерпола запрос с указа­нием установочных данных налицо для проверки по криминальным учетам Генерального секретариата и государства его проживания, а также для запроса информации о других лицах, причастных к из­готовлению или сбыту аналогичных поддельных денежных знаков.

В запросах в НЦБ Интерпола о преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, необходимо указать:

• фамилию, имя, отчество и полную дату рождения подозрева­емого лица;

• гражданство и место жительства подозреваемого лица;

• данные документов, удостоверяющих личность (паспорта, води­тельского удостоверения);

• обстоятельства, которыми вызвана необходимость обращения в НЦБ Интерпола;

• перечень мероприятий, которые следует осуществить.

При обнаружении нелегальной типографии по изготовлению фальшивых денежных знаков иностранных государств и их печат­ных, литейных форм правоохранительные органы в течение трех суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную фор­му 88-2/Fфакта обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм.

При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с подделкой документов, российские правоохранительные органы по каналам Интерпола проверяют аутентичность документов, а также возможное использование этих документов преступниками на тер­ритории иных государств.

Для проведения такой проверки в НЦБ Интерпола направляют­ся запросы, в которых указываются:

• обстоятельства обнаружения или изъятия документа;

• мотив обращения в НЦБ Интерпола;

• вид документа (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение, справка, свидетельство, диплом и др.);

• государство и орган (организация), выдавшие документ;

• серия, номер и дата выдачи документа;

• анкетные данные лица, у которого изъят документ и на которое он оформлен.

К запросу а НЦБ Интерпола прилагается копия проверяемого документа.

 


Обмен информацией в сфере борьбы с преступлениями в области высоких технологий

 

Правоохранительные органы в процессе раскрытия и расследо­вания преступлений направляют запросы по каналам Интерпола в правоохранительные органы иностранных государств — членов Ин­терпола о следующих преступных деяниях в области высоких тех­нологий, имеющих международный характер:

• неправомерный доступ или подключение к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети;

• нарушение правил эксплуатации компьютерной или телеком­муникационной системы с целью избежать оплаты полученных услуг;

• внесение в технические средства или программное обеспечение компьютерных систем изменений, приводящих к уничтожению, блокированию или модификации информации (компьютерные «бомбы» и вирусы);

• компьютерные мошенничества и фальсификации с банкомата­ми, платежными средствами, игровыми автоматами;

•компьютерные мошенничества с базами данных, компьютерны­ми и телекоммуникационными системами;

•неправомерное воспроизведение элементов компьютерной техни­ки, программного обеспечения, в том числе компьютерных игр;

•сознательное неисполнение должностным лицом своих Обязанностей, правил эксплуатации технических или программных средств компьютерных систем;

• использование ЭВМ, их систем и сетей, всемирной сети Интер­нет в противозаконных целях, для размещения и обмена неле­гальным программным обеспечением, хакерской Информацией, детской порнографией;

• хищение профессиональных тайн и промышленных секретов (промышленный шпионаж).

По соответствующим запросам может быть получена информация:

• о сетевых адресах, именах доменов и серверов организаций и пользователей;

• содержании протоколов, трейсингов, логических файлов;

• электронной информации, заблокированной в порядке опера ТИВНОГО взаимодействия правоохранительных органов при пре­сечении трансграничных правонарушений;

• провайдерах и дистрибьюторах сетевых и телекоммуникацион­ных услуг;

• физических и юридических лицах, имеющих отношение к пре­ступлениям В сфере высоких технологий;

• программном обеспечении, методиках и тактике борьбы с ком­пьютерными и телекоммуникационными преступлениями, пе­риодических и специальных изданиях, обзорах статистики, ма­териалах о деятельности специализированных служб различных государств в данной области.

В запросах, направляемых в НЦБ Интерпола, о преступлениях в области высоких технологий указываются следующие сведения:

· основания проведения проверки;

· вид преступления, место и время его совершения (если известно);

· физические и юридические лица, причастные к преступлению;

· потерпевший (физическое или юридическое лицо), характер и размер нанесенного ущерба;

· способ совершения преступления;

· специальные сведения технического характера о способе совер­шения преступления (технические средства, программное обес­печение, время и продолжительность неправомерного доступа); любая другая информация, которая может облегчить исполне­ние запроса.

Обмен информацией по преступлениям, связанным с автомототранспортными средствами

По линии Интерпола можно:

• запросить информацию о лицах и ОПФ, занимающихся кража­ми и незаконной транспортировкой автомототранспортных средств (далее — АМТС);

• запросить сведения о владельце ЛМТС, зарегистрированного за рубежом;

• запросить информацию о Дате и месте постановки на учет АМТС или снятии его с учета;

• проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта ино­странных государств, получить подтверждение розыска, инфор­мацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях в отношении возврата похищенного АМТС;

• идентифицировать иностранное ЛМТС или его номерные знаки;

• проверить подлинность документов, представленных на АМТС;

• объявить в международный розыск в иностранных государствах — членах Интерпола АМТС, похищенное на территории РФ. Основаниями для получения необходимой информации от НЦБ

Интерпола иностранных государств по похищенному автотранспор­ту являются:

1) установление в результате проверки по базам данных АИ ПС «Автопоиск» ИЦ или АИПС «Розыск» ГИБДД, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ факта нахождения АМТС в розыске по каналам Ин­терпола;

2)материалы уголовных дел или ДОУ, свидетельствующие об ис­пользовании для совершения преступлений на территории РФ АМТС, имеющих регистрационные знаки иностранных государств;

3)обнаружение подделки документов, представленных на АМТС, ввезенное из другого государства;

4)установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров АМТС иностранного производства;

5)выявление расхождений номеров узлов и агрегатов АМТС, приобретенных гражданами РФ за рубежом, с записями в таможен­ных документах, свидетельствах о регистрации транспортного сред­ства, договорах купли-продажи и иных документах.

Полное совпадение идентификационного номера обнаруженно­го АМТС с состоящим на централизованном учете в федеральной базе данных разыскиваемого по каналам Интерпола автотранспорта является основанием для проведения проверки сотрудниками пра­воохранительных органов, обнаруживших АМТС, и не требует до­полнительных уточнений в НЦБ Интерпола. Проверка проводится с целью установления лиц, причастных к похищению АМТС за рубежом, его ввозу, продаже и первоначальной регистрации на тер­ритории РФ.

По факту выявления АМТС, разыскиваемого по каналам Интер­пола, в филиал НЦБ Интерпола направляется сообщение об обна­ружении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, которое должно содержать перечень сведений, необходимых для информи­рования правоохранительных органов государства — инициатора розыска. При отсутствии филиала сообщение об обнаружении ра­зыскиваемого АМТС направляется непосредственно в НЦБ Интер­пола.

Материал проверки остается в органе, обнаружившем разыски­ваемое АМТС.

Сообщения об обнаружении разыскиваемых АМТС, запросы по их проверке, оформленные правоохранительными органами с на­рушением установленной формы и не содержащие полного переч­ня сведений, необходимых для информирования государства — инициатора розыска, НЦБ Интерпола к исполнению не принима­ются .

Для проверки и получения подтверждения розыска АМТС по ка­налам Интерпола используются только официальные каналы НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска об обнару­жении АМТС, запрашивает подтверждение розыска, обстоятельства похищения, данные потерпевшего владельца и намерения в отно­шении возврата и разъясняет в случае необходимости существу­ющий в РФ порядок разрешения вопроса о возврате похищенной собственности.

Вопросы, непосредственно связанные с возвратом АМТС, в ком­петенцию НЦБ Интерпола не входят.

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Международный обмен оперативно-розыскной информацией по линии Интерпола. Обмен информацией в области высоких технологий