Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Соединенные Штаты Америки

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Соединенные Штаты Америки

6. Соединенные Штаты Америки

 

В американской литературе органы предварительного расследования принято делить на две основные катего­рии: 1) органы, лишенные права обязывать свидетелем являться по вызову и давать показания, и 2) органы, на­деленные таким правом.

Хотя такая классификация является весьма услов­ной, она помогает понять специфику органов предвари­тельного расследования и определить их место в уго­ловном процессе.

Как это ни странно на первый взгляд, к первой кате­гории относятся органы полиции и прокуратура, в то время как во второй оказываются коронер, судья, про­изводящий предварительное рассмотрение, большое жюри, а также различные правительственные органы, наделенные правом на производство расследования.

В конечном итоге предварительное расследование в американском уголовном процессе складывается из вза­имодействия различных органов предварительного рас­следования, входящих как в первую, так и во вторую категорию.

Полиция. Среди других органов предварительного расследования полиция обладает наиболее многочислен­ным аппаратом, увеличивающимся год от года (если в 1961 году в ее составе было 413 тыс. служащих, то к 1969 году их количество достигло 489 тыс.). Организация ее является крайне запутанной. В США насчитывается около 40 тыс. различных полицейских формирований, не объединенных в сколько-нибудь стройную систему. Очевидно, следует признать не лишенным основания утверждение, что США обладают «самой децентрализованной полицейской системой в мире». Пестрота и раз­нообразие нормативного материала, касающегося полиции, настолько значительны, что даже юридические энциклопедии этой страны не предпринимают попыток свести воедино соответствующие правовые нормы.

Профессор Брюс Смит, известный своими исследова­ниями об американской полиции, отмечает: «В Соеди­ненных Штатах не существует такого понятия, как система полиции, не существует даже сети таких систем более или менее точном смысле этого слова. Наши так называемые системы являются простыми собраниями полицейских частей, обладающих некоторым сходством м полномочиях, организации и юрисдикции, но не имею­щих одна с другой каких-либо систематических отноше­нии ».

Хотя у американской полиции нет достаточного организационного единства, в политическом плане она, безусловно, выступает как одно целое, ибо в своей совокупности является аппаратом, верно служащим инте­ресам правящего эксплуататорского класса. Вместе с ним организационная разобщенность полиции дополнительно способствует тому, что те или иные ее форми­рования выполняют не только волю правящих кругов, но и отдельных фракций и группировок буржуазии, подчас носящих явно преступный характер даже с точки фения законов США. Коллисоп пишет: «Традиционно сложившаяся полицейская организация всегда была для политиков неким подобием футбольного мяча. Полити­ческий босс и группа политиканов, которые контроли­руют или определяют состав городской администрации, распоряжаются и полицией. Как правило, начальник полиции занимает место не в силу своих способностей, заслуг или очевидных достоинств, а вследствие готов­ности использовать положение в интересах своих политических хозяев. Он подбирает себе подчиненных, руко­водствуясь теми же самыми соображениями».

В соответствии с особенностями государственного устройства США полиция подразделяется на три орга­низационно обособленных друг от друга основных пи да — федеральную полицию, полицию штатов и местную полицию.

В распоряжении федерального правительства сосре­доточен поистине громадный полицейский аппарат, за­нимающийся раскрытием и. расследованием уголовно наказуемых деяний. Службу по поддержанию общест­венного порядка он не несет. Среди федеральных поли­цейских органов наиболее известно как в США, так и за их пределами федеральное бюро расследований (ФБР), формально подчиненное департаменту (министерству) юстиции США. Фактическое влияние ФБР в государст­венной жизни страны значительно весомее его официаль­ного статуса как одного из подразделений федерального ведомства юстиции.

Основная функция, выполняемая ФБР, — это испол­нение задач политической полиции, призванной подав­лять любые виды подлинно демократической оппозиции политике правящих кругов. В отчетах ФБР неоднократ­но подчеркивалось, что преследование компартии и дру­гих прогрессивных организаций является одной из глав­ных целей этого полицейского органа.

Кроме того, ФБР является главной контрразведыва­тельной службой США. Занимается оно также рассле­дованием общеуголовных преступлений. На местах соз­дано 59 территориальных отделений ФБР. Наряду с ними в городах и других населенных пунктах страны существуют агентства ФБР.

Среди других специализированных органов предварительного расследования следует назвать: 1) подразделе­ния казначейства (министерства финансов) США, занимающиеся расследованием преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства и таможенных правил, 2) бюро наркотиков казначейства (расследует дела о нарушении законодательства, касающегося наркотических веществ), 3) охранную службу казна­чейства (расследует посягательства на президента и членов его семьи, фальшивомонетничество и подделку документов), 4) инспекторскую службу министерства почт (расследует преступные нарушения почтовых правил) и 5) иммиграционную службу департамента юстиции. Наряду с ними подразделения, уполномоченные на проведение предварительного расследования, существу­ют почти в каждом правительственном органе.

Компетенция той или иной федеральной полицейской службы определяется в зависимости от функциональной направленности ее деятельности. Применительно к каждой полицейской службе составляется точный перечень федеральных уголовных законов, предусматривающих те преступления, в отношении которых она обязана прово­дить расследование. Так, к подследственности ФБР от­несены дела более чем о 180 видах преступлений — шпионаже, саботаже, ограблении банков и др.

Строгого разграничения компетенции между феде­ральными органами расследования и соответствующими органами в штатах не существует, поскольку ответствен­ность за совершение некоторых преступлений может быть предусмотрена как в федеральном законодатель­стве, так и в законодательстве штатов. Расследование в щ ношении такого рода преступлений производится сов­местно федеральными властями и властями штатов. За последние годы Конгресс США дополнительно включил II федеральное уголовное законодательство целый ряд составов преступлений, с тем чтобы дать возможность федеральным органам расследования брать производст­во но делам об особо опасных преступлениях в свои руки.

На уровне штатов также существует целая серия по лицейских органов расследования, компетенция которых взаимно дополняется, а иногда и перекрещивается. На­пример, в аппарате управления штата Калифорния име­ется 95 правительственных органов и агентств, наделен­ных полицейскими полномочиями.

 

 

Карьера военного

учебные материалы