Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Франция - Кодекс уголовного расследования
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Кодекс уголовного расследования 1808 года, действовавший до вступления в силу нового УПК 1958 года, в своей первоначальной редакции отводил следственному судье главным образом роль должностного лица, уполномоченного только на производство следственных действий, направленных на выяснение обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния. В области расследования этот судья пользовался процессуальной самостоятельностью. Что касается решений, связанных с дальнейшим движением дела (прекращение дела, передача дела в суд для проведения судебного разбирательства), то следственный судья не имел права принимать их своей властью и должен был обращаться с соответствующим представлением в совещательную камеру суда, которая и принимала решение. Совещательные камеры, фактически не выполнявшие возложенных на них контрольных функций и обычно соглашавшиеся с позицией следственного судьи, были Ликвидированы на основании (акона от 17 июля 1856 г. Но и в наши дни во Франции сохранился взгляд на следственного судью, с одной стороны, как на должностное лицо, выполняющее функцию расследования, а с другой стороны, как на судью, оценивающего результаты расследования и принимающего решения, которые касаются направления дела или вопроса о применении меры пресечения. Судебной практикой был выработан специальный термин для обозначения решений, принимаемых следственным судьей в качестве судьи, — «юрисдикционные постановления» (ordonnances juridictionnelles). С принятием УПК 1958 года этот термин стал употребляться и в тексте закона. Неюриедикционными (административными) считаются постановления, выносимые следственным судьей в качестве следователя (о вызове обвиняемого, о производстве обыска и т. и. ). Такое подразделение постановлений на две группы имеет существенное значение при определении порядка их обжалования и установлении перечня процессуальных документов, доводимых до сведения защитника обвиняемого.
Следственные судьи комплектуются из числа судей высших трибуналов (второй ступени системы французской юстиции). Назначение на должность следственного судьи производится сроком на три года декретом президента республики. Кандидатуры на должность следственного судьи предлагаются министром юстиции, который учитывает при этом мнение Высшего совета магистратуры. В таком же порядке срок полномочий следственного судьи может быть продлен на последующие три года. Учитывая, что позиция следственных судей по некоторым уголовным делам, получившим широкий общественный отзвук, может иметь большое политическое значение, кандидатуры желающих занять эту должность тщательно фильтруются. Как отмечалось на организованном несколько лет назад Французской коммунистической партией коллоквиуме, в котором приняли участие видные французские юристы, при назначении на должность следственного судьи в первую очередь учитываются не профессиональные способности кандидатов, а их преданность существующему режиму, с тем чтобы при необходимости можно было оказывать воздействие на ход предварительного следствия в благоприятном для властей направлении.
При каждом высшем трибунале имеется один или несколько следственных судей (при высших трибуналах в густонаселенной местности их число может доходить до 70).
В тех высших трибуналах, где нагрузка следственных судей незначительна, они вправе участвовать в качестве судей в судебном разбирательстве по тем уголовным делам, по которым они не проводили предварительного следствия.
Предварительное следствие обязательно по всем делам о преступлениях и факультативно, если совершен деликт. Кроме того, прокурор вправе потреб9вать проведения предварительного следствия по делам о проступках (такое требование заявляется главным образом в тех случаях, когда личность преступника не установлена).
Производство предварительного следствия обязательно также по делам о деликтах, если уголовно наказуемое деяние совершено несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.
Дела, по которым проводится предварительное следствие, составляют примерно 15% от общего числа дел возбуждаемых прокуратурой. Но это не означает, что столь же велик вклад, вносимый лично следственным судьей в расследование уголовных дел. Большинство дел, поступающих к следственному судье после полицейского дознания, обычно почти полностью закончено расследованием. Следственному судье остается только ознакомиться с материалами, собранными судебной полицией, и выполнить по делу незначительные формальности.
При оценке той роли, которую играет следственный судья во французском уголовном процессе, не следует забывать, что его фактические возможности как следователя, действующего единолично, весьма и весьма ограниченны. Его техническое оснащение примитивно (французские авторы не без иронии замечают, что все, чем обладает следственный судья, — это телефон, по которому он сообщает о своих делах прокурору, а также связывается с полицией и экспертами, практически действующими без его контроля2). На деле он совершенно беспомощен без активного содействия полиции, находящейся в полном распоряжении исполнительной власти. У правительства почти всегда существует реальная возможность парализовать следствие по тем делам, по которым полное выяснение всех обстоятельств было бы для правящих кругов нежелательным.