Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Федеративная Республика Германии

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Федеративная Республика Германии

4. Федеративная Республика Германии

 

До 1974 года в ФРГ существовали две основные фор­мы предварительного расследования: дознание, прово­дившееся прокурором и другими должностными лицами, которые действовали под его руководством (главным образом полицией), и предварительное следствие, про­изводство которого доверялось следственному судье. Надо заметить, что предварительное следствие, при ко­тором процессуальные гарантии были не столь урезаны, как при дознании, всегда оказывалось оттесненным на второй план. С принятием Первого закона о реформе уголовного судопроизводства от 9 декабря 1974 г.4 пред­варительное следствие было упразднено и предвари­тельное расследование стало производиться только в форме дознания.

Раздел УПК ФРГ, содержащий нормы о дознании, носит наименование «Подготовка публичного обвине­ния».

Целью дознания в первую очередь считается сбор материалов, необходимых для решения вопроса о воз­буждении уголовного преследования, и поэтому именно прокуратуре, как органу, осуществляющему уголовное преследование, отведена ведущая роль в проведении дознания. Западногерманские процессуалисты, желая подчеркнуть главенствующее положение прокуратуры во время дознания, часто называют ее «хозяином дознания» (Herr des Ermittlungsverfahren). Из этого, впро­чем, не следует делать вывода, что именно прокуратура расследует большинство уголовных дел. На практике ОСНОВНЫМ органом, проводящим дознание, является полиция, в то время как на долю прокуратуры прихо­дится не более 2% дел.

Полиция организационно совершенно независима от прокуратуры и находится, как правило, в подчинении министерств внутренних дел отдельных западногерманских земель, но в ходе уголовного судопроизводства она обязана «выполнять предложения или поручения прокуратуры» (ст. 161 УПК).

В землях существуют разнообразные полицейские службы, должностные лица которых в той или иной степени уполномочены на участие в производстве дознания. Гак, в земле Бавария имеется общинная и государственная полиция. В состав государственной полиции входят земельная, оперативная, пограничная и уголовная поли­ция.

Если в расследовании преступления наряду с уго­ловной полицией принимают участие и другие полицей­ские службы, то уголовной полиции всегда принадлежит руководящая роль.

На основании закона от 8 марта 1951 г. в Висбаде­не в 1953 году было создано Федеральное управление уголовной полиции (Bundeskriminalamt). Это управле­ние осуществляет координацию деятельности служб уголовной полиции отдельных земель и проводит расследование в отношении некоторых особо тяжких преступле­нии. Имеющиеся в составе федерального управления уголовной полиции группы безопасности контролируют деятельность политических отделов земельных управле­нии уголовной полиции, а также проводят по поручению федерального генерального прокурора расследование по наиболее важным политическим делам.

Среда служащих полиции и других представителей государственной администрации, которые в тех или иных формах принимают участие в предварительном расследовании, наиболее широкими полномочиями поль­зуются так называемые вспомогательные служащие про­куратуры (Hilfsbeamte der Staatsanwaltschaft)—запад­ногерманская разновидность судебной полиции. Вклю­чение в число вспомогательных служащих "Прокуратуры производится по распоряжению правительств земель или земельных органов управления юстицией (ст. 152 закона о судоустройстве). Права вспомогательных слу­жащих прокуратуры предоставлены не персонально от­дельным чиновникам, а целым категориям государст­венных должностных лиц.

В отношении некоторых групп государственных слу­жащих не требуется издания специального распоряже­ния, ибо на основании закона они пользуются правами вспомогательных служащих прокуратуры в силу своего должностного положения (служащие уголовной поли­ции, охотничьи инспектора и др.).

Полномочия полиции при производстве дознания формально несколько ограниченны, но на деле эти огра­ничения не имеют серьезного значения.

Во-первых, полномочиями по производству таких принудительных следственных действий, как обыск, вы­емка и медицинское освидетельствование (в частности, взятие крови на исследование), могут пользоваться на­ряду с судьей и прокурором не все полицейские чинов­ники, а только те из них, которые входят в состав вспо­могательных служащих прокуратуры. Это ограничение, однако, нужно понимать только в том смысле, что рас­поряжения о производстве этих действий могут отдать только указанные лица, в то время как их непосредст­венное проведение может быть поручено любому служа­щему полиции.

Во-вторых, в арсенале чинов полиции, не входящих в состав вспомогательных служащих прокуратуры, име­ются весьма важные полномочия, дающие им возмож­ность принимать активное участие в производстве до­знания. Они вправе допрашивать обвиняемых и свиде­телей, производить задержание, осуществлять принуди­тельные меры, связанные с установлением личности обвиняемого (фотографирование, отобрание отпечатков пальцев, запись голоса и др.).

В-третьих, федеральным законодательством предус­мотрено, что полиция не может без соответствующего распоряжения судьи принудить обвиняемого или подозре­ваемого (если нет оснований для производства задержа­ния), а также свидетеля или эксперта к явке для дачи показаний. Но в землях местное законодательство наде­ляет полицию в тех или иных пределах правом на при­нудительный привод обвиняемых и свидетелей.

 

 

Карьера военного

учебные материалы