Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Англия - органы предварительного расследования

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Англия - органы предварительного расследования

К органам предварительного расследования в тради­ционном смысле можно отнести только коронера, о котором речь пойдет особо.

 

Основным, органом, производящим предварительное расследование с позиций обвинения, является полиция.

Полицейское расследование. Имеющая сравнительно недолгую историю английская полиция была создана в первой трети XIX века, т. е. в период, который был назван Mapксом самой позорной и реакционной эпохой английской истории. В 1829 году при деятельном участии министра внутренних дел Роберта Пиля была создана столичная полиция. Позже была сформирована полиция В лондонском Сити, графствах и городских поселениях. В наши дни английская полиция в общих чертах сохра­нила первоначальную организационную структуру за иск­лючением того, что полиция графств слилась с полицией юродских поселений. Основная особенность организа­ции английской полиции — это формальная разобщен­ность ее отдельных образований. Непосредственно ми­нистру внутренних дел подчинена только столичная по­лиция. Во главе полиции лондонского Сити стоит назна­чаемый общим советом Сити комиссар, который независим от начальствующих лиц столичной полиции. Милицейские формирования графств и городских посе­лений подчиняются специальным полицейским комите­там, образуемым из членов местного самоуправления и мировых судей.

Местные органы власти в лице полицейских комитетов пользуются ограниченной компетенцией по руко­водству деятельностью полиции, решая только вопросы о финансировании, снабжении и кадрах.

Несмотря на известную автономию отдельных поли­цейских формирований, министру внутренних дел пре­доставлен ряд важных полномочий по руководству всей английской полицией. Закон о полиции 1964 года офи­циально закрепил за министром внутренних дел роль органа общего руководства полицией, хотя формально и не возложил на него полную ответственность за дея­тельность полицейских сил в стране.

Существенное влияние на характер деятельности того или иного полицейского формирования министр внутренних дел может оказывать благодаря предостав­ленному ему праву сокращать финансирование местной полиции из правительственных фондов, если он посчи­тает работу формирования недостаточно эффективной. Финансирование возобновляется только после выполне­ния рекомендаций министра по улучшению деятельно­сти данного полицейского формирования.

Назначение на пост начальника полиции может производиться лишь с одобрения министра внутренних дел.

Министр внутренних дел вправе отстранять от долж­ности начальников полицейских формирований.

Английская полиция является прежде всего органом, выполняющим обязанности по поддержанию обществен­ного порядка. Все ее чины, носящие обычно, за исклю­чением некоторых начальствующих должностных лиц, наименование констеблей, считаются служащими Коро­ны и призваны выполнять ее волю. Основной обязан­ностью констеблей является «обеспечение королевского мира» и, как следствие этого, предание суду лиц, ви­новных в его нарушении. Из этой общей формулы проистекают полномочия полиции на производство дей­ствий, связанных с розыском и собиранием доказа­тельств, а также на осуществление принудительных мер в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Во время предварительного расследования констебли обладают значительными полномочиями. Правда, при явном превышении констеблем своих прав сущест­вует абстрактная возможность привлечения его к гражданско-правовой ответственности но иску лица, интересам которого причинен ущерб. Однако даже в случае удовлетворения иска возмещение выплачивается не за счет констебля, а из государственных средств.

В английской полиции, в отличие от полиции капиталестических государств континентальной Европы, но существует специального корпуса судебной полиции, служащие которой обладали бы особыми полномочиями по производству предварительного расследования. Все английские полицейские (констебли) пользуются при­мерно равными правами в этой области, причем их полномочия весьма значительны.

В ходе предварительного расследования английская полиция наделена, в частности, таким важным полно­мочием, как право на производство обыска и выемки. Эти действия могут ею осуществляться как на основа­нии приказа судьи, издаваемого по ее ходатайству, так при наличии определенных обстоятельств и без него.

Порядок выдачи судебного приказа об обыске опре­деляется нормами общего права и правилами, установ­ленными отдельными статутами. По общему праву судья может выдать приказ об обыске только в случае, когда разыскиваются краденые вещи. В то же время существует значительное число статутов, которые пре­доставляют судье такое полномочие по делам о самых разнообразных преступлениях. Для получения приказа об обыске полиции достаточно подать судье заявление под присягой, в котором ею удостоверяется наличие обоснованного подозрения о том, что в распоряжении определенного лица находятся предметы, относящиеся к преступлению, факт совершения которого установлен. Но детали о краже и некоторых других преступлениях для получения приказа па обыск не требуется даже доказательств того, что само событие преступления бесспорно имело место.

Таким образом, судебные приказы об обыске выда­ются без достаточной проверки обоснованности хода­тайства о выдаче подобного приказа. Вместе с тем санкционирование судом действий полиции означает, что к ней не может быть предъявлено никаких претензий на необоснованность произведенного ею обыска.

При определенных обстоятельствах обыски по делам о краже, нарушении правил в отношении взрывчатых веществ или правил, касающихся охраны государствен­ной тайны, могут производиться на основании распоря­жений руководителей полицейских органов.

Во многих конкретных ситуациях полиции предоста­вляется право производить обыски по своему усмотре­нию без санкции каких-либо органов или должностных лиц. Так, полицейские всегда могут обыскать аресто­ванное лицо при условии, что арест произведен на законных основаниях. Если учесть, что основания, даю­щие право полиции на производство ареста без судеб­ного приказа, весьма многочисленны и разнообразны, следует признать, что она обладает почти неограничен­ным правом на производство обысков.

 

 

Карьера военного

учебные материалы