Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - США - признание обоснованности обыска

Признание обоснованности обыска, сопутствующего аресту, зависит в основном от того, признается ли закон­ным произведенный арест. При аресте могут быть обысканы как сам арестованный, так и находящиеся при нем вещи. Если арест произведен в помещении, где про­живает подозреваемое лицо, или вблизи от него, то полиция вправе обыскать и само помещение, и связанные с ним подсобные сооружения, а также прилегающую местность.

 

Указанные четыре типичных ситуации не исчерпывают всех случаев, когда обыск, произведенный полицией, признается судом обоснованным. В зависимости от конк­ретных обстоятельств суд может счесть действия поли­ции правомерными, хотя бы они и не соответствовали установленным правилам. Как указывает Э. В. Путткам-мер, «в этой области в большинстве судов сложилась тенденция просто объявлять, что обыск, произведенный при конкретных условиях, в результате внимательного рассмотрения со стороны суда признается или не призна­ется обоснованным». Столь свободное судейское усмот­рение в значительной мере обесценивает с таким трудом утвердившуюся доктрину exclusionary rule.

Сфера действия ограничений, выработанных Верхов­ным судом США, сужается также вследствие того, что в федеральном законодательстве и законодательстве штатов постепенно вводятся новые основания для про­изводства арестов без судебного приказа, а это автома­тически расширяет полномочия полиции по проведению обысков.

Кроме того, законодательством некоторых штатов принята формула, исключающая применение exclusiona­ry rule при изъятии определенных предметов, указанных в законе. Так, в ст. 2 § 10 Конституции штата Мичиган указано: «Личность и находящиеся во владении любого лица дома, документы и предметы гарантируются от не­законных обысков и выемок. Ни один судебный приказ об обыске какого-либо места, или об аресте какого-либо лица, или о выемке каких-либо вещей не должен быть выдан без их описания или без приведения вероятного Основания, подтвержденного присягой или торжествен­ным заявлением. Все это, однако, действительно при ус­ловии, что положения этой статьи не будут истолкованы таким образом, чтобы исключить из числа доказательств в любом суде, рассматривающем уголовные дела, или в любом производстве по уголовному делу у магистрата или мирового судьи наркотические вещества, огнестрель­ное оружие, винтовку, пистолет, револьвер, автоматиче­ский пистолет, гранату, бомбу, взрывчатое вещество, ду­бинку, рогатку, кастеты, приспособления для пуска газа или любое другое опасное оружие или предмет, изъятые любым служащим полиции за пределами участка, занимаемого жилым домом, который расположен в этом шта­те».

Другим важным полномочием, которым широко поль­зуется американская полиция, является ее право на пе­рехват и использование информации, которой обменива­ются интересующие ее лица (в частности, подслушивание телефонных разговоров; подслушивание, осуществляемое на расстоянии с помощью высокочувствительных прибо­ров, и т. п.). Рассматривая в 20-х годах вопрос о право­мерности таких действий полиции, Верховный суд США пришел к выводу, что подслушивание телефонного раз­говора, осуществляемого за пределами жилого помеще­ния гражданина, нельзя признать «незаконным обыском или выемкой». Тем самым Верховный суд санкциониро­вал самое бесцеремонное вторжение в частную жизнь граждан.

В 1934 году был принят федеральный закон, объявив­ший преступными подслушивания телефонных разгово­ров, но, как ни странно, в нем не была предусмотрена санкция за такого рода деяния. Поскольку закон прямо не запрещал использование в суде данных, полученных и результате подслушивания, суды штатов до последнего времени продолжали признавать их в качестве доказа­тельств.

В ныне действующем федеральном законодательстве и законодательстве штатов предусмотрено, что подслу­шивание (включая перехват информации без прямого подключения к линии проводной связи) может произво­диться, как правило, на основании судебного приказа, а при наличии определенных обстоятельств и без него. На­пример, ст. 813-а Уголовно-процессуального кодекса пиита Нью-Йорк предусматривает, что судья по заявле­нию прокурора или полицейского служащего в ранге вы­ше сержанта о том, что имеются разумные основания предполагать, что таким путем могут быть добыты доказательства совершения преступления, может выдать раз­решающий производство подслушивания ордер. В орде­ре указывается лицо или лица, в отношении которых будет осуществляться подслушивание, а также срок его действия, который не может превышать двух месяцев. Продление срока производится тем же судьей, который выдал ордер.

По федеральному законодательству судья дает фе­деральным органам расследования разрешение на под­слушивание или санкционирует уже начатое подслуши­вание, если перехват информации может доставить или доставил данные, свидетельствующие о совершении пре­ступлений, которые прямо указаны в тексте закона. В числе таких преступлений в законе названы шпионаж, саботаж, измена, массовые беспорядки, тяжкое убийст­во, взяточничество, воспрепятствование проведению рас­следования и ряд других. Подслушивание может произ­водиться также для обнаружения заговора с целью со­вершения этих преступлений.

Сходным, хотя и не полностью совпадающим, переч­нем должны руководствоваться судьи при выдаче разре­шения на подслушивание органам предварительного рас­следования в штатах.

Подслушивание «на законном основании» получило в последние годы широкое распространение. Практика показывает, что судьи никогда не отказывают полиции, если та испрашивает разрешение на подслушивание. В одном лишь Нью-Йорке в течение года выдается по меньшей мере 58 тыс. разрешений на подслушивание те­лефонных разговоров.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США