Военное образование в России

Новости и учебные материалы

 

Общая военно-морская кафедра

Лекция по боевым средствам флота

"Боевое применение минного оружия".

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

· Изучить противоминное оружие: контактные и неконтактные тралы, искатели и уничтожители мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назначение, общие сведения о противоминном оружии.

2. Контактные и неконтактные тралы.

3. Искатели и уничтожители мин.

 

1. Назначение, общие сведения о противоминном оружии

Ведение эффективной борьбы с современным минным оружием - требует выполнения целого комплекса мероприятий, проводимых силами и средствами флота, объединяемых общим названием - противоминная оборона (11МО). Эти мероприятия прежде всего направлены на борьбу с носителями минного оружия и его запасами (удары по базам, арсеналам, удары по носителям на переходе морем, при постановке мин). Кроме того, они предусматривают непрерывное наблюдение за районами возможных минных постановок, поиск мин и их уничтожение.

Основным назначением ПМО является обеспечение безопасности плавания подводных лодок, надводных кораблей и судов как в операционной зоне флота, так и в районах боевых действий. При этом безопасность плавания кораблей от подрыва на минах обеспечивается выполнением ряда задач, осуществляемых силами и средствами противоминной обороны:

- проведением минной разведки;

- уничтожением минных заграждений;

- проводкой кораблей за тралами;

- уменьшением вероятности подрыва кораблей на минах (выбор достаточно безопасного маршрута, движение по проверенным фарватерам и районам, применение гидролокаторов для обнаружения якорных мин в целях уклонения от них);

- применением индивидуальных мер защиты корабля от мин (снижение физических полей:

размагничивание, обесшумливание и т. д.).

В соответствии с назначением и решаемыми задачами средства борьбы с минами подразделяются на три основные группы: средства ведения минной разведки, средства уничтожения минных заграждений и отдельных мин, средства защиты кораблей от мин.

Средства ведения минной разведки включают:

- средства наблюдения за носителями мин (радиолокационные станции системы ПВО страны, электрооптические средства наблюдения, зрительные средства, корабельные радиолокационные и гидроакустические станции),

- средства наблюдения за минами на воздушной траектории и в момент приводнения их при постановке самолетом (средства зрительного наблюдения, специальные радиолокационные станции противоминного наблюдения);

- средства обнаружения донных мин (искатели мин, гидролокационные станции поиска донных мин, неконтактные тралы, прерыватели минных заграждений, боевые пловцы, водолазные искатели, донные сетевые тралы);

- средства обнаружения якорных мин (контактные тралы, корабельные гидролокационные станции).

Средства уничтожения включают:

- шнуровые заряды;

- глубинные бомбы (реактивные глубинные бомбы) и другие виды боезапаса ;

- искатели-уничтожители мин;

- активные самоходные средства уничтожения мин;

- контактные и неконтактные тралы;

прерыватели минных заграждений.

Уничтожение мин, плавающих на поверхности, производится расстрелом из артиллерийских орудий малого калибра. Мины, выброшенные на берег, уничтожаются подрывным снаряжением.

К средствам защиты кораблей от мин относятся:

- подводная защита кораблей (предусмотрена конструкцией корпуса );

- устройства, средства и приемы, снижающие физические поля корабля;

- гидролокационные станции, используемые для обнаружения мин с целью уклонения от них;

- средства, обеспечивающие точность плавания по фарватерам, районам и т.д.

В общей системе мероприятий противоминной обороны ведущее место занимает боевая деятельность противоминных кораблей, имеющих на борту оборудование, обеспечивающее применение противоминного оружия различных типов и образцов.

Противоминные корабли подразделяются на подклассы, из которых наиболее широко распространены:

- морские тральщики (тщм) - водоизмещение свыше 500 т;

- базовые тральщики (тщб) - водоизмещение от 300 до 500 т;

- рейдовые тральщики (тиф) - водоизмещение менее 300 т.

Кроме того, на флоте имеются вертолеты-тральщики.

Морские тральщики предназначены для действий в удаленных от баз районах, где по условиям они сами защищены от донных мин.

Базовые тральщики действуют в прибрежных районах и на фарватерах.

Рейдовые тральщики предназначены для действий во внутренних районах и гаванях; они могут привлекаться и для действий в мелководных прибрежных районах, а также для противоминного охранения морских и базовых тральщиков.

Вертолеты-тральщики осуществляют борьбу с минами в районах, где минная обстановка весьма сложна и имеется опасность подрыва противоминных кораблей.

Каждый подкласс включает в себя корабли различных проектов (типов), которые отличаются составом штатного противоминного оружия. Каждый тральщик, как правило, имеет на вооружении несколько образцов противоминного оружия, что позволяет осуществлять контактное и неконтактное траление, поиск мин и их уничтожение в зависимости от поставленной задачи.

Под противоминным оружием понимаются средства борьбы с минами, применяющиеся противоминными кораблями (тральщиками) и вертолетами (тральщиками) для поиска, уничтожения или обозначения мин.

Противоминное оружие включает в себя:

- контактные и неконтактные тралы;

- искатели мин, искатели - уничтожители мин, активные само­ходные средства уничтожения мин;

- взрывные средства уничтожения мин.

Контактным тралам называется устройство, буксируемое за кормой противоминного корабля, которое для воздействия на мину требует непосредственного контакта с минрепом или корпусом мины.

Неконтактным тралам называется устройство, буксируемое за кормой противоминного корабля на безопасном для него расстоянии (не менее 200 м), которое создает то или иное физическое поле значительной интенсивности и этим полем воздействует на мину, вызывая срабатывание неконтактного взрывателя и взрыв мины.

Искателем называется устройство, предназначенное для обнаружения мин независимо от принципа действия их взрывателей и наличия противотральных устройств. В искателях-уничтожителях элементы обнаружения мины дополнены средствами ее уничтожения.

Автоматические или телеуправляемые самоходные средства уничтожения мин предназначаются для уничтожения мин, обнаруженных впереди по курсу противоминного корабля, взрывным зарядом до подхода корабля к месту нахождения мины.

Взрывные средства предназначаются для уничтожения донных (придонных) мин независимо от принципа действия их взрывателей и наличия противотральных устройств, а также донных мин, покрытых слоем ила. Взрывные средства при своем взрыве, происходящем, как правило, на грунте, вызывают детонацию заряда мины или ее механическое разрушение.

Таким образом, в условиях современных боевых действий на море резко возрастает количество и протяженность фарватеров (участков), районов, на которых требуется производить поиск и уничтожение мин, что в свою очередь требует большого количества противоминных кораблей, противоминного оружия и высокой организации их применения. Для выполнения этих условий противоминное оружие должно обладать высокой надежностью действия и значительной зоной воздействия на мину, большими скоростями буксировки и независимостью от состояния погоды, высокой взрывостойкостью и простотой устройства, возможностью совместного применения разных видов противоминного оружия.

Современное противоминное оружие, состоящее на вооружении противоминных кораблей ВМФ, в достаточной степени удовлетворяет этим требованиям и обеспечивает успешное ведение борьбы с минной опасностью.

 


 

Контактные и неконтактные тралы.

Контактные тралы предназначены для борьбы с якорными минами, хотя имеются отдельные образцы контактных тралов, с помощью которых вытраливаются плавающие, а иногда и донные мины.

Контактный трал в общем виде представляет собой буксируемое за кормой корабля тросовое устройство, на котором размещены элементы трала, непосредственно воздействующие на минреп мины или на саму мину.

Разные по типу контактные тралы имеют свои конструктивные особенности (отличие таких тралов друг от друга обусловлено прежде всего числом буксирующих кораблей, расположением трала относительно поверхности воды или грунта и принципов воздействия на мину.

По числу буксирующих кораблей тралы могут быть:

- одинарными (буксируется одним кораблем)

- парными (буксируется двумя кораблями).

Движение тралящих частей тралов может осуществляться на определенных углублениях

(тралы постоянного отстояния от поверхности воды) или на некотором постоянном

отстоянии от грунта (придонные тралы).

По принципу воздействия на якорную мину контактные тралы подразделяются на:

- подсекающие (их большинство)

- буксирующие

- обозначающие.

Подсекающий одинарный трал постоянного отстояния от поверхности воды состоит из:

- буксира

- двух тралящих частей

- углубителя

- двух отводителей (отводящих аппаратов)

- двух буев - обозначателей границ (ОГ)

- резаков

- подрывных патронов

Буксир предназначается для буксировки тралящих частей и удержания их на требуемом углублении.

Тралящие части состоят из отдельных смычек отвального оцинкованного троса (возможно применение тросов из маломагнитных сталей). Диаметр троса, размеры тралящих частей и их оснащение зависят от образца трала.

К ходовым концам тралящих частей присоединяются отводители, обеспечивающие при буксировке трала разведение ходовых концов в стороны от диаметральной плоскости тральщика и создающие тем самым ширину захвата трала (ширину полосы, протраливаемую тралом).

Основными частями отводителя (отводящего аппарата) являются пластины, изогнутые по дуге специального профиля, с помощью которых создается отводящая сила.

Для обозначения границ протраливаемой полосы к отводителям с помощью тросовых оттяжек присоединяются буи ОГ (обозначатели границ), которые идут по поверхности и дают возможность контролировать работу трала. Ширина захвата трала обеспечивает попадание минрепа мины, стоящей на пути движения трала, на тралящую часть.

На тралящей части могут размещаться резаки для подсечения тросовых минрепов или подрывные патроны для перебивания тросовых и цепных минрепов. Возможно, размещение на одной тралящей части и резаков, и подрывных патронов одновременно. Затраленный минреп скользит по тралящей части до ближайшего резака (резака-захвата) или патрона.

Резак состоит из корпуса, в котором закрепляются пластины с пилообразными насечками. Эти пластины образуют суживающуюся щель, раскрыв которой делается в расчете на максимальный диаметр минрепа мины. Таких ножей (щелей) на резаке может быть два, в этом случае резак называется двусторонним. Минреп перебивается в ноже резака за счет движения трала.

Патрон морского трала состоит из корпуса с зарядом

- центрального стержня

- крестовины

- упорной планки

- гидростатического предохранителя

- предохранительной чеки и двух взрывателей.

Патрон закрепляется в тралящей части вместе с обводной стропкой, воспринимающей на себя натяжение трала после взрыва патрона. При затраливании мины минреп скользит по тралящей части и попадает на крестовину. Под действием давления минрепа крестовина передвигается, что вызывает разъединение корпуса патрона и центрального стрежня (выпадают шарики). Корпус патрона под давлением минрепа на крестовину передвигается по центральному стрежню до упора штоков взрывателей в упорную планку, при этом штоки продвигаются внутрь и вызывают срабатывание ударных механизмов. Взрыв патрона перебивает минреп. Натяжение тралящей части переносится на обводную стропку. Гидростатический предохранитель обеспечивает безопасность при обращении с патроном на борту противоминного корабля.

Придонный трал применяется для траления придонных мин. Его тралящие части удерживаются на определенном расстоянии от грунта (от 3 до 9 м) с помощью поддерживающих буев и ползунов (цепь из нескольких звеньев). Ширина захвата у этого трала определяется длиной тралящих частей и расстоянием между буксирующими кораблями. В придонных тралах используются только резаки.

clip_image002

Парный придонный трал

1 -буксир; 2 - шкентель углубителя; 3 - углубитель; 4 - крайний гайдроп, 5 крайний ползун, 6 -тралящая часть; 7 - промежуточный гайдроп; 8 - промежуточный ползун; 9 средний гайдроп;

10 - средний ползун; 11, 12, 15 - буи; 13 -резак; 14 - буйреп буя.

Парный буксирующий контактный трал применяется для траления плавающих мин. Тралящая часть такого трала состоит из сети, вертикальное расположение которой обеспечивается поплавками, стойками и грузами. Плавающие мины попадают в одно из полотнищ сети и удерживаются там до момента очистки трала. Для вытраливания донных и затонувших якорных мин на отдельных участках фарватеров, рейдов и рекомендованных курсов с ровным плотным грунтом возможно применение донных сетевых тралов. Нижняя часть такого сетевого трала (грунт трос) при буксировке движется по грунту.

clip_image004

Поверхностный сетевой трал

1 - тралящая часть; 2 - стойка; 3 - поплавок; 4 - шпрюит; 5 - ведущий буй; 6 - оттяжка глубины; 7 - буксир; 8 - груз, 9 плавающая мина

Возможно также применение буксирующих тралов и против якорных мин. В этом случае на тралящих частях такого трала размещаются специальные резаки-захваты. Они обеспечивают надежный захват минрепа мины, подсечение его со стороны якоря и удержание (вместе с миной) при дальнейшей буксировке (якорь остается на грунте) или же захват минрепа без его подсечения и буксировку мины с якорем в трале. Момент затраливания контактным тралом мины определяется по отклонению стрелки динамометра или по взрыву срабатывающего патрона.

При разведывательном поиске мин в темное время суток, а также при проводке кораблей за тралами могут применяться обозначающие контактные тралы. При буксировке такого трала минреп мины, захваченный тралящей частью, попадает в пропускатель механизма обозначения, который при срабатывания надевает на минреп мины зажим с присоединенным к нему сигнальным буйком. Последний, всплывая на поверхность, обозначает местонахождение мины. В некоторых образцах обозначающих контактных тралов возможно совместное применение резаков и сигнальных буйков. В этом случае в момент подсечки минрепа резаком от тралящей части отделяется буек и всплывает на поверхность в месте, где подсечена мина. Всплытие буйка указывает на подсечку мины тралом и ее местонахождение.

Отдельные образцы контактных тралов являются универсальными по назначению и могут применяться в различных вариантах: как подсекающие (с резаками и патронами), как обозначающие и как буксирующие (с захватами).

Отдельные образцы облегченных контактных тралов могут буксироваться вертолетами тральщиками. Постановка такого трала осуществляется с противоминного корабля, а затем буксир трала принимается вертолетом-тральщиком. Буксировкой такого вертолетного контактного трала (ВКТ) вертолетом осуществляется борьба с якорными минами, стоящими на малых углублениях и представляющими опасность для противоминных кораблей.

Неконтактные трапы предназначаются для уничтожения донных, а в отдельных случаях придонных и якорных неконтактных мин, установленных на большом углублении.

Физическое поле неконтактного трала характеризуется объемным распределением действующих сил. Поэтому применительно к неконтактным тралам пользуются понятием тоны траления, под которой понимается объем под тралом, в пределах которого происходит срабатывание канала взрывателя мины, настроенного на определенное значение параметра физического поля.

Зона траления характеризуется

- шириной

- глубиной

- протяженностью

Размеры этих величин зависят от образца трала.

Неконтактные тралы в зависимости от создаваемых ими физических полей подразделяются на три группы:

- электромагнитные;

- акустические;

- комбинированные.

Электромагнитные тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими магнитные и индукционные каналы. Каждый электромагнитный трал состоит из трех основных ча­стей: тралящей части (источник физического поля), источников питания и аппаратуры управления. В этих тралах в качестве источников магнитного поля применяются соленоид, петля кабеля или два плавучих кабеля разной длины, заканчивающиеся электродами. В соответствии с этим тралы подразделяются на:

- соленоидные

- петлевые

- электродные.

· Соленоидный электромагнитный трал состоит из:

- буксира с фидером

- поддерживающих буев

- электромагнитов

-стяжки

Источником магнитного поля в соленоидньгх тралах являются электромагниты (железный сердечник длиной 15-25 м с наложенной на него обмоткой, размещенный в плавучем корпусе). Для подачи тока в обмотки электромагнитов служит фидер, который подвешивается к буксиру.

· Петлевой электромагнитный трал состоит из:

- бифиляра (два кабеля, идущие рядом)

- буксирного устройства

- тралящей части -петли кабеля

- отводителей

- ведущих буев

- концевого буя

Отводители , поддерживающие и ведущие буи выполняют те же функции, что и аналогичные элементы у контактных тралов.

Бифидярный участок предназначен для подвода тока к активному контуру (петле) и обеспечения его удаления на безопасное для корабля расстояние.

· Электродный электромагнитный трал

Выполнен из двух ветвей плавучего кабеля (короткой и длинной) и состоит из:

- бифиляра с буксирным устройством

- активного контура

- электродов (оголенные медные тросы)

- концевого буя

Ввиду того, что активная часть такого трала разомкнута, ток, подаваемый в трал, протекает по ветвям кабеля и токопроводящей среде (морская вода) и в зоне между двумя электродами (активная часть трала) создается магнитное поле . Но одни .взрыватели мин срабатывают от изменения магнитного поля по определенному закону, другие от абсолютной величины его, третьи от последовательного воздействия поля разного знака определенной длительности.

clip_image006

Петлевой электромагнитный трал

1 -поддерживающие буи; 2 - отводящие буи; 3 - петлевой контур

Поэтому для обеспечения воздействия на различные по конструкции магнитные и индукционные каналы мин (одноимпульсные, многоимпульсные, знакопеременные и т. д.) применяются различные режимы работы трала:

- с постоянным включением тока в трале (с постоянным магнитным полем);

- с изменением направления тока в трале через определенные промежутки времени (с изменением полярности магнитного поля);

- с подачей тока короткими импульсами одного или чередующихся направлений постоянной силы или меняющиеся во времени (переменное во времени магнитное поле).

Управление режимом работы электромагнитного трала осуществляется программным механизмом аппаратуры управления, который в соответствии с заданием обеспечивает определенную длительность импульса тока в трале .и паузы между импульсами, вырабатывает различные формы кривых импульсов тока (прямоугольные, синусоидальные, пилообразные и т.д.), управляет последовательностью полярностей импульсов тока. Для увеличения производительности траления и ширины протраливаемой зоны применяются строи из нескольких противоминных кораблей с тралами. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для сложения магнитных полей соседних тралов производится синхронизация режима их работы с помощью аппаратуры управления. Соленоидные и петлевые электромагнитные тралы могут применяться как на ходу, так и на стопе.

Акустический трал

Акустические тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими акустические каналы. состоит из:

- буксира

- фидера

- поддерживающих буев

- излучателя

- углубитель

- ведущий буй

Углубитель и ведущий буй обеспечивают удержание излучателя на заданном углублении (3-5 м).

Рабочими органами излучателя, создающими акустические колебания, являются диафрагмы (мембраны), которые приводятся в колебательное движение специальным механизмом (механизмом возбуждения). Слои воды, прилегающие к диафрагмам (мембранам), воспринимают их колебания, в результате чего в водной среде создается акустическое поле большой интенсивности. Величина зоны траления и диапазон частот создаваемого акустического поты зависят от конструкции излучателя (от способа возбуждения колебания диафрагм)

Для вытраливания активных акустических мин, имеющих активные отделители или взрыватели, акустические тралы применяются в комбинации с контактными тралами. В этом случае тралящие части контактного трала, буксируемого совместно с акустическим, оснащаются помимо резаков уголковыми элементами (отражателями). Акустические колебания, создаваемые излучателем, заставляют сработать дежурный канал мины. Гидролокационные импульсы, посылаемые вертикально вверх боевым каналом мины, отражаются от уголковых элементов контактного трала (как от корпуса корабля), вызывая тем самым срабатывание схемы отделителя (взрывателя) мины.

Зона траления акустических тралов соизмерима с шириной зоны траления наиболее мощных электромагнитных тралов, что делает удобным их совместное применение для траления мин с комбинированными взрывателями.

Все рассмотренные тралы не могут воздействовать на гидродинамические каналы взрывателей мин. Специальных тралов для траления таких мин нет, так как для искусственного воспроизведения гидродинамического поля требуется достаточно громоздкое устройство и соответственно исключительно высокие затраты энергии на его буксировку. Для траления неконтактных мин с гидродинамическими каналами применяются трал-баржи и прорыватели минных заграждений.

Прерыватель минных заграждений (ПМЗ)

Представляет собой корабль специальной постройки (или переоборудованное судно), корпус которого разделен на большое количество водонепроницаемых отсеков, заполненных материалом с высокой плавучестью в целях искусственного повышения живучести и непотопляемости корабля.

ПМЗ свойственны все физические поля, которые имеет любой корабль. Для усиления некоторых из них применены специальные устройства. Магнитное поле корабля усиливается во много раз мощными электромагнитами (обмоткой), акустическое поле увеличивается акустическим излучателем. Питание обмоток электромагнитов и системы возбуждения акустического излучателя осуществляется от специально установленных генераторов. Дистанционное управление кораблем осуществляется из защищенного от сотрясений помещения, расположенного в районе верхней палубы.

ПМЗ способен уничтожать неконтактные мины с любыми типами взрывателей, при любом состоянии моря и в любых условиях видимости. Он обладает повышенной живучестью и непотопляемостью, способен сохранять боеспособность после нескольких взрывов мин, происшедших на незначительных удалениях от корпуса.

ПМЗ обладают достаточной маневренностью и способны производить траление на скоростях до 16 уз. Они, как правило, применяются для разведывательного поиска мин и уничтожения минных заграждений, состоящих из донных мин с неизвестными характеристиками взрывателей.

Таким образом, разнообразие противоминных тралов, возможность их комбинированного использования позволяют вести эффективную борьбу минными заграждениями. В этом случае единственным фактором влияющим на эффективность противоминных действий будет являтся время необходимое для полного уничтожения поставленных мин в заданном фарватере.

 


 

Искатели и уничтожители мин.

В отличие от неконтактных тралов искатели не вызывают срабатывания взрывателей мин. Они обнаруживают мину по тому или иному физическом) признаку, которым мина отличается от окружающей среды. По способу обнаружения мины искатели подразделяются на электромагнитные, телевизионные, гидроакустические, магнитные и электрические Наиболее широко используются противоминными кораблями искатели мин, работающие на электромагнитном, телевизионном и гидроакустическом принципах действия.

Искатели, применяемые совместно со средствами обозначениям называются искателями-обозначателями. а искатели, применяемые совместно со средствами уничтожения обнаруженных мин, называются искетелями-уничтожителями.

Электромагнитные искатели

Способны обнаруживать донные мины с ферромагнитными (из обычных конструкционных сталей) корпусами независимо от прозрачности воды и в заиленном состоянии (в слое ила до 1 м).

В электромагнитных искателях обнаружение мин производится с помощью буксируемых вблизи грунта поисковых элементов, в которых размещены генераторная и приемная катушки. Генераторная (излучающая) катушка создает в придонных слоях грачата и воды первичное электромагнитное поле, под воздействием которого в металлическом корпусе, лежащей на грунте мины, индуцируются вихревые токи, являющиеся источником вторичного электромагнитного поля.

Вторичное электромагнитное поле, воздействуя на приемную катушку, индуцирует в ней э.д.с. сигнала, амплитуда, фаза и длительность которого зависят от материала и размеров корпуса мины, металлического тела, а также от удаления ее от генераторной катушки.

Все сигналы, возникающие в приемной катушке, по кабелю передаются анализирующем устройству корабельной аппаратуры искателя. При определенных параметрах пришедшего сигнала анализирующее устройство включает исполнительную часть искателя.

Срабатывание исполнительной части вызывает загорание сигнальной лампочки и включение звонка на контрольном пульте оператора, а также автоматическую подачу напряжения на отдачу буя из кассеты для обозначения обнаруженной мины. Якорь буя ложится на грунт, а буй, разматывая буйреп, всплывает на поверхность и обозначает место нахождения мины.

При применении искателя в режиме уничтожителя срабатыванием исполнительной части осуществляется автоматическая подача напряжения на отдачу бомбы (заряда ВВ) в месте нахождения обнаруженной мины. Отделившаяся от .кассеты бомба ложится вблизи мины и через определенное время (около 1 мин) взрывается. Взрыв бомбы (заряда ВВ) выводит из строя обнаруженную мину, вызывая детонацию ее заряда, разрушает ее корпус или нарушает герметичность приборной камеры мины.

Для увеличения ширины зоны поиска мин в искателях и искателях-уничтожителях используется несколько поисковых элементов,

Телевизионные искатели

Позволяют обнаруживать донные мины с корпусами из любого материала, но возможности их в значительной степени зависят от прозрачности воды (заиленные мины телевизионный искатель не обнаруживает).

В телевизионном искателе изображение участка грунта, попавшее в поле зрения телекамеры, проходит на экране телевизионной трубки перед оператором. Последний при появлении мины на экране нажатием кнопки вызывает срабатывание исполнительной части искателя. Отделившийся от кассеты буй обозначает место нахождения мины. Увеличение ширины зоны поиска телевизионного искателя осуществляется путем буксировки нескольких поисковых элементов.

clip_image008

Телевизионный искатель мин

1 - эхолот; 2 - пункт управления; 3 - буксир с кабелем, 4 - углубитель; 5 - буй-носитель, 6 - кассета; 7 - буй-обозначитель; 8 - контрольный буй; 9 - мины

Дальность распознавания мины телевизионным искателем зависит от ряда причин:

яркости изображения, прозрачности воды и других.

Телевизионный искатель состоит из:

- буев-носителей (поисковых элементов)

- кассеты с буями-обозначателями

- углубителя

- контрольных буев

- буксира-кабеля

- корабельной аппаратуры управления искателем

В буе-носителе размещены телевизионная камера, эхолот и светильники (для подсветки в условиях пониженной видимости). Буксировка буев-носителей на расстоянии 7-10м (рабочей глубине поиска) от грунта осуществляется с помощью углубителя и буксира. Контроль за сохранением этого расстояния выполняется с помощью эхолота, размещенного в буе. Контрольный буй служит для настройки телевизионной аппаратуры на рабочей глубине поиска.

Применением лазера с оптической системой в телевизионных искателях (искателях-уничтожителях) резко увеличивается ширина и глубина зоны по. иска и значительно возрастает вероятность обнаружения мины. В таком искателе (искателе-уничтожителе) оператор, получив на экране изображение мины, подводит к этому изображению и накладывает на него электронную отметку (световое пятно), тем самым задавая в счетно-решающее устройство аппаратуры управления искателем данные для прицельного сброса бомбы. Выработанные данные автоматически вводятся в устройство сброса, после чего срабатывает пороховой сбрасыватель и бомба прицельно выстреливается в место нахождения мины. Гидролокационные искатели

Способны обнаруживать якорные и плавающие на заданном углублении мины на значительных расстояниях (до 6-8 каб.). Такие гидролокационные искатели устанавливаются на противоминных кораблях, их возможности по обнаружению якорных (плавающих) мин значительно выше, чем у корабельных гидролокаторов.

На вооружении противоминных кораблей состоят и гидролокационные искатели, предназначенные для обнаружения донных .и придонных мин. Они обеспечивают обнаружение донных (придонных) мин впереди но курсу корабля (в определенном секторе) на расстояниях до 3 каб. с высокой точностью определения места нахождения мины, допускающей прицельную стрельбу из реактивных бомбометных установок.

Для обнаружения и уничтожения донных и придонных мин, находящихся впереди по курсу противоминного корабля, возможно применение активных самоходных уничтожителей. Такие уничтожители, имея телеуправление или действуя автономно (используя при этом возможности гидролокационного и оптического (лазерного) искателей), способны обнаруживать донные (придонные) мины и уничтожать их путем прицельного сброса бомбы в место нахождения обнаруженной мины или путем непосредственной доставки специального заряда ВВ к ее корпусу.

Для обнаружения донных мин возможно использование специальных водолазных искателей и водолазов, прошедших специальную подготовку, а также боевых пловцов. Последние могут иметь самоходные подводные аппараты, оснащенные аппаратурой, позволяющей сравнительно точно и длительно выдерживать заданные параметры поиска мин.

Взрывные средства уничтожения мин, включающие в себя сосредоточенные и шнуровые (линейные) заряды ВВ, применяются, как правило, для уничтожения донных (придонных) мин, в том числе и заиленных, при однократном покрытии участка грунта зоной взрывов. В качестве сосредоточенных зарядов применяются глубинные бомбы, бомбы искателей-уничтожителей, специальные заряды ВВ и другой боезапас.

Применение сосредоточенных зарядов целесообразно лишь в том случае, если место нахождения донной (придонной) мины обозначено сравнительно точно (искатель, водолаз). Одна глубинная бомба (ББ-1, ВВ = 100 кг) при взрыве на грунте уничтожает донную мину в площади квадрата со стороной 16-20м.

В случае если место нахождения мины (мин) известно приблизительно, целесообразно применять шнуровые (линейные) заряды (ШЗ). Применение шнуровых зарядов возможно и в том случае, когда данный участок (район) на основе полученных данных считается опасным в минном отношении, но на поиск мин перед выходом (проходом) кораблей нет времени

Применение шнуровых зарядов позволяет уничтожать донные (придонные) мины за один прием, в кратчайшие сроки и с большой степенью надежности. На вооружении противоминных кораблей состоит несколько образцов шнуровых зарядов

Шнуровой заряд собирается из отдельных секций (длина каждой секции 200 м), соединяющихся друг с другом специальными замками (предельная длина шнурового заряда 2000 м) Он состоит из капроновой оболочки (может быть и другой материал) диаметром 8-12 см, заполненной шашками взрывчатого вещества (тротил. А-1Х-20 и др.). Масса ВВ на 1 м длины заряда 7-8 кг. Специальные вкладыши, разделяющие в шнуровом заряде шашки ВВ. препятствуют распространению детонации в сторону корабля (постановочной вьюшки) на участке 1113, находящемуся над поверхностью воды. По участку ШЗ, находящемуся в воде, детонационная волна проходит беспрепятственно. Такая конструкция ШЗ обеспечивает безопасность корабля-шнуроукладчика при взрыве (случайном и т.д.), происшедшем вблизи погруженной в воду части шнурового заряда или несанкционированном срабатывании взрывателя.

Шнуровой заряд, принимаемый на противоминный корабль, наматывается на штатную кабельную вьюшку электромагнитного трала. Его подрыв производится после укладки на грунт Для этой цели на концах (ходовом и коренном) собранного шнурового заряда устанавливаются взрыватели. Один из них (если этого требует обстановка) осуществляет подрыв шнурового заряда сразу после укладки ШЗ на грунт (после отработки времени замедления взрыва, гарантирующего отход корабля-укладчика на безопасное от заряда расстояние), другой обеспечивает подрыв шнурового заряда при электрическом способе взрывания.

Этот вариант подрыва используется в заранее уложенных на грунт шнуровых зарядах (в промежутке времени до нескольких суток). Такой шнуровой заряд может применяться только кораблями, имеющими на вооружении большие тральные вьюшки (морские и базовые тральщики), или же со специальных плаввьюшек, буксируемых противоминными кораблями. В опасных для морских и базовых тральщиков районах возможно применение малыми носителями (рейдовый, катерный тральщик, вертолет) буксируемого шнурового заряда (БШЗ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной лекции рассмотрены принципиальные основные виды средств борьбы с минами. Арсенал противоминного оружия ведущих военно-морских держав постоянно пополняется.

Наиболее перспективным в настоящее время считается разработка самоходных искателей-уничтожителей работающих по автономной программе. Принцип действия таких устройств предусматривает их движение впереди по курсу корабля, обеспечивая тем самым обнаружение и уничтожение мин и минных заграждений и безопасность плавания своих сил.

Трудно переоценить важность противоминных действий в условиях современной войны, поскольку эффективность их проведения напрямую связана с завоеванием господства на море.

Ваша задача, как будущих офицеров запаса, знать принципиальные особенности действия основных применяемых противоминных средств, быть готовыми при необходимости применить их на практике.

You are here: Главная Лекции Общие Лекция по боевым средствам флота. “Боевое применение минного оружия”