Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Курс подготовки артиллерии (КПА-93). Лекция 1 - 2.4 Проведение тактических учений

 

4. ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

29. На тактическом учении дивизион (батарея) должен совершать марш (выдвижение), осуществить первоначальное развертывание в боевой порядок, выполнить мероприятия по подготовке стрельбы и управления огнем, произвести несколько перемещений элементов боевого порядка и выполнить огневые задачи.

На тактическом учении не менее 30% должно отводиться для боевых действий дивизиона (батареи) ночью.

Протяженность и условия марша, величину скачка при каждом перемещении устанавливает руководитель учения.

На марше (в ходе выдвижения и перемещения) отрабатываются действия личного состава при налетах авиации противника, преодолении участков заражения и заграждений, разрушений и очагов пожаров, нападении диверсионно-разведывательных групп, отражении атак танков и т.п.

30. Содержание и условия огневых задач, выполняемых на учении, определяются руководителем учения, исходя из темы, целей и замысла учения.

Часть задач должна выполняться в сложных условиях обстановки: ночью, в средствах защиты, расчетами сокращенного состава или подготовленными в порядке взаимозаменяемости, а также при развертывании с марша или в ходе смены КНП, ОП.

Кроме того , обязательно должны, включаться вопросы передачи управления дивизионом (батареей) одному из командиров батарей (командиру взвода управления).

31. На тактическом учении артиллерийского дивизиона выполняются огневые задачи дивизионом с закрытых огневых позиций, кроме того, могут выполняться огневые задачи по поражению целей прямой наводкой и высокоточными боеприпасами, а также огневые задачи батареями самостоятельно (по огневому поражению с закрытых огневых позиций, по освещению, ослеплению, задымлению противника и т. д.)

32. Под огневой задачей артиллерийского дивизиона понимается задача по огневому поражению противника, выполняемая с привлечением средств разведки, управления дивизиона и не менее двух батарей одним из видов огня или высокоточными боеприпасами.

33. На тактическом учении батареи выполняются задачи батареей (взводом) с закрытых огневых позиций, кроме того, могут выполняться задачи по поражению целей прямой наводкой и высокоточными боеприпасами, а также огневые задачи по освещению, ослеплению, задымлению противника.

34. Огневые задачи, выполняемые дивизионом (батареей) в ходе тактического учения (контрольного занятия), являются зачетными для офицера, управляющего огнем.

Огневые задачи, выполняемые на учении, по своему характеру делятся на плановые и неплановые.

35. Огневая задача считается плановой, если координаты, размеры и характер цели, задача стрельбы известны обучаемым заранее, установки для стрельбы на поражение определены и доведены до огневых подразделений.

36. Огневая задача считается неплановой, если размеры, координаты и характер цели сообщаются в команде старшего начальника или определяются обучаемыми в ходе ее выполнения.

37. Количество огневых подразделений, привлекаемых к выполнению огневых задач, определяется характером, возможностью, размерами цели и задачами стрельбы, а при выполнении задачи высокоточными боеприпасами и наличием средств подсвета целей.

38. В ходе тактического учения (контрольного занятия дивизионом должно быть выполнено с закрытых огневых позиций не менее семи огневых задач дивизионом. Количество огневых задач, выполняемых батареями самостоятельно и прямой наводкой, устанавливает руководитель учения, а огневых задач, выполняемых высокоточными боеприпасами,- исходя из их наличия. В ходе тактического учения батареи должно быть выполнено с закрытых огневых позиций не менее семи огневых задач.

39. Противотанковый артиллерийский дивизион (отдельная батарея, взвод) в ходе учения должен выполнять не менее семи тактических по отражению атак танков (БМП, БТР) и уничтожению др. огневых средств противника прямой наводкой с подготовленных и неподготовленных рубежей развертывания, при этом каждая батарея должна выполнить не менее четырех огневых задач.

40. Для выполнения огневой задачи дивизион развертывается на рубеже не менее чем двумя батареями (батарея, взвод развертываются полностью). Количество батарей (взводов, орудий. ПТРК, боевых машин), привлекаемых для выполнения огневых задач, на каждом рубеже устанавливает руководитель учения в зависимости от обстановки (возможностей полигона) в соответствии с условиями огневых задач.

41, 42, 43 и 44 ст. - пропуск.

45. Для обучения ведению разведки на тактическом учении по решению руководителя количество обозначенных целей должно быть не менее:

на учении артиллерийского дивизиона --20;

на учении артиллерийской батареи --10.

По результатам определения координат проимитированных (обозначенных) целей может быть оценено несколько разведывательных средств.

В период подготовки боевых действий имитируется и обозначается не менее 50% целей от общего их количества.

Размещение целей и характер их деятельности должны соответствовать организации и тактике действий обозначаемого противника.

46. Начало учения определяется подачей соответствующего сигнала (распоряжения) на приведение подразделения в высшие степени боевой готовности или вручением распоряжения на выход и занятие исходного района по учению.

С занятием исходного района по учению до обучаемых доводится распоряжение, в котором, указываются: исходная обстановка, справочные данные и что необходимо исполнить.

После выполнения обучаемыми мероприятий по исходной обстановке до командира подразделения (штаба дивизиона) доводится боевой приказ (боевое распоряжение) и предоставляется время, необходимое для планирования, организации и всестороннего обеспечения боевых действий.

Руководитель учения и посредники контролируют выполнение в полном объеме всех мероприятий по подготовке к боевым действиям командирами подразделений и штабам дивизиона. Особое внимание при этом обращается на умение командиров подразделений организовать боевые действия на местности, на конкретность, своевременность, отдаваемых ими приказов и распоряжений, соответствие их обстановке, на полноту и качество разрабатываемых боевых документов и всестороннее обеспечение боевых действий.

47. Розыграш боевых действий на учении осуществляется руководителем, штабом (группой) руководства и посредниками на основе плана учения, решений обучаемых командиров, отданных ими распоряжений и фактических действий подразделений.

48. Подразделения в ходе учения действуют в соответствии с решениями их командиров. В случаях, когда решения не соответствуют сложившейся обстановке, руководитель учения дополнительными вводными добивается изменения принятого решения. Сковывать инициативу командиров и подменять их запрещается.

Сведения об обстановке доводятся до обучаемых в том виде и по тем каналам, по которым командиры и штабы получают их в боевой обстановке.

В ходе учения до обучаемых командиров и штабов доводятся только те сведения о противнике, которые они не могут получить своими средствами разведки, и только после того, как командир и штаб поставят задачу органам разведки или предоставят в вышестоящий штаб заявку на выделение необходимых средств для ведения разведки противника.

49. Постановка огневых задач в зависимости от целей и содержания задачи осуществляется:

распоряжением общевойскового (старшего артиллерийского) командира (начальника) с указанием цели на местности;

командой (кодограммой) старшего артиллерийского командира (начальника);

вводной, требующей самостоятельного выбора цели.

Постановка плановых огневых задач, кроме того, может осуществляться вручением выписки из таблицы огня.

При любом способе постановки огневой задачи наблюдаемые цели должны обозначаться мишенями и, если необходимо, имитацией их огневой деятельности.

50. Постановка огневых задач должна проводиться в порядке, установленном Правилами стрельбы и управления огнем артиллерии. Разрешается изменять порядок команд, если это не задерживает выполнения огневой задачи.

Ошибки, допущенные при принятии решения (в команде), учитываются при оценке выполнения огневой задачи.

51. Во время выполнения огневой задачи вмешиваться в действия обучаемого командира (подразделения), если они не угрожают безопасности, запрещается.

В том случае, когда действия командира (подразделения) ведут к нарушению мер безопасности, руководитель учения (войсковой, огневой посредник) останавливает выполнение огневой задачи командой “Стой”.

52. Перед постановкой огневой задачи руководитель учения обязан:

уточнить (наметить) цель на местности;

получить координаты цели от начальника контрольной группы и убедиться, что ее положение обеспечивает безопасность выполнения огневой задачи;

подготовить команду (распоряжение, вводную);

дать указание контрольной группе о порядке контроля выполнения огневой задачи.

53. При постановке неплановых огневых задач вводными на вызов (подготовку) сосредоточенного или заградительного огня руководителем учения должна создаваться такая обстановка, которая позволяла бы обучаемым при принятии решения определить:

местоположение, характер и размеры целей;

количество подразделений, необходимых для выполнения огневой задачи;

порядок выполнения огневой задачи;

продолжительность ведения огня;

время открытия (готовности) огня.

Если огневая задача по условиям обстановки выполняется по решению старшего начальника, эти данные указываются в его команде.

54. При выполнении огневой задачи руководитель учения обязан:

одним из способов, указанных в ст. 49, поставить огневую задачу;

при постановке огневой задачи вводной, требующей самостоятельного выбора цели, заслушать решение обучаемого командира по выбору цели и утвердить его;

контролировать действия командира и подразделений, выполняющих огневую задачу, и учитывать допущенные ими ошибки;

лично хронометрировать и вести запись выполнения огневой задачи;

указать обучаемому командиру порядок контроля точности выполнения огневой задачи боевыми выстрелами;

руководить действиями контрольной группы по контролю точности выполнения огневой задачи, определения установок для стрельбы на поражение или расчета пристрелянных поправок.

55.После огневой задачи руководитель учения должен иметь следующие данные:

количество ошибок, допущенных командиром (начальником) при принятии решения в ходе выполнения задачи;

время выполнения огневой задачи;

результаты контроля точности выполнения огневой задачи каждой батареей и дивизионом.

56. В ходе учения руководитель может объявить частный отбой в следующих случаях:

при потере обучаемыми командирами управления или потере подразделениями ориентировки в условиях ограниченной видимости;

при грубом нарушении мер безопасности и угрозе нанесения ущерба государственной, муниципальной, кооперативной, частной собственности населения;

после окончания этапа с боевой стрельбой, а также по окончании розыграша боевых действий, передислокации.

По сигналу частного отбоя подразделения немедленно прекращают свои действия и остаются на местах.

Руководитель учения, исходя из целей отбоя, дает штабу (группе) руководства, посредникам и командирам обучаемых подразделений необходимые указания, а по их выполнении продолжает учение.

57. По окончании этапа с боевой стрельбой руководитель обязан:

убедиться в том, что на огневых позициях не осталось заряженных орудий;

заслушать доклады посредников и начальников контрольной группы;

подготовить данные для разбора действий обучаемых на этапе с боевой стрельбой, при этом он должен определить оценку за выполнение огневых задач с закрытых огневых позиций, оценку за выполнение огневых задач прямой наводкой, общую оценку дивизиону и отдельно каждой батареи за выполнение огневых задач на учении.

58. Перед возвращением подразделений в места постоянной дислокации руководителем учения отдаются распоряжения об изъятии у личного состава боеприпасов, взрывчатых веществ и средств имитации, о проведении в порядок района учения, о порядке проведения разбора.

Командиры подразделений обязаны организовать проверку личного состава, вооружения, техники, военно-технического имущества и документов, изъятия боеприпасов, средств имитации, неприкосновенного запаса продовольствия, сосредоточения подразделений в указанных районах и к установленному сроку доложить руководителю учения о выполнении указанных мероприятий.

59. Возвращение подразделений в места постоянной дислокации организуется и осуществляется под контролем офицеров руководства и посредников на фоне тактической обстановки с организацией всех видов обеспечения.

После доклада командиров подразделений о прибытии в места постоянной дислокации объявляется общий отбой, означающий окончание проведения учения.

60. С выходом подразделения из района учения организуются сбор и уничтожение неразорвавшихся средств имитации и др. взрывоопасных предметов. При этом участки местности, зараженные учебными рецептурами имитации отравляющих веществ противника, обеззараживаются или охраняются до обеспечения полной безопасности; организуются ремонт и восстановление дорог (мостов, переходов и т. п.), зарывка траншей и окопов, снесение заграждений, ликвидация последствий применения имитационных средств и др. необходимые работы.

При проведении учения на земельных участках, не принадлежащих Министерству обороны, офицер, которого назначил руководитель, осуществляет осмотр местности совместно с представителями местных органов власти. По результатам осмотра составляется акт.

В случае обнаружения ущерба проводится расследование. Акт и материалы расследования представляются руководителю учения для принятия решения.

По окончании учения в сроки, определенные руководителем учения, организуются обслуживание вооружения и техники, постановка их на хранение, а также обслуживание технических средств имитации стрельбы.

61. Меры безопасности на учениях осуществляются в соответствии с требованиями Наставления по организации и проведению общевойсковых тактических учений и командно-штабных учений на местности, Руководства по службе учебных центров Сухопутных войск и пособия “Меры безопасности в ходе учений и занятий по боевой подготовке” и приведены в приложении 18 настоящего Курса подготовки.

You are here: Главная Лекции Общие Курс подготовки артиллерии (КПА-93). Лекция 1