Военное образование в России

Новости и учебные материалы

 

Тема 5: "Развитие военной психологии накануне и в годы Великой отечественной войны"

Учебные вопросы:
1. Развитие проблематики советской психологии в интересах ведения боевых действий
2. Основные направление развития военно-психологических исследований в годы войны

Развитие проблематики советской психологии в интересах ведения боевых действии.

При этом, как отмечал Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране" (Кафтанов С., 1943. С.2).
Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?
Необходимо было:
1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии;
2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;
3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок
Основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:
• четко выраженная прикладная направленность;
• единство научно-исследовательской и научно-практической работы;
• сокращенные сроки проведения;
• открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;
• междисциплинарный характер;
• завершенность исследовательско-внедренческого цикла;
• практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.
Советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых" (Лурия А.Р., 1982. С. 129).
Так, в 38 педагогических институтах страны (за исключением московских) только за год (1942-1943 гг.) было защищено по психологии 9 докторских диссертаций (из 25 всех защищенных докторских диссертаций) и 7 кандидатских диссертаций (из 28 защищенных).

Основные направление развития военно-психологических исследований в годы войны

Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества:
• проведение научных исследований по оборонной тематике;
• работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;
• обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;
• развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;
• непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);
• строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).
Темы исследования имеющие непосредственное отношение к психологии и ориентированы на самое активное участие психологов.
Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения.
Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам:
• Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение.
• Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними
А.Р. Лурия выделил в клинической работе следующие задачи:
• установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов;
• выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций;
• системное описание проявлений различных нарушений мозга.
Б.М. Теплов «Ум полководца». Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом.  Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов.  К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР.
Внимание ученых было сосредоточено на двух основных проблемах:
• - на вопросах изучения "важных инфекций, могущих иметь распространение в условиях военного времени;
• - на вопросах травматических поражений (ранений)" (Проппер-Гращенков Н., 1943. С. 87).
В декабре 1943 г. состоялось заседание Президиума Уч. Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:
• травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов;
• инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);
• психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);
• экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий);
• терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).

You are here: Главная Лекции Общие Курс лекций по военной психологии