Военное образование в России

Новости и учебные материалы

 

Тема 10: "Боевой стресс и особенности его проявления"

Учебные вопросы:
1.Психологическая характеристика боевого стресса.
2.Психологические условия преодоления боевого стресса у военнослужащих

Можно ожидать следующие положительные последствия от участия в боевых действиях.
1. Повышение умелости, опытности, профессионализма. Война ускоряет социальное время. Человек обучается на ней жизненно важным навыкам в кратчайшие сроки. Он приобретает такие важные для любой профессии качества, как дисциплинированность, организованность, ответственность, предусмотрительность, бдительность, способность к согласованным коллективным действиям. Это способствует успешности социального функционирования участников боевых действий.
2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой. У участников боевых действий закаляется воля, развиваются смелость, интеллектуальные качества. «Под влиянием пережитых трудностей происходит нередко и переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, что делает человека более активным.
3. Укрепление физического здоровья и силы. Многие участники войны выходят из нее физически более развитыми, выносливыми, мене подверженными «мирным» заболеваниям (простуда, ОРЗ и др.).
4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг. Многие участники боевых действий сегодня занимают важные посты в государстве, стали известными политическими деятелями.
Выделяются следующие уровни стресса:
- биохимический (гормональные изменения);
- физиологический (объем легких - кислород, глаза – резкость и дальность зрения, сужение артерий – давление крови, перераспределение кровяных потоков – увеличение энергоснабжения, силы мышц, эвакуации шлаков); - психофизиологический (симпатическая и парасимпатическая НС);
- психологический (сужение сознания, концентрация на опасности, чувство тревоги – готовность; мотивация);
- социально-психологический (деятельностное опосредование общения, его свернутость, снижение этического статуса
Основными принципами проведения ПР являются:
1)оперативность;
2) системность;
3) гибкость;
4)многоступенчатость.
Модель позволяет системно влиять на боевую активность воинов путем воздействия, как на их внутренние психологические возможности, так и на окружающую их социальную, боевую и экологоэргономическую среду.
На индивидуальном уровне БСПИ проявляется в таких формах, как:
1. резкое, неадекватное боевой обстановке повышение или, наоборот, снижение боевой активности;
2. неадекватное боевой ситуации повышение эмоционального возбуждения или, напротив, эмоциональное оцепенение, эмоциональная «тупость";
3. появление деструктивных форм мотивации боевой деятельности или, наоборот, желания «выйти» из боя, любой ценой сохранить себе жизнь;
4. потеря ориентации в ситуации боя; ощущение нереальности происходящего в боевой ситуации; самоотчуждение;
5. резкое, несвойственное конкретному военнослужащему снижение дисциплинированности, появление ненаблюдавшихся ранее нарушений нравственных норм межличностных отношений, деструктивных форм общения с окружающими, развязности поведения;
6. высокий уровень необоснованной раздражительности, гневливости, агрессивности; резкое возрастание тревожности или, наоборот, необоснованное пренебрежение опасностью;
7. неспособность справиться с переживаниями страха; появление заметной замкнутости, подавленности, апатии;
8. потеря интереса к жизни, возникновение мыслей о самоубийстве; БСПИ, как правило, оказывает негативное воздействие на протекание физиологических процессов в организмах военнослужащих, что выражается в заметном ухудшении состояния здоровья, возникновении новых или обострении имевшихся ранее заболеваний, расстройствах автоматизмов физиологического уровня.

You are here: Главная Лекции Общие Курс лекций по военной психологии