Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом - Методические рекомендации по конкретному занятию
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 09 September 2012
Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать
/. Формулировку целей, задач занятия (целевую установку).
Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной организации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей учащихся. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки целей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подходы, технология их планирования.
Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия содержится в Приложении № 1.
При определении дидактических целей, задач следует избегать довольно широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели, задачи занятия должны определять, прежде всего, какие конечные выводы, умения, навыки планируется сформировать у учащихся на основе изучаемого материала, какой результат предполагается достигнуть в результате совместной целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся.
При формулировании воспитательных целей, задач следует избегать декларативности, ориентироваться прежде всего на воспитание у учащихся общегражданских (патриотизм, непримиримость к нарушению закона и т.д.) и профессионально значимых качеств (см. квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России). При планировании методического обеспечения этой группы целей, задач, следует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта учащихся и преподавателя.
Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время далеко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи развития учащихся, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей, задач занятия (задач развития познавательных способностей и умений учащихся).
Всестороннее и глубокое продумывание целей, задач занятия позволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели, задачи занятия являются тем основным критерием, который позволяет не стихийно, бессистемно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оптимальный для данных условий минимум содержания ("узловой" учебный материал) и комплекс методов, приемов обучения, обеспечивающих достижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств. (Приложение № 2).
…3. Методические рекомендации по повторению, закреплению, контролю знаний, умений, навыков учащихся, подученных на предыдущих занятиях (если этот элемент необходим в структуре данного занятия; при описании семинарских занятий он является основным).
Они, как правило, должны содержать:
- перечень вопросов (основных и дополниггельных), которые преподаватель ставит перед учащимися при проверке знаний, с кратким объяснением логики, последовательности их постановки;
- фабулы задач (ситуационных и др.), практических заданий и т.п., необходимых для проверки уровня сформированности умений, навыков применения теоретических знаний в практической деятельности;
- описание методов, приемов контроля знаний, умений, навыков учащихся, при этом особый интерес представляет мотивация отбора методов, приемов, их увязка с целями, задачами занятия.
При описании методики организации опроса учащихся важно показать:
- как, наряду с его контрольными, закрепляющими функциями, реализуются функции обучающие, то есть осуществляется дальнейшее наращивание знаний учащихся;
- как используются такие активные формы обучения, как дискуссии, индивидуальные (групповые) творческие задания для самостоятельной работы учащихся (доклады, рефераты, НИРС);
- как осуществляется дифференциация контроля знаний, умений в зависимости от уровня подготовленности учащихся;
- как применяются новые технологии контроля званий, умений (рейтинговая система и: т.д.).
При использовании индивидуальных форм контроля знаний (например, развернутый устный ответ) особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы.
Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей повышения плотности контроля знаний, умений, навыков учащихся, получения "срезов", показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в т.ч. использования в этих целях компьютерных технологий.
… Не принижая в процессе обучения роли работы по формированию знаний, в то же время важно показать, как реализуется деятельностный подход в решении учебно-познавательных задач, предполагающий формирование у обучаемых не "чистых" знаний, а умений и навыков осуществления определенных видов деятельности. В этом случае полученные знания выступают как необходимый элемент профессиональной деятельности обучаемого.
В свете вышесказанного особое значение приобретает формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с текстом первоисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т.п.
При описании методики изучения, закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной активностью всей аудитории, в т.ч. приемы, позволяющие поддерживать устойчивое, активное внимание учащихся, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д.
… Приложение №2 к Рекомендациям по написанию частных методик по учебным дисциплинам, преподаваемым в образовательных учреждениях МВД России