Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом - Методические рекомендации по конкретному занятию

 

Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать

/. Формулировку целей, задач занятия (целевую установку).

Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной ор­ганизации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей учащихся. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки це­лей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подхо­ды, технология их планирования.

Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия со­держится в Приложении № 1.

При определении дидактических целей, задач следует избегать до­вольно широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели, задачи занятия должны опреде­лять, прежде всего, какие конечные выводы, умения, навыки планируется сформировать у учащихся на основе изучаемого материала, какой резуль­тат предполагается достигнуть в результате совместной целенаправлен­ной деятельности преподавателя и учащихся.

При формулировании воспитательных целей, задач следует избегать декларативности, ориентироваться прежде всего на воспитание у учащих­ся общегражданских (патриотизм, непримиримость к нарушению закона и т.д.) и профессионально значимых качеств (см. квалификационные харак­теристики выпускников образовательных учреждений МВД России). При планировании методического обеспечения этой группы целей, задач, сле­дует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта учащихся и преподавателя.

Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время дале­ко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи развития уча­щихся, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей, задач занятия (задач развития познавательных спо­собностей и умений учащихся).

Всестороннее и глубокое продумывание целей, задач занятия по­зволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели, задачи занятия явля­ются тем основным критерием, который позволяет не стихийно, бессис­темно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оп­тимальный для данных условий минимум содержания ("узловой" учебный материал) и комплекс методов, приемов обучения, обеспечивающих дос­тижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств. (Приложение № 2).

3. Методические рекомендации по повторению, закреплению, кон­тролю знаний, умений, навыков учащихся, подученных на предыдущих за­нятиях (если этот элемент необходим в структуре данного занятия; при описании семинарских занятий он является основным).

Они, как правило, должны содержать:

- перечень вопросов (основных и дополниггельных), которые препо­даватель ставит перед учащимися при проверке знаний, с кратким объяс­нением логики, последовательности их постановки;

- фабулы задач (ситуационных и др.), практических заданий и т.п., необходимых для проверки уровня сформированности умений, навыков применения теоретических знаний в практической деятельности;

- описание методов, приемов контроля знаний, умений, навыков учащихся, при этом особый интерес представляет мотивация отбора ме­тодов, приемов, их увязка с целями, задачами занятия.

При описании методики организации опроса учащихся важно пока­зать:

- как, наряду с его контрольными, закрепляющими функциями, реа­лизуются функции обучающие, то есть осуществляется дальнейшее нара­щивание знаний учащихся;

- как используются такие активные формы обучения, как дискуссии, индивидуальные (групповые) творческие задания для самостоятельной ра­боты учащихся (доклады, рефераты, НИРС);

- как осуществляется дифференциация контроля знаний, умений в зависимости от уровня подготовленности учащихся;

- как применяются новые технологии контроля званий, умений (рейтинговая система и: т.д.).

При использовании индивидуальных форм контроля знаний (напри­мер, развернутый устный ответ) особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы.

Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей по­вышения плотности контроля знаний, умений, навыков учащихся, полу­чения "срезов", показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в т.ч. ис­пользования в этих целях компьютерных технологий.

… Не принижая в процессе обучения роли работы по формированию знаний, в то же время важно показать, как реализуется деятельностный подход в решении учебно-познавательных задач, предполагающий фор­мирование у обучаемых не "чистых" знаний, а умений и навыков осущест­вления определенных видов деятельности. В этом случае полученные зна­ния выступают как необходимый элемент профессиональной деятельности обучаемого.

В свете вышесказанного особое значение приобретает формирова­ние у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с текстом пер­воисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т.п.

При описании методики изучения, закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной ак­тивностью всей аудитории, в т.ч. приемы, позволяющие поддерживать ус­тойчивое, активное внимание учащихся, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д.

… Приложение №2 к Рекомендациям по написанию ча­стных методик по учебным дисцип­линам, преподаваемым в образовательных учреждениях МВД России

You are here: Главная Лекции Общие Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом