Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом - Общие рекомендации по профессиональной и теоретической подготовке
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 09 September 2012
Общие рекомендации по профессиональной и теоретической подготовке
В отличии от индивидуального опыта ЕсПВН в реальных условиях, которым возможно обладают некоторые (пришедшие с практических органов) преподаватели физической подготовки вуза МВД, педагогическая модель этого вида учебно-профессиональной деятельности должна отражать не частные случаи и логику действий отдельных специалистов, а наиболее общие закономерности, принципы, правила и алгоритмы, а также системные условия и факторы, компоненты и аспекты определяющие ее результативность в основных типах ситуаций и сценариях ее реализации.
С другой стороны наличие у конкретного преподавателя только общей спортивной, педагогической и, в частности, методической квалификации не может заменить ему знания наиболее общих характеристик практической деятельности - что выражается в построении или видении им (или коллективом в котором он работает) общей модели (или ее проекта) ЕсПВН основанной в идеале на результатах постоянного научного анализа опыта действий большого количества специалистов (различных категорий, служб и подразделений в течении длительного времени и т.п.) и его собственной минимальной (двигательной и иной) практической квалификации в демонстрации целостной деятельности по задержанию с использованием пистолета и автомата.
Таким образом, сверхзадачей этого (как, впрочем, и любого другого) вида педагогической деятельности преподавателя боевой подготовки является передача специфического опыта профессионально-боевого осознания целевых и сопутствующих задач ЕсПВН в конкретных условиях.
Поэтому перед тем как приступить к осмыслению состава элементов предлагаемых курсантам (слушателям) к изучению в рамках физической подготовки, перед началом занятий по данному разделу, а тем более перед тем как познакомиться со способами обеспечения названной и иных задач, преподавателям обоих типов (чистый практик и «педагог-физкультурник» или «спортсмен»), необходимо заранее уяснить критерии и приоритеты определения содержания данного аспекта готовности на разных этапах обучения и в программе дисциплины в целом; место и роль в ее обеспечении данной учебной дисциплины; повторить или обновить основные (теоретические) сведения о научно-педагогических основах ее формирования; особенностях и закономерностях этого аспекта двигательной и иной деятельности сотрудников милиции (ОВД) в реальных ситуациях; уточнить свои собственные представления об актуальности и сложности (многокомпонентности) данного раздела как для обучающего, так и для обучаемых, наиболее трудных вопросах, характерных ошибках и т.д. Предлагаемый ниже материал призван, частично помочь в решении этих задач.
Концепция раздела. Критерии и приоритеты определения содержания готовности сотрудника к единоборству без оружия с противником вооруженным ножом.
Место и роль физической подготовки в ее формировании
До последнего времени определение содержания одиночной служебной подготовки сотрудника МВД к ЕсПВН без оружия соответствующего современным условиям и требованиям служебно-боевой деятельности и дидактическим основам организации его профессионального образования составляет для преподавателей известную проблему.
Во многом это связано с отсуствием сведений позволяющих им составить системное представление об основных характеристиках ЕсПВН, как уже отмечалось с различными взглядами и подходами к определению концепции готовности и ее формирования в период обучения в образовательном учреждении МВД России, а так же различием критериев и приоритетов используемых для определения содержания традиционных образовательных программ и оценки результатов обученности, с одной стороны, и практической деятельности ОВД, с другой*.
Стратегические особенности поведения противника с ножом и единоборства с ним
(Основы профессионального взаимодействия с противником вооружённым ножом )
Как и любой другой вид боевого единоборства, и в прошлом, и сегодня, единоборство (одиночная схватка или свободный поединок, рукопашный бой) с противником вооруженным ножом как предмет познания представляет собой определенную сумму общетеоретических , бытовых, педагогических , профессиональных и прочих иных знаний и представлений, физических, технико-тактических и психологических элементов, которые в целом определяют сферу его стратегических особенностей.
Из всего многообразия общих знаний о закономерностях поведения и действий в ЕсПВН для сотрудников органов внутренних дел наиболее важными следует считать те, которые формируют его профессиональные, интеллектуально-личностные поведенческие установки на этот вид единоборства. Среди них , в первую очередь, стоит выделить информацию об обстоятельствах, условиях и последствиях нападения с ножом на сотрудника органов внутренних дел, поражающих возможностях и расположении ударов ножом, общих и частных особенностях криминальной техники и тактики нападения с ножом т . д. Сюда же следует отнести сведения о закономерностях общего поведения человека с ножом на различных стадиях противостояния сотруднику ( сопротивление задержанию, попытка взять нож, неожиданное нападение и т.д.) и наиболее общих принципах и правилах поведения самого сотрудника.
На этой основе и закладывается общая и частная (индивидуальная) доктрина (идеология) и стратегия единоборства без оружия с противником вооруженным ножом и его задержания. В настоящей главе представлен системно изложенный материал, который призван помочь преподавателю сформировать или уточнить собственную систему наиболее общих или стратегических взглядов на рассматриваемый вид единоборства.
Типичные условия, ситуации и фазы единоборства с противником вооруженным ножом. Особенности поведения и действий сотрудника в них.
Для формирования профессиональных установок на адекватное (точное) поведение в реальных ситуациях встреч с противником вооруженным ножом, и преподавателям, и сотрудникам важно правильно представлять и учитывать некоторые присущие им типичные черты (условия, ситуации и фазы ).
Как показывают опросы специалистов различных отраслей знания и деятельности данные ситуации могут проявляться в одной или совокупности следующих условий, ситуаций и фаз взаимодействия и боевой борьбы c cубъектом вооружённым ножом, приоритеты готовности)
1) взаимодействие на стадии потенциальной возможности нападения с ножом ( разведка и маскировка целей , задач ,возможностей и способов их реализации);
2) взаимодействие на стадии намерения и в начале его осуществления (психо-тактические схватки и силовое упреждение);
3) взаимодействие и единоборство на стадии осуществления одиночного атакующего действия ( защитные и контратакующие технические действия во всех фазах движения вооруженной конечности-технико-тактические схватки по самозащите, обезвреживанию,обезоруживанию и задержанию);
4) взаимодействие и единоборство в свободном поединке с противником использующим различные средства и боевые действия (рукопашный бой без оружия с противником вооружённым ножом с целью его задержания).
Дадим краткую характеристику названных стадий.