Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом

Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом

Служебно-боевое единоборство с преступником вооруженным ножом, его силовое задержание относятся  к одному из наиболее сложных и опасных видов служебно-боевой деятельности сотрудника правоохранительных органов.

На основе новейших научных исследований, анализа широкого круга источников, многолетнего опыта преподавания в Нижегородской Академии МВД РФ, других специальных учебных заведениях и практических подразделениях, эти вопросы впервые представлены в контексте частной методики преподавания этого раздела в рамках специализированного раздела программы боевой подготовки курсантов (слушателей)общих вуза МВД с различными сроками обучения.

В основу пособия положен анализ широкого круга отечественной и зарубежной литературы, практическое изучение авторами различных спортивно-боевых систем единоборств (каратэ до, айки до, у шу, рукопашный бой, самозащита, фехтование), результаты научно-исследовательской и научно-педагогической (в т.ч.большой экспериментальной) деятельности, проведенной авторами совместно с другими ведущими специалистами кафедры боевой подготовки Нижегородской академии МВД РФ.

Обучение действиям в экстремальных условиях, как известно, предполагает подготовку к целостной деятельности - т.е. обучение всму тому, что позволяет сотруднику не только справляться, но и управлять ими, сознательно “помогать” правонарушителю выбирать неудобную для него модель поведения, затрудняя применение внезапных атак и подводя его под собственную" коронную" технику обезоруживания и задержания. По мнению автора, реально этому можно

Развитая и научнообоснованная классификация и арсенал научиться только на основе специализированных программ подготовки и воспитания. технических и тактических действий, разработанная концепция обучения, проверенная методика преподавания в том числе контроля и аттестации планируемых уровней обученности, индивидуализация подготовки, хорошо организованная и материально оснащенная соревновательная и учебно-боевая практика, плодотворное взаимодействие личности обучающего и обучаемого - испытанный путь формирования профессионального мастерства в любом виде единоборств. И чем более обеспеченной с точки зрения творческого осмысления достижений исторической и современной практики, науки и педагогики будет деятельность преподавателя , тем более оправданной будут доверие к ней обучаемых, тем успешнее будет их совместная работа.


 

Общие рекомендации по профессиональной и теоретической подготовке

В отличии от индивидуального опыта ЕсПВН в реальных условиях, которым возможно обладают некоторые (пришедшие с практических органов) преподаватели физической подготовки вуза МВД, педагогическая модель этого вида учебно-профессиональной деятельности должна отражать не частные случаи и логику действий отдельных специалистов, а наиболее общие закономерности, принципы, правила и алгоритмы, а также системные условия и факторы, компоненты и аспекты определяющие ее результативность в основных типах ситуаций и сценариях ее реализации.

С другой стороны наличие у конкретного преподавателя только общей спортивной, педагогической и, в частности, методической квалификации не может заменить ему знания наиболее общих характеристик практической деятельности - что выражается в построении или видении им (или коллективом в котором он работает) общей модели (или ее проекта) ЕсПВН основанной в идеале на результатах постоянного научного анализа опыта действий большого количества специалистов (различных категорий, служб и подразделений в течении длительного времени и т.п.) и его собственной минимальной (двигательной и иной) практической квалификации в демонстрации целостной деятельности по задержанию с использованием пистолета и автомата.

Таким образом, сверхзадачей этого (как, впрочем, и любого другого) вида педагогической деятельности преподавателя боевой подготовки является передача специфического опыта профессионально-боевого осознания целевых и сопутствующих задач ЕсПВН в конкретных условиях.

Поэтому перед тем как приступить к осмыслению состава элементов предлагаемых курсантам (слушателям) к изучению в рамках физической подготовки, перед началом занятий по данному разделу, а тем более перед тем как познакомиться со способами обеспечения названной и иных задач, преподавателям обоих типов (чистый практик и «педагог-физкультурник» или «спортсмен»), необходимо заранее уяснить критерии и приоритеты определения содержания данного аспекта готовности на разных этапах обучения и в программе дисциплины в целом; место и роль в ее обеспечении данной учебной дисциплины; повторить или обновить основные (теоретические) сведения о научно-педагогических основах ее формирования; особенностях и закономерностях этого аспекта двигательной и иной деятельности сотрудников милиции (ОВД) в реальных ситуациях; уточнить свои собственные представления об актуальности и сложности (многокомпонентности) данного раздела как для обучающего, так и для обучаемых, наиболее трудных вопросах, характерных ошибках и т.д. Предлагаемый ниже материал призван, частично помочь в решении этих задач.


Концепция раздела. Критерии и приоритеты определения содержания готовности сотрудника к единоборству без оружия с противником вооруженным ножом.

Место и роль физической подготовки в ее формировании

До последнего времени определение содержания одиночной служебной подготовки сотрудника МВД к ЕсПВН без оружия соответствующего современным условиям и требованиям служебно-боевой деятельности и дидактическим основам организации его профессионального образования составляет для преподавателей известную проблему.

Во многом это связано с отсуствием сведений позволяющих им составить системное представление об основных характеристиках ЕсПВН, как уже отмечалось с различными взглядами и подходами к определению концепции готовности и ее формирования в период обучения в образовательном учреждении МВД России, а так же различием критериев и приоритетов используемых для определения содержания традиционных образовательных программ и оценки результатов обученности, с одной стороны, и практической деятельности ОВД, с другой*.

Стратегические особенности поведения противника с ножом и единоборства с ним

(Основы профессионального взаимодействия с противником вооружённым ножом )

Как и любой другой вид боевого единоборства, и в прошлом, и сегодня, единоборство (одиночная схватка или свободный поединок, рукопашный бой) с противником вооруженным ножом как предмет познания представляет собой определенную сумму общетеоретических , бытовых, педагогических , профессиональных и прочих иных знаний и представлений, физических, технико-тактических и психологических элементов, которые в целом определяют сферу его стратегических особенностей.

Из всего многообразия общих знаний о закономерностях поведения и действий в ЕсПВН для сотрудников органов внутренних дел наиболее важными следует считать те, которые формируют его профессиональные, интеллектуально-личностные поведенческие установки на этот вид единоборства. Среди них , в первую очередь, стоит выделить информацию об обстоятельствах, условиях и последствиях нападения с ножом на сотрудника органов внутренних дел, поражающих возможностях и расположении ударов ножом, общих и частных особенностях криминальной техники и тактики нападения с ножом т . д. Сюда же следует отнести сведения о закономерностях общего поведения человека с ножом на различных стадиях противостояния сотруднику ( сопротивление задержанию, попытка взять нож, неожиданное нападение и т.д.) и наиболее общих принципах и правилах поведения самого сотрудника.

На этой основе и закладывается общая и частная (индивидуальная) доктрина (идеология) и стратегия единоборства без оружия с противником вооруженным ножом и его задержания. В настоящей главе представлен системно изложенный материал, который призван помочь преподавателю сформировать или уточнить собственную систему наиболее общих или стратегических взглядов на рассматриваемый вид единоборства.

Типичные условия, ситуации и фазы единоборства с противником вооруженным ножом. Особенности поведения и действий сотрудника в них.

Для формирования профессиональных установок на адекватное (точное) поведение в реальных ситуациях встреч с противником вооруженным ножом, и преподавателям, и сотрудникам важно правильно представлять и учитывать некоторые присущие им типичные черты (условия, ситуации и фазы ).

Как показывают опросы специалистов различных отраслей знания и деятельности данные ситуации могут проявляться в одной или совокупности следующих условий, ситуаций и фаз взаимодействия и боевой борьбы c cубъектом вооружённым ножом, приоритеты готовности)

1) взаимодействие на стадии потенциальной возможности нападения с ножом ( разведка и маскировка целей , задач ,возможностей и способов их реализации);

2) взаимодействие на стадии намерения и в начале его осуществления (психо-тактические схватки и силовое упреждение);

3) взаимодействие и единоборство на стадии осуществления одиночного атакующего действия ( защитные и контратакующие технические действия во всех фазах движения вооруженной конечности-технико-тактические схватки по самозащите, обезвреживанию,обезоруживанию и задержанию);

4) взаимодействие и единоборство в свободном поединке с противником использующим различные средства и боевые действия (рукопашный бой без оружия с противником вооружённым ножом с целью его задержания).

Дадим краткую характеристику названных стадий.


 

Взаимодействие на стадии намерения и в начале его осуществления

1) противоборство (от психологического до силового) с противником угрожающим прибегнуть к ножу, но не делающим попытки его достать;

2) противоборство на стадии попытки достать нож;

3) противоборство сразу же после доставания ножа;

4) противоборство при угрозах: а) ножом на расстоянии ( например, при оказании психотактического сопротивления попытке силового задержания и др.) и б) в упор;

Как показывает практический и педагогический опыт ,взаимодействие, в том числе и силовое, с целью пресечения агрессивных намерений противника с ножом и его задержания на 1-3-ей стадиях наиболее предпочтительно. И хотя эти виды взаимодействия требуют, прежде всего, развитых тактических способностей, их , в том числе и техническую сторону так же, на наш взгляд, следует надёжно осваивать в первую очередь. Более подробно стратегические основы этого взаимодействие будут рассмотрены в далее.

Опросы практических работников выявили, что наибольшую практическую сложность , особенно для молодых сотрудников, 1-я и 4-ая стадии взаимодействия представляют по причинам психологического и тактического характера, а 2-я 3-я --из-за краткости времени проявления ( ) .

Следующие формы (стадии или фазы) взаимодействия относятся собственно к технико-тактическому содержанию силовой самозащиты , рукопашного боя без оружия с субъектом вооружённым ножом:

5) противоборство в момент начального движения вооруженной руки;

6) противоборство в средней фазе атакующего действия;

7) противоборство в конечной фазе атакующего действия, которая, в свою очередь подразделяется: а) на фазу первичного (или частичного) по отношению к запланированному поражению и б) достигнутого первого поражения;

8) противоборство сразу после завершения достигнутого первого поражения для исключения второго, третьего и других поражений ножом;

Оценка сложности этих условий и фаз противоборства не может быть однозначной в силу различных оснований традиционно предъявляемых к приоритетам в обучении, деятельности и реальных условиях и мотивах (борьба за жизнь, развитое чувство профессионального долга и т.д.) при самозащите и задержания встречающихся на практике (вставка). По опросам специалистов, сотрудников и слушателей учебных заведений успешность действий в этих условиях зависит от индивидуальной подготовленности и конкретных особенностей организма и ситуации в целом.

Анализ данных ситуаций в ходе учебных спаррингов выявил, что 4-я, 7-я и 8- я фазы противоборства составляют для  испытуемых наибольшую сложность из-за отсутствия  навыков своевременного определения  начальной фазы атакующего движения , а так же техники и тактики действий в этих условия.

И, наконец,3 последних условия, в которых может разворачиваться  единоборство с противником вооруженным ножом, и которые и объективно и субъективно следует отнести к наиболее сложным по средствам технико-тактического и психологического обеспечения  успешности этого единоборства.

9) противоборство с противником активно нападающим и неоднократно атакующим ножом;

10) противоборство с противником активно нападающим и неоднократно атакующим ножом, свободной рукой (вторым ножом), ногой ;

11) противоборство с противником активно обороняющимся  с помощью ножа ( с целью его задержания);

Как можно заметить большинство публикаций (программ подготовки, пособий, наставлений и руководств), как правило, предлагают технико-тактические действия  лишь к 4-м из 11 названных форм (компонентов) противоборства, оставляя без внимания  наиболее сложные и опасные, что ни в коей мере не может устроить специалистов, профессиональных преподавателей, инструкторов и сотрудников оперативно-боевых подразделений МВД РФ.

Выделение названных условий и фаз взаимодействия позволяет, на наш взгляд, более обоснованно, в рамках системного подхода к этому виду служебно-боевой деятельности, определять и содержание, и организацию подготовки к рукопашному бою без оружия с противником вооружённым ножом.

Предлагаемые во втором разделе пособия методы и методики обучения построены с учетом внутренней логики усложнения наиболее общих условий реального единоборства и силового задержания этой категории правонарушителей..


 

Поражающие возможности, характер, тяжесть и локализация ударов ножом

Очевидными особенностями определяющими специфику поражений (ранений) при нападении и оказании сопротивления с ножом являются:

-возможность широкого маневра оружием за счет большой подвижности отдельных частей ( пальцы, запястье, локоть, плечо) и всей руки с ножом в целом;

- относительная незначительность усилий для нанесения тяжёлых, плохо заживающих и смертельных повреждений;

-возможность скрытного ношения и неожиданного применения ;

-легкая доступность и простота основной техники нападения, её сочетаемость с другой техникой , средствами нападения и оказания сопротивления .

Всё это позволяет : 1) определить поражающие возможности ударов ножом как очень широкие; 2) отнести самозащиту от внезапных нападений с ножом к одному из наиболее сложных и рискованных её разновидностей; 3) считать задержание противника с ножом, в условиях когда сотрудник не имеет возможности применять оружие, специальные и подручные средства, одной из наиболее опасных служебно-боевых задач в его деятельности; 4) рассматривать всю совокупность компонентов взаимодействия с субъектом с ножом, как предъявляющую повышенные требования к стратегическому видению и тактическому мышлению, морально-волевым, физическим качествам в основном определяющим уровень индивидуально боевой готовности сотрудника.

Судебно-медицинская статистика повреждений наносимых ножом, в частности, даёт следующую географию и особенности повреждений ножом. Поскольку большинство ножей относится к колюще-режущим видам холодного оружия чаще всего ими наносятся колото-резанные, затем резанные и реже всего колотые раны. Чаще всего со смертельным исходом соответственно поражаются : спина, грудь, шея, живот, горло, внутренние поверхности предплечий и бёдер ; грудь, спина, шея, гораздо реже живот, глаза (сноска на видеокассету США).

Резаные ранения различной тяжести чаще всего располагаются в области лучезапястных, локтевых суставов, на передней поверхности предплечий, на груди в области сердца. При попытках самозащиты подставками рук и захватами за вооруженную руку чаще всего поражаются ладонные поверхности кистей и пальцев, тыл кистей, задняя поверхность предплечий, локтевые суставы, плечи .

Кроме того имеются данные о получении резаных ран так же в области ахиллова сухожилия с целью лишения обороняющегося возможности активных перемещений.

Как уже отмечалось, колотые раны встречаются относительно редко и наносятся соответствующим колющим оружием или предметом (игольчатым штыком, стилетом, кинжалом, шилом, отверткой, ножницами, заточкой и т. п.). Ранения от колющих ударов могут располагаться практически по всему телу, в том числе и на предплечьях при самозащите (сноски ).

В отличии от колото-резанных ран, которые иногда проникают в полость тела на всю длину клинка, колотые раны, как правило, по глубине раневого канала меньше длины клинка, хотя встречаются отдельные случаи глубоких ран в т. ч. с проникновением сквозь кости грудины, лопатки, таза и даже черепа .

Рассмотренная статистика может и должна учитываться при выработке стратегического и тактико-технического содержания специализации силового задержания и рукопашного боя при единоборстве с противником вооружённым ножом ( подробнее см. главу УШ).


 

Типы холодного оружия: их особенности с точки зрения поражающих характеристик, технико-тактических аспектов самозащиты и обезоруживания.

Из всех существующих типов холодного оружия, которых по оценкам специалистов насчитывается свыше 600 наименований и более 1000 видов ( ), опасность представляет практически любой из них, как и любое из множества видов коротких колюще-режущих подручных средств, которые применяются умело и в выгодных для нападения обстоятельствах. Наряду с этим, их несомненная специфика определяемая особенностями предназначения, материала, формы,

качеством изготовления и т. д. требует учета сильных и слабых характеристик этого вида холодного оружия с точки зрения уточнения сотрудником техники и тактики единоборства.

Так безусловно повышенную опасность представляют все типы специального холодного оружия ( стреляющие, выстреливающиеся, выкидные, комбинированные и т.д. ) , а так же ножи с двумя и более клинками, с относительно коротким (до 20 см.) обоюдоострым клинком, со специальной "бритвенной" заточкой ( для снятия шкур, некоторые среднеазиатские- типа "пчак", собственно опасные бритвы и т. д.); клинки с очень узким лезвием ( стилет, кортик, кинжал, обрезок шпаги, шило, отвертка и т.д.) и чернённые, а так же ножи-кастеты.

Практическое значение может иметь так же наличие или отсутствие ограничителя рукоятки, её форма ( навершие, "гарда"), наличие или отсутствие ограничителя клинка и так же его форма, толщина клинка, форма острия и т.д.

В связи со сказанным, во время обучения технике подставок, захватов вооружённой руки, выбиванию ударами и обезоруживанию, а так же при формировании целостной тактики рукопашного боя без оружия с противником вооружённым ножом и его задержания важно пользоваться макетами различных типов оружия (разделочными, садовыми, "мачете", сапожными, поварскими, серповидными и другими), особенно традиционно распространёнными в данном регионе, в обслуживаемой отрасли, криминальной среде. В реальной ситуации, при малейшей возможности, необходимо, прибегая к специальному волевому усилию, как можно более подробно рассмотреть и оценить тип холодного оружия, а так же способ его держания противником.


 

Способы держания ножа и их влияние на вероятность зоны поражения

Обычно называется 3 основных способа держания (хвата)ножа: клинок направлен от мизинца; от большого пальца и от большого и указательного пальца. Кроме указанных способов, преступные элементы часто используют другие хваты и разнообразные манипуляции с ножом : между средним и указательным пальцем, между средним и безымянным пальцем; хват двумя руками; жонглирование ножом; перебрасывание из руки в руку .

Так же используются различные варианты указанных хватов: плотное прижатие клинка к предплечью при хвате от мизинца; маскировка способа держания и вооружённой конечности ( накрывание полотенцем, плащом, обёртывание газетой, прятание за спиной и т. д.)

Сведения о хвате ножа, в учебно-методической литературе по данной теме, как правило, используются для формирования представления обороняющегося о наиболее вероятной зоне атаки, что как показывает анализ статистики поражений в учебно-боевых спаррингах и в служебной практике не может в настоящее время гарантировать предугадывание возможной зоны атаки .

В дополнение к увеличению вероятности встречи с названными и более сложными вариантами хватов и способами маскировки атак, как показывает опыт подготовки экспериментальных групп и изучение случаев успешного реагирования на сложные удары на практике, сам по себе хват ножа, без учета его в контексте целой группы признаков, далеко не всегда позволяет достоверно прогнозировать траекторию, тип удара ( пореза), зону и сектор поражения ножом.

Объём настоящего пособия не позволяет подробно рассмотреть этот, важнейший для организации подготовки, самостоятельного совершенствования, точного прогнозирования и действия в реальной ситуации единоборства, вопрос.

Укажем лишь на некоторые, на наш взгляд, важные моменты формирования более точной оценки или прогнозирования (антиципации) возможного направления удара ножом. ( см. схему)

Лишь с некоторой долей вероятности можно говорить о наиболее или

наименее опасных секторах поражения . При этом также важно учитывать и такие факторы как положения вооруженной руки (поднята вверх, держится перед собой, опущена вниз, спрятана за спину, отставлена в сторону, прикрыта другой рукой и т.п).

Так одним из достоверных признаков о времени возможного касания  острием ножа поражаемой поверхности по наиболее ожидаемой траектории   является соотношение четырех точек: кисть, локоть, плечо, середина груди . Иными словами, если вооруженная  рука находиться , например, во фронтальной стойке нападающего на фоне туловища и в стороне то на прямой удар будет затрачено больше времени ит.д. (подробнее см. материал об особенностях взаимодействия   на начальных стадиях взаимодействия  ).

Эффективное распознавание и использование данной информации в единоборстве важный резерв повышения  надежности действий при самозащите от ударов ножом. Однако в полном объеме он достигается  как результат специализированной многолетней подготовки, чего большинство молодых сотрудников абсолютно лишено. Включение данного вида подготовки возможно только для   наиболее подготовленных слушателей высших учебных заведений или сотрудников специализированных оперативно-боевых подразделений МВД РФ.

С характеристикой поражающих факторов короткого холодного оружия связаны так же траектории предполагаемого и наносимого удара.


 

Классификация потенциальных противников с ножом и признаков

При формировании у курсантов (слушателей) представлений о факторах определяющих оценку ими опасности поведения, потенциальных и реальных действий человека с ножом, следует ориентировать их на зависимость выбора ими адекватной тактики поведения и действий от совокупности сведений и признаков, позволяющих, в частности, относить их носителей к одной из трех групп противников (условно «профессионалы», «полупрофессионалы» и «непрофессионалы»). Каждой из этих групп соответствует совокупность определенных характеристик.

Так, например, самого пристального внимания требует восприятие и оценка "открытых изготовок с ножом" так как, во-первых, нож приведен в более или менее боевую готовность; во-вторых, эта фаза в потенциале содержит необходимую информацию о субъекте посягательства с точки зрения прогноза не только его возможных действий, но и всего способа взаимодействия сотрудника с ним. Кроме, традиционно выделяемого для анализа боевых возможностей изготовки, признака, характеризующего особенности держания ножа (хват "от большого пальца" - лезвие со стороны большого пальца, "от мизинца" - лезвие со стороны мизинца, "от большого и указательного" - фехтовальный) изготовка с любым видом холодного оружия и подручных средств объективно содержит еще, как минимум пять признаков. В таблице N% 1. представлены эти признаки.

Приведем отдельные группы признаков позволяющие отличать названные выше одну группу от другой:

п р о ф е с с и о н а л ы - прошедшие специальную подготовку (армейскую, спортивную, криминальную), носители высокого уровня владения технико-тактическим арсеналом, большого опыта применения ножа, определённых личностных особенностей, что по ряду поведенческих стереотипов может быть определено опытным сотрудником по уликам (порой трудноуловимым) поведения.

П о л у п р о ф е с с и о н а л ы. Их стиль владения ножом и манера угрожающего и иного поведения предполагает прочное освоение лишь отдельных, порой одиночных приемов и способов нападения; чередование сильных и слабых стоек; легких и тяжелых изготовок; сильных и слабых хватов ножа, т.е. сочетание неодинаковых по качеству и степени владения технических и тактических приемов; нередкую "рисовку" в поведении. Успех единоборства с носителями подобного стиля поведения определяется качеством непосредственных разведывательных действий и использования соответствующего технико-тактического противоборства с учетом выявленных слабых и сильных сторон деятельности, а также с использованием профессиональных средств самозащиты, нападения и задержания.

Н е п р о ф е с с и о н а л ы. Обладают порой самыми противоположными признаками поведения непосредственно перед нападением от крайне спокойного до буйного, их стиль владения ножом характерен для субъектов использующих нож спонтанно под воздействием случайных причин, в результате испуга, аффекта, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, сильного душевного волнения, психического заболевания и т.п. Тем не менее, именно эти субъекты и их «неправильные» способы нападений нередко представляют серьезную опасность для сотрудника.


 

Основы профессионального поведения сотрудника ОВД при взаимодействии с противником вооружённого ножом.

Концепция раздела. Критерии отбора содержания


Существующие в настоящее время теоретические и учебно-методические подходы к выделению особенностей поведения, самозащиты сотрудника ОВД в различных ситуациях и фазах взаимодействия с субъектом вооружённым ножом ограничиваются отдельными , не систематизированными и зачастую эмпирическими соображениями и касаются, как было отмечено выше, лишь отдельных видов взаимодействия (попытки достать оружие, начальная фаза удара, угроза ножом ). Данный подход, будучи оправданным для решения частных задач всеобщей и массовой первоначальной подготовки сотрудников не может считаться приемлемым для решения задач углублённой индивидуализированной подготовки сотрудников спецподразделений, объективно затрудняет поиск новых средств и методов подготовки в учебных подразделениях и заведениях МВД РФ.

Соображения большей практичности и технологической обоснованности обучения и, в конечном счете, повышения профессионализма в деятельности личного состава при обезвреживании подобной категории опасных посягательств требуют специального рассмотрения основ профессионального поведения в данной классе взаимодействия с вооружённым субъектом, в целом, и средств самозащиты, его обезвреживания, обезоруживания и силового задержания , в частности. Достижение этой цели, как нам представляется, возможно на путях системного представления о

структуре, содержании всех уровней (стратегического, оперативного и тактического) практического стратегического мышления и деятельности сотрудника в сфере взаимодействия с субъектом вооружённым ножом, принципах, закономерностях и правилах этого взаимодействия. .

В соответствии с приоритетами общей и специальной тактики деятельности и действий органов, подразделений и отдельных сотрудников правопорядка следует признать, что и вся совокупность служебно-боевых задач, применительно к этому классу взаимодействий с субъектом с ножом, должна так же подчиняться им. Это не противоречит так же мерам личной безопасности сотрудника, нормам закона и другим профессиональным требованиям

С учётом названной последовательности задач, сложность проведения силового задержания этой категории субъектов объективно подчиняется специфике их требований к стратегической, тактико-технической, физической, психологической готовности сотрудника, а так же к его оснащенности и профессиональному опыту именно в решении данных задач. Рассмотрим более подробно основные требования к поведению и действиям сотрудника в различных фазах проявления субъектом с ножом своих намерений.

1) Особенности предупреждения нападений с ножом на сотрудника

Учитывать характер места, времени, ситуации и других обстоятельств служебной деятельности, криминологические, криминалистические и психологические характеристики отклоняющегося, противоправного и опасного поведения субъекта с ножом, личный опыт и особенности индивидуального восприятия..

Признаки раскрывающие потенциально опасных (вооружённых) субъектов и их возможное поведение в различных обстоятельствах, в целом, характерны и для субъектов с ножом. Только определённая совокупность этих признаков доступная восприятию и правильной интерпретации сотрудником позволяет заранее выявлять и прогнозировать развитие взаимодействия с ним. Вместе с этим знание некоторых конкретных проявлений обстановки и улик поведения человека позволяет быстрее "диагностировать" и его и ситуацию и строить план своих действий. Ранняя и целенаправленная ориентация обучаемых сотрудников на развитие способностей к предварительному, быстрому и достаточному изучению ситуаций и субъектов служебно-боевого взаимодействия на основе определённых признаков позволяет существенно углубить процесс подготовки и избежать осложнений на практике.

В отличии от субъекта потенциально или реально вооружённого огнестрельным оружием - субъект потенциально или реально вооружённый коротким холодным оружием всегда, более чем первый зависит от дистанции до сотрудника и всегда стремиться её контролировать.

Общей характеристикой для предупреждения неожиданного нападения с использованием любого оружия в ситуациях оперативно-боевой деятельности являются специфические позные признаки (признаки позы) потенциальных субъектов нападения. Они включают различное сочетание поз, положений туловища,ног, рук, маскировок и иных признаков позволяющих рассматривать их, как потенциально удобные для внезапного нападения с ножом или любым другим коротким колюще-режущим оружием.

При условии, если сотрудник находится на средней и ближней дистанции от субъекта с перечисленными типами признаков, то их совокупность представляет потенциально повышенную опасность и требует её своевременного выявления и учета в последующих тактических и технических действиях.

В таблице № 3 дан перечень этих признаков и дистанций до субъекта, которые в большинстве случаев (освещенность и минимум времени) сотрудник в состоянии видеть и оценивать.

Другим важным основанием прогнозирования и нейтрализации на ранней стадии возможного намерения использовать или применить нож являются определённые у л и к и поведения, позволяющие предполагать наличие и место скрываемого оружия в т.ч. и ножа и возможное намерение его использовать.

К ним относятся неосознаваемые субъектом непроизвольные движения (вазомоторные признаки) отличающие его от других людей, или нетипичные для него в другой ситуации. Данные признаки так же могут не только выявляться, но и усиливаться сотрудником с помощью определённых психологических и тактических приёмов. Специфика пособия не позволяет более подробно останавливаться на диагностике уличающих признаков поведения субъектов пытающихся скрыть потенциальную, в том числе и несознаваемую, готовность внезапно использовать или применить оружие.

Тем не менее отметим, что динамичность развития многих ситуаций взаимодействия сотрудников с этой категорией субъектов, а так же отсутствие у большинства из них соответствующей психотактической подготовки требуют признать оправданность использования средств так называемого о б о б щ ё н н о г о и активного предупреждения возможного нападения .

К этим традиционным средствам относятся :

-постоянное перемещение; использование техники определённых обстоятельств для усиления собственной безопасности; взаимоподстраховка или её легендирование; постоянное обеспечение безопасности личного пространства и способности к контролю за ситуацией в целом; постоянное переключение своего воздействия с одного субъекта на другого с целью обеспечения тактической инициативы в контроле за поведением противоборствующих участников взаимодействия ( ).


 

Основы выполнения упреждающих действий cотрудника при взаимодействии с противником вооруженного ножом

Основным, профессионально-приемлемым видом служебно-боевого взаимодейтсвия сотрудника с субъектом вооруженным ножом, в случае начала осуществления с его стороны агрессивного намерения, как уже отмечалось, являются упреждающие действия. Адекватное представление о содержании нападения и степени опасности в условиях экстренного принятия решения формируется в форме особых психических образований (антиципирующий образ, образ - эталон).

Специалисты любой развитой системы единоборств посредством его (образа) прогнозируют возможные действия противника и успевают противопоставить им свои. В таблице № 4 представлено отношение фаз любого посягательства с конкретными проявлениями действий человека с ножом. Укажем, что в реальной ситуации точные границы между фазами "намерение" и "замысел" различить не всегда возможно.

таблица № 4

Ф а з ы

Намерение

Замысел

Исполнение

Д е й с т в и я

Попытка достать (взять) нож

Изготовка с ножом

Угрозы, атаки, защиты

Очевидно, что действия, которые создают предпосылки для их упреждения относятся к первым двум фазам посягательства. Упреждение посягательства в фазе попытки или взятия (доставание) ножа нападающим не отличается от аналогичных действий по пресечению попыток достать любой опасный предмет. Поэтому, ограничимся повторением как достаточно известных, так и нередко игнорируемых общих принципов и правил и последовательности выполнения т е х н и ч е с к и х действий, которые обеспечивают успешность упреждения в этой фазе посягательства:

1. своевременное реагирование на начало движения руки в сторону спрятанного оружия и знания закономерностей движения руки в момент извлечения в зависимости от её положения и хвата ножа;

2. умение наносить расслабляющие удары (болевые захваты) в различные уязвимые места, не ослабляя контроля за вооруженной рукой.

Если у покушающегося необходимо изъять нож;

3. умение создать условия для проведения болевого приема за счет воздействия на общий центр тяжести противника;

4. умение контролировать положение острия и лезвия ножа во время выполнения болевого приема;

5. умение выполнять болевые приемы в зависимости от положения противника, вооружённой руки и степени его сопротивления;

6. умение доводить болевой прием до наиболее удобного и безопасного положения для проведения действий по обезоруживанию (узлы, дожимы, выкручивания, отбирания).

Причём опыт преподавания выявил, что методически более оправданной является последовательность обучения, при которой сначала изучается и осваивается шестое правило, затем четвёртое и т.д., т.е. о б р а т н а я. Тогда как традиционно правила изучаются в следующем порядке: 5-3-2-1-4-6.

Проект содержания и структуры раздела

Проект распределения времени, предусмотренного рабочим учебным планом Нижегородской академии МВД России на освоение программы по физической подготовке по специальности 023100 Правоохранительная деятельность

№ тем

Разделы, темы

Всего

1 к.

2 к.

3 к.

4 к.

сом.

раб.

10

Задержание с угрозой применения пистолета (автомата).

16

3

4

4

4

Проект распределения времени, предусмотренного рабочим учебным планом Нижегородской академии МВД России на освоение программы по физической подготовке по специальности по специальности 023100 Юриспруденция

№ тем

Разделы, темы

всего

1 к.

2 к.

3 к.

4 к.

5 к.

Сом. раб.

10

Задержание с угрозой применения пистолета (автомата).

36

4

6

8

8

4

6


 

Методические ориентиры обеспечения изучения раздела на занятиях по физической подготовке


Перед тем, как приступить к занятиям с курсантами (слушателями), преподавателю необходимо так же заблаговременно уяснить себе цели и задачи данного раздела программы их физической подготовки, научно - и организационно-методические основы и технологические особенности предстоящей работы по реализации его содержания.

В первой части пособия уже были сформулированы общие цели и задачи по данному разделу для всех вузовских дисциплин, призванных формировать у обучаемых целостный профессиональный образ этого вида деятельности.

Универсальной целью педагогической деятельности преподавателя любой дисциплины вуза МВД России связанной с практическими аспектами подготовки по данному разделу следует считать обеспечение ее средствами и методами определенных квалификационной характеристикой выпускника и учебной программе норм и нормативов должной готовности обучаемых к задержанию и защите с использованием огнестрельного оружия (пистолета, автомата).

в рамках различных диактических моделей и подведение их в установленные сроки к дифференцированным внутрипредметным, меж- или полидисциплинарным формам педагогического контроля (промежуточный контроль, зачеты, экзамены, общепрофессиональные или специализированные испытания).

Разрабатывая систему обучения по конкретной дисциплине или одному из ее отдельных разделов частная методика призвана ответить на ряд практических вопросов:

- Какие цели (намечаемые результаты) нужно и можно ставить перед обучением?

- Чему учить? (Какими должны быть отбор материала и структура курса?)

- Как преподавателю обучать, обеспечивая оптимальные результаты в образовании, воспитании и развитии учащихся?

- Как учитывать результаты обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования? и др.

В начале раздела приводится тематический план изучения дисцип­лины, реализуемый в данном образовательном учреждении. Во введении к каждой теме:

- формулируются ее образовательно-воспитательные задачи;

- раскрываются связи темы с ранее изученным учебным материалом (по данному курсу и по смежным дисциплинам), а также определяется ее значение для последующего обучения;

- обосновывается рекомендуемый объём времени для ее изучения, выбор видов занятий и их последовательность.

По каждому занятию (лекции, семинарскому, практическому заня­тию, лабораторной работе, деловой игре, учению и т.п.) дается сценарий его проведения. Основное содержание учебного материала, рассматривае­мого на занятиях, не раскрывается. Целесообразнее изложить дополни­тельный материал иллюстративного, проблемного и др. характера, рассчи­танный на дальнейшую конкретизацию основного содержания программы, увязку его с профилем обучения (специализацией) слушателей (курсантов) активизацию мыслительной деятельности учащихся и отсутствующий в основных учебниках и учебных пособиях, в тЛ. различные научные точки зрения, статистические и другие материалы, характеризующие состояние проблемы, примеры из практической деятельности ОВД и других право­охранительных органов. Дополнительный материал может приводиться с известным "излишком", так, чтобы у преподавателя при подготовке к кон­кретному занятию оставалась возможность и необходимость отбора ми­нимума, определяемого временными рамками занятия.

Могут приводиться различные варианты организации занятия или его отдельных этапов.

Большой интерес представляют рекомендации по осуществлению педагогического руководства мотивационной сферой учащихся, особенно описание таких путей мотивации учения, как связь теоретического мате­риала с будущей профессиональной деятельностью обучаемых, создание и поддержание познавательного интереса слушателей (курсантов).

Особое внимание необходимо уделить рекомендациям, направлен­ным на активизацию познавательной деятельности учащихся при проведе­нии лекций и групповых занятий, технике управления мыслительной ак­тивностью учащихся на всех этапах занятия. Особенно это важно при опи­сании занятий (фрагментов занятий), на которых учащиеся выполняют внешне пассивную роль, например, занятий (фрагментов занятий) с ис­пользованием телевидения, видео-, кинофильмов,. прослушиванием док­ладов, рефератов и т.д.

Структура занятия, методика его проведения во многом зависят от замысла преподавателя. Поэтому формулировки пособия должны носить

характер рекомендаций, обобщения опыта работы конкретной кафедры (цикла).

Важно не ограничиваться общими пожеланиями, а излагать реко­мендации конкретно, руководствуясь убеждением, что детализация ме­тодического сценария занятия нисколько не мешает преподавателю ис­кать самостоятельные пути и решения.

Ссылки на научную и методическую литературу, которая позволяет более глубоко познакомиться с той или иной проблемой, затронутой в по­собии, целесообразно приводить в подстрочных примечаниях.


 

Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать

/. Формулировку целей, задач занятия (целевую установку).

Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной ор­ганизации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей учащихся. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки це­лей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подхо­ды, технология их планирования.

Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия со­держится в Приложении № 1.

При определении дидактических целей, задач следует избегать до­вольно широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели, задачи занятия должны опреде­лять, прежде всего, какие конечные выводы, умения, навыки планируется сформировать у учащихся на основе изучаемого материала, какой резуль­тат предполагается достигнуть в результате совместной целенаправлен­ной деятельности преподавателя и учащихся.

При формулировании воспитательных целей, задач следует избегать декларативности, ориентироваться прежде всего на воспитание у учащих­ся общегражданских (патриотизм, непримиримость к нарушению закона и т.д.) и профессионально значимых качеств (см. квалификационные харак­теристики выпускников образовательных учреждений МВД России). При планировании методического обеспечения этой группы целей, задач, сле­дует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта учащихся и преподавателя.

Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время дале­ко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи развития уча­щихся, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей, задач занятия (задач развития познавательных спо­собностей и умений учащихся).

Всестороннее и глубокое продумывание целей, задач занятия по­зволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели, задачи занятия явля­ются тем основным критерием, который позволяет не стихийно, бессис­темно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оп­тимальный для данных условий минимум содержания ("узловой" учебный материал) и комплекс методов, приемов обучения, обеспечивающих дос­тижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств. (Приложение № 2).

3. Методические рекомендации по повторению, закреплению, кон­тролю знаний, умений, навыков учащихся, подученных на предыдущих за­нятиях (если этот элемент необходим в структуре данного занятия; при описании семинарских занятий он является основным).

Они, как правило, должны содержать:

- перечень вопросов (основных и дополниггельных), которые препо­даватель ставит перед учащимися при проверке знаний, с кратким объяс­нением логики, последовательности их постановки;

- фабулы задач (ситуационных и др.), практических заданий и т.п., необходимых для проверки уровня сформированности умений, навыков применения теоретических знаний в практической деятельности;

- описание методов, приемов контроля знаний, умений, навыков учащихся, при этом особый интерес представляет мотивация отбора ме­тодов, приемов, их увязка с целями, задачами занятия.

При описании методики организации опроса учащихся важно пока­зать:

- как, наряду с его контрольными, закрепляющими функциями, реа­лизуются функции обучающие, то есть осуществляется дальнейшее нара­щивание знаний учащихся;

- как используются такие активные формы обучения, как дискуссии, индивидуальные (групповые) творческие задания для самостоятельной ра­боты учащихся (доклады, рефераты, НИРС);

- как осуществляется дифференциация контроля знаний, умений в зависимости от уровня подготовленности учащихся;

- как применяются новые технологии контроля званий, умений (рейтинговая система и: т.д.).

При использовании индивидуальных форм контроля знаний (напри­мер, развернутый устный ответ) особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы.

Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей по­вышения плотности контроля знаний, умений, навыков учащихся, полу­чения "срезов", показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в т.ч. ис­пользования в этих целях компьютерных технологий.

… Не принижая в процессе обучения роли работы по формированию знаний, в то же время важно показать, как реализуется деятельностный подход в решении учебно-познавательных задач, предполагающий фор­мирование у обучаемых не "чистых" знаний, а умений и навыков осущест­вления определенных видов деятельности. В этом случае полученные зна­ния выступают как необходимый элемент профессиональной деятельности обучаемого.

В свете вышесказанного особое значение приобретает формирова­ние у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с текстом пер­воисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т.п.

При описании методики изучения, закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной ак­тивностью всей аудитории, в т.ч. приемы, позволяющие поддерживать ус­тойчивое, активное внимание учащихся, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д.

… Приложение №2 к Рекомендациям по написанию ча­стных методик по учебным дисцип­линам, преподаваемым в образовательных учреждениях МВД России


 

Отбор оптимального комплекса методов обучения при планировании занятия

I. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

а) по способу передачи и восприятия информации:

- словесный (рассказ, лекция, беседа и др.);

- наглядный (демонстрация кино-, видеофильмов, диафильмов, схем, таблиц, плакатов и т.д.);

- практический (творческие задания, работа с нормативно-правовыми документами, решение задач, ролевые игры и т.д.);

б) по логике раскрытия материала: -

- индуктивный (от частного к общему);

- дедуктивный (от общего к частному);

в) по способу усвоения учащимися материала:

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

г) по степени самостоятельности работы учащихся:

- работа под руководством преподавателя;

- самостоятельная работа учащихся.

II. Методы и приемы стимулирования интереса к учению:

- учебная дискуссия;

- связь обучения с предстоящей практической деятельностью обу­чаемых;

- поощрение, создание ситуации успеха в учебе;

- предъявление учебных требований и др.

III. Методы контроля за эффективностью обучения:

- метод устного, письменного, лабораторно-практического контроля;

- метод индивидуального, группового и фронтального контроля.

Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы, указать пути их решения. Он способствуют развитию у учащихся абстрактного мышления. Но одностороннее его использование затрудняет усвоение - материала, особенно у учащихся с наглядно-образным, и моторным типами памяти, мышления. Недостаточно способствует он и развитию умений и навыков у обучаемых-

Наглядный метод повышает эффективность обучения, особенно у учащихся с наглядно-образным характером восприятия, активизируют ра­ботоспособность учащихся. Но при чрезмерном его применении замедля­ется развитие абстрактного мышления, воображения, речи,, умения связно излагать мысли.

Практический метод содействует укреплению :связи теории с прак­тикой, развитию умений и навыков. Но он не обеспечивает систематиче­ского и глубокого усвоения теоретических, знаний, развитию логической речи, абстрактного мышления.

Дедуктивный подход к обучению играет огромную роль., в развитие у учащихся теоретического мышления. В то же время, без формирования индуктивных приемов мышления нельзя рассчитывать, на -успех пред­стоящей практической деятельности обучаемых.

Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) метод особен­но эффективен при изучении материала преимущественно информативно­го, описательного характера, при изучении принципиальна нового мате­риала или материала слишком сложного для. самостоятельного усвоения учащимися. Рационален этот метод и в- том случае, когда учащиеся еще не обучены решению проблемных задач. Но он не позволяет, в должной мере развивать их мышление, особенно его самостоятельности, гибкости, не по­зволяет формировать у учащихся навыки самостоятельной, поисковой дея­тельности. При чрезмерном применении он. способствует, формализации усвоения знаний ив конечном счете ведет к бездумному заучиванию. Од­ним этим методом невозможно развивать творческие качества, самостоя­тельность.

Проблемно-поисковый метод применяется с целью развития у уча­щихся творческих способностей, способствует осмысленному и самостоя­тельному овладению знаниями. Особенно эффективен он при изучении материала, не являющегося принципиально новым;, материала, являюще­гося логическим продолжением ранее изученного; материала, достаточно сложного, но доступного для самостоятельного поиска (когда учащиеся подготовлены к решению проблемной ситуации). Но данный метод требу­ет значительно большего расхода времени на изучение материала. Недос­таточно эффективен он при формировании практических умений и навы­ков (на первых этапах, где показ и упражнение играют большое значение), при изучении принципиально нового материала. Нельзя применять эти ме­тоды при изучении сложных тем, где необходимо объяснение преподава­теля, а; самостоятельный поиск недоступен для большинства учащихся.

Недооценка самостоятельной-работы учащихся отрицательно ска­зывается на формировании у них самостоятельности в учебной и практи­ческой деятельности, мешает осознанному восприятию знаний, формиро­ванию умений и навыков применения знаний в практической деятельно­сти. В свою очередь систематическая самостоятельная работа содействует выработке у учащихся навыков и умения практического характера, разви­тию волевых качеств, формированию уверенности в своих действиях, го­товит учащихся к практической работе в будущем. Но она не может осу­ществляться- без сочетания с обучением под руководством преподавателя, т.к. у учащихся необходимо формировать знания о способах самостоя­тельной работы,, приучать их к рациональной деятельности путем упраж­нений. Предоставление учащимся самостоятельности без должной подго­товки ведет к перегрузке учащихся, неоправданным затратам времени. Объем самостоятельной работы должен быть обоснован с учетом особен­ностей материала, степени подготовленности учащихся и др. условиями.

Методы контроля знаний, умений, навыков учащихся конкретизи­руются через многочисленные способы и приемы: устный развернутый от­вет; краткие ответы с мест; исправление и дополнение (рецензирование) ответов своих товарищей; письменный ответ, решение задач по карточкам; запись основных положений ответа на доске в виде плана; составление сравнительной таблицы, структурно-логической схемы с последующим разбором; опрос по пройденной теме для отдельных учащихся, пропус­тивших занятия или не усвоивших содержание темы; фронтальная пись­менная проверка знаний учащихся всей учебной группы и др.

Многообразие методов и приемов контроля знаний и умений позво­ляет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитываю­щий их индивидуальные особенности, уровни обученное™.

Успешная организация опроса во многом зависит от правильной формулировки вопросов. Они должны быть точны по содержанию, кратки по форме, легко воспринимаемы на слух.

Выбору методов предшествует определение целей, задач занятия, конкретизация содержания учебного материала, выделение в нем главных моментов, разделение его на логические составные элементы.

Важно обеспечить процесс не случайного, а обоснованного опти­мального отбора методов обучения, основанного на учете сильных и сла­бых сторон каждого из них.

Распространившееся в последнее время мнение о том, что простым увеличением удельного веса учебно-тренировочных боев с партнером, вооруженным ножом, можно сформировать практически приемлемый уровень готовности сотрудников, не состоятельно. Как показало изучение свыше пяти тысяч атак ножом, проведенных в ходе специально смоделированных соревновательных боев при одинаковой подготовке участников, ни один из распространенных видов спортивных и прикладных единоборств (бокс, кик-боксинг, каратэ. тхэквандо, джиу-джитсу, самбо, дзю-до), а также традиционная методика обучения самозащите в данных условиях не результативны. В очередной раз подтвердилась неэффективность эклектических заимствований и субъективных предпочтений в данном виде единоборства.

Вместе с тем, успешные действия отдельных обучаемый в спортивных поединках и сотрудников в реальной служебной деятельности позволили предположить о существовании иной доктрины, а следовательно, стратегии, тактики и техники единоборства. Таким образом, совокупный опыт специалистов, практиков и преподавателей выявил и научную актуальность необходимости поиска решения данной проблемы на принципиально иных направлениях.

В связи с этим авторами была предпринята попытка системного анализа и построения модели боевого взаимодействия безоружного и вооруженного ножом.

Сравнение принципов организации и состава самозащиты от одиночных ударов и свободного поединка с "фехтующим" противником выявило, что их различие не исчерпывается разницей состава элементов. Так, защита от ножа в любом виде прикладных единоборств всегда вторична, поскольку строится как совокупность технических действий в рамках той или иной системы борьбы. Системообразующим фактором в ней выступают элементы техники действий. И системообразующим фактором, в свою очередь, по нашему мнению, выступают уже не элементы, а специфика боевого взаимодействия.

Для выделения существенных характеристик эффективной организации этого взаимодействия со стороны безоружного был проведен сравнительный анализ соревновательной деятельности слушателей ВШ МВД РФ, военнослужащих ПСН, обучавшихся по традиционным и альтернативным программам.

Основу альтернативного подхода к свободному поединку составила система фехтовальной подготовки. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что характеристики боевой деятельности в фехтовании позволят: конструктивно разрешить выявившиеся противоречия между задачами обучения самозащите и свободному бою и, в частности, более обоснованно проводить отбор технических и тактических приемов для освоения в ограниченные сроки и, в конечном счете, повысить результативность (безопасность) данного вида служебного единоборства.

Для обеспечения методики исследования наряду с традиционными методами были разработаны6 классификация технико-тактических действий, протоколы наблюдений заходом боя, шкала рейтинговых оценок учащихся, различные опросники, программы подготовки экспериментальных групп, несколько вариантов системологического представления деятельности по захвату данной категории правонарушителей.

Результаты педагогического наблюдения и сравнительного исследования подтвердили перспективность дальнейшей разработки альтернативной доктрины единоборства безоружного с сопреником, вооруженным ножом. В частности, было выявлено, что: 1) по мере овладения пространственными, временными , динамическими, ритмовыми характеристиками дейсвий "рисунок поединка для одного или обоих обучаемых по многим признакам сближается с фехтовальным; 2) техника, используемая в свободном бое, легко адаптируется к задачам самозащиты от одиночных атак и последующего задержания правонарушителя ( Кавайши \Яп.\ ); 3) чем более результативной была деятельность одного из соперников, тем большую роль играли не отдельные характеристики единоборства (хват ножа. тип удара, зона поражения), хотя и они позволили существенно уточнить требования к подготовке, а качественно иные компоненты.

К важнейшим компонентам единоборства следует отнести 1) качество рефлексивной организации мышления в ситуациях, позволяющих принимать решения об изменен способов выполнения двигательных задач; 2) умение действовать в соответствии со скоростными и динамическими характеристиками не действий вооруженного соперника, а взаимодействий обоих субъектов, так называемая "адекватная скорость", в условиях экстренного и реактивного реагирования. В связи с этим в перечень учебно-тренировочных заданий необходимо должен быть включен ряд упражнений на формирование этих базовых качеств. Для формирования качеств первого вида должен быть использован перечень вводных, ситуационно-ролевых, проблемных, тактических задач, а второго вида - направленных на противоборство в любой фазе удара ножом (начальной, средней. финальной), что позволяет обеспечить повышение эффективности атакующих, защитных и контратакующих действий безоружного не только против одиночных, но и серийных атак ножом.

You are here: Главная Лекции Общие Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом