Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы - Огневая тренировка
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 09 September 2012
Огневая тренировка
Переход от технической тренировки к огневой содержит для новичка свои сложности. На всем протяжении обучения действия стрелка не усложняются. Но усложняются условия их выполнения, порождающие психологические помехи. Это ожидание выстрела, его звук, отдача оружия, желание поразить центр мишени. Психологические помехи затрудняют новичку разучивание технических действий. Возникает проблема: как перенести умения и навыки, сформированные технической тренировкой, на работу с патроном?
Первым шагом на пути перехода к практической стрельбе должна стать нейтрализация отвлекающего внимания самого факта выстрела. Следует дать новичку настреляться. Пусть выстрел утратит элемент новизны, станет привычным, не вызывающим эмоций. Это еще не тренировка, а только подведение к ней. Мишень не нужна. Оружие направляется в пулеприемную стенку тира. В этих условиях новичок не опасается преждевременного выстрела, смелее управляет работой пальца, более отчетливо контролирует свои действия. Невозможность оценить попадание освобождает от мысли о результате выстрела. Все это облегчает концентрацию внимания на мышечных ощущениях, устойчивости руки, неподвижности мушки. Наводя оружие в какое-либо пятно, стрелок отрабатывает согласованность спусковых усилий. Это уже элементы тренировки.
Стрельба по пулеприемной стенке тира небольшим количеством патронов применяется и высокоподготовленными стрелками в качестве разминки, позволяющей восстановить согласованность действий, с большей отчетливостью проконтролировать готовность всех систем, участвующих в выполнении выстрела.
Тренировка в стрельбе по экрану
Экран - светлый фон, обычно обратная сторона мишени. Стрелок наводит оружие, ориентируясь не на центр экрана, а просто на светлый фон, способствующий лучшему видению положения мушки в прорези. Отсутствие точки прицеливания устраняет соблазн произвести выстрел в момент наилучшего положения оружия. В то же время, сравнительно небольшая площадь экрана позволяет контролировать устойчивость руки. Обычно, правильно произведенные выстрелы дают попадания в центральную часть экрана. Это убеждает новичка в том, что решающее значение имеет не точность прицеливания, а неподвижность мушки в прорези и управление спуском. Нередко, кучное расположение пробоин вызывает у стрелка стремление к еще большему уточнению наводки. Это немедленно отражается на правильности действий. На экране возникают отрывы. Это "отрезвляет", возвращает стрелка к контролю рабочих процессов.
Тренировка в стрельбе по экрану - высокоэффективная форма работы, оказывающая регулирующее влияние во всех случаях "разладки" - рассогласованности действий. Она полезна стрелкам всех уровней подготовленности.
Тренировка в стрельбе по мишени
При переходе от стрельбы по экрану к стрельбе по мишени перед новичком возникают новые психологические трудности, связанные с появлением точки прицеливания. Возникает стремление к возможно более точному наведению оружия, контролю просвета между вершиной мушки и нижним обрезом яблока мишени, выжиму спуска в момент наиболее точного совмещения ровной мушки с точкой прицеливания. Все это вытесняет из сознания новичка контроль рабочих процессов, и с этим следует бороться.
Все модели спортивных пистолетов, из которых ведется начальная подготовка, снабжены механизмами, позволяющими вносить изменения в установку прицела. Внесите поправку, смещающую расположение средней точки попадания на три-четыре габарита в сторону. Теперь правильно произведенный выстрел даст пробоину на мишени не в десятке, а в восьмерке Это устранит оценку достоинства попадания, снизит напряженность стрелка, связанную с ее ожиданием
Замените понятие "точка прицеливания" на "район прицеливания". Рука новичка еще не обрела достаточной устойчивости. Не следует стремиться к достижению ее полной неподвижности. Достаточно, если ровная мушка будет "плавать" в районе между нижним обрезом яблока и серединой нижней части площади мишени. Все это позволит стрелку легче справляться с своей задачей, а кучность расположения пробоин будет характеризовать правильность его действий.
Тренировка в стрельбе на кучность проводится без использования зрительной трубы.
Через некоторое время можно перейти к стрельбе по мишени с учетом результата, возвратив установку прицела в прежнее положение. Эта стрельба отличается от стрельбы на кучность только необходимостью совмещения средней точки попадания с центром мишени.
При одной и той же установке прицела средняя точка попадания одной серии выстрелов может совпадать с центром мишени, а другой не совпадать. Причинами несовмещения могут быть:
- различное зрительное восприятие положения мушки в прорези при изменении положения головы стрелка;
- различная оценка положения мушки в прорези. Стрелок может оценивать как ровную, несколько более полную, или наоборот притопленную мушку. Обычно это связано с утомлением зрения или переносом фокуса зрения с целика на мишень,
- изменение хватки, влияющее на образование угла вылета.
- прицеливание без просвета. При утомлении зрения яблоко мишени теряет свою контрастность и начинает восприниматься как серая, сливающаяся с фоном полоса. Стрелок "врезается" в яблоко, перемещая среднюю точку попадания вверх.
На начальном этапе подготовки перемещения средней точки попадания могут быть мнимыми, из-за совпадения ошибок одна группа выстрелов может произойти преимущественно по одной части мишени, а другая - по другой, создавая картину несовмещения
У стрелков начального уровня снижение результатов стрельбы связано не с недостаточной кучностью, а с несовмещениями и отрывами.
Прицельные устройства спортивных пистолетов позволяют вносить поправки с высокой точностью Однако увлекаться этим не следует. Если средняя точка попадания была на месте, то ее смещения могут быть временные, из-за допущенных, но не замеченных стрелком ошибок Нельзя вносить поправку по результатам одного-двух выстрелов. Только группа в три - пять выстрелов дает основание к этому. Поскольку поправка по одному выстрелу не вносится, то и осмотр мишени в трубу лучше производить через два-три выстрела. Так лучше сохраняется рабочая установка.
Отрывы - значительные отклонения отдельных пробоин от основной кучности. Направление отрывов позволяет определить вызвавшие их ошибки. При стрельбе из пистолета наиболее характерное направление отрывов - левая нижняя четверть мишени. В этом направлении кисть руки имеет наибольшую свободу сгибания. Большинство ошибок в работе кисти, удерживающей пистолет, приводит к отрывам в этом направлении. К этим ошибкам относится: усиление или ослабление хватки пистолета при приближении выстрела, "подрабатывание" кисти (рефлекторные незначительные сгибания запястного сустава при выжиме спуска), давление второй фаланги указательного пальца на боковую поверхность пистолета, усиление давления кончиками среднего и безымянного пальцев на рукоятку при приближении выстрела.
Появление отрывов в левой нижней части мишени служит сигналом неблагополучия в работе кисти. Зная это, стрелок стремится не допустить повторения ошибок. Возникшая установка на противодействие возможному сгибанию кисти приводит к непроизвольным мышечным напряжениям, смещающим ствол оружия вверх вправо, что вызывает отрывы в противоположном направлении. Расположение отрывов по диагонали с семи на два часа наиболее часто встречается у стрелков из пистолета. Отрывы по вертикали могут вызываться впадением" руки при выстреле, как опережающей реакции на окончание работы - пробоина снизу. Установка на противодействие этому нередко приводит к отрывам на двенадцать часов. В этом же направлении возникают отрывы вследствие "врезания" мушки в яблоко мишени в случаях пренебрежения просветом. К отрывам вниз приводит усиление давления на рукоятку пистолета большого пальца. Повторение однообразных ошибок может давать кучное расположение пробоин, что ошибочно может рассматриваться как несовмещение.
Отметка выстрела - прогнозирование стрелком местоположения пробоины на мишени в момент выстрела. Отметка выстрела позволяет контролировать правильность выполняемой стрелком работы.
По признаку совпадения или несовпадения отметки должны расцениваться все производимые выстрелы Опытные стрелки с высокой точностью определяют местоположение пробоины по отметке выстрела. У новичков отметка выстрела часто не совпадает, хотя острота зрения у них не хуже. В одном случае стрелок с высокой точностью определяет попадание по отметке выстрела, в другом - не замечает и далекий отрыв. Объяснение этому следует искать в следующем: для создания зрительного образа какого-то предмета необходимо его воздействие на сетчатку глаза не менее одной двадцатой доли секунды. Если в момент выстрела возникнет содрогание ствола оружия, а его смещение и возвращение в прежнее положение произойдет со скоростью, превышающей фиксирующие возможности зрения, то это явление может остаться незамеченным. Зрение стрелка зафиксирует не истинное положение мушки в момент выстрела, а то, каким оно было за долю секунды до этого. При совпадении отметки, даже если результат выстрела оказался плохим, стрелок видит причину неудачи и знает, на чем нужно сосредоточить усилия. Несовпадение отметки должно настораживать даже в тех случаях, когда испорченный, казалось бы, выстрел попадает в десятку. Это может быть следствием наложения противоположных ошибок. Например, стрелок видит, что при выстреле рука сместилась вправо, но не заметил, что при этом мушка прижалась к левой стороне прорези прицела. Наклоняясь к трубе, стрелок ожидает увидеть пробоину в семерке на три часа, а она оказывается в центре. Такие случаи бывают не реже тех, когда стрелок отмечает девятку справа, а пробоина оказывается в семерке. Возможно имело место наложение однозначных ошибок. Такое увеличение длины отрыва может иметь место и в случае, когда движение пули по каналу ствола оружия происходит при движении самого ствола. После вылета пули мушка остановилась в пределах девятки, но сама пуля сохраняет в полете инерцию бокового смещения.
Несовпадение отметки выстрела - сигнал неблагополучия Не все выстрелы могут происходить с несовпадением отметки Они могут "проскакивать" время от времени и это не настораживает Но плохая отметка даже только отдельных выстрелов - свидетельство потенциальной опасности, которая может перерасти в хронические ошибки. Частые несовпадения отметки выстрела - свидетельство ошибок в работе кисти Этому должно уделяться постоянное внимание.
Завершающая фаза выстрела
Момент завершения спускового усилия - наиболее ответственный и "хрупкий" участок работы стрелка. Это узел противоречий между необходимостью плавности спуска и желанием использовать кратковременный момент благоприятного положения оружия; между необходимостью сохранять внимание на рабочих процессах и опережающим чувством окончания работы, желанием видеть результат попадания; между подсознательным стремлением к разрядке напряженности и волевыми усилиями, чтобы не допустить этого. В этих условиях решающее значение для надежного обеспечения полноценного выстрела приобретает формирование установок на направленность и сохранение внимания.
Чем ближе выстрел, тем выше напряженность, испытываемая стрелком. Понаблюдаем за лицом стрелка, прицеливающегося в мишень. Легко различима напряженность как бы застывших лицевых мускулов. Выстрел и напряженность, наподобие мимолетной тени, спадает. Если спад напряженности совпадает с выстрелом, или на долю секунды опережает его, то результат попадания, как правило, оказывается плохим. Прогнозирование результата попадания по указанному признаку, производимое руководителем занятий, позволит убедить стрелка в допускаемых ошибках, направит его усилия на их устранение.
В работе с начинающими стрелками первые результаты стрельбы говорят руководителю занятий очень мало. Однако все новички ожидают какой-то оценки и ее нужно давать. При разборе результатов тон руководителя должен быть дружелюбным, воодушевляющим на дальнейшие усилия и старательность. Необходимо полностью исключить выражения, акцентирующие внимание стрелка на неправильных действиях. Нередко можно слышать указание: "не дергай!". При этом руководитель поясняет свою мысль, показывая как именно "дергает" стрелок. Эти ошибочные действия и запечатляются в памяти новичка. В итоге они оказываются более освоенными и прочными. Если уж нужно обратить внимание ученика на допускаемые ошибки в этом элементе работы, то следует говорить: "У тебя пока не получается, развивать усилие следует постепенно, плавно, завершать усилие мягче".
Процесс выполнения прицельного выстрела можно условно разделить на две части: внешнюю - изготовка, прицеливание, выжим спуска, и внутреннюю - психомышечные механизмы, управляющие этими процессами. Первая - видимая, вторая - невидимая. Внешне видимые действия осваиваются довольно легко и быстро. После освоения изготовки работа начинающего стрелка внешне не отличается от работы Олимпийского чемпиона. Их различие в управлении психомышечными механизмами, протекающими в зоне "невидимого спектра". На уровне начальной подготовки активное участие в работе над выстрелом принимают мышление, память, внимание.