Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы - Внимание во время стрельбы

 

Внимание во время стрельбы

В сложном, постоянно меняющемся мире, на нас воздействует громадное количество различных раздражителей. Механизмом, позволяющим нам не утонуть в этом море информации, выбрать то, что нужно на данный момент, и служит внимание.

Внимание - способность сосредоточения на выделяемых объектах, с одновременным отключением от всего остального.

Внимание может быть направлено как на внешние предметы и явления, так и на восприятие внутренних ощущений. Внутрь направленное внимание имеет важное значение в работе стрелка над выстрелом. Управление направленностью и переключением внимания является одной из задач подготовки стрелка.

Объем внимания ограничен. Человек способен сосредоточить внимание на одном-двух новых элементах, с одновременным поверхностным контролем еще двух-трех хорошо разученных действий.

В начальной подготовке стрелка из пистолета следует руководствоваться следующим.

Разучивание техники стрельбы проводится по составляющим элементам с постепенным объединением их в группы и последующим переходом к комплексному выполнению.

В работе над выстрелом важное значение имеет внутрь направленное внимание, отражающее в сознании работу мышц, неподвижность стояния, готовность к правильному выполнению действий.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на ее выполнение до начала работы.

Управление вниманием нуждается в самостоятельном разучивании и тренировке.

Рассмотрим примерную схему переключения внимания при стрельбе из пистолета. Основные элементы техники прицельного выстрела, которые следует контролировать вниманием, довольно постоянны. В зависимости от подготовленности стрелка могут возникать некоторые различия в продолжительности сосредоточения внимания на тех или иных элементах целостного действия.

Важной стороной подготовки является осознанное представление каждого элемента работы над выстрелом, способность проанализировать правильность его выполнения Хорошее влияние на развитие этих качеств оказывает следующее упражнение.

Предложим стрелку выбить сто очков! В зачет идут только те выстрелы, которые сам стрелок до осмотра мишени в трубу определит как десятки. При этом он может отказаться от любого произведенного выстрела, если считает, что это не десятка. Задание представляется очень простым. Но простота задачи усугубляет значение допускаемых ошибок, они воспринимаются как удар по самолюбию.

Произведенные выстрелы могут быть безукоризненными и решительно приниматься в зачет. Могут быть и явно плохими, от которых стрелок немедленно отказывается. Но есть и сомнительные - десятка может быть, но может и не быть. Отказываться или принять? Здесь и начинается осмысливание проделанной работы.

Стрелок не уверен в качестве выстрела и отказался от него. Однако пуля в десятке. Тогда следующий, примерно такой же по отметке выстрел он принимает в зачет и ошибается. Это уже обескураживает. Стрелок начинает очень старательно выполнять выстрел, внимательно контролировать свои действия. Иногда после выстрела подолгу анализирует свои впечатления, прежде чем решить, принять или отклонить выстрел. Отказ от десятки воспринимается наблюдателями как проявление трусости и перестраховки. Стрелок меняет установку на более решительную, считая, что отмечаемые им мелкие недостатки не влияют на качество попадания. Поэтому следующий выстрел с подобными погрешностями он принимает в зачет и снова ошибается. Возникает значительный эмоциональный накал. Каждая неправильно оцененная пробоина заставляет стрелка анализировать свои действия, выяснять причины, вызвавшие ошибку. На поверхность сознания "всплывают" те стороны работы, которые обычно не замечаются. Постепенно работа начинает улучшаться, стрелок начинает безошибочно отличать "десяточ-ные" выстрелы от выстрелов, проведенных с ошибками. Стрелок начинает лучше различать свои ошибки и старается не допускать их. Возрастает количество безукоризненно производимых выстрелов, укрепляется чувство уверенности в своих действиях.

Руководителю занятий следует вести запись результатов стрельбы по следующей форме:

№ выстрела

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

...

Принял

10

10

9

9

Отказался

9

10

10

После занятия подсчитывается количество выстрелов, потребовавшихся для выполнения задания, а также количество правильно и ошибочно определенных выстрелов. Могут быть сделаны выводы: частый отказ от десятки - явный признак неуверенности в себе, недостаточно четкое представление модели требуемых действий, неумение сопоставить ее с практически выполненной работой. Прием девятки после отказа от десятки позволяет говорить о недостаточной твердости, внушаемости под воздействием ситуации.

Некоторые выводы

Нельзя переходить к практической работе с оружием, пока не осознано содержание предстоящих действий.

Нельзя приступать к тренировке без хорошо осознаваемой учебной или тренировочной задачи и путей ее решения.

Нельзя отрабатывать комплексное выполнение прицельного выстрела, пока физически трудно удерживать наведенное в цель оружие.

Нельзя стрелять по мишени, пока недостаточна устойчивость руки, не обеспечивается неподвижность мушки в прорези прицела.

Нельзя стрелять "на результат", на оценку попадания в очках, пока в сознании стрелка не сформируется программа работы в завершающей фазе выстрела.

В работе с новичками бывает трудно убедить стрелка в том, что причины отрывов содержатся в работе мышц, а не в недостатках прицеливания. При появлении отрывов новичок чаще всего стремится к еще большему уточнению прицеливания, пренебрегая контролем мышечной деятельности.

Предложим стрелку произвести выстрел так, чтобы пробоина оказалась в восьмерке справа. Оказывается, для этого необходимо вынести точку прицеливания на половину яблока мишени вправо. Не заметить такую большую ошибку при нормальном прицеливании невозможно. Это поможет убедить стрелка в необходимости сосредоточивать внимание на мышцах, а не на уточнении прицеливания.

You are here: Главная Лекции Общие Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы