Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы

 

ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ


ПРИЦЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Выстрелом называется выбрасывание снаряда из канала ствола оружия под воздействием сильно нагретых упругих пороховых газов. Прицельный выстрел - выбрасывание снаряда в строго определенном направлении, для поражения цели.

Участие стрелка в выполнении прицельного выстрела состоит в удерживании оружия, наведении его в цель и освобождении спускового механизма. Техника прицельной стрельбы из пистолета складывается из пяти основных элементов: изготовки, хватки, прицеливания, спуска, регуляции дыхания.

Изготовка - поза, принимаемая стрелком для ведения огня. Применяемая в настоящее время поза изготовки к стрельбе из пистолета может считаться наиболее рациональной. По основным параметрам она совпадает с изготовкой, рекомендуемой наставлением по огневой подготовке Российской армии. В равной степени она подходит стрелкам различного телосложения. Поиск дальнейшего совершенствования изготовки, попытки изменения ее, исходя из индивидуальных особенностей стрелка, перспективы не имеют

Рациональная изготовка способствует достижению высоких и стабильных результатов, хотя и является в определенной степени искусственной. Начинающему стрелку она бывает неудобна, а иногда и физически трудна. Но это быстро преодолевается. Несколько тренировок, и возникает привычность, а следовательно и удобство.

Изготовка, оказывая значительное влияние на результаты стрельбы в начальных фазах подготовки, по мере совершенствования стрелка утрачивает резервы повышения результатов стрельбы

Стрелок располагается на линии огня против своей мишени, под некоторым углом к направлению стрельбы Правая рука, удерживающая оружие, полностью распрямлена, направлена на мишень. Верхняя часть туловища несколько отклонена, компенсируя вес оружия, удерживаемого вытянутой рукой. Излишне сильное отклонение нежелательно Обычно, оно связано с недостатком физической силы. Левая рука заложена за спину или зацеплена за карман одежды. Ноги расставлены примерно на ширину плеч или несколько шире. Широкая расстановка ног, создавая большую площадь опоры, имеет некоторые преимущества, однако мышечные напряжения, неизбежно возникающие в связи с непривычно широкой расстановкой ног, довольно длительно будут затруднять работу стрелка над выстрелом.

Вес тела несколько смешен на левую ногу. Иногда наблюдаются некоторые различия в расположении ступней ног. Ступня левой ноги может быть не впереди, а сзади правой. Это вызывает несколько больший разворот туловища относительно направления стрельбы, придавая изготовке более "силовой" характер. Такая изготовка после своего освоения содержит некоторые положительные потенциалы.

Голова повернута на мишень. Полезна фиксация головы путем касания подбородком мышц плеча или складок одежды.

Для надежного попадания в центр мишени недостаточно рациональной позы изготовки. Необходимо обеспечить неподвижность наведенного в цель оружия, единственной опорой которого является сам стрелок. В естественной жизни наше тело находится в постоянном движении. При ходьбе вес тела переносится с одной ноги на другую. При стоянии динамика мышц обеспечивает равновесие тела. Постоянны сердцебиение, дыхание. Все это вызывает колебания тела, которые не мешают в обычной жизни, но являются сильной помехой ведению прицельной стрельбы. Изготовка к стрельбе должна обеспечить не равновесие тела, с его постоянными колебаниями, а состояние неподвижности. Оно развивается в процессе работы над выстрелом и в самостоятельную задачу подготовки не выносится. Важно, чтобы поза изготовки стала привычной, не отвлекала внимания, не нуждалась в воздействии волевых усилий.

Хватка - положение рукоятки пистолета в кисти руки.

Рукоятка пистолета помещается в вилке, образуемой большим и указательным пальцами. Тыльная часть рукоятки упирается в мякоть основания большого пальца. Большой палец вытянут вперед, прилегает к боковой поверхности оружия. Он должен быть несколько напряжен, что способствует закреплению запястного сустава. Оказывая это связующее действие, большой палец не принимает больше никакого участия в удержании пистолета. При подготовке и выполнении выстрела он не меняет своего положения и напряженности.

Средний, безымянный палец и мизинец обхватывают рукоятку оружия, выполняя основную работу по его удерживанию.

Указательный палец своей ногтевой фалангой, между ее серединой и сгибом, накладывается на спусковой крючок. Ногтевая и вторая фаланги не должны касаться боковой поверхности пистолета, так как при давлении на спуск они перемещаются вместе со спусковым крючком и могут сбивать наводку оружия.

Нередко начинающие стрелки, стремясь приспособиться к тяжелому спуску пистолета и найти для себя наиболее выгодные, по их мнению, приемы выполнения выстрела, выжимают спуск не первой, а второй фалангой указательного пальца, как более сильной. Это может дать некоторые временные преимущества, которые в дальнейшем становятся тормозом роста результатов.

Усилие, с которым стрелок сжимает рукоятку пистолета, имеет немаловажное значение. Оно может быть охарактеризовано как плотное, создающее чувство уверенного, но не чрезмерно сильного сжатия рукоятки. Излишнее напряжение мышц кисти может вызвать дрожание ствола оружия, при расслабленной хватке возможны непроизвольные мышечные сокращения, сбивающие наводку оружия.

Стрелок должен постоянно контролировать расположение пистолета в кисти и усилие хватки. Это усилие должно быть закреплено мышечной памятью стрелка, что приходит в процессе тренировок. В первое время проверку положения оружия следует проводить перед каждым выстрелом.

Прицеливание - наведение оружия в цель. Для уточнения наводки служит прицельное приспособление, состоящее из мушки и целика. Прицеливаясь, стрелок устанавливает на одной линии целик, мушку и точку прицеливания. При этом мушка должна быть посередине прорези целика, а ее вершина на одном уровне с плечиками. Такое положение мушки называется "ровная мушка".

Традиционно сложившееся представление о прицеливании как чисто зрительном акте не отражает существа действий, выполняемых стрелком при выстреле. Визуальное определение точности совмещения мушки с точкой прицеливания сложности не представляет и в тренировке не нуждается. Применение всевозможных ортоскопов, позволяющих контролировать правильность прицеливания, практической пользы не приносит. Когда начинающим стрелкам объясняют правила прицеливания, то нередко оружие закрепляют в станке, или кладут на упор. В этих условиях элементарно простое правило наводки оружия - совмещение мушки с прорезью целика и точкой прицеливания - легко усваиваются каждым новичком. Проблема возникает, когда эти действия необходимо выполнять, удерживая оружие в позе изготовки без дополнительной опоры. Мышцы новичка не хотят выполнять непривычную работу, не хотят слушаться- Напряжения отдельных мышечных групп не согласуются между собой, создавая картину хаотических колебаний оружия. Управление мышечными процессами, обеспечивающими наведение оружия в цель и сохранение его в этом положении пока не произойдет выстрел, - одна из главных задач подготовки стрелка из пистолета. Формирование устойчивости руки с оружием при прицеливании нуждается в разучивании и тренировке.

Достижение высокой устойчивости - процесс длительный и трудоемкий.

Практические задачи сотрудников охранных организаций успешно решаются при выполнении выстрела в условиях плавных колебаний руки в пределах центральной зоны мишени. Это сравнительно легко и быстро достигаемый уровень обучения, обеспечивающий результаты, отвечающие требованиям начальной подготовки. Методически целесообразно понятие "точка прицеливания" заменить на "район прицеливания". При этом требование неподвижности мушки в прорези и правильность обработки спуска сохраняются.

Запястный сустав

Необходимым условием надежности попадания в цель является неподвижность ствола оружия в момент выстрела. Эта неподвижность во многом зависит от закрепления запястного сустава, соединяющего кисть с предплечьем- Здесь серьезный узел колебаний, вызывающий угловые, наиболее вредоносные смещения ствола при выстреле, приводящие к далеким отрывам.

Заменим требование "ровной мушки" на требование "жестко неподвижной мушки". То, что она должна занимать предназначенное ей место, само собой разумеется. Такая установка заставляет стрелка фокусировать зрение на целике. Становятся видны колебания мушки в прорези целика. Стрелок осознает новую для себя задачу, увидит ее конкретное содержание, направит усилия на ее решение. Не следует при этом пристально разглядывать, оценивать положение мушки в прорези. Наш глаз с высокой точностью определяет симметрию предметов. Самые незначительные смещения мушки в прорези не останутся Незамеченными. Важно направить усилия на обеспечение неподвижности мушки, что неизбежно будет закреплять и запястный сустав.

Таким образом, процесс прицеливания стрелка из пистолета складывается из трех элементов: совмещения ровной мушки с точкой (или районом) прицеливания, обеспечения неподвижности мушки в прорези целика и удерживания наведенного в цель оружия пока не произойдет выстрел.


Спуск

Выжим спуска, завершая работу над выстрелом, по праву считается наиболее ответственным участком работы стрелка. Общеизвестное требование плавности спускового усилия является бесспорным. Однако, зачастую, плавность спуска рассматривается как самоцель, как самостоятельный элемент подготовки, тогда как это только прием, облегчающий выполнение основной задачи, состоящей в том, чтобы при выжиме спуска не нарушить положения наведенного в цель оружия.

Понятие плавности неизбежно ассоциируется с замедленностью. Нужна ли она? Как примирить естественное стремление новичка произвести выстрел, используя кратковременное хрупкое состояние благоприятного положения мушки в точке прицеливания, и плавное, а значит неизбежно замедленное наращивание спускового усилия. Чем объясняется это, подтверждаемое практикой, требование?

Схематично, объяснение в следующем: возникший под влиянием команды со стороны нашего сознания двигательный импульс, в силу особенностей анатомического строения кисти, вызывает сократительную активность одновременно всех мышц кисти. Но динамическую работу - выжим спуска, должен производить только один указательный палец, тогда как остальные мышцы, удерживающие оружие, должны оставаться в состоянии статического напряжения. Обеспечение изолированной работы мышц указательного пальца связано с перераспределением двигательного импульса, на что и необходимо некоторое время.

В начальной подготовке могут быть рекомендованы два метода управления спуском:

1. Выжим спуска осуществляется постепенным наращиванием давления указательного пальца на спусковой крючок, согласуя эти действия с прицеливанием. Уменьшаются колебания оружия - усиливается давление указательного пальца, возрастают колебания - усилия затухают, но не прекращаются. Такие усилия волнообразного характера через некоторое время приводят к выстрелу. Если выстрел еще не произошел, а стрелок испытывает утомление или потребность перевести дыхание, выстрел откладывается, и после отдыха работа возобновляется.

2. Для успеха попадания решающей является завершающая фаза работы над выстрелом, продолжающаяся 2-3 секунды. Всю предшествующую работу можно рассматривать как подготовительную. Требования плавности спуска относятся только к этому отрезку времени, тогда как предварительное усилие, снимающее примерно половину-две трети всего натяжения спуска, может быть произведено быстро и решительно при завершении грубой наводки оружия. Использование такого метода наиболее эффективно при стрельбе из служебного пистолета, обладающего длинным и тяжелым спуском, но его применение требует специального разучивания.


Дыхание


При выполнении прицельного выстрела дыхание необходимо затаивать. На производство выстрела по неподвижной мишени стрелок обычно затрачивает 12-15 секунд. Из этого отрезка времени полное затаивание дыхания необходимо только на 5-6 секунд, на завершающем этапе работы, что сложности не представляет.

Рекомендуется следующая последовательность затаивания дыхания.


Фаза работы

Время

Дыхание

Подготовка выстрела.
Оружие заряжено, рука с пистолетом лежит на столике.

3-4 сек.

Два-три вдоха и выдоха средней глубины.

Принятие изготовки.
Рука с оружием поднимается на мишень.

2-3 сек.

Нормальное дыхание с постепенным снижением его глубины.

Грубая наводка оружия.
Мушка совмещается с районом прицеливания.
Контроль физической готовности к работе над выстрелом.

3-4 сек.

Переход к поверхностному дыханию.

Уточнение прицеливания.
Контроль неподвижности мушки в прорези и устойчивости руки.

2-3 сек.

Продолжение поверхностного дыхания с переходом к полному затаиванию,
по мере улучшения устойчивости оружия.

Завершающая фаза выстрела.

3-5 сек.

Полное затаивание дыхания.

Показанное время условно, зависит от подготовленности и личных особенностей стрелка.


Вопросы методики

Общепринятые принципы обучения, тренировки и воспитания в полной мере распространяются и на подготовку стрелка. Обучение, тренировка и воспитание выступают здесь в тесной взаимосвязи, имея при этом свои цели, средства и методы. В практике работы эти различия нередко игнорируются. Обучение и тренировка проходят стихийно, сводятся исключительно к практической стрельбе в расчете, что все само собой утрясется и встанет на свои места. Воспитательные воздействия вообще отсутствуют. Такой подход не позволяет конкретизировать учебные задачи, мешает новичку сосредоточиться на их решении.

Физическая подготовка

Роль, место и значение атлетических качеств - силы, быстроты и выносливости в работе стрелка над выстрелом.

Овладение стрельбой из пистолета не находится в прямой зависимости от развития физических качеств стрелка. Требования к его физической подготовленности должны исходить из формулы "необходимо и достаточно".

Сила

В технике стрельбы из пистолета можно выделить три элемента, связанные с проявлением физической силы: сила мышц, удерживающих руку с оружием в положении изготовки, сила кисти руки, удерживающей рукоятку пистолета, сила указательного пальца, осуществляющего выжим спуска.

Можно считать, что физическая подготовленность сотрудников охранных организаций достаточна для освоения техники стрельбы, а в некоторых случаях может оказаться и избыточной.

Для полноценного выполнения прицельного выстрела сила и силовая выносливость мышц должны обеспечивать удерживание руки с оружием при прицеливании без ощущения утомления на протяжении полуторного отрезка времени, необходимого для выполнения выстрела. Это 25-30 секунд. Подчеркиваем, это время до начала утомления мышц. Стрелок способен держать руку с оружием значительно дольше, но производить выстрел, преодолевая при этом развивающееся утомление руки, не следует. Внимание стрелка не должно отвлекаться на контроль и принуждение к работе мышц, удерживающих руку.

Рука - основной рабочий орган стрелка из пистолета. Она должна быть сильной, выносливой, устойчивой и послушной. Это означает, что вес пистолета, удерживаемого в вытянутой руке, не представляется тяжелым. Рука, удерживающая наведенное в цель оружие, достаточно устойчива. Амплитуда ее колебаний не выходит за пределы района прицеливания, величина которого по мере тренированности постоянно сокращается, приближаясь к достижению полной неподвижности оружия в завершающей фазе выстрела. Тонус мышц руки, удерживающей оружие при прицеливании, должен сохраняться без дополнительных волевых усилий. Самопроизвольное, без команды со стороны сознания, снижение тонуса должно быть исключено. Так же должны быть исключены мышечные реакции на посторонние раздражители, могущие возникать при работе над выстрелом.

Величина усилия, развиваемого кистью руки при удерживании оружия в положении изготовки, сравнительно невелика. Основные требования - постоянство усилия и обеспечение автономности работы указательного пальца.

Справедливо считается, что пистолетчику нужна сильная рука. Однако увлечение развитием силы кисти руки без учета согласованности мышечных процессов, непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела, может повлечь нежелательные последствия. Так, применение для развития силы кистевого эспандера вовлекает в активную сократительную деятельность одновременно все мышцы кисти. Необходимая для выстрела автономия указательного пальца утрачена, а с ней и результат. Частичной профилактикой негативного влияния грубой работы на согласованность мышечной деятельности, в подобном случае, может служить дополнительная тренировка в сгибании указательного пальца в его основании, при одновременной фиксации (удерживании) среднего и безымянного пальцев в распрямленном положении.

Величина натяжения спуска пистолетов служебного назначения доходит до 4 килограммов. Это связано с требованиями безопасности (предупреждение случайного выстрела) и обеспечением надежности ударно-спускового механизма. Для мышц указательного пальца преодоление такой величины спуска не такая уж трудная задача. Проблема возникает, когда эта работа должна согласовываться с прицеливанием, не допуская смещения оружия под влиянием нарастающих усилий пальца. В решении этой задачи более сильная кисть имеет некоторые преимущества.

Негативное влияние грубой физической работы может проявляться и в некотором огрублении мышечных ощущений, затрудняющих контроль усилий, развиваемых указательным пальцем при выжиме спуска.

Быстрота

Программа огневой подготовки сотрудников охранных организаций должна предусматривать ситуации, требующие ведения скоростной стрельбы из пистолета.

По сравнению с спокойной стрельбой скоростной выстрел должен осуществляться исключительно за счет времени его подготовки, а не за счет завершающей фазы работы, имеющей решающее значение для результата попадания. Структурные элементы выполнения скоростного выстрела, такие, как изготовка, вскидка оружия, выжим предварительного усилия спуска, освобождение спускового крючка после выстрела и перенос огня на следующую цель специально разучиваются и становятся доступными всем обучающимся, независимо от каких-либо специальных личностных качеств. Даже самый флегматичный человек способен в результате упражнений освоить приемы скоростной стрельбы из пистолета.

Ошибочно отождествлять понятия: быстрота движения и быстрота реакции. Быстрота реакции - важное качество сотрудника охранных организаций, но в стрельбе, особенно на начальном этапе обучения, ее проявления могут иметь негативные влияния.

Обучение

Обучение должно начинаться с объяснения того, как должно выполняться разучиваемое действие. Объяснение может иметь форму рассказа и показа или только рассказа, если речь идет о психологических сторонах работы. В последнем случае новичок должен четко представлять себе содержание применяемых терминов. Например, таких, как мысленная модель действия, концентрация внимания, установки.

Когда в сознании обучаемого сформировалось содержание предстоящих действий, переходят к попыткам их практического выполнения. Первоначально они проходят с большими ошибками. При многократных повторных выполнениях действия новичка все ближе и ближе будут соответствовать заданному образцу. Начинается процесс освоения. Формула обучения складывается из четырех последовательных этапов: объяснения, осознания, опробования, освоения.

Разучивание выполнения прицельного выстрела может проходить как в комплексе, так и по составляющим элементам или их группам, блокам.

Для точности выполнения необходима точность представления. Можно объяснять стрелку, как происходит управление движениями, в чем состоит механизм повышения тренированности, на что нужно направлять внимание и волевые усилия при работе над выстрелом, но пока сам новичок не осознает и не прочувствует эти усилия, не проникнется убеждением в необходимости и правильности своих действий, до тех пор его работа будет протекать в значительной степени механически, не оказывая заметного влияния на развиваемые качества. Недостаточно, если руководитель будет периодически напоминать стрелку содержание разучиваемых действий. Необходимо, чтобы стрелок сам, перед началом тренировочного занятия, объяснил и сформулировал содержание предстоящей работы.

Процесс разучивания не механическое повторение. Каждая попытка выполнения действия должна сравниваться с мысленной моделью и стремиться приблизиться к ней. Это требует полной концентрации внимания на разучиваемых действиях.

Разучиванию подлежат как технические, так и психологические стороны подготовки, такие, как управление вниманием, развитие мышечного контроля, формирование установок. Разучивание технических действий должно проходить без посторонних помех под контролем руководителя.

По мере освоения действий процесс разучивания переходит в тренировку.

Тренировка

Тренировка - многократное повторение действий в целях лучшего их освоения и развития функциональных возможностей организма. Любая сторона деятельности человека - физическая, умственная, волевая может быть развита путем повторения специально подобранных воздействий. Основное средство тренировки - тренировочные нагрузки. Они различаются по направленности, объему и интенсивности. Объем - количественная сторона работы. В стрельбе это продолжительность тренировки, количество произведенных выстрелов. Интенсивность - моторная плотность занятия, степень физических напряжений и психической активности.

Под воздействием тренировочных нагрузок организм адаптируется к перенесению выполняемой работы. Необходимым условием повышения тренированности является постоянное, постепенное, по мере адаптации, возрастание тренировочных нагрузок. Стереотипные нагрузки поддерживают достигнутый уровень тренированности, но не совершенствуют его. Наибольшее воздействие оказывает величина тренировочной нагрузки между "много и очень много", при установке на улучшение производимых действий.


Направленность тренировки

Выполнение прицельного выстрела требует согласованной деятельности ряда составляющих элементов. Роль, значение, сложность освоения и выполнения каждого из них различны. Одни, например изготовка к стрельбе, осваиваются легко и быстро. Другие, такие как устойчивость оружия, требуют длительной целенаправленной тренировки. Однако, работа стрелка чаше всего сводится к комплексному выполнению выстрела, без выделения сложных и трудоемких элементов в самостоятельную задачу. Это относится даже к технической (без выстрела) тренировке, когда стрелок сводит свои усилия к тому, чтобы вовремя "щелкнуть". Но кроме чисто технических действий в работе над выстрелом активно участвуют зрительная и мышечная память, внимание, волевой комплекс

Развитие психических процессов требует своих тренировочных нагрузок, нередко организации своей формы тренировочных занятий.

Направленность тренировочных нагрузок в практике работы зачастую недооценивается. Предположение, что нужные качества будут развиваться самостоятельно, порождает стереотипность тренировки, что становится тормозом усовершенствованию. Каждое тренировочное занятие и каждая часть его должны иметь конкретную направленность. Это может быть развитие физических качеств, совершенствование техники стрельбы, развитие психических процессов. Проведенная тренировка должна вызывать чувство утомления Это может быть утомление мышц руки, утомление от борьбы за устойчивость оружия, утомление, связанное с ведением напряженной внимательной стрельбы. Начальная стадия утомления, пока сохраняется высокий уровень результатов, наиболее благоприятно воздействует на повышение тренированности. Проведение тренировки в этом состоянии весьма полезно, но в ограниченном объеме, не допуская пресыщения. Нарастание количества допускаемых ошибок - сигнал к прекращению работы.

В стрельбе из пистолета существует объективный показатель качества выполненной работы - сумма выбитых очков. Но это далеко не всегда является показателем интенсивности проделанной работы и эффективности перенесенной тренировочной нагрузки. Слишком многое зависит от психического состояния стрелка. В одном случае работа складывается гладко, стрельба идет автоматизировано без особых напряжений, давая высокий результат. В другом, несмотря на все старания стрелок не может добиться удовлетворительного результата. Но это не означает, что продуктивность тренировки в первом случае выше, чем во втором. Легкая работа, даже дающая высокий результат, может и не оказывать тренирующего воздействия.

Навыки - автоматизированные компоненты осознанного действия.

Под воздействием тренировочной работы центральная нервная система формирует программу двигательных процессов, позволяющую выполнять хорошо освоенные действия без привлечения внимания к их выполнению. Это навык. Важной особенностью навыка является то, что пока действие протекает гладко, процесс его выполнения не замечается. Однако в случае каких-либо нарушений работы оно немедленно отражается в сознании.

Сформированный навык позволяет стрелку сосредоточиваться на наиболее сложных и решающих элементах комплексного действия, тогда как остальные будут выполняться автоматизировано.

Закрепление навыков зависит от количества повторений и состояния возбуждения нервной системы во время выполнения действия. Повышенное эмоциональное возбуждение прочно закрепляет навык как правильного, так и ошибочно выполняемого действия. Сформированный навык трудно поддается изменениям. Поэтому установка на лучшее выполнение действия - обязательное требование тренировочного процесса.

Учиться тренироваться

В подготовке стрелка можно выделить ряд этапов. Каждый из них решает свои задачи, имеет свои средства и методы, но все они должны быть подчинены конечной цели - формированию умений и навыков прицельной стрельбы, обеспечивающих надежное владение оружием в экстремальных ситуациях. Это требование нередко входит в противоречие с близлежащими задачами.

Нередки случаи, когда новичок, показывающий первоначально неплохие результаты, затормаживается в своем совершенствовании. Это влияние той поры, когда не хватало физических сил удерживать оружие и приходилось приспосабливаться и ловчить с выстрелом. Стрелок знает, как изготовиться к стрельбе, как навести оружие, затаить дыхание. Знает, что усилие указательного пальца должно нарастать плавно. Но очень хочется попасть в центр мишени, а очень многое мешает. Это и недостаточно освоенная поза изготовки и непривычная тяжесть оружия, для преодоления которой приходится напрягать мышцы, и недостаточная устойчивость оружия, проявляющаяся то в бессистемных колебаниях, то в резких толчках в периоды затухания. Мешает требование плавного давления на спуск, тогда как периоды благоприятного положения ровной мушки под яблоком кратковременны и стихийно нарушаются. Приходится использовать каждый момент относительного улучшения устойчивости. Так возникает распространенная среди новичков ошибка -"дерганье". Это давнее, широко наблюдаемое явление сбивания наводки оружия при завершении усилия спуска. У начинающих стрелков "дерганье" проявляется в резком усилении давления на спуск, в связи со стремлением использовать момент благоприятного положения оружия. Но смещение оружия при выжиме спуска имеет место и у стрелков, совершающих плавный нажим на спуск, что так же может быть охарактеризовано, как "дерганье". Здесь это проявляется в непроизвольных сокращениях различных мышечных групп туловища, шеи, плеча, кисти. Они представляют собой двигательную реакцию на ожидаемый выстрел. Пусковым сигналом к этой реакции может быть стремление ускорить выстрел, опасение затяжки времени выполнения выстрела, спад рабочих напряжений в связи с окончанием привычного времени работы над выстрелом, мысль об ожидаемом результате попадания.

Предотвращение этих нежелательных реакций решается формированием установок на сохранение рабочих процессов в завершающей фазе выстрела. Необходимо сохранять прицеливание на протяжении 1,5-2 секунд после выстрела. Поскольку в основе этих нежелательных явлений лежат психологические факторы, то эффективным методическим приемом служит представление о том, что оружие заряжено не одним, а четырьмя патронами. При нажиме на спуск произойдет не один, а четыре последовательных выстрела, и все они должны попасть в цель.

Формы тренировочных занятий

Формирование технически правильных действий требует концентрации внимания на их выполнении. Однако, как только вставлен патрон и оружие наводится в цель, из сознания новичка вытесняются необходимость контроля устойчивости оружия, неподвижности мушки в прорези, плавности спуска. Желание попасть в центр мишени, ожидание выстрела становятся факторами большой раздражающей силы, препятствуя сохранению внимания на рабочих процессах.

Легко пройти по доске, лежащей на полу. Но возникает проблема, когда эта доска поднята на высоту двухэтажного дома. Психологи говорят, если доску поднимать не сразу, а постепенно, давая каждый раз привыкнуть к новой высоте, то проблема решается. Наподобие этого строится и начальная подготовка стрелка из пистолета.

Техническая тренировка

Это тренировка без патронов. Давно известный и широко применяемый методический прием, важность и необходимость которого, к сожалению, снова и снова приходится доказывать начинающим стрелкам. Пренебрежительное отношение к этой форме работы подкрепляется ошибочным названием "холостая тренировка", которое привилось с давнего времени. Такое название, применяемое первоначально в шутливой форме, принципиально неверно. Понятие "холостая" относится к работе, которая не дает результата. Тренировка без патронов - высокорезультативная форма подготовки, решающая свои собственные задачи. Она не может быть заменена другой формой работы, в том числе и практической стрельбой. Тренировке без патронов целесообразно дать название "техническая тренировка", в отличие от "огневой", обозначающей тренировку с практической стрельбой.

Техническая тренировка проводится не в целях экономии патронов, хотя и это немаловажно.

Техническая тренировка необходима стрелкам всех уровней подготовленности. С ее помощью решаются следующие задачи:

  • развитие силовой выносливости руки;
  • совершенствование устойчивости оружия;
  • развитие мышечного контроля;
  • разучивание управления спуском;
  • управление вниманием;
  • отработка согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.

Техническая тренировка при всех ее положительных качествах тоже должна быть дозированной. Новичок привыкает к этой форме работы, она становится для него основной. Выстрел начинает пугать. Работа с патроном, получающая конкретную оценку в виде пробоины на мишени, начинает сильно отличаться от работы без патронов. Техническая тренировка всегда получает положительную оценку руководителя занятий, поощряющего старания новичка. Произведенный выстрел может вызвать и критические замечания.


Огневая тренировка

Переход от технической тренировки к огневой содержит для новичка свои сложности. На всем протяжении обучения действия стрелка не усложняются. Но усложняются условия их выполнения, порождающие психологические помехи. Это ожидание выстрела, его звук, отдача оружия, желание поразить центр мишени. Психологические помехи затрудняют новичку разучивание технических действий. Возникает проблема: как перенести умения и навыки, сформированные технической тренировкой, на работу с патроном?

Первым шагом на пути перехода к практической стрельбе должна стать нейтрализация отвлекающего внимания самого факта выстрела. Следует дать новичку настреляться. Пусть выстрел утратит элемент новизны, станет привычным, не вызывающим эмоций. Это еще не тренировка, а только подведение к ней. Мишень не нужна. Оружие направляется в пулеприемную стенку тира. В этих условиях новичок не опасается преждевременного выстрела, смелее управляет работой пальца, более отчетливо контролирует свои действия. Невозможность оценить попадание освобождает от мысли о результате выстрела. Все это облегчает концентрацию внимания на мышечных ощущениях, устойчивости руки, неподвижности мушки. Наводя оружие в какое-либо пятно, стрелок отрабатывает согласованность спусковых усилий. Это уже элементы тренировки.

Стрельба по пулеприемной стенке тира небольшим количеством патронов применяется и высокоподготовленными стрелками в качестве разминки, позволяющей восстановить согласованность действий, с большей отчетливостью проконтролировать готовность всех систем, участвующих в выполнении выстрела.

Тренировка в стрельбе по экрану

Экран - светлый фон, обычно обратная сторона мишени. Стрелок наводит оружие, ориентируясь не на центр экрана, а просто на светлый фон, способствующий лучшему видению положения мушки в прорези. Отсутствие точки прицеливания устраняет соблазн произвести выстрел в момент наилучшего положения оружия. В то же время, сравнительно небольшая площадь экрана позволяет контролировать устойчивость руки. Обычно, правильно произведенные выстрелы дают попадания в центральную часть экрана. Это убеждает новичка в том, что решающее значение имеет не точность прицеливания, а неподвижность мушки в прорези и управление спуском. Нередко, кучное расположение пробоин вызывает у стрелка стремление к еще большему уточнению наводки. Это немедленно отражается на правильности действий. На экране возникают отрывы. Это "отрезвляет", возвращает стрелка к контролю рабочих процессов.

Тренировка в стрельбе по экрану - высокоэффективная форма работы, оказывающая регулирующее влияние во всех случаях "разладки" - рассогласованности действий. Она полезна стрелкам всех уровней подготовленности.

Тренировка в стрельбе по мишени

При переходе от стрельбы по экрану к стрельбе по мишени перед новичком возникают новые психологические трудности, связанные с появлением точки прицеливания. Возникает стремление к возможно более точному наведению оружия, контролю просвета между вершиной мушки и нижним обрезом яблока мишени, выжиму спуска в момент наиболее точного совмещения ровной мушки с точкой прицеливания. Все это вытесняет из сознания новичка контроль рабочих процессов, и с этим следует бороться.

Все модели спортивных пистолетов, из которых ведется начальная подготовка, снабжены механизмами, позволяющими вносить изменения в установку прицела. Внесите поправку, смещающую расположение средней точки попадания на три-четыре габарита в сторону. Теперь правильно произведенный выстрел даст пробоину на мишени не в десятке, а в восьмерке Это устранит оценку достоинства попадания, снизит напряженность стрелка, связанную с ее ожиданием

Замените понятие "точка прицеливания" на "район прицеливания". Рука новичка еще не обрела достаточной устойчивости. Не следует стремиться к достижению ее полной неподвижности. Достаточно, если ровная мушка будет "плавать" в районе между нижним обрезом яблока и серединой нижней части площади мишени. Все это позволит стрелку легче справляться с своей задачей, а кучность расположения пробоин будет характеризовать правильность его действий.

Тренировка в стрельбе на кучность проводится без использования зрительной трубы.

Через некоторое время можно перейти к стрельбе по мишени с учетом результата, возвратив установку прицела в прежнее положение. Эта стрельба отличается от стрельбы на кучность только необходимостью совмещения средней точки попадания с центром мишени.

При одной и той же установке прицела средняя точка попадания одной серии выстрелов может совпадать с центром мишени, а другой не совпадать. Причинами несовмещения могут быть:

  • различное зрительное восприятие положения мушки в прорези при изменении положения головы стрелка;
  • различная оценка положения мушки в прорези. Стрелок может оценивать как ровную, несколько более полную, или наоборот притопленную мушку. Обычно это связано с утомлением зрения или переносом фокуса зрения с целика на мишень,
  • изменение хватки, влияющее на образование угла вылета.
  • прицеливание без просвета. При утомлении зрения яблоко мишени теряет свою контрастность и начинает восприниматься как серая, сливающаяся с фоном полоса. Стрелок "врезается" в яблоко, перемещая среднюю точку попадания вверх.

На начальном этапе подготовки перемещения средней точки попадания могут быть мнимыми, из-за совпадения ошибок одна группа выстрелов может произойти преимущественно по одной части мишени, а другая - по другой, создавая картину несовмещения

У стрелков начального уровня снижение результатов стрельбы связано не с недостаточной кучностью, а с несовмещениями и отрывами.

Прицельные устройства спортивных пистолетов позволяют вносить поправки с высокой точностью Однако увлекаться этим не следует. Если средняя точка попадания была на месте, то ее смещения могут быть временные, из-за допущенных, но не замеченных стрелком ошибок Нельзя вносить поправку по результатам одного-двух выстрелов. Только группа в три - пять выстрелов дает основание к этому. Поскольку поправка по одному выстрелу не вносится, то и осмотр мишени в трубу лучше производить через два-три выстрела. Так лучше сохраняется рабочая установка.

Отрывы - значительные отклонения отдельных пробоин от основной кучности. Направление отрывов позволяет определить вызвавшие их ошибки. При стрельбе из пистолета наиболее характерное направление отрывов - левая нижняя четверть мишени. В этом направлении кисть руки имеет наибольшую свободу сгибания. Большинство ошибок в работе кисти, удерживающей пистолет, приводит к отрывам в этом направлении. К этим ошибкам относится: усиление или ослабление хватки пистолета при приближении выстрела, "подрабатывание" кисти (рефлекторные незначительные сгибания запястного сустава при выжиме спуска), давление второй фаланги указательного пальца на боковую поверхность пистолета, усиление давления кончиками среднего и безымянного пальцев на рукоятку при приближении выстрела.

Появление отрывов в левой нижней части мишени служит сигналом неблагополучия в работе кисти. Зная это, стрелок стремится не допустить повторения ошибок. Возникшая установка на противодействие возможному сгибанию кисти приводит к непроизвольным мышечным напряжениям, смещающим ствол оружия вверх вправо, что вызывает отрывы в противоположном направлении. Расположение отрывов по диагонали с семи на два часа наиболее часто встречается у стрелков из пистолета. Отрывы по вертикали могут вызываться впадением" руки при выстреле, как опережающей реакции на окончание работы - пробоина снизу. Установка на противодействие этому нередко приводит к отрывам на двенадцать часов. В этом же направлении возникают отрывы вследствие "врезания" мушки в яблоко мишени в случаях пренебрежения просветом. К отрывам вниз приводит усиление давления на рукоятку пистолета большого пальца. Повторение однообразных ошибок может давать кучное расположение пробоин, что ошибочно может рассматриваться как несовмещение.

Отметка выстрела - прогнозирование стрелком местоположения пробоины на мишени в момент выстрела. Отметка выстрела позволяет контролировать правильность выполняемой стрелком работы.

По признаку совпадения или несовпадения отметки должны расцениваться все производимые выстрелы Опытные стрелки с высокой точностью определяют местоположение пробоины по отметке выстрела. У новичков отметка выстрела часто не совпадает, хотя острота зрения у них не хуже. В одном случае стрелок с высокой точностью определяет попадание по отметке выстрела, в другом - не замечает и далекий отрыв. Объяснение этому следует искать в следующем: для создания зрительного образа какого-то предмета необходимо его воздействие на сетчатку глаза не менее одной двадцатой доли секунды. Если в момент выстрела возникнет содрогание ствола оружия, а его смещение и возвращение в прежнее положение произойдет со скоростью, превышающей фиксирующие возможности зрения, то это явление может остаться незамеченным. Зрение стрелка зафиксирует не истинное положение мушки в момент выстрела, а то, каким оно было за долю секунды до этого. При совпадении отметки, даже если результат выстрела оказался плохим, стрелок видит причину неудачи и знает, на чем нужно сосредоточить усилия. Несовпадение отметки должно настораживать даже в тех случаях, когда испорченный, казалось бы, выстрел попадает в десятку. Это может быть следствием наложения противоположных ошибок. Например, стрелок видит, что при выстреле рука сместилась вправо, но не заметил, что при этом мушка прижалась к левой стороне прорези прицела. Наклоняясь к трубе, стрелок ожидает увидеть пробоину в семерке на три часа, а она оказывается в центре. Такие случаи бывают не реже тех, когда стрелок отмечает девятку справа, а пробоина оказывается в семерке. Возможно имело место наложение однозначных ошибок. Такое увеличение длины отрыва может иметь место и в случае, когда движение пули по каналу ствола оружия происходит при движении самого ствола. После вылета пули мушка остановилась в пределах девятки, но сама пуля сохраняет в полете инерцию бокового смещения.

Несовпадение отметки выстрела - сигнал неблагополучия Не все выстрелы могут происходить с несовпадением отметки Они могут "проскакивать" время от времени и это не настораживает Но плохая отметка даже только отдельных выстрелов - свидетельство потенциальной опасности, которая может перерасти в хронические ошибки. Частые несовпадения отметки выстрела - свидетельство ошибок в работе кисти Этому должно уделяться постоянное внимание.

Завершающая фаза выстрела

Момент завершения спускового усилия - наиболее ответственный и "хрупкий" участок работы стрелка. Это узел противоречий между необходимостью плавности спуска и желанием использовать кратковременный момент благоприятного положения оружия; между необходимостью сохранять внимание на рабочих процессах и опережающим чувством окончания работы, желанием видеть результат попадания; между подсознательным стремлением к разрядке напряженности и волевыми усилиями, чтобы не допустить этого. В этих условиях решающее значение для надежного обеспечения полноценного выстрела приобретает формирование установок на направленность и сохранение внимания.

Чем ближе выстрел, тем выше напряженность, испытываемая стрелком. Понаблюдаем за лицом стрелка, прицеливающегося в мишень. Легко различима напряженность как бы застывших лицевых мускулов. Выстрел и напряженность, наподобие мимолетной тени, спадает. Если спад напряженности совпадает с выстрелом, или на долю секунды опережает его, то результат попадания, как правило, оказывается плохим. Прогнозирование результата попадания по указанному признаку, производимое руководителем занятий, позволит убедить стрелка в допускаемых ошибках, направит его усилия на их устранение.

В работе с начинающими стрелками первые результаты стрельбы говорят руководителю занятий очень мало. Однако все новички ожидают какой-то оценки и ее нужно давать. При разборе результатов тон руководителя должен быть дружелюбным, воодушевляющим на дальнейшие усилия и старательность. Необходимо полностью исключить выражения, акцентирующие внимание стрелка на неправильных действиях. Нередко можно слышать указание: "не дергай!". При этом руководитель поясняет свою мысль, показывая как именно "дергает" стрелок. Эти ошибочные действия и запечатляются в памяти новичка. В итоге они оказываются более освоенными и прочными. Если уж нужно обратить внимание ученика на допускаемые ошибки в этом элементе работы, то следует говорить: "У тебя пока не получается, развивать усилие следует постепенно, плавно, завершать усилие мягче".

Процесс выполнения прицельного выстрела можно условно разделить на две части: внешнюю - изготовка, прицеливание, выжим спуска, и внутреннюю - психомышечные механизмы, управляющие этими процессами. Первая - видимая, вторая - невидимая. Внешне видимые действия осваиваются довольно легко и быстро. После освоения изготовки работа начинающего стрелка внешне не отличается от работы Олимпийского чемпиона. Их различие в управлении психомышечными механизмами, протекающими в зоне "невидимого спектра". На уровне начальной подготовки активное участие в работе над выстрелом принимают мышление, память, внимание.


 

Мышление и память при стрельбе

Не следует понятие "мышление" отождествлять с понятием "сознание". Большое количество осознанных действий, ставших привычными, проводится без привлечения мыслительных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. В случаях, когда хорошо разученное действие протекает гладко, не возникает необходимости новых решений, говорить о мышлении нет оснований.

Начальный этап обучения стрельбе из пистолета проходит в условиях активных мыслительных процессов. Необходимо представлять содержание разучиваемых действий, составляющие их узловые элементы, предъявляемые требования к их выполнению.

Организм человека в высокой степени саморегулирующаяся и самосовершенствующаяся система. Наше сознание отражает лишь небольшую часть психической деятельности. Оно оказывает управляющее и регулирующее влияние на жизненные процессы, но в значительной степени они обусловлены деятельностью бессознательного Вообразим, что нам дают какой-то предмет и говорят: "осторожно, не урони". В другом случае - "осторожно, не раздави". В каждом из этих случаев наши действия несколько различны. Но ведь нужно отобрать соответствующие мышечные группы, определить величину их усилий, создать согласованность действий. Наша нервная система, исходя из осознания поставленной задачи, самостоятельно организует эти процессы.

Принцип действия психомышечных механизмов управления движениями раскрывается в концепции академика П.К.Анохина. Существо ее сводится к следующему, возникновение в сознании человека двигательной задачи формирует в соответствующих отделах нервной системы программу ее выполнения. Результат выполнения оценивается, и в программу вносятся изменения, приближающие повторное исполнение к заданной модели. Это очень схематичное понятие дает достаточные ориентиры для практической работы. По этому пути идет и наука кибернетика, введя понятие "черный ящик". Предполагается, что при работе с неким устройством известно задание "на входе" и требования к качеству исполнения "на выходе". При этом механизм устройства неизвестен, но поскольку оно работает безотказно, никого это не волнует. Нервная система сама, по заданному конечному результату, находит лучший путь решения поставленной задачи.

Любой двигательный акт организуется и корректируется "черным ящиком" в строгом соответствии со смысловым значением задачи, возникшей в сознании стрелка. Тот факт, что решения, выдаваемые "черным ящиком", не всегда отвечают нашим требованиям, связано не с недостатками его конструкции, а с недостатком смысловых формулировок "на входе" и отсутствием или недостаточной жесткостью требований "на выходе". Важной стороной работы стрелка и является четкое мысленное представление модели предстоящих действий и жесткие требования к себе по их выполнению.

Память

Память - запечатление, хранение, воспроизводство. Из всех многочисленных видов памяти непосредственное участие в работе стрелка над выстрелом принимают зрительная и мышечная память.

Зрительная память. Нередко роль зрения сводят к контролю точности совмещения мушки с точкой прицеливания, хотя эта сторона работы не требует подготовки и в развитии не нуждается. Но зрение на подсознательном уровне оказывает влияние на двигательные процессы.

Наш глаз - это вынесенный на периферию орган центральной нервной системы. Под его контролем и организующим воздействием проходит вся сложно согласованная мышечная деятельность, обеспечивающая выполнение прицельного выстрела. Для успеха разучивания необходимо, чтобы в зрительной памяти стрелка сформировалась модель правильных действий, которая может быть вызвана на поверхность сознания.

Мышечная память. В выполнении прицельного выстрела принимает участие большое количество различных мышечных групп, обеспечивающих изготовку, прицеливание, выжим спуска. На начальном этапе подготовки их работа нуждается в контроле, иногда в принуждении. Чем ближе выстрел, тем все больше внимание стрелка переключается на уточнение прицеливания, согласованность спусковых усилий. Работа мышц, обеспечивающих неподвижность стояния, удерживание оружия, вытесняется из сознания. Организация и согласованность их работы должны осуществляться за счет мышечной памяти, запрограммированной на эту деятельность в процессе разучивания. Это достигается путем периодической концентрации внимания на восприятии мышечных процессов в начале тренировки, перед отдельными сериями, после перерывов в стрельбе. Стрелок довольно легко формирует навыки, позволяющие контролировать двигательные процессы за счет мышечной памяти, позволяя тем самым переключать внимание на другие, более важные в данный момент участки работы.

Мышечная память не подменяет зрительную, а существенно дополняет и облегчает ее работу.


 

Внимание во время стрельбы

В сложном, постоянно меняющемся мире, на нас воздействует громадное количество различных раздражителей. Механизмом, позволяющим нам не утонуть в этом море информации, выбрать то, что нужно на данный момент, и служит внимание.

Внимание - способность сосредоточения на выделяемых объектах, с одновременным отключением от всего остального.

Внимание может быть направлено как на внешние предметы и явления, так и на восприятие внутренних ощущений. Внутрь направленное внимание имеет важное значение в работе стрелка над выстрелом. Управление направленностью и переключением внимания является одной из задач подготовки стрелка.

Объем внимания ограничен. Человек способен сосредоточить внимание на одном-двух новых элементах, с одновременным поверхностным контролем еще двух-трех хорошо разученных действий.

В начальной подготовке стрелка из пистолета следует руководствоваться следующим.

Разучивание техники стрельбы проводится по составляющим элементам с постепенным объединением их в группы и последующим переходом к комплексному выполнению.

В работе над выстрелом важное значение имеет внутрь направленное внимание, отражающее в сознании работу мышц, неподвижность стояния, готовность к правильному выполнению действий.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на ее выполнение до начала работы.

Управление вниманием нуждается в самостоятельном разучивании и тренировке.

Рассмотрим примерную схему переключения внимания при стрельбе из пистолета. Основные элементы техники прицельного выстрела, которые следует контролировать вниманием, довольно постоянны. В зависимости от подготовленности стрелка могут возникать некоторые различия в продолжительности сосредоточения внимания на тех или иных элементах целостного действия.

Важной стороной подготовки является осознанное представление каждого элемента работы над выстрелом, способность проанализировать правильность его выполнения Хорошее влияние на развитие этих качеств оказывает следующее упражнение.

Предложим стрелку выбить сто очков! В зачет идут только те выстрелы, которые сам стрелок до осмотра мишени в трубу определит как десятки. При этом он может отказаться от любого произведенного выстрела, если считает, что это не десятка. Задание представляется очень простым. Но простота задачи усугубляет значение допускаемых ошибок, они воспринимаются как удар по самолюбию.

Произведенные выстрелы могут быть безукоризненными и решительно приниматься в зачет. Могут быть и явно плохими, от которых стрелок немедленно отказывается. Но есть и сомнительные - десятка может быть, но может и не быть. Отказываться или принять? Здесь и начинается осмысливание проделанной работы.

Стрелок не уверен в качестве выстрела и отказался от него. Однако пуля в десятке. Тогда следующий, примерно такой же по отметке выстрел он принимает в зачет и ошибается. Это уже обескураживает. Стрелок начинает очень старательно выполнять выстрел, внимательно контролировать свои действия. Иногда после выстрела подолгу анализирует свои впечатления, прежде чем решить, принять или отклонить выстрел. Отказ от десятки воспринимается наблюдателями как проявление трусости и перестраховки. Стрелок меняет установку на более решительную, считая, что отмечаемые им мелкие недостатки не влияют на качество попадания. Поэтому следующий выстрел с подобными погрешностями он принимает в зачет и снова ошибается. Возникает значительный эмоциональный накал. Каждая неправильно оцененная пробоина заставляет стрелка анализировать свои действия, выяснять причины, вызвавшие ошибку. На поверхность сознания "всплывают" те стороны работы, которые обычно не замечаются. Постепенно работа начинает улучшаться, стрелок начинает безошибочно отличать "десяточ-ные" выстрелы от выстрелов, проведенных с ошибками. Стрелок начинает лучше различать свои ошибки и старается не допускать их. Возрастает количество безукоризненно производимых выстрелов, укрепляется чувство уверенности в своих действиях.

Руководителю занятий следует вести запись результатов стрельбы по следующей форме:

№ выстрела

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

...

Принял

10

10

9

9

Отказался

9

10

10

После занятия подсчитывается количество выстрелов, потребовавшихся для выполнения задания, а также количество правильно и ошибочно определенных выстрелов. Могут быть сделаны выводы: частый отказ от десятки - явный признак неуверенности в себе, недостаточно четкое представление модели требуемых действий, неумение сопоставить ее с практически выполненной работой. Прием девятки после отказа от десятки позволяет говорить о недостаточной твердости, внушаемости под воздействием ситуации.

Некоторые выводы

Нельзя переходить к практической работе с оружием, пока не осознано содержание предстоящих действий.

Нельзя приступать к тренировке без хорошо осознаваемой учебной или тренировочной задачи и путей ее решения.

Нельзя отрабатывать комплексное выполнение прицельного выстрела, пока физически трудно удерживать наведенное в цель оружие.

Нельзя стрелять по мишени, пока недостаточна устойчивость руки, не обеспечивается неподвижность мушки в прорези прицела.

Нельзя стрелять "на результат", на оценку попадания в очках, пока в сознании стрелка не сформируется программа работы в завершающей фазе выстрела.

В работе с новичками бывает трудно убедить стрелка в том, что причины отрывов содержатся в работе мышц, а не в недостатках прицеливания. При появлении отрывов новичок чаще всего стремится к еще большему уточнению прицеливания, пренебрегая контролем мышечной деятельности.

Предложим стрелку произвести выстрел так, чтобы пробоина оказалась в восьмерке справа. Оказывается, для этого необходимо вынести точку прицеливания на половину яблока мишени вправо. Не заметить такую большую ошибку при нормальном прицеливании невозможно. Это поможет убедить стрелка в необходимости сосредоточивать внимание на мышцах, а не на уточнении прицеливания.


 

Стрельба из пистолета по неподвижной мишени

Начальная подготовка

Основные задачи: разучить правила и приемы выполнения прицельного выстрела; ознакомиться с методикой тренировки.

Оружие: спортивный пистолет калибра 5,6 мм.

Начальная подготовка стрелка из пистолета проводится под руководством тренера. Рекомендуемая форма занятий - урок в составе группы. Это способствует решению одной из основных задач подготовки - осознанию модели действий, составляющих выполнение прицельного выстрела. Предлагаемая организация и содержание занятий не означают, что стрелок в течение шести тренировок полностью овладеет стрельбой из пистолета. Многое зависит от заинтересованности сотрудника, его отношения к рекомендациям. Прохождение курса начальной подготовки закладывает основы методически грамотного построения дальнейшего совершенствования.

Содержание уроков в значительной степени повторяет материалы других разделов пособия, являясь формой конспекта руководителя занятий, облегчая их подготовку и проведение.

СКОРОСТНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ПИСТОЛЕТА

Формирование навыков скоростной стрельбы из пистолета должно занимать одно из центральных мест программы огневой подготовки сотрудников охранных организаций. В обучении скоростной стрельбе из пистолета целесообразно использовать методики спортивной стрельбы по появляющейся мишени. Формируемые в процессе отработки этого упражнения навыки обеспечивают надежное поражение цели на дистанции 25 м в течение трех секунд после ее появления. Это наиболее близко отвечает требованиям оперативной обстановки, которая может возникнуть в реальной жизни.

Переходить к разучиванию техники скоростной стрельбы по появляющейся мишени могут стрелки, имеющие подготовку в стрельбе по неподвижной мишени без учета времени.

Описание упражнения

Оружие - спортивный пистолет калибра 5,6 мм.

Мишень - грудная, укрепляемая на поворотной стандартной мишенной установке - (имеются практически во всех тирах).

Стрельба ведется на дистанции 25 м сериями по 5 выстрелов, в режиме: 3 секунды на выстрел, 7 секунд перерыв.

Стрелок занимает место на огневом рубеже напротив своей мишени. По команде руководителя занятий заряжает магазин пятью патронами, досылает патрон в патронник и принимает позу изготовки, удерживая руку с оружием опущенной под углом 45°.

После доклада стрелка о готовности мишень, которая находилась в положении "на лицо", убирается в положение "на ребро" и через 7 секунд появляется на 3 секунды, после чего вновь убирается, и так пять раз. При каждом развороте мишени "на лицо" стрелок поднимает оружие и производит один выстрел.

Основные элементы техники скоростного выстрела, подлежащие самостоятельной отработке:

Изготовка. Отличается несколько большей расстановкой ног, повышенной напряженностью мышц туловища, более плотной хваткой оружия. Удерживанием руки с оружием в ожидании появления цели, опущенной под углом 45°.

Начало подъема. При появлении мишени стрелок быстро, почти рывком, начинает подъем руки. После преодоления примерно двух третей всего пути движение постепенно замедляется и при вхождении в район прицеливания рука останавливается. Важно, чтобы переход от быстрого движения к замедленному проходил плавно, без "ступенек".

Прямолинейность движения руки вдоль вертикальной оси мишени способствует выходу мушки в район прицеливания, не отвлекая внимания стрелка на осуществление грубой наводки оружия, экономя тем самым время на завершающую фазу выстрела.

Завершающая часть подъема руки - наиболее сложно осваиваемый элемент, имеющий к тому же решающее значение в успешном выполнении выстрела. Необходимо осуществить плавный переход от быстрого движения руки к замедленному, и его полному затуханию при вхождении ровной мушки в центральный район мишени.

Спуск. Завершающая часть выжима спуска при скоростном выстреле практически не должна отличаться от выстрела, производимого в спокойном режиме. Это возможно при решительном включении пальца в начальное усилие, снимающее примерно две трети всей величины спуска. Остающаяся часть завершается плавно, согласованно с картиной прицеливания. На уточнение прицеливания в скоростной стрельбе времени практически не остается. Успех попадания в полной мере связан с точностью выхода ровной мушки в район прицеливания - центральную зону мишени, а также неподвижностью мушки относительно целика и устойчивости руки при завершении спускового усилия.

Наряду с величиной начального усилия спуска важное значение имеет момент включения указательного пальца в выжим спуска. Это наиболее целесообразно осуществлять при переходе быстрого подъема руки к замедленному. Практически это действие начинается раньше, одновременно с подъемом руки. Поскольку указательный палец перед появлением мишени удерживался неподвижно, то ему для включения в работу необходимо некоторое время, что и приводит к тому, что начальное усилие спуска совпадает с началом торможения.

Рекомендуемый некоторыми учебниками прием - предварительный поджим спуска в ожидании появления мишени - использовать нецелесообразно. Даже при незначительной задержке в появлении мишени чувствительность пальца снижается, теряется контроль его усилия. Кроме того, заблаговременно выжав предварительную часть спуска, стрелок опасается непроизвольного выстрела, что нередко приводит к закрепощению мышц пальца. В реальной обстановке служебной деятельности предварительный поджим спуска чреват случайными непроизвольными выстрелами и связанными с этим негативными последствиями. В разучивании этого элемента следует не искать приемы, облегчающие его выполнение, а побольше работать.


Стрельба из служебного пистолета

Учебно-тренировочные стрельбы, проводящиеся из спортивного пистолета, являются подводящими к стрельбе из пистолета служебного назначения, стоящего на вооружении сотрудников охранных организаций при выполнении ими своих служебных функций.

Служебный пистолет имеет отличия от спортивного, сводящиеся к следующему:

а) у моделей пистолета типа "ПМ" короткое расстояние между поверхностью тыльной части рукоятки и спусковым крючком. Это создает определенное неудобство, особенно стрелкам, обладающим крупной кистью руки и длинными пальцами, вынуждая производить выжим спуска не ногтевой, а второй фалангой указательного пальца, что негативно отражается на управлении спуском;

б) у пистолетов этого типа короткая длина прицельной линии (расстояние между целиком и мушкой). Неточности положения мушки в прорези или ее колебания более сильно отражаются на результатах стрельбы, чем это имеет место при стрельбе из,других моделей;

в) большое, до 4 килограммов, натяжение спуска, большая длина хода спускового крючка, нередко наблюдаемый "провал спуска". Если первые две "трудности" могут преодолеваться проведением специальной тренировки, то последняя разучиванию практически не поддается. "Провал спуска" - продолжение движения спускового крючка после срыва бойка с шептала. Это происходит в самый ответственный момент выполнения выстрела, и предотвратить его вредоносное влияние на результат попадания крайне сложно;

г) сильный звук и отдача пистолета при выстреле, вызывающие нередко у новичка чувство боязни. Закрепляясь, оно /^может перерасти в хронические двигательные реакции на приближение выстрела (дерганье), избавиться от которых будет трудно.

Скоростная стрельба из служебного пистолета

Программа огневой подготовки сотрудника охранных организаций должна включать стрельбу из служебного пистолета как в спокойном, так и в скоростном режиме, как одиночными выстрелами, так и серией. Техника стрельбы одиночным выстрелом в спокойном и скоростном режиме рассмотрена выше. Скоростная стрельба при выполнении серии выстрелов требует своего рассмотрения.

В отработке этого вида стрельбы целесообразно использовать методику тренировки одного из упражнений международного армейского спорта. При этом время отстрела серии выстрелов и количество расходуемых боеприпасов следует привести в соответствие с задачами, решаемыми охранными структурами.

Описание упражнения.

Стрельба ведется на дистанцию 25 метров, сериями по 5 выстрелов. Время отстрела серии 10 секунд (может быть увеличено до 16 секунд) Мишень грудная.

Стрелок принимает изготовку к стрельбе, удерживая руку с заряженным пистолетом опущенной под углом 45°. При появлении мишени (или по команде) поднимает руку с оружием и производит 5 выстрелов.

Изготовка не имеет существенных отличий от разобранной ранее изготовки к стрельбе по появляющейся мишени. Целесообразно создать несколько повышенный тонус мышц плечевого пояса, противодействующий смещению руки с оружием под влиянием отдачи при выстреле.

Прицеливание. Жесткий лимит времени выполнения серии выстрелов практически не позволяет уточнения наводки оружия, особенно при выполнении второго и последующих выстрелов. Прицеливание осуществляется, в значительной степени, не по точке, а по центральной зоне мишени. Противостояние отдаче, устойчивость руки и жесткая неподвижность мушки в прорези приобретают при этом решающее значение.

Спуск. Большое натяжение и длинный ход спускового крючка делают необходимым специальное разучивание управления спуском:

1. Возьмите пистолет и убедитесь, что он не заряжен. Положите под боек амортизирующую прокладку. Сядьте, поддерживайте пистолет кистью левой руки впереди предохранительной спусковой скобы. Производите спуск курка, запоминая величину усилия и длину хода спускового крючка.

2. Разучите способность первым решительным усилием преодолевать примерно 2/3-3/4 всего натяжения спуска. Проведя 3-4 включения, снимающие эту величину, дожмите завершающую часть. Ее величина покажет правильность ваших ощущений и оценок.

3. Встаньте, продолжайте разучивание управления спуском в позе изготовки без прицеливания, опустив глаза вниз.

4. Продолжайте работу, наводя оружие на светлый фон и фокусируя зрение на мушке в прорези целика. При завершении спускового усилия она должна сохраняться неподвижной.

5. То же, совмещая ровную мушку с точкой прицеливания.

В скоростной стрельбе из служебного пистолета управление спуском приобретает решающее значение. Приведенная выше схема работы не должна рассматриваться как эпизод подготовки, а должна находиться в поле внимания постоянно, наподобие разминки, проводимой перед началом тренировки.

Дыхание. Выполнение серии выстрелов должно проходить без дыхательной паузы. Стрелок, одновременно с подъемом руки с оружием производит полувдох, затаивая дыхание при замедлении движения руки.

Первый выстрел существенно отличается от последующих содержанием действий. Его элементы:

  • начальная фаза подъема руки. При появлении мишени стрелок быстро, почти рывком, начинает подъем руки с оружием;
  • замедление скорости подъема. После прохождения примерно 2/3 всего пути подъема скорость движения руки замедляется;
  • затухание скорости подъема руки и ее остановка при вхождении оружия в центральную зону мишени.

Зрение. В ожидании появления мишени зрение стрелка направлено в нижнюю часть мишени. С началом подъема руки зрение опускается и встречает прицельное приспособление пистолета в фазе перехода быстрого движения руки к замедленному. Все дальнейшие действия - совмещение мушки в прорези, затухание скорости подъема руки и остановка в центральной зоне мишени, достижение неподвижности мушки в прорези проходят под контролем зрения

Спуск. При переходе быстрого подъема руки к замедленному указательный палец включается в выжим спуска, снимая, первым же решительным усилием, 2/3-3/4 всего натяжения спуска. Продолжает замедленно наращивать усилие, согласовывая его с положением мушки в прорези и вхождением ее в центральную зону мишени.

Выстрел! Под влиянием отдачи рука с оружием смещается. Величина смещения в значительной степени связана с жесткостью закрепления руки в плечевом суставе. Стрелок возвращает наводку оружия в центральную зону мишени, контролирует положение мушки в прорези и ее неподвижность. Одновременно указательный палец быстро отходит вперед, освобождая спусковой крючок, и так же быстро возвращается, включаясь в предварительное усилие выжима спуска, развивая остающуюся часть усилия согласованно с картиной прицеливания.

Второй и последующие выстрелы можно рассматривать как цикл действий, состоящий из восстановления наводки оружия после выстрела, освобождения спускового крючка, предварительного усилия спуска и его завершения.

Темп стрельбы. По содержанию действий выполнение первого, второго и последующих выстрелов имеет некоторое различие. Первый выстрел оказывает значительное влияние на результат всей серии и может рассматриваться как наиболее ответственный участок работы. От того, насколько точно рука с оружием вышла в центральную зону мишени и правильный выстрел произведен в установленный регламент времени, многое зависит. Если при подъеме руки оружие не вышло в нужный район, то уточнение наводки требует дополнительных затрат времени, затормаживая при этом работу указательного пальца. Возникающая затяжка времени требует от стрелка поспешных действий, негативно отражающихся на результатах серии. В силу сказанного, время, предоставляемое стрелку на выполнение первого выстрела, значительно больше, чем на последующие. Чаще всего выполнение первого выстрела определяет ритмичность последующих действий и успех всей серии.

 


 

Для тех, кто уже умеет

Многие сотрудники пришли на службу в систему охранных организаций уже обладая определенными умениями стрельбы из пистолета. Однако нередко сформированные ими навыки не столько способствуют, сколько препятствуют дальнейшему совершенствованию. Это связано с тем, что при недостаточно методически грамотном обучении стрельбе формируются ошибочные или недостаточно полные представления того, как должны выполняться узловые элементы выстрела и выстрел в целом. Сформированные в этих условиях навыки оказываются засоренными ошибочными действиями, которые и становятся тормозом совершенствования.

Известное положение, что учить легче, чем переучивать, имеет в своей основе тот факт, что для изменения каких-то заученных действий необходимо сначала угасить, нейтрализовать навык их выполнения, а уж потом, на их месте, сформировать новый, желаемый.

В то же время практика показывает, что при заинтересованности, желании усовершенствовать свое умение стрельбы из пистолета, серьезном и вдумчивом отношении к приводимым ниже рекомендациям (пусть даже при критическом их рассмотрении) эти лица, используя уже имеющийся у них опыт, легко восполняют пробелы своей подготовки и имеют неоспоримое преимущество перед новичками.

Поскольку подготовленность сотрудников, которым адресуется этот раздел, различна, то каждый самостоятельно, или с помощью руководителя определит, что может относиться к нему персонально.

Ниже рассматриваются характерные недостатки, свойственные этой категории стрелков. Некоторые материалы этого раздела в известной степени дублируют уже сказанное в других главах пособия, но это позволяет рассматривать главу, как самостоятельный, законченный цикл, облегчающий использование материала.

Автор не навязывает свои взгляды и адресует рекомендации только желающим им следовать, или хотя бы проверить их на практике.

Первым шагом на пути к совершенствованию в стрельбе из пистолета должно стать формирование взглядов на содержание предстоящей работы и отношение к ней. При этом следует исходить из следующего:

прицельный выстрел - комплексная деятельность, составляющими которой, в равной мере, являются как физические действия, так и управляющие ими психические механизмы;

психофизические механизмы прицельного выстрела осуществляют свою работу в значительной степени на подсознательном уровне, по программам, сформированным в учебном процессе, и не имеют внешних проявлений, позволяющих контролировать их со стороны;

тренировка стрелка - процесс развития психофизических механизмов, обеспечивающих полноценное выполнение прицельного выстрела.

Практическая стрельба - это не всегда тренировка. В зависимости от отношения к ней стрелка она может оказывать положительное тренирующее воздействие, может и не оказывать (затраченные усилия и время прошли вхолостую), может и вредить, закрепляя ошибочные действия.

Для формирования в двигательных отделах центральной нервной системы программы правильных действий необходимо, чтобы в сознании стрелка, до начала практической работы, сформировалась модель (образ, содержание) этих действий.

Сотрудник должен знать, что он приходит в тир для тренировки, а не просто для стрельбы; знать содержание каждого элемента техники выполнения прицельного выстрела, предъявляемые к нему требования; знать направленность и последовательность переключения внимания при отработке комплексного выполнения выстрела; отказаться от стремления к сиюминутному достижению высокого результата в ущерб качеству работы.

Основные составляющие техники стрельбы из пистолета общеизвестны: изготовка, хватка, прицеливание, спуск, дыхание. Однако издавна установившиеся взгляды на их роль и согласование в процессе работы над выстрелом требуют некоторого переосмысливания.

Изготовка к стрельбе должна быть рациональной и удобной. Площадка, на которой располагается стрелок (линия огня), должна быть горизонтальной и ровной. Однако трудно рассчитывать, что в реальных условиях служебной деятельности она таковой окажется. Вести огонь вероятно придется из недостаточно удобного положения, приспосабливаясь к местным условиям. В этой обстановке выработанная рациональная изготовка становится "архитектурным излишеством", не оказывая положительного влияния на результаты стрельбы. Однако в учебном процессе рациональная изготовка способствует освоению других элементов прицельного выстрела, обеспечивающих, в дальнейшем, надежное поражение цели даже в неудобном для стрельбы положении.

Хватка - расположение рукоятки пистолета в кисти руки. Основным критерием правильности размещения рукоятки служит автоматическое совмещение мушки с прорезью при вскидке оружия на мишень. Это положение следует найти. Через 2-3 тренировки оно запомнится и дальнейших корректив не потребует.

Хватка должна быть плотной, почти жесткой, но не следует "выжимать из нее воду"; не допускать перенапряжения кисти, не вызывать содрогания мышц. Важно постоянство этого усилия на всем протяжении работы над выстрелом. Довольно быстро это усилие запомнится - и проблемы сняты. Сложнее не допускать непроизвольного ослабления усилия хватки в момент приближения выстрела, когда внимание полностью переключено на уточнение прицеливания и выжим спуска.

Автономия работы указательного пальца - одна из проблем, требующих своего решения. Анатомическое строение кисти затрудняет решение задачи. Сгибание указательного пальца при выжиме спуска вызывает тенденцию сгибания всей кисти в запястном суставе. Этого допускать нельзя. Наведите пистолет на светлый фон и наблюдайте за поведением мушки при сгибании указательного пальца, имитирующего выжим спуска.

Добейтесь, чтобы мушка не реагировала на работу пальца. Проверяйте и закрепляйте этот элемент работы на каждом тренировочном занятии.

Прицеливание - наведение оружия в цель и сохранение его в приданном положении, пока не произойдет выстрел.

В прицеливании следует видеть 3 фактора:

а) совмещение ровной мушки с точкой или районом прицеливания. В жизни мы постоянно встречаемся с симметрией предметов. Визуальная оценка точности наведения оружия сложности не представляет, специального разучивания и тренировки не требует;

б) неподвижность мушки в прорези целика. Мушка в прорези должна быть не только "ровной", но и, главное, неподвижной. Только неподвижность ствола наведенного в цель оружия обеспечивает надежное поражение цели. Опыт показывает, что некоторая неточность положения мушки в прорези целика, при стрельбе на дистанции до 20 метров, при условии ее неподвижности, не дает значительных отклонений пробоины на мишени. Неподвижность мушки в прорези обеспечивается закреплением запястного сустава. Этот элемент требует постоянного внимания, но осваивается довольно легко и быстро.

Распространенной ошибкой малоопытных стрелков является концентрация усилий на "выравнивании" мушки, что уводит от решения основной задачи - обеспечения ее неподвижности;

в) устойчивость руки, удерживающей оружие на протяжении времени прицеливания и выжима спуска. В учебной и спортивной стрельбе это самая сложная и трудоемкая сторона подготовки. Без достаточной устойчивости руки не могут совершенствоваться другие стороны работы. В условиях служебной деятельности умелое применение упора эту проблему снимает.

Естественен вопрос: если эта трудоемкая сторона подготовки оказывается невостребованной в реальной жизни, то не следует ли вообще пренебречь ею? Нет! И в реальных условиях возникают ситуации, вынуждающие вести огонь с руки. Не всегда под рукой может оказаться предмет, который можно использовать в качестве упора. Сотрудник, освоивший стрельбу с руки, поднимет эффективность поражения цели, используя упор. Стрелок, умеющий вести стрельбу только с применением упора, окажется не способным поразить цель в случае его отсутствия. Образно говоря, ребенок, научившийся ездить на двухколесном велосипеде, без проблем пересядет на трехколесный, наоборот - не получится.

Спуск. Общеизвестная необходимость плавного развития спускового усилия является справедливой. Но плавность спуска не самоцель, а только прием, способствующий решению основной задачи, которая состоит в том, чтобы этим действием не нарушить положения наведенного в цель оружия. Поэтому требование плавности спуска следует относить только к его завершающей части. Вся предварительная часть спускового усилия, составляющая 2/3-3/4 натяжения спусковой пружины, должна преодолеваться решительно и достаточно быстро, за 2-4 секунды, что позволит осуществить завершающую часть спуска плавно, постепенно.

Развитие мышечного чувства, позволяющего осуществлять полноценно такое управление спуском, процесс трудоемкий, требующий сосредоточения и времени. Но это один из решающих факторов надежного выполнения прицельного выстрела, и над ним нужно работать.

При недостаточном понимании процесса выжима спуска и добросовестно стремясь выполнить требование его плавности, стрелок начинает слишком рано и осторожно наращивать усилие пальца. К моменту приближения выстрела зрение утомлено, возникает потребность перевести дыхание, возросли колебания руки и мушки в прорези. Выстрел, произведенный в таком состоянии, обречен на неудачу. Но предположим, что стрелок нашел в себе мужество и отложил выстрел. При повторной попытке произвести его по той же схеме ситуация повторяется. Для стрелка выход один - решительное усиление давления на спуск в завершающей фазе работы над выстрелом, что приводит к пагубным последствиям, называемым "дерганье".

Сказанное о спуске в значительной степени относится и к затаиванию дыхания. Слишком раннее и длительное полное затаивание дыхания при работе над выстрелом затрудняет стрелку его выполнение. Но в отличие от спуска освоить правильную схему затаивания дыхания удается без особых усилий (см. схему)

You are here: Главная Лекции Общие Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы