Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы - Для тех, кто уже умеет
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 09 September 2012
Для тех, кто уже умеет
Многие сотрудники пришли на службу в систему охранных организаций уже обладая определенными умениями стрельбы из пистолета. Однако нередко сформированные ими навыки не столько способствуют, сколько препятствуют дальнейшему совершенствованию. Это связано с тем, что при недостаточно методически грамотном обучении стрельбе формируются ошибочные или недостаточно полные представления того, как должны выполняться узловые элементы выстрела и выстрел в целом. Сформированные в этих условиях навыки оказываются засоренными ошибочными действиями, которые и становятся тормозом совершенствования.
Известное положение, что учить легче, чем переучивать, имеет в своей основе тот факт, что для изменения каких-то заученных действий необходимо сначала угасить, нейтрализовать навык их выполнения, а уж потом, на их месте, сформировать новый, желаемый.
В то же время практика показывает, что при заинтересованности, желании усовершенствовать свое умение стрельбы из пистолета, серьезном и вдумчивом отношении к приводимым ниже рекомендациям (пусть даже при критическом их рассмотрении) эти лица, используя уже имеющийся у них опыт, легко восполняют пробелы своей подготовки и имеют неоспоримое преимущество перед новичками.
Поскольку подготовленность сотрудников, которым адресуется этот раздел, различна, то каждый самостоятельно, или с помощью руководителя определит, что может относиться к нему персонально.
Ниже рассматриваются характерные недостатки, свойственные этой категории стрелков. Некоторые материалы этого раздела в известной степени дублируют уже сказанное в других главах пособия, но это позволяет рассматривать главу, как самостоятельный, законченный цикл, облегчающий использование материала.
Автор не навязывает свои взгляды и адресует рекомендации только желающим им следовать, или хотя бы проверить их на практике.
Первым шагом на пути к совершенствованию в стрельбе из пистолета должно стать формирование взглядов на содержание предстоящей работы и отношение к ней. При этом следует исходить из следующего:
прицельный выстрел - комплексная деятельность, составляющими которой, в равной мере, являются как физические действия, так и управляющие ими психические механизмы;
психофизические механизмы прицельного выстрела осуществляют свою работу в значительной степени на подсознательном уровне, по программам, сформированным в учебном процессе, и не имеют внешних проявлений, позволяющих контролировать их со стороны;
тренировка стрелка - процесс развития психофизических механизмов, обеспечивающих полноценное выполнение прицельного выстрела.
Практическая стрельба - это не всегда тренировка. В зависимости от отношения к ней стрелка она может оказывать положительное тренирующее воздействие, может и не оказывать (затраченные усилия и время прошли вхолостую), может и вредить, закрепляя ошибочные действия.
Для формирования в двигательных отделах центральной нервной системы программы правильных действий необходимо, чтобы в сознании стрелка, до начала практической работы, сформировалась модель (образ, содержание) этих действий.
Сотрудник должен знать, что он приходит в тир для тренировки, а не просто для стрельбы; знать содержание каждого элемента техники выполнения прицельного выстрела, предъявляемые к нему требования; знать направленность и последовательность переключения внимания при отработке комплексного выполнения выстрела; отказаться от стремления к сиюминутному достижению высокого результата в ущерб качеству работы.
Основные составляющие техники стрельбы из пистолета общеизвестны: изготовка, хватка, прицеливание, спуск, дыхание. Однако издавна установившиеся взгляды на их роль и согласование в процессе работы над выстрелом требуют некоторого переосмысливания.
Изготовка к стрельбе должна быть рациональной и удобной. Площадка, на которой располагается стрелок (линия огня), должна быть горизонтальной и ровной. Однако трудно рассчитывать, что в реальных условиях служебной деятельности она таковой окажется. Вести огонь вероятно придется из недостаточно удобного положения, приспосабливаясь к местным условиям. В этой обстановке выработанная рациональная изготовка становится "архитектурным излишеством", не оказывая положительного влияния на результаты стрельбы. Однако в учебном процессе рациональная изготовка способствует освоению других элементов прицельного выстрела, обеспечивающих, в дальнейшем, надежное поражение цели даже в неудобном для стрельбы положении.
Хватка - расположение рукоятки пистолета в кисти руки. Основным критерием правильности размещения рукоятки служит автоматическое совмещение мушки с прорезью при вскидке оружия на мишень. Это положение следует найти. Через 2-3 тренировки оно запомнится и дальнейших корректив не потребует.
Хватка должна быть плотной, почти жесткой, но не следует "выжимать из нее воду"; не допускать перенапряжения кисти, не вызывать содрогания мышц. Важно постоянство этого усилия на всем протяжении работы над выстрелом. Довольно быстро это усилие запомнится - и проблемы сняты. Сложнее не допускать непроизвольного ослабления усилия хватки в момент приближения выстрела, когда внимание полностью переключено на уточнение прицеливания и выжим спуска.
Автономия работы указательного пальца - одна из проблем, требующих своего решения. Анатомическое строение кисти затрудняет решение задачи. Сгибание указательного пальца при выжиме спуска вызывает тенденцию сгибания всей кисти в запястном суставе. Этого допускать нельзя. Наведите пистолет на светлый фон и наблюдайте за поведением мушки при сгибании указательного пальца, имитирующего выжим спуска.
Добейтесь, чтобы мушка не реагировала на работу пальца. Проверяйте и закрепляйте этот элемент работы на каждом тренировочном занятии.
Прицеливание - наведение оружия в цель и сохранение его в приданном положении, пока не произойдет выстрел.
В прицеливании следует видеть 3 фактора:
а) совмещение ровной мушки с точкой или районом прицеливания. В жизни мы постоянно встречаемся с симметрией предметов. Визуальная оценка точности наведения оружия сложности не представляет, специального разучивания и тренировки не требует;
б) неподвижность мушки в прорези целика. Мушка в прорези должна быть не только "ровной", но и, главное, неподвижной. Только неподвижность ствола наведенного в цель оружия обеспечивает надежное поражение цели. Опыт показывает, что некоторая неточность положения мушки в прорези целика, при стрельбе на дистанции до 20 метров, при условии ее неподвижности, не дает значительных отклонений пробоины на мишени. Неподвижность мушки в прорези обеспечивается закреплением запястного сустава. Этот элемент требует постоянного внимания, но осваивается довольно легко и быстро.
Распространенной ошибкой малоопытных стрелков является концентрация усилий на "выравнивании" мушки, что уводит от решения основной задачи - обеспечения ее неподвижности;
в) устойчивость руки, удерживающей оружие на протяжении времени прицеливания и выжима спуска. В учебной и спортивной стрельбе это самая сложная и трудоемкая сторона подготовки. Без достаточной устойчивости руки не могут совершенствоваться другие стороны работы. В условиях служебной деятельности умелое применение упора эту проблему снимает.
Естественен вопрос: если эта трудоемкая сторона подготовки оказывается невостребованной в реальной жизни, то не следует ли вообще пренебречь ею? Нет! И в реальных условиях возникают ситуации, вынуждающие вести огонь с руки. Не всегда под рукой может оказаться предмет, который можно использовать в качестве упора. Сотрудник, освоивший стрельбу с руки, поднимет эффективность поражения цели, используя упор. Стрелок, умеющий вести стрельбу только с применением упора, окажется не способным поразить цель в случае его отсутствия. Образно говоря, ребенок, научившийся ездить на двухколесном велосипеде, без проблем пересядет на трехколесный, наоборот - не получится.
Спуск. Общеизвестная необходимость плавного развития спускового усилия является справедливой. Но плавность спуска не самоцель, а только прием, способствующий решению основной задачи, которая состоит в том, чтобы этим действием не нарушить положения наведенного в цель оружия. Поэтому требование плавности спуска следует относить только к его завершающей части. Вся предварительная часть спускового усилия, составляющая 2/3-3/4 натяжения спусковой пружины, должна преодолеваться решительно и достаточно быстро, за 2-4 секунды, что позволит осуществить завершающую часть спуска плавно, постепенно.
Развитие мышечного чувства, позволяющего осуществлять полноценно такое управление спуском, процесс трудоемкий, требующий сосредоточения и времени. Но это один из решающих факторов надежного выполнения прицельного выстрела, и над ним нужно работать.
При недостаточном понимании процесса выжима спуска и добросовестно стремясь выполнить требование его плавности, стрелок начинает слишком рано и осторожно наращивать усилие пальца. К моменту приближения выстрела зрение утомлено, возникает потребность перевести дыхание, возросли колебания руки и мушки в прорези. Выстрел, произведенный в таком состоянии, обречен на неудачу. Но предположим, что стрелок нашел в себе мужество и отложил выстрел. При повторной попытке произвести его по той же схеме ситуация повторяется. Для стрелка выход один - решительное усиление давления на спуск в завершающей фазе работы над выстрелом, что приводит к пагубным последствиям, называемым "дерганье".
Сказанное о спуске в значительной степени относится и к затаиванию дыхания. Слишком раннее и длительное полное затаивание дыхания при работе над выстрелом затрудняет стрелку его выполнение. Но в отличие от спуска освоить правильную схему затаивания дыхания удается без особых усилий (см. схему)
- << Prev
- Next