Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разминирование зарядов

ЗАРЯДЫ РАЗМИНИРОВАНИЯ

 

1. Заряд разминирования УЗП-83

Заряд разминирования УЗП-83 предназначен для проделывания прохода взрывным способом в противотанковом минном поле.

Основные характеристики


Тип ………………………………………….

Гибкий, двухниточный

секционный

Способ подачи на минное поле …………..

По воздуху реактивными двигателями с установки разминирования УР-83П

Длина, м …………………………………….

114

Масса, кг:

заряда ……………………………………….

заряда в упаковке …………………………..

1380

1810

Дальность подачи заряда (по головной части заряда), м …………………………….

440

Температурный диапазон применения …...

От минус 40 до 50° С

Размеры прохода в противотанковом минном поле, м …………………………….

длина

ширина

115

6

Расход ВВ (ПВВ-7) на 1 м прохода, кг …...

8

Транспортабельность ……………………...

Комплект заряда перевозится на одном автомобиле ЗИЛ-131

В комплект УЗП-83 входят:

· 22 секции детонирующего кабеля ДКРП-4;

· два реактивных двигателя ДМ-70;

· узел передачи детонации с капроновой лентой длиной 2 м в комплекте;

· взрыватель ВР-04;

· два тормозных каната КТ4Ж УЗП-77;

· соединительный канат с противоожоговыми чехлами и обтекателем;

· приспособление для запуска реактивных двигателей, включающее катушку с кабелем ККС ПСМ, кабель соединительный КС-1, два соединительных кабеля 2РМ-РКЛ и подрывную машинку КПМ-3. У1 или КПМ-1А.


Устройство элементов комплекта

 

Заряд УЗП-83 представляет собой заряд УЗП-77 измененной комплектации. В его состав дополнительно входят четыре секции ДКРП-4, взрыватель ВР-04 механического принципа действия, капроновая лента длиной 2 м и приспособление для запуска реактивных двигателей. Из состава заряда исключены разъединительное устройство, патрон отцепки тормозных канатов и один тормозной канат.

Взрыватель ВР-04 (рис. 10.1) механического действия, предназначен для инициирования взрыва нитей заряда. Он состоят из предохранительного механизма, стопорного устройства, пускового механизма и детонатора.

Предохранительный механизм обеспечивает безопасность взрывателя и перевод его из транспортного положения в боевое. Он состоит из поворотной втулки 13 с капсюлем-детонатором 9 (ТАТ-1-ПТ), ленточной пружины 12 и передаточного заряда 11 (1,5 г тэн).

Стопорное устройство предназначено для удержания поворотной втулки предохранительного механизма в безопасном положении и состоит из корпуса 4, втулки 7, в осевом отверстии которой стопор 8 закреплен на скобе с серьгой 6. Серьга соединена со стальным канатиком 2 капроновым шнуром 5. Стопорное устройство закрыто герметизирующей мембраной 3.

clip_image002

Рис. 10.1. Взрыватель ВР-04:

1 — корпус пускового механизма; 2 — стальной канатик; 3 — мембрана; 4 корпус

стопорного механизма; 5 — капроновый шнур; 6 — серьга; 7 — втулка; 8 — стопор;

9 — капсюль-детонатор; 10 — детонатор; 11 — передаточный заряд; 12 — ленточная

пружина; 13 — поворотная втулка; 14 — корпус; 15 пиротехнический замедлитель;

16 — капсюль-воспламенитель; 17 — втулка; 18 — ударник; 19 - пружина; 20 — дисковая пружина; 21 — шарик

Пусковой механизм предназначен для инициирования капсюля-детонатора предохранительного механизма и состоит из корпуса 1, дисковой пружины 20, центральной втулки 17, ударника 18, стопорных шариков 21, пружины 19, капсюля-воспламенителя 16 (КВ № 2), пиротехнического замедлителя 15 в виде двустороннего кольца с запрессованным составом СМ-300. В транспортном положении детали механизма поджаты усилием дисковой пружины.

Детонатор 10 служит для передачи детонации узлу передачи детонации (УПД).

Взрыватель ВР-04 подсоединяется к заряду разминирования аналогично ВУР-67.

Приспособление для запуска реактивных двигателей состоит из катушки с кабелем ККС ПСМ, соединительных кабелей КС-1, 2РМ-РКЛ и подрывной машинки КПМ-3.

Кабель ККС ПСМ изготовлен из саперного провода СПП-2 длиной 100 м и имеет розетку 2РМ14 для соединения с кабелем КС-1, а также очищенные от изоляции концевики для подключения к клеммам подрывной машинки.

Кабель КС-1 соединяет кабель ККС ПСМ с электрической цепью направляющей. Кабель КС-1 изготовлен из саперного провода СПП-2 длиной 1,5—2 м и имеет разъем РКВ и вилку 2РМ14.

Кабель 2РМ-РКЛ соединяет электрическую цепь направляющей с пиропатронами реактивных двигателей.

Принцип действия

При подаче импульса электрического тока с подрывной машинки на пиропатроны воспламеняются пороховые заряды реактивных двигателей, находящихся в напр

авляющей установки разминирования.

Под действием реактивной силы двигатели сходят с направляющей, вовлекают в движение с помощью соединительного каната последовательно соединенные в две нити секции заряда, узел передачи детонации, взрыватель и тормозной канат. При выдергивании стопора 8 из взрывателя капроновым шнуром 5 и канатиком 2, закрепленным к кнехту пусковой установки, поворотная втулка предохранительного механизма под действием ленточной пружины переводит капсюль-детонатор 9 в боевое положение. После выборки тормозного каната происходит торможение заряда разминирования в полете за счет анкерного устройства, обеспечиваются его выпрямление, приземление и раскладка на минном поле. При растяжении тормозного каната усилием 3000—6000 Н дисковая пружина 20 пускового механизма взрывателя сжимается и шарики 21, выкатываясь из кольцевой выточки, освобождают ударник 18, который под действием боевой пружины 19 накалывает капсюль-воспламенитель 16.

Капсюль-воспламенитель воспламеняет пиротехнический замедлитель 15, форс пламени которого через 60—120 с инициирует капсюль-детонатор 9.

Дальнейшее последовательное срабатывание элементов боевой цепи приводит к взрыву заряда на минном поле и образованию в нем прохода.


Подготовка заряда к пуску

 

Подготовка заряда к пуску включает:

определение ближней границы минного поля;

выбор и оборудование пусковой позиции;

подноску составных частей заряда УЗП-83 на пусковую позицию и их сборку.

Указанные операции выполняются саперным отделением (7 человек).

Пуск заряда осуществляется с помощью установки разминирования УР-83П с позиций, оборудованных в грунте или на его поверхности.

При оборудовании пусковой позиции на поверхности или в слабых грунтах укладка секций заряда УЗП-83 производится в кассеты (рис. 10.2). В условиях твердых грунтов кассеты могут не применяться.

Размеры элементов пусковой позиции показаны на рис. 10.3. Место для пусковой позиции выбирается с учетом расстояния до ближней границы минного поля, интенсивности огневого воздействия противника, защитных и маскирующих свойств местности, а также состояния грунта.

Место для оборудования пусковой позиции может назначаться перед окопом, в расположении окопа одного из мотострелковых отделений, между смежными окопами или в глубине опорного пункта ближе к ходу сообщения и должно обязательно согласовываться с командиром обеспечиваемого подразделения.

Расстояние Д должно быть при температуре от минус 40 до +20° С — 340…350 м, выше + 20° С — 370…380 м.

На пусковой позиции подготавливаются места для УР-83п 4, секций заряда 3, тормозного каната 2, анкерного устройства 7 и подрывной станции 6.

Оборудование пусковой позиции производится заблаговременно (до подвоза установки и заряда разминирования). Подрывная станция располагается на расстоянии не менее 100 м от установки, разминирования и оборудуется как окоп автоматчика для стрельбы стоя с нишей для подрывной машинки.

Пусковая позиция в ходе ее оборудования и до пуска заряда разминирования должна тщательно маскироваться.

Заряд УЗП-83 подвозят в заданный пункт в транспортной упаковке. Перед началом сборки старший расчета (руководитель занятия, командир отделения) производит расчет личного состава по номерам (с 1-го по 6-й), указывает последовательность выполнения операций, инструктирует по мерам безопасности.

При изъятии составных частей заряда разминирования из транспортной упаковки расчет производит их внешний осмотр на отсутствие повреждений, а также проверяет качество крепления торцевых гаек узла передачи детонации (УПД). При сборке 1-й и 2-й номера расчета выполняют операции на пусковой позиции, а 3, 4, 5 и 6-й номера подносят элементы комплекта и действуют в соответствии с указаниями старшего расчета.

clip_image004

Рис. 10.2. Укладка секций заряда УЗП-83:

1 — узел передачи детонации УПД; 2 — кассета; 3 — секции заряда установки УР-83П

Подготовка заряда к пуску производится в такой последовательности. 5-й и 6-й номера расчета распаковывают ящики.

Старший расчета при использовании кассет переносит их к месту сборки.

1-й и 2-й номера подносят анкерное устройство (рис. 10.4) и приступают к его закреплению длинными винтовыми анкерами. В условиях слабых грунтов в межтрубном пространстве кронштейна МТК 8 размещают среднюю часть стального каната 3, в петли обеих ветвей которого устанавливают анкеры в последовательности: щитовые короткие, гладкие длинные, гладкие короткие. Канат необходимо устанавливать с натягом. В некоторых случаях для увеличения заанкеривающего усилия анкерное устройство необходимо крепить к анкерам-мертвякам или другим предметам на местности. В твердых (мерзлых) грунтах анкерное устройство крепится с помощью двух гладких анкеров. Одновременно с установкой анкерного устройства производят монтаж и крепление кассет шпильками к грунту (при применении кассет).

3-й и 4-й номера подносят две секции заряда и соединяют их с узлом передачи детонации (УПД). 1-й и 2-и номера связывают хвостовые секции заряда между собой капроновой лентой на участке 0,5-1 м от УПД. Укладывают первые секции заряда в окоп ровными рядами без перехлестывания, а при использовании кассет — в каждую по одной секции, при этом УПД располагают на расстоянии 0,5 м от окопа, а в случае применения кассет на поверхности грунта - на передних боковинах и продолжают установку анкерного устройства.

3-й — 6-й номера подносят оставшиеся секции заряда и имущество.

1-й и 2-й номера соединяют секции заряда последовательно в две нити и укладывают их.

clip_image006

Рис. 10.3. Пусковая позиция (размеры в см):

1 — минное поле; 2 — место для тормозного каната; 3 — место для секций заряда; 4 — место для установки УР-83П; 5 — траншея; 6 — место подрывной станции; 7 — место для анкерного устройства; Д расстояние от пусковой позиции до ближайшей границы минного поля противника

3-й — 6-й номера надевают на каждую ветвь соединительного каната противоожоговый чехол разъемом к накидной гайке, присоединяют к секциям заряда соединительный канат. Надвигают противоожоговые чехлы на одиннадцатые секции заряда и, оставив по 0,4 – 0,5 м на каждой ветви каната для защиты его наконечников от форса пламени реактивных двигателей, тщательно закрепляют на ветвях каната и секциях короткими крепежными лентами, связывают защищенные секции заряда длинными крепежными лентами противоожоговых чехлов, устанавливают ящики с тормозными канатами, расшнуровывают чехлы и соединяют канаты между собой и с МТК анкерного устройства, учитывая последовательность выборки канатов при полете заряда.

clip_image008

Рис. 10.4. Анкерное устройство:

1 — механизм тормозного каната МТК; 2 — анкер; 3 — стальной канат; 4 шайба; 5 — боек; 6 наконечник; 7 — стержень; 8 — кронштейн МТК; 9 — винт; 10 — вилка; 11 — держатель; 12 — гайка накидная; 13 заглушка

Старший расчета и 1-й номер расстегивают ремень, стягивающий раму 12 (рис. 10.5) основания направляющей в сложенном положении, переводят в одну плоскость шарнирно соединенные и фиксируют это положение пальцами 15; устанавливают основание с помощью регулируемых опор 13 в горизонтальное положение которое проверяют уровнем. После этого прикрепляют подставку 10 к основанию направляющей винтами 11, освобождают от ремня и соединяют быстросъемным пальцем обе части направляющей, повернув на 180° вокруг оси 5, закрепляют направляющую на оси 9 в подставке и укладывают на подпорки 14. Поднимают направляющую на угол пуска 60° и прикрепляют штанги; наводят направляющую в створ проделываемого прохода в минном поле, используя прицел 4, и, проверив горизонтальное положение основания уровнем, закрепляют основание шпильками к грунту (прицел поставляется как принадлежность ЗИП и укладывается в сумке). Для применения прицел надевается продольной прорезью в трубке кронштейна на дно из ребер жесткости верхней части направляющей.

Старший расчета, 3-й — 6-й номера опускают направляющую на подпорки 14.

5-й и 6-й номера устанавливают в канал направляющей со стороны противоположной секциям заряда реактивный двигатель на 3/4 его длины и подсоединяют к патрубку первого двигателя накидной гайкой второй. Гайку заворачивают до упора. Подсоединяют к двигателям и розеткам 2 и 7 направляющей соединительные кабели 2РМ-РКЛ.

3-й — 6-й номера подсоединяют соединительный канат к патрубку второго (по схеме сборки) двигателя и стопорят накидную гайку винтом, предварительно отвернув ее на 1/4 оборота; устанавливают направляющую на угол 60° и закрепляют штанги; закрепляют ветви каната в пружинных зажимах 22 на направляющей (обе ветви каната должны располагаться между штангами 17).

clip_image010

Рис. 10.5. Направляющая и основание:

1 и 6 – ножи; 2, 7 и 8 — розетки; 3 — труба; 4 — прицел; 5, 9 и 21 – оси; 10 – подставка;

11 – винт; 12 рама основания; 13 — опора; 14 подпорка, 15 — палец; 16 - кронштейн; 17 — штанга; 18 — стальной канатик пружинного шплинта; 19 — палец; 20 — внутренняя труба штанги; 22 — пружинный зажим

1-й номер присоединяет взрыватель к УПД, а полумуфту тормозного каната к взрывателю, закрепляет кнехт двумя шпильками к грунту на удалении от взрывателя не более длины стального канатика 2 (рис. 10.1).

Старший расчета подключает соединительный кабель КС-1 к розетке 8 (рис. 10.5) направляющей и к кабелю ККС ПСМ. Снимая с катушки кабель ККС ПСМ, прокладывает его к подрывной станции. Проверяет правильность сборки установки УР-83П и заряда УЗП-83:

надежность крепления анкерного устройства к грунту;

последовательность соединения тормозных канатов от МТК, до взрывателя и отсутствие перехлестов и узлов на тормозном канате;

надежность соединения УПД с взрывателем и хвостовыми секциями заряда (резьбовые соединения должны быть завинчены до упора);

правильность установки канатика стопорного устройства взрывателя на кнехт и крепление кнехта к грунту;

правильность связывания хвостовых секций заряда; защиту концов соединительного каната противоожоговыми чехлами и надежность крепления их к секциям заряда;

надежность соединения двигателей с соединительным канатом и фиксацию его стопором;

крепление соединительного каната в натянутом положении пружинными зажимами направляющей;

соединения кабелей 2РМ-РКЛ и КС-1 с розетками направляющей, а также с двигателями и с кабелем ККС ПСМ;

наличие проводимости цепи пуска.

После проверки докладывает о готовности к пуску.

Внимание! При необходимости опускания направляющей после подготовки к применению установки УР-83П и заряда УЗП-83 старший расчета должен предварительно отключить кабель КС-1 от розетки 8.

Пуск заряда

Пуск заряда осуществляется после проверки правильности сборки установки и заряда. В слабых (сыпучих) грунтах в окопе устанавливаются кассеты УПД располагается так же, как и при укладке секций в окоп. При применении кассет на поверхности грунта после укладки секций заряда необходимо расшнуровать стенки чехлов, откинуть их вместе с передними боковинами.

Перед пуском заряда необходимо:

провести контроль цепи пуска из укрытия при отключенной подрывной машинке, соблюдая меры безопасности;

проверить исправность подрывной машинки согласно инструкции по эксплуатации;

доложить о готовности к пуску.

Для пуска заряда подключить к кабелю ККС ПСМ подрывную машинку и по команде (сигналу) привести ее в действие.

После взрыва заряда проход проверяется на отсутствие несработавших (не выброшенных за его границы) мин.


Меры безопасности обращения с зарядом УЗП-83

 

К обращению с зарядом УЗП-83 допускается личный состав, прошедший специальную подготовку и сдавший зачет по знанию материальной части и мерам безопасности.

Сборка осуществляется в строгом соответствии с настоящим .руководством.

Запрещается:

транспортировать составные части заряда УЗП-83 без упаковки;

бросать ящики с составными частями заряда УЗП-83 при погрузке (выгрузке) и переноске;

производить сборку заряда УЗП-83 из неисправных или имеющих механические повреждения составных частей;

подсоединять кабель КС-1 и катушку с кабелем ККС ПСМ

до окончания подготовки к пуску заряда УЗП-83;

подключать подрывную машинку к кабелю ККС ПСМ в ходе сборки заряда УЗП-83;

производить пуск заряда УЗП-83 при наличии каких-либо неисправностей;

применять для соединения секций заряда с реактивными двигателями соединительный канат из комплекта заряда УЗ-67 или УЗП-72 (не имеющий специальной асбестовой защиты);

разбирать невзорвавшийся боевой заряд.

При подготовке заряда УЗП-83 к применению подрывная машинка должна быть отключена, а ключ от нее должен находиться у старшего расчета (руководителя занятия, командира отделения).

Исправность цепи пуска перед пуском заряда (установка разминирования снаряжена зарядом) проверяется омметром М-57Д или другим прибором с метрологическими характеристиками не хуже, чем у прибора указанного типа. Сопротивление исправной цепи пуска должно быть не более 16 Ом.

Укладка секций ДКРП-4 производится после проверки кассет пусковой установки и окопа на отсутствие посторонних предметов.

Пуск заряда производится из укрытия с расстояния не менее 100 м от пусковой позиции.

Открыто расположенный личный состав должен находиться на удалении не менее 500 м от места приземления хвостовой части заряда или места уничтожения заряда и его отдельных элементов.

В случае отказа в срабатывании заряда УЗП-83 или реактивных двигателей подходить к ним разрешается только ответственному за пуск заряда (руководителю занятий) по истечении не менее 20 мин.

В случае отказа двигателей при пуске заряда необходимо:

отключить кабель ККС ПСМ от подрывной машинки;

проверить исправность подрывной машинки;

по истечении 20 мин отсоединить от направляющей пусковой установки кабель КС-1 и от двигателей кабели 2РМ-РКЛ;

проверить исправность электрических цепей кабелей (сопротивление исправных цепей должно быть для кабелей 2РМ-РКЛ и КС-1 не более 0,5 Ом, кабеля ККС ПСМ не более 10 Ом);

проверить исправность электрической цепи пиропатрона каждого двигателя отдельно (сопротивление исправной цепи пиропатрона 0,3—0,6 Ом).

Внимание! Проверять исправность цепи пиропатронов двигателей разрешается только из укрытия.

При неисправности электрической цепи пиропатрона двигатель отсоединить, извлечь из направляющей и уничтожить.

Реактивные двигатели и взрыватель, имеющие механические повреждения или упавшие с высоты более 2 м, использованию не подлежат и уничтожаются накладными зарядами.

Уничтожение заряда УЗП-83 производится из укрытия взрывом накладного заряда массой 0,4 кг, уложенного на обе нити на удалении 1 м от взрывателя.

Реактивный двигатель уничтожается накладным зарядом массой 1,6 кг.

Маркировка, хранение и транспортирование

Маркировка заряда УЗП-83 наносится черной несмываемой краской на все его составные части. В маркировке секций заряда, взрывателей, узла передачи детонации указываются шифр изделия, шифр или номер предприятия-изготовителя, номер партии и год снаряжения. На корпусе реактивного двигателя указываются сокращенные наименования двигателя, его комплектующих частей и номер партии.

Хранение заряда осуществляется в упакованном виде в соответствии с требованиями Руководства для центральных, окружных (флотских) и войсковых складов инженерных боеприпасов.

Транспортирование в упаковке может осуществляться всеми видами транспорта в соответствии с существующими правилами перевозки боеприпасов.

10.2. Практический заряд разминирования УИ-УЗП-83

Практический заряд УИ-УЗП-83 предназначен для обучения войск проделыванию проходов в противотанковом минном поле зарядом разминирования УЗП-83.

Основные характеристики

Тип …………………………………………………...

Гибкий, двухниточный,

секционный

Способ подачи на условное минное поле …………

По воздуху реактивными

двигателями с УР-83П

Длина заряда, м ……………………………………...

114

Масса, кг:

заряда ………………………………………………...

заряда в упаковке ……………………………………

1380

1810

Дальность подачи заряда по головной части, м …..

440

Температурный диапазон применения ...…………..

От минус 40 до 50° С

В комплект практического заряда разминирования входят:

· 36 секций детонирующего кабеля У-ДКРП-4;

· 12 реактивных двигателей ДМ-70;

· два узла передачи детонации У-УПД с капроновой лентой длиной 2 м в комплекте;

· шесть взрывателей У-ВР-04;

· десять тормозных канатов КТ4Ж УЗП-77; шесть соединительных канатов с противоожоговыми чехлами и обтекателем в комплекте;

· приспособление для запуска реактивных двигателей, включающее две катушки с кабелем ККС ПСМ, шесть кабелей соединительных КС-1 и 12 кабелей соединительных 2РМ-РКЛ;

· приспособление для укладки тормозного каната.

Практический заряд УИ-УЗП-83 по устройству аналогичен боевому. Комплект практического заряда УИ-УЗП-83 рассчитан на шесть пусков.

При работе с практическим зарядом соблюдаются такие же меры безопасности, как и при обращении с боевым. Следует помнить, что в практическом заряде двигатели имеют боевое снаряжение.

Все элементы комплекта практического заряда УИ-УЗП-83 в инертном снаряжении отмечены белой полосой.

You are here: Главная Лекции Общие Разминирование зарядов