Исторические сведения о развитии водолазного дела. классификация водолазного снаряжения - Изобретения Клингерта и Вильяма Фордера
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Изобретения Клингерта и Вильяма Фордера
В 1797 г. немцем А. Клингертом были предложены «одежда для водолазов» из непромокаемой ткани, прикрепленной к краю металлического колпака, заканчивающаяся короткими рукавами и панталонами до колен , а также «водолазная машина» для снабжения водолаза сжатым воздухом. Для обеспечения дыхания водолаза были сделаны две кожаные трубы с клапанами вдоха и выдоха, которые затем нашли широкое применение в различных образцах водолазного снаряжения. Для создания отрицательной плавучести водолаза было предусмотрено 4 груза. В 1798 г. изобретение Клингерта было испытано на реке Одер под Врацлавом. Уже на глубине 1,5 м у водолаза возникали затруднения дыхания, а на глубине 3 м дышать было невозможно.
В 1802 г. английский изобретатель Вильям Фордер предложил водолазный костюм, состоящий из медного корпуса, закрывающего голову и верхнюю часть тела, причем левая и правая части корпуса соединялись болтами . Имелись два иллюминатора для глаз. К корпусу прикреплялся кожаный костюм с рукавами и штанами. Снабжение воздухом осуществлялось мехами с поверхности, откуда воздух по кожаной трубке входил в корпус на уровне шеи, а выходил через трубку на правой стороне на уровне труди водолаза. На верхнем конце выводной трубки был установлен регулируемый клапан. Однако мехи на поверхности не смогли обеспечить необходимого давления.
В 1819г. эмигрировавший в Англию немецкий механик и оружейник Август Зибе изготовил первый водолазный костюм из водонепроницаемого материала, прочно соединенный с металлическим шлемом, сделанным заодно с манишкой. С судна воздух подавался водолазу с помощью насоса. Отработанный, а также избыточный воздух выходил из нижнего края неплотно прижатой верхней части костюма. Снаряжение Зибе было успешно испытано при работах по подъему английского линкора «Ройял Джордж», однако при наклонах водолаза вода попадала под рубаху. В 1837 г. Зибе окончательно отработал свой водолазный костюм, снабдив его привинчивающимся шлемом с травящим клапаном, который приводился в действие самим водолазом. Теперь костюм был цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые галоши и груза обеспечивали достаточную остойчивость на грунте . Зибе назвал этот водолазный костюм «скафандром» от греческих слов «лодка» и «человек». Таким образом, был создан прототип современного тяжелого водолазного снаряжения, а механик Зибе приобрел титул «отца водолазного дела».
В 1823 г. англичане братья Джон и Чарли Дин получили патент на вентилируемый скафандр для пожарных, который они в 1828 г. предложили использовать для водолазных работ. С помощью этого снаряжения был выполнен ряд успешных операций, на основе которых в 1836 г. было написано первое руководство по проведению водолазных работ.
В 1829 г. русский механик из Кронштадта Э.К.Гаузен предложил сравнительно совершенное водолазное снаряжение, состоящее из водонепроницаемой одежды, грузов и металлического шлема, оснащенного иллюминатором с решеткой. В шлем непрерывно подавался с помощью насоса сжатый воздух. Излишек воздуха вытравливался в воду из-под нижней части шлема. Металлический шлем удерживался на голове гибкой металлической шиной, проходящей между ног. Позднее эта шина была заменена сыромятным ремнем, а для устойчивого крепления шлема была применена металлическая манишка, опирающаяся на плечи и грудь водолаза. В состав водолазного снаряжения Гаузен ввел рубаху из водонепроницаемой ткани . В 1830 г. второй вариант снаряжения Гаузена был одобрен Комиссией ученого комитета Морского штаба и рекомендован для флота. У снаряжения Гаузена было много недостатков, но оно постепенно улучшалось и Водолазное снаряжение использовалось флотами России и других государств до 70-х годов XIX века. Это снаряжение по тому времени являлось лучшим в мире и по праву считается прототипом современного вентилируемого водолазного снаряжения.
В 1834 г. американец Норкросс предложил вентилируемое снаряжение , отличающееся от снаряжения Зибе тем, что воздух поступал в шлем в районе рта, а удалялся в воду через короткую трубку из верхней части шлема.
В 1835 г. Кемпбелл предложил скафандр , состоящий из верхнего цилиндрического футляра вокруг грудной клетки со стеклянным шлемом и кожаных брюк. Воздух подавался в снаряжение от насоса на поверхности.
В 1848 г. будущий адмирал П.С.Нахимов использовал труд водолазов для подъема военного корабля-тендера «Струя», затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 м.
В 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом.
В начале 1870-х годов офицер французского флота Денейруз изобрел вентилируемый скафандр, который явился наиболее удачным прототипом современного трехболтового вентилируемого водолазного снаряжения. В 1875г. Денейруз впервые использовал это снаряжение для спасательных работ.