Исторические сведения о развитии водолазного дела. классификация водолазного снаряжения - Экспедиция подводных работ особого назначения
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Экспедиция подводных работ особого назначения
В развитии водолазного дела в нашей стране и совершенствовании вентилируемого водолазного снаряжения большую роль сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), созданная 17 декабря 1923 г.
ЭПРОН объединил все водолазное дело в стране, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазной техники. На базе ЭПРОНа были развернуты исследования и экспериментальные работы в области водолазного дела, совершенствовались и создавались новые образцы водолазной техники. В1925 г. в Балаклаве были организованы первые курсы водолазного дела при ЭПРОНе. В этом же году одним из курсантов-водолазов при учебных спусках под руководством врача ЭПРОНа Константина Алексеевича Павловского было найдено судно «Принц», затонувшее в 1854 г. Оно было затем обследовано, но золота на нем не оказалось. 1.03.1930г. в ведение ЭПРОНа были переданы Центральная водолазная база и ее водолазная школа. В 1930 г. водолазная школа ЭПРОНа была реорганизована в Военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки водолазов и водолазов-глубоководников. С организацией техникума началось усиленное освоение водолазами больших глубин, разработка проектов и планов судоподъемных, аварийно-спасательных и водолазно-строительных работ, конструкций приспособлений и усовершенствований производства. Материалы заседаний Научно-технический совета ЭПРОНа и отчеты по наиболее интересным судоподъемным и водолазным работам публиковались в «Сборниках ЭПРОНа», которые начали издаваться с 1933 г.
Начиная с 30-х годов XX века работы советских водолазов приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1931 г. на Черном море водолаз А.Д.Разуваев достиг в трехболтовом вентилируемом снаряжении глубины 84 м, а в 1933 г. - 100 м. В 1928 г. ЭПРОНом была поднята подводная лодка АГ-21 с глубины 60 м, в 1932 г. — подводная лодка К-9 «Рабочий» с глубины 84 м, а в 1933 г. в суровых условиях Арктики ЭПРОН провел работы по спасению ледокола «Малыгин» и подъему затонувшего ледокола «Садко». В последующие годы быстро развивались глубоководные водолазные спуски в вентилируемом водолазном снаряжении под руководством созданной в 1931 г. Постоянной комиссии по аварийно-спасательному делу, которую возглавил начальник кафедры Военно-медицинской академии академик Л.А. Орбели.
В 1935 г. после серии тренировок водолазный специалист Н.А.Максимец спустился на глубину 113 м, а водолазы В.Н.Чертан и В.Г.Хмелик — на глубину 115м. Эти спуски отважных покорителей глубин показали, что газы, входящие в состав воздуха, оказывают ощутимое влияние на организм. Однако физиологический предел еще не был достигнут. В 1937 г. водолазы В.М.Медведев, В.Н.Чертан и П.К.Спаи впервые покорили в вентилируемом снаряжении глубину 137 м. По достижении грунта водолазы не смогли выполнить работу под водой. Из-за наркотического действия азота, содержащегося в сжатом воздухе, у водолазов при подходе к запланированной глубине появлялись галлюцинации, водолазы не могли контролировать свои действия, но В.М.Медведеву удалось взять пробу грунта и доложить об этом на поверхность. В этих спусках был достигнут физиологический предел глубины при дыхании сжатым воздухом, связанный с наркотическим действием азота. Трудность этой победы становится очевидной, если учесть, что гораздо позднее при освоении меньших глубин погибли Морис Фарг (Франция), Хоуп (США) и другие опытные водолазы. При этом рекордными достижениями глубины на сжатом воздухе с использованием акваланга считались спуски в 1959 г. итальянцев Энио Фалько, Цезаре Ольджетти и Альберто Новелли на глубину 131,5 м.
Вентилируемое водолазное снаряжение до второй мировой войны было полностью отработано. Установлена его комплектация, разработана методика использования, и оно стало широко применяться для выполнения водолазных работ.
В годы Великой Отечественной войны вентилируемое снаряжение было единственным снаряжением, применявшимся для выполнения подводно-технических и судоподъемных работ на глубинах до 60 м. История знает сотни примеров мужества и героизма военных водолазов, проводивших в условиях обстрела и бомбометания оказание помощи поврежденным кораблям, подъем ценных грузов и продуктов питания, а в конце войны также подъем затонувших кораблей и судов.
В еще больших масштабах развернулись водолазные работы с использованием вентилируемого снаряжения после окончания войны. Тысячи водолазов работали по обеспечению подъема затонувших кораблей и судов на морях, реках и озерах, где ранее проходили боевые действия. Водолазы обследовали многие сотни квадратных километров. Очищая фарватеры и акватории гаваней и портов от мин и снарядов, они активно участвовали в восстановлении поврежденных гидротехнических сооружений, разрушенных мостов, портовых сооружений, затопленных шахт и рудников, в ликвидации различных повреждений водопроводных, канализационных и кабельных подводных переходов через реки и водоемы многих городов, варварски разрушенных противником.
Вентилируемое водолазное снаряжение не могло обеспечить проведения глубоководных водолазных спусков с использованием кислородно-гелиевых и воздушно-гелиевых смесей из-за большого расхода газовых смесей и отсутствия их резервного запаса. В связи с этим на основе 3-болтового снаряжения были созданы новые образцы снаряжения: не нашедшее применения на практике снаряжение ВКС-57 для спусков на глубины до 100 м с использованием кислородно-азотных и кислородно-гелиевых смесей, а также широко применявшиеся до 80-х годов XX века образцы глубоководного снаряжения ГКС-3 и ГКС-ЗМ, предназначенные для спусков на глубины до 200 м с использованием кислородно-гелиевой и воздушно-гелиевой смесей. Десятикратная экономия газовых смесей достигалась использованием инжектора и регенерации дыхательной газовой смеси (ДГС). Был также предусмотрен резервный запас смеси в баллонах. Данный вид снаряжения можно рассматривать как промежуточный между вентилируемым снаряжением и снаряжением с полузамкнутой схемой дыхания.
В 1994 г. взамен 3-болтового вентилируемого снаряжения на снабжение ВМФ было принято облегченное вентилируемое снаряжение СВВ-86. Комплектация снаряжения обеспечила возможность спусков на глубины до 60 м в водообогреваемом гидрокомбинезоне. В дальнейшем это снаряжение было заменено на снаряжение СВВ-97, которое фактически является комбинацией вентилируемого снаряжения и воздушно-баллонного аппарата с открытой схемой дыхания.
В 1997 г. были проведены успешные испытания нового водолазного снаряжения НВС (РВС), которое предназначено на замену 3- и 12-болтовому образцам вентилируемого водолазного снаряжения, поскольку оно значительно превосходит их по своим техническим и физиолого-гигиеническим характеристикам.