Водолазное снаряжение c открытой схемой дыхания (автономное) - Использование эффекта инжектирования воздушного потока
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Использование эффекта инжектирования воздушного потока
Суть применения данного способа заключается в использовании в конструкции дыхательного автомата вспомогательного сопла, управляющего потоком поступающего в камеру ВНД воздуха. Сопло придает струе воздуха направление и большую скорость, причем на выдохе из сопла скорость воздуха становится наибольшей. В соответствии с уравнением Бернулли сумма динамической и статической составляющих суммарного давления воздушного потока при течении в канале есть величина постоянная. Это означает, что при возрастании одной из составляющих, другая составляющая должна уменьшиться. При выходе воздушной струи с большой скоростью из сопла, статическое давление воздуха с этом сечении потока будет наименьшим. Следовательно, давление воздуха в камере ВНД дыхательного автомата будет уменьшаться, что приведет к созданию дополнительного разряжения по отношению к давлению внешней среды над управляющей мембраной. В результате мембрана прогнется еще больше, дополнительно приоткроется клапан редукции и приток воздуха в камеру ВНД дыхательного автомата увеличится. Увеличившееся поступление воздуха вызовет увеличение "эффекта сопла", что в конечном результате приведет к максимальному открытию клапана редукции и максимальному притоку воздуха. Еще раз подчеркнем, что это явление возникает только после открытия клапана редукции, который в результате рассмотренного эффекта самопроизвольно остается открытым в течение всей фазы вдоха (эффект инжектора). Эффект инжектирования воздуха часто называют эффектом Вентури, а дыхательные автоматы, использующие данный эффект -автоматами с системой турбопотока или турбоподдержкой (turbo stream system или turbo assist). Таким образом, легкие пловца создают разряжение, необходимое для открытия клапана редукции второй ступени (в течение первой фазы вдоха), а далее поступающий через канал и сопло воздух вызывает снижение статического давления в камере ВНД дыхательного автомата и удержание клапана редукции в открытом положении уже без усилий легких пловца. Более того, воздушная струя как бы "закачивается" в легкие пловца. При этом необходимо, чтобы сопло было направлено в сторону загубника.
Очевидно, что при определенных условиях эффект помощи притоку воздуха может быть таким сильным, что даже после окончания фазы вдоха поток воздуха будет самопроизвольно поступать в камеру ВНД и удаляться через клапана выдоха. С целью исключения этого нежелательного явления, в некоторых автоматах в канале наряду с соплом делают одно или несколько выравнивающих отверстий, которые ослабляют эффект инжектирования за счет забора и направления части потока воздуха в камеру ВНД другим путем. Это приводит к увеличению статического давления в воздушной камере ВНД и снижению скорости потока воздуха на выходе из сопла.
Применение байпасной трубки. В некоторых моделях дыхательных автоматов используется принцип сокращения пути воздушного потока от устройства редукции к загубнику пловца, минуя основной объем воздушной камеры ВНД. Смысл этого заключается в том, чтобы воздух в камере ВНД сам выполнял основную работу по поддержанию клапана редукции в открытом положении в течение второй фазы вдоха, а также снизить механические потери на пути поступления воздушного потока от редуктора к загубнику.
Воздух сразу же после открытия клапана редукции по кратчайшему пути попадает в нижнюю часть камеры ВНД, непосредственно соединенной с загубником, то есть на вдох пловца. Установленная в воздушной камере перегородка-отражатель придает струе воздуха направленность и вихреобразность, что увеличивает скорость воздушного потока. Таким образом, давление в верхней части камеры ВНД (под мембраной) начинает падать, что приводит к дальнейшему прогибу мембраны и удержанию клапана редукции в открытом положении. После окончания вдоха давление во всем объеме камеры ВНД быстро выравнивается с давлением внешней среды и мембрана возвращается в равновесное положение. Клапан редукции закрывается (данном случае также выполняется закон Бернулли). Рассмотренное конструктивное решение позволяет существенно (более чем в 2 раза) снизить общее сопротивление дыханию и сделать его действительно легким и непринужденным. Кроме того, применение подобной конструкции уменьшает вероятность обледенения дыхательного автомата за счет отвода потока воздуха от элементов редуцирующего устройства.
Использование дополнительной газопроницаемой перегородки в камере ВНД. Основная идея такой конструкции второй ступени регулятора заключается в формальном делении объема камеры ВНД на две части за счет использования газопроницаемой перегородки, что дает возможность поддержания клапана редукции в открытом положении в течение второй фазы вдоха и приводит к сокращению объема системы "легкие пловца - камера ВНД".
Необходимо отметить, что как в случае использования байпасной трубки, так и в данном случае, сопротивление дыханию во второй фазе остается, но оно значительно уменьшается по сравнению с обычной конструкцией второй ступени.
Возможность внешних регулировок дыхательного автомата. В некоторых дыхательных автоматах имеется возможность внешней регулировки величины сопротивления дыханию. Как правило, регулирование сводится к изменению силы упругости пружины в сбалансированных конструкциях второй ступени, или к регулированию эффекта помощи притоку воздуха в конструкциях второй ступени, использующих систему turbo stream system, принцип работы которой мы рассмотрели ранее. Обычно регулировочный винт на дыхательном автомате располагается напротив шланга, по которому воздух поступает во вторую ступень редукции.
Регулирование сводится к изменению абсолютной деформации пружины за счет вращения регулировочного винта в резьбовой втулке жестко связанной с корпусом дыхательного автомата.
Существуют регулирующие устройства, выполненные в виде переключателей положения и позволяющие решать следующие задачи
1) регулирование общего сопротивления дыханию за счет перепуска воздуха по прямому (короткому) пути от устройства редукции к загубнику, или наоборот – по обходному (длинному) пути через весь объем камеры ВНД дыхательного автомата;
2) обеспечение исключения утечек воздуха из баллонов через вторую ступень при плавании на поверхности (например, с маской и трубкой), когда под действием небольшого гидростатического и гидродинамического давлений (волнение, скорость движения) будет происходить постоянное травление воздуха.
Разновидностью рассмотренного выше устройства является дыхательный автомат, главный клапан редукции которого выполнен не в виде традиционного тарельчатого клапана, а в виде гибкого эластичного затвора. Управляющая камера имеет форму длинной трубки, с одной стороны заканчивающейся управляемым ("пилотажным") клапаном отклоняющегося типа, а с другой - калибровочным отверстием и отверстиями основного (главного) притока воздуха из камеры редуктора в камеру ВНД дыхательного автомата Затвор основного притока воздуха выполнен в виде силиконового стакана ('соски"), закрывающего отверстие основного притока воздуха.
Принцип работы автомата следующий. При одинаковом давлении воздуха снаружи и изнутри управляющей камеры, отверстия притока воздуха закрыты эластичным затвором. Когда давление в управляющей камере уменьшается, то эластичный затвор отклоняется (всасывается) в сторону отверстий в стенке управляющей камеры, тем самым открывая отверстие основного притока воздуха из камеры редуктора в воздушную камеру ВНД дыхательного автомата.
В некоторых дыхательных автоматах предусматривается ручная регулировка поступления воздуха за счет открытия или закрытия выравнивающего отверстия в канале.
В положении "отдых" (символ "–" на корпусе) переключатель своей "ножкой" препятствует прогибу мембраны, а, следовательно, и открытию клапана редукции. В положении "погружение" (символ "+" на корпусе) переключатель не препятствует обычной работе автомата.