Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Технические средства, используемые для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, подразделяются на следующие основные категории – морские и авиационные; коллективные и индивидуальные; специальные средства спасения (средства съема пострадавших с судов, с плотов, с льдин и др.); средства связи и средства для проведения подводных спасательных работ.

Характеристика и классификация морских средств спасения

В поисково-спасательных работах используются обычные суда различных типов и специальные спасательные суда, которые предназначены для оказания помощи в море аварийным объектам, и для спасения людей, терпящих бедствия.

Оказание помощи в зависимости от характера аварии включает выполнение следующих основных работ:

- спасение людей с аварийного объекта и плавающих на воде;

- заделка повреждений корпуса аварийного судна и откачка воды из его отсеков;

- взятие на буксир и буксировка на базу судов, потерявших ход или управление;

- снятие судов с мели;

- тушение пожаров на судах и береговых объектах;

- поиск, оказание помощи и спасение экипажей затонувших подводных лодок.

Выполнение этих работ, а также участие в судоподъемных операциях является основным назначением спасательных судов. Однако эти работы не носят постоянного характера и суда привлекаются к ним эпизодически. Поэтому для повышения эффективности использования судов и возмещения затрат на их постройку и эксплуатацию спасательные суда могут привлекаться и для буксировки на дальние расстояния крупных объектов (плавучих доков, кранов, полупогруженных платформ), выполнения подводно-технических и водолазных работ различного назначения и т.д.

Специализированные спасательные суда подразделяют на следующие группы.

1. Спасательные буксиры, оказывающие помощь аварийным судам кораблям и всплывшим подводным лодкам. Их основное оборудование- буксирное устройство, противопожарные и водоотливные средства. Спасательные буксиры иногда подразделяют на морские и океанские.

2. Противопожарные суда и катера, предназначенные для тушения пожаров на судах и береговых объектах.

3. Водолазные суда и катера, обеспечивающие выполнение водолазных работ (первые – в открытом море, вторые – в портах и на рейдах).

4. Спасательные катера, предназначенные для поиска и спасения в прибрежных зонах людей, плавающих на воде.

5. Судоподъемные суда, используемые для подъема затонувших объектов с больших глубин.

6. Суда-спасатели подводных лодок, предназначенные для оказания различных видов помощи и спасения экипажей подводных лодок. Современные суда этой группы помимо водолазного оборудования, неавтономных (привязных) снарядов оснащаются автономными спасательными аппаратами.

7. Спасательные подводные лодки, которые имеют меньшую зависимость от погодных условий, чем суда-спасатели.

В настоящее время спасательные службы большинства стран имеют в своем составе как универсальные, так и специализированные спасательные суда. Универсальные суда, способные выполнять одинаково эффективно все типовые работы, имеют, как правило, большое водоизмещение, а также высокую стоимость постройки и эксплуатации. Поэтому до последних лет характерно преимущественное строительство специализированных судов.

Спасательные суда, независимо от их специализации, должны отвечать следующим требованиям.

1. Возможность выполнения работ в сложных метеорологических условиях.

2. Минимальное время, потребное для приготовления судна к выходу в район аварии. Этому требованию отвечают суда с дизельной или дизель-электрической энергетическими установками.

3. Высокая скорость движения на переходе в район аварии.

4. Высокие маневренные качества, как при полной скорости, так и при малой скорости хода. Последнее очень важно при подходе аварийному судну в сложных метеорологических условиях.

5. Для безопасной швартовки в море к аварийному судну спасательное судно должно иметь отбойные устройства (привальные брусья, пневматические кранцы и др.). Рулевая рубка делается широкой, чтобы обеспечить при управлении судном круговой обзор.

6. Достаточно мощное грузовое устройство судна с большим вылетом за борт для передачи на аварийное судно средств оказания помощи.

7. Совершенное буксирное устройство с автоматической буксирной лебедкой, предназначенное для длительных буксировок аварийных судов в самых неблагоприятных условиях.

8. Для проведения работ по снятию аварийных судов с мели спасатель должен иметь минимальную осадку, с тем, чтобы он мог подойти ближе к судну, севшему на мель. Для снятия с мели рывком на спасателе должен быть предусмотрен битенг, рассчитанный на усилие рывка.

9. Для выполнения работ по спасению экипажа аварийного судна спасатель оснащают быстро и безопасно спускаемыми моторными катерами и шлюпками, способными, кроме того, перевозить на аварийное судно переносные средства водоотлива, заделки повреждений корпуса, пожаротушения и т.д.;

10. На спасателе должны быть предусмотрены медицинские помещения с соответствующим оборудованием для оказания потерпевшим медицинской помощи.

11. Для размещения потерпевших на спасательном судне должно быть предусмотрено необходимое количество запасных мест.

В дополнение к перечисленным требованиям спасательное судно должно, как правило, иметь водолазное оборудование, средства для передачи на аварийные суда электроэнергии, топлива, воды, сжатого воздуха, сварочное оборудование и другие средства для выполнения работ на аварийных судах.

Самые современные спасательные суда оборудуются вертолетными площадками, системой динамического удержания судна над районом водолазных работ, глубоководными водолазными комплексами длительного пребывания акванавтов под повышенным давлением, автономными и неавтономными подводными аппаратами, средствами космической связи и совершенной поисковой аппаратурой.

На спасательных станциях в зависимости от их расположения (на реках или прибрежных участках морей) используют катера, обладающие соответствующими эксплутационными свойствами:

Кроме катеров на спасательных операциях могут использоваться некоторые типы серийных моторных лодок.

Показатели

"Прогресс-4"

"Казанка-5"

"Днепр"

"Ладога"

"Сарепта"

Длина наибольшая, м

4,69

4,50

4,40

4,65

4,60

Ширина наибольшая, м

1,72

1,60

1,59

1,95

1,60

Высота борта на миделе, м

0, 69

0, 72

0, 68

0, 88

0, 65

Грузоподъемность, кг

475

400

400

400

450

Пассажировместимость

5

4

4-5

4-5

6

Скорость, КМ/Ч

32

34

34

42

35

Допустимая мощность подвесного мотора, кВт (Л.С.)

39(53)

40(55)

22(30)

44(60)

36,8(50)

Масса (без мотора), кг

220

190

190

400

240

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение