Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - Подготовка к проведению поисково-спасательных работ

 

 

Подготовка к проведению поисково-спасательных работ

При подготовке к проведению поисково-спасательных работ необходимо строго соблюдать требования соответствующей инструкции, отрабатываемой поисково-спасательной службой. Необходимо поставить задачу спасательной группе на проведение поисково-спасательных работ и определить старшего группы, район поисково-спасательных работ, плавающее средство, время начала работ, порядок связи, сигналы, особенности работ с учетом обстановки.

Поисково-спасательные работы ведутся группой (экипажем плавающей машины, вертолета и др.) численностью не менее 4-х человек; при использовании обычных лодок–не менее 2-х человек.

Спасатели должны:

- надеть спасательные жилеты, проверить наличие и исправность спасательных поясов, индивидуальных непромокаемых аптечек, средства связи и сигнализации;

- проверить исправность двигателей самоходных плавающих средств, а также отсутствие течи во всех плавающих средств;

- убедится, что плавающее средство полностью укомплектовано спасательными жилетами (спасательными кругами ) с учетом вместимости необходимым медицинским имуществом и медикаментами; баграми, средствами швартовки, сигнальными средствами; необходимым легководолазным снаряжением, инструментом;

-проверить, чтобы спасательные средства располагались на судне в таком порядке, когда обеспечивается использование каждого из них в отдельности;

- проверить на прочность, целостность и плавучесть индивидуальные средства спасения (спасательные круги, нагрудники, жилеты, спасательные концы Александрова, шары Суслова);

- при использовании подручных средств и материалов (бочек, бидонов, бревен, гирлянд из пустых пластмассовых бутылок и т. п.) проверить, чтобы их положительная плавучесть была не менее 2,5-3 кгс;

- убедиться, что средства индивидуальной защиты органов дыхания проверены согласно регламенту проверок;

- при использовании водолазного снаряжения произвести осмотр и проверить комплектность и исправность снаряжения;

- проверить работу плавающего средства на ходу;

- уточнить готовность ближайшей дежурной барокамеры и возможность доставки к ней потерпевшего;

- сделать необходимые записи в журнале водолазных работ;

- доложить руководителю (старшему) рапортом о готовности к выходу, отметить время выхода.

Проведение поисково-спасательных работ

При спасении пострадавших с использованием плавсредств необходимо выполнить следующие приемы и требования:

- при плавании на мелководье и в подозрительных местах периодически проверять глубину шестом (веслом);

- для снятия плавсредства с мели "раскачать" его периодическим изменением режима работы гребного винта (вперед-назад) с перекладкой руля в крайние положения;

- расходятся со встречными плавсредствами в узких местах левыми бортами на малой скорости;

- в условиях плохой видимости, во избежание возможных столкновений плавсредств, идти со скоростью, для которой выполняется условие Sv < D/2 (Sv–длина тормозного пути при даче полного хода назад; D–дальность визуальной видимости);

- при использовании самоходных плавсредств на сильной волне и при сильном течении точно рассчитывать скоростной режим движения и режим маневрирования;

при использовании резиновых надувных лодок воздерживаться от плавания в условиях ледохода и при наличии острых предметов в воде;

-не допускать попадания на резиновые части кислот, щелочей, горючих материалов и других агрессивных жидкостей;

- подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким расчетом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3 - 5 м от них;

- движение переправочных средств по воде осуществлять только по разведанным створам;

- в условиях значительного волнения избегать положения плавсредств лагом (бортом) к волне;

- при эвакуации материальных средств особое внимание уделять надежному креплению их на палубе.

При подаче спасательного круга в различных условиях необходимо выполнять следующие требования:

с берега–взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1-2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;

с катера на ходу–соблюдая положение устойчивого равновесия бросать круг со стороны того борта, каким катер подходит к тонущему;

с лодки–встать в середине так, чтобы средняя банка была между ногами, лодку развернуть кормой или носом к тонущему, затем бросить круг;

При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплавком и набрать 4-5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2-3 круговых размаха, бросить его поплавками вверх, по направлению к тонущему.

При спасении людей с помощью вертолета соблюдать следующие требования:

- кроме комплекта системы спасения в режиме висения, вертолет укомплектовывается медикаментами, медицинскими средствами для оказания первой помощи при травмах, а в холодное время средствами обогрева пострадавших;

- снаряжение спасателей должно обеспечивать безопасность их работы на подвеске;

- в ходе проведения спасательных работ поддерживается устойчивая связь между командиром экипажа, бортмехаником-оператором лебедки и высадившимся спасателем;

- перед высадкой спасатель обязан правильно надеть и подогнать подвесную систему и закрепить страховочную веревку;

- бортмеханик-оператор – надеть страховочный пояс и закрепить страховочную веревку;

- проверить: исправность тормозного блока лебедки, роликового спускового устройства, правильность крепления троса к серьге и страховочной подвесной системе;

- подцепить траверсу десантного сидения (карабин страховочной системы), застопорить замок стопора (закрыть муфту страховочного карабина), доложить командиру экипажа о готовности к спуску;

- запрещается открывать двери грузовой кабины без команды командира экипажа;

- спуск спасателей и подъем пострадавших и спасателей на борт вертолета только по команде командира экипажа;

- перед спуском спасатель должен убедиться в закрытии замка стопора спусковой десантной системы, доложить о готовности к спуску;

- при спуске внимательно следить за расстоянием до плавсредства;

- при возникновении в ходе спуска крутящего момента развести руки в стороны до прекращения вращения;

- в процессе выполнения операции по спуску и подъему должны строго выдерживаться место и высота зависания вертолета.

Физически здоровых людей поднимают с помощью десантного сидения (корзины), раненых и больных–с помощью подвесной десантной системы на носилках; подвесная система при подъеме носилок должна быть короткой – расстояние между лебедочным крюком (карабином) и нижней частью носилок–не более 80–90 см;

Перед подъемом спасатель должен:

- кратко проинструктировать спасаемых о правилах безопасности при подъеме;

- помочь надеть подвесную систему и подогнать ее по росту;

- проследить чтобы основной трос лебедки находился в натянутом состоянии;

- подцепить к траверсе подвесной системы замок вертлюга, застопорить стопор замка;

- дать команду на подъем спасаемого;

Бортмеханник-оператор должен:

- убедиться, что подвесная система спасаемого присоединена к крюку троса лебедки, доложить командиру о готовности к подъему и по его команде начинать подъем;

- по завершении подъема завести спасаемого в грузовую кабину, отцепить подвесную систему;

- помочь спасаемому снять подвесную систему.

Для безопасного спасения пострадавших вплавь спасатель должен обладать навыками устойчивого поддержания на воде, хорошо знать и умело применять приемы спасения и буксировки тонущего;

- выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом направления течения, сделать глубокий вдох, не производить глубокого погружения;

- подплывать к тонущему сзади и брать его за голову или под мышки; если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти своих рук и резким движением повернуть их в сторону большого пальцев тонущего;

- чтобы освободиться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в живот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя;

- для освобождения от захвата за шею сзади–толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руки за спину;

- если тонущий скрылся под водой – определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с учетом течения если утонувший лежит на грунте лицом вниз, подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы; в обоих случаях следует брать пострадавшего под мышки, удерживая над собой; для всплытия–оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;

- при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству или вертолету страховочным фалом;

- плавая против волны, при спасении пострадавших, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее; можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее; попав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох приходился в промежутках между ударами волн;

- в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться ( это приведет к потере сил), спокойно плыть по течению и выбрав время и место, приблизиться к берегу.

Перед спуском в воду в водолазном снаряжении необходимо:

- изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять;

- измерить глубину, силу волнения и температуру воды, и воздуха, ознакомиться с прогнозом погоды;

- определить необходимое водолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и оборудование;

- рассчитать требуемое количество воздуха и время работы под водой;

- проверить исправность и комплектность основного и страхующего водолазного снаряжения, средства спуска.

К спасательным работам допускаются подготовленные спасатели-водолазы. Во время работы они обязаны соблюдать следующие требования:

- погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки, убедиться в исправности телефонной связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начинать погружение на глубину;

- запрещается спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком-либо другом конце кроме спускового, а также прыгать с борта (трапа) в воду;

- обеспечивающий (страхующий) водолаз должен потравливать сигнальный конец, не выпуская его из руки и не давая слабины; если сигнальный конец получил сильное натяжение, погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии;

- достигнув заданной глубины, дать сигнал наверх "чувствую себя хорошо"; выполняя спасательные работы постоянно контролировать свое самочувствие, состояние снаряжения, изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой; при срабатывании указателя минимального давления прекратить работу, дать сигнал на поверхность и начинать подъем; периодически проверять, свободны ли сигнальный конец и шланг;

- при возникновении неисправности снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.

При спуске в условиях сильного волнения и быстрого течения со спасателем должна быть обязательно установлена телефонная (радио) связь. Место спуска должно находиться выше по течению на расстоянии 4–5 м от места работы под водой. Плавсредство, с которого производится спуск, не должно дрейфовать.

При скорости течения превышающей 1,0 м/с и глубине погружения более 5 м, для передвижения к месту нахождения пострадавшего под водой применять ходовой конец, прикрепленный к балласту спускового конца.

При спусках с берега для обследования дна реки, с одного берега на другой предварительно должен быть проложен проводник с помощью шлюпки (лодки) или линемета.

Спуск под воду разрешается проводить при волнении не более 3 баллов (скорости течения не более 2 м/с). При этом необходимо прочно удерживать плавсредство на месте за счет увеличения держащей силы якоря. Во время спуска постоянно наблюдать за положением плавсредства. Если оно начинает дрейфовать, спуск прекращается. Плавсредство устанавливается так, чтобы борт (корма), с которого проводят спуск, находился с подветренной стороны.

При проведении поисково-спасательных работ ночью необходимо осветить светильниками и прожекторами место работ и прилегающую водную поверхность, с тем, чтобы сигнальный конец и выходящие на поверхность воды пузырьки были хорошо видны; для обнаружения пострадавших под водой – пользоваться подводными светильниками.

При спасении пострадавших, провалившихся под лед, прежде чем сойти с берега на лед необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и действовать в соответствии с требованиями, указанными в п.4.5.

При спасении вплавь необходимо:

- перед погружением в воду освободится от верхней одежды и обуви;

- голову держать, при возможности вне воды, т. к. она является основным потребителем тепла;

- превознемогая неприятные болевые ощущения в руках и ногах обращать основное внимание на грудь, сохранение тепла в которой определяет выживание человека в воде:

- предотвращать появление судорог и помрачнение сознания напряжением воли, нанесением себе уколов (укусов) и др. болевых раздражений;

- при буксировке пострадавшего пользоваться теми же приемами и способами, что и при буксировке на воде при обычных условиях.

При спасании пострадавшего из-под воды зимой с использованием (водолазного) снаряжения необходимо:

- предусмотреть на берегу обогреваемое помещение;

- принять меры, предупреждающие образование в шланговых соединениях ледяных пробок, обмерзание дыхательных и травящих клапанов снаряжения (их необходимо поливать горячей водой и продувать воздухом);

- водолазные шланги продувать сжатым воздухом;

- воздух в баллоны хранилища накачать заранее;

- принимать меры к сохранению прочности ледяного покрова у места спуска или специально оборудовать спуск;

- быть внимательным при работе под водой к шумам воздуха (при образовании ледяных пробок шум изменяется); если подача воздуха прекратилась, работу следует приостановить и доложить об этом командиру спуска для принятия срочных мер.

Аварийные ситуации

При падении в воду необходимо:

- сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение;

- в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения;

- при приближении спасателей подавать сигналы поднятием руки, а также свистом;

- спешить к берегу или к спасательной шлюпке только в случае если они находятся на расстоянии, на преодоление которого требуется не более 30–40 мин. без истощения сил;

- находясь в холодной воде принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди. Время от времени выполнять непродолжительные физические движения или напрягать попеременно мышцы ног, живота, рук и шеи;

- при падении в воду нескольких человек – сгруппироваться, прижаться друг к другу, положить руки друг другу на плечи для сохранения тепла;

- при падении под лед освободиться от верхней одежды и обуви, спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед, переворачиваясь на спину, выбраться на лед, отползти от опасного места.

При обнаружении неисправностей водолазного снаряжения или плохом самочувствии спасателя-водолаза необходимо прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.

При обнаружении неисправностей в плавсредствах, в используемой технике, оборудовании, снаряжении, а также при получении травмы во время работы следует, при необходимости, закончить технологическую операцию, остановить работу техники (инструмента), немедленно доложить ответственному за проведение работ.

 

 

Окончание поисково-спасательных работ

По окончанию ПСР необходимо:

- проверить наличие спасателей, их физическое состояние, нуждающихся в медицинской помощи отправить в медпункт;

- привести в порядок спецодежду, спасательные средства (спасательные нагрудники после использования своевременно промывают теплой водой с мылом, просушивают, осматривают и испытывают на прочность; конец Александрова своевременно моют и сушат, хранят в подвешенном состоянии, так, чтобы он не касался земли, канат конца Александрова испытывают на прочность; спасательные средства при необходимости подкрашивают, резиновые изделия просыпают тальком);

- средства защиты органов дыхания протереть спиртом в местах контакта с лицом и ротовой полостью, просушить;

- привести в порядок плавсредства, инженерную технику, инструменты, оборудование, провести очередное регламентное обслуживание согласно технологических карт;

- привести в порядок водолазное снаряжение, протереть спиртом места контакта с лицом, уложить на штатные места, в последующем дозарядить баллоны сжатым воздухом;

- доложить командиру группы или ответственному за проведение работ о выполненных работах, о замеченных неисправностях в технике, инструменте, оборудовании и т. д.;

- организовать проведение необходимых санитарно-гигиенических мероприятий.

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение