Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - Спасение человека, упавшего за борт

 

 

Эвакуация пострадавших с поверхности воды

 

Спасение человека, упавшего за борт

По уставу капитан обязан принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт или по другой причине оказавшегося на воде в бедственном положении. Действия экипажа по спасению отрабатываются в ходе регулярного проведения на судне учебных тревог "Человек за бортом". Эти тревоги проводят в различных погодных условиях, в светлое и темное время суток.

Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спасательный круг, громким голосом доложить "Человек за бортом слева (справа)" и, продолжая вести за ним наблюдение, указать на него рукой. Услышавший этот доклад обязан отрепетировать его в сторону мостика или доложить о происшествии вахтенному помощнику капитана лично.

В случае падения человека за борт вахтенный помощник сбрасывает спасательный круг с самозажигающимся огнем и дымовой шашкой, объявляет тревогу "Человек за бортом" и дает команду к спуску де­журной шлюпки, включает РЛС, выставляет наблюдателя с биноклем и флажками, поднимает флаг "О" (Оскар) и докладывает о происшествии капитану. Одновременно с объявлением тревоги в условиях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, изменяют курс судна в сторону упавшего за борт на 240° от первоначального курса и дальнейшей отработкой заднего хода останавливают судно у места падения человека. Члены экипажа, закрепленные за дежурной шлюпкой, и судовой врач занимают места в этой шлюпке, и командир шлюпки направляет ее туда, куда показывает наблюдатель.

Днем наблюдатель, указывает направление шлюпки флажками: обе руки подняты вертикально вверх - курс шлюпки правилен; вытянутая горизонтально правая или левая рука - шлюпке держать соответс­твенно правее или левее. В темное время суток наблюдатель указы­вает направление шлюпки прожектором или трехцветным фонарем: бе­лые длинные проблески - курс шлюпки правилен; такие же зеленые

или красные проблески - шлюпке держать соответственно правее или левее. Связь с командиром дежурной шлюпки поддерживают посредс­твом портативных ультракоротковолновых радиостанций. Днем шлюпка следует к упавшему за борт без кормового флага и поднимает пос­ледний только тогда, когда пострадавший поднят на шлюпку. С подъ­емом на шлюпке кормового флага на судне спускают флаг "О".

Если с момента падения человека за борт прошло значительное время, то судно быстрее подойдет к месту падения, если круто раз­вернется и будет следовать обратным курсом. Для этого руль перек­ладывают на левый или на правый борт. При отклонении судна на угол примерно 60° руль перекладывают на противоположный борт до выхода на контркурс и следуют этим курсом.

Если момент падения человека за борт не был замечен, прини­мают все меры к его поиску. Рекомендуются две схемы поиска: по расширяющемуся квадрату для поиска в относительно небольшом райо­не и по секторам, когда место падения человека за борт известно достаточно точно и радиус поиска сравнительно невелик. Для охвата обширного района используют способ поиска параллельными галсами.

Сложной операцией является подъем обессилившего человека из воды в шлюпку. Во всех случаях действуют быстро и точно, сообра­зуясь с состоянием пострадавшего и погод-ными условиями. Если че­ловек в сознании и хорошо держится на воде, команда шлюпки помо­гает ему подняться в шлюпку. Если же человек теряет сознание, то один член команды прыгает в воду со спасательным кольцом на лине и поддерживает пострадавшего, а остальные поддерживают их и под­нимают в шлюпку.

Маневрирование со спуском спасательной шлюпки выполняется при благоприятных гидрометеорологических условиях, когда обнару­живают падение человека за борт, находящегося в пределах видимос­ти судна. В остальных случаях используются способы полуповорота с выходом на контркурс и циркуляции на рассчитанный угол.

На значительном волнении подходить к спасаемому следует только с наветренной стороны. Подъем человека на борт выполняют с помощью ост­ропленных спасательных кругов, спасательных поясов или корзин. На случай оказания помощи обессилевшему в воде человеку должны быть подготовлены физически выносливые люди с индивидуальными спаса­тельными средствами и страховочными концами.

 

Спасение людей с поверхности воды

При спасении плавающего на воде личного состава спасательное судно по возможности соблюдает следующую очередность подбора по­терпевших: плавающие на воде без каких-либо средств спасения; плавающие без штатных средств спасения, но удерживающиеся на воде с помощью различных предметов с положительной плавучестью; одетые в спасательные нагрудники и жилеты; одетые в гидрокостюмы; нахо­дящиеся на средствах коллективного спасения.

Спасание осуществляется с помощью катеров и шлюпок, спасательных плотов, устройств массового подбора, пневматических устройств типа УМП, сетей и тралов, многорядных трапов, сходен и штормтрапов, различных шкентелей и линей (концов), средств индивидуального спасения и других предметов с положительной плаву­честью. Плоты спасательные, средства индивидуального спасения и различные плавучие предметы сбрасываются за борт на концах из синтетических или растительных тросов, предпочтительно с положительной плавучестью.

С помощью громкоговорящей связи, электромегафонов и мегафо­нов со спасательного судна и спущенных на воду катеров спасаемым даются указания об их действиях.

Трал спасательный изготовляется из капронового или расти­тельного троса, на котором через каждые 3 - 4 м подвешиваются буйки, а в двух-трех местах на коротких концах (5 - 6 м) закреп­ляются спасательные плоты. Допускается изготовление спасательного трала из водолаз-ных шлангов (один конец шланга герметизируется заглушкой и поддувается сжатым воздухом).

Трал буксируется двумя катерами в район наибольшего скопле­ния плавающих на воде людей. Спасаемые удерживаются за трал или размещаются на привязанных к нему плотах. После этого трал отбук­сировывается к борту спасательного судна. При наличии лишь одного катера функции второго выполняются самим спасательным судном или одной-двумя шлюпками.

Спасательное судно ложится в дрейф, а катер петлей буксирует трал и спасательные сети самым малым ходом, периодически стопоря машины.

Устройство для массового подбора плавающих на воде людей (УМП) состоит из пневматических баллонов с невозвратными клапана­ми, тягового троса, вьюшки для него и плота ПСН-6М в чехле.

При обнаружении плавающих людей спасательное судно осущест­вляет вокруг них циркуляцию. Спасаемые удерживаются за леера бал­лонов или перебираются в плот. Устройство подтягивается к спаса­тельному судну. Подъем людей на борт осуществляется по штормтра­пу, с помощью ППУ-5 или других устройств.

В целях предотвращения опрокидывания или затопления корабельных плавсредств соблюдаются следующие требования:

- подбор людей из воды производится, как правило, в кормо­вой части плавсредства жесткой конструкции, по одному человеку; а на надувную шлюпку разрешается поднимать одновременно или порознь с каждого борта по два человека;

- спасаемые, ожидающие своей очереди подбора из воды, удер­живаются за спасательный леер, обнесенный по наружному периметру плавсредства, а при отсутствии леера им подаются индивидуальные средства спасения на концах с положительной плавучестью.

Для подъема пострадавших на борт спасательного судна исполь­зуются: корабельные трапы, сходни и штормтрапы, устройства типа ППУ-5, мягкие кранцы с привязанными концами, шкентели с мусингами и шкентели грузовых стрел, беседки тали (такелаж) шлюпбалок и кран-балок, различные тросы.

Подъем производится личным составом спасательного судна. Надев средства индивидуального спасения и обвязавшись страховочными концами, часть личного состава размещается на трапах непосредственно у поверхности воды и помогает пострадавшим подниматься на борт спасательного судна. Обессилевших поднимают с помощью концов и сеток. Для предохранения людей от ударов о корпус спасательного судна, особенно в штормовую погоду, используются пневматические устройства типа ППУ-5.

Спасение людей, плавающих на поверхности воды, должно проводиться быстро, с соблюдением следующей очередности: сначала спасают людей, плавающих без каких-либо спасательных средств, затем — удерживающихся за предметы с положительной плавучестью. В последнюю очередь спасают одетых в индивидуальные спасательные средства.

При этом необходимо учитывать ограниченное время пребывания в воде, приведенное в таблице.

Продолжительность пребывания человека в воде


Температура

воды, °С

Время пребывания, ч

допустимое

критическое

в обычной

одежде

в спасательном

комбинезоне

в обычной

одежде

в спасательном

комбинезоне

-2-0

0,2—0,3

1,5—2,0

0,2—0,5

2—9

+ 10

0,5—1,0

6—9

1—2

9—16

+ 15

2—3

9—16

3—9

16—18

+20

3—7

16—24

7—16

18—24

При использовании плавсредств необходимо приближаться к пострадавшему на минимально возможное расстояние, учитывая при этом возможность волнения воды, травмирования человека веслом, винтом, корпусом судна. Вытаскивать пострадавшего из воды на борт можно с помощью специальных средств (сетка, багор, веревка, обвязка) и непосредственно руками. В этой работе желательно участие нескольких спасателей.

Если грузоподъемность плавсредства небольшая, а пострадавших в воде мно­го, то их не обязательно всех брать на борт. Часть людей может взяться рука­ми за леер или корпус судна, спасатель­ную веревку или спасательный круг. В таком положении, если берег недалеко, можно буксировать одновременно не­сколько человек или ожидать помощь.

Иногда спасателю необходимо опуститься в воду для оказания помощи пострадавшему, закрепления спасательного жилета или обвязки. В этом случае следует соблюдать меры безопасности (использовать индивидуальные спасательные средства, гидрокостюм, страховку). При использовании для спасения людей вертолета спасатели применяют два основных способа:

пострадавшему подается корзина, в которую он залазит самостоятельно;

спасатель спускается на канате к пострадавшему, обхватывает его и пристегивает (привязывает) к себе, затем они поднимаются на борт с помощью лебедки.

 

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение