Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

 

Чрезвычайные ситуации на воде и под водой, сопряженные с угрозой для жизни и здоровья людей, характеризуются действием большого числа экстремальных факторов, в т.ч.:

- неожиданностью возникновения ЧС;

- неопределенностью развития ситуации;

- дефицитом времени для спасения пострадавших;

- нахождением пострадавших в замкнутом, изолированном пространстве или в открытом море в одиночестве;

- удаленностью от побережья.

Эти факторы обуславливают: угрозу жизни и здоровью; необходимость быстрого и адекватного реагирования на изменение обстановки; физические нагрузки в условиях низких и высоких температур.

Результатом влияния этих факторов является быстрое появление и нарастание эмоционального напряжения, утомляемости и как следствие - возможная гибель людей.

Психологическая подготовка спасателей определяется как деятельность по формированию качеств, обеспечивающих устойчивость и готовность переносить экстремальные нагрузки во время чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах. Иными словами, необходимая спасателям психологическая закалка состоит в выработке человеком смелости, воли, хладнокровия, выдержки и умения преодолеть чувство страха, а так же умения воздействовать на людей, на их сознание и умение организовать людей в экстремальной ситуации. Причем эти качества необходимы как непосредственно спасателям, так и руководителям спасательных формирований, руководителям поисково-спасательных работ всех уровней.

К важным критериям профессионального отбора спасателей, работающих в экстремальных условиях водной среды, относятся: необходимость высокого интеллектуального развития, умственная работоспособность, устойчивость и переключаемость внимания, наличие кратковременной зрительной и наглядно-образной памяти на формы и положения предметов в пространстве, логический склад мышления, высокая надежность и правильность принятия решений, высокие показатели личностной требовательности при умеренных значениях самооценки, склонность к скрупулезным действиям, нормальный уровень общительности и терпимости к другим лицам, склонность к запоминанию и накоплению фактов.

Основным принципом отбора спасателей для работы на воде и под водой является его комплексный подход, что определяется сложностью структуры и многообразием трудовой деятельности. В соответствии с данным принципом, отбор спасателей должен базироваться на всестороннем изучении общего уровня развития познавательных психических процессов и индивидуально-психологических особенностей личности. Решение о пригодности к трудовой деятельности спасателя должно приниматься аттестационной комиссией с учетом совокупности физических, физиологических, психических и моральных качеств, а также состояния здоровья специалиста и его мотивации.

Обследование кандидатов для обучения по специальности "спасатель" может проводиться как групповой, так и в индивидуальной форме. На первом этапе исследуется общий уровень развития познавательных психических процессов и индивидуальных психологических особенностей личности. На втором этапе исследуются функциональное состояние кардиореспираторной системы, биохимического исследования крови, оценки костно-мышечной системы и общего физического развития.

При подготовке спасателя необходимо учитывать, что он должен быть универсальным специалистом с разносторонне развитыми способностями. В нем должны сочетаться профессиональные качества альпиниста, пожарного, парашютиста, пловца, акробата, механика, фельдшера.

Условно можно выделить 3 вида психологической подготовки спасателей: общую, специальную и целевую.

Общая подготовка связана с постоянным совершенствованием профилактических знаний и навыков. В борьбе со страхом, стрессами, паникой действует правило: лучше профилактика, чем лечение.

Специальная психологическая подготовка спасателей осуществляется в процессе выполнения специальных тренировок, проведения учений в условиях сложной напряженной обстановки на море и водных бассейнах и обеспечивает формирование у спасателей уверенности правильности своих действий, стойкости и физической выносливости.

Основным содержанием целевой психологической подготовки является деятельность органов управления и командиров всех степеней, она направляется на повышение психической активности и работоспособности личного состава, на поддержание должного настроя, повышение адаптационных возможностей человека. Такая подготовка предусматривает:

- безукоризненные, разумные, уверенные действия командира, его личный пример в соблюдении необходимых требований;

- воспитание у подчиненных адекватного восприятия опасности и неукоснительного соблюдения мер безопасности;

- строгий профессиональный отбор;

- самовнушение и настрой на выполнение спасательных работ в экстремальных условиях.

Целевая психологическая подготовка должна обеспечивать формирование у спасателей следующих качеств.

1. Высокая эмоциональная устойчивость, активность, реалистичное отношение к жизни, способность к адаптации в неблагоприятных условиях; мотивация действий на помощь другому.

2. Способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не теряя при этом производительности.

3. Способность избавляться от чувства страха и тревоги;

4. Психологическая совместимость, умение эффективно участвовать в коллективных действиях.

Страх за собственное здоровье и жизнь, как механизм психической защиты, состояние естественное, нормальное для всех. И, однако, спасатели должны рассматривать его как фактор, обостряющий чувства, мобилизующий резервы организма и увеличивающий человеческие силы. Страх можно побороть следующим образом. Заняв удобное положение, позволяющее расслабиться и обрести спокойствие; глубоко и спокойно дышать; сосредоточиться только на ближайших делах; осмотреть все, что окружает; говорить с самим собой и с коллегами по работе, чтобы обрести уверенность; планировать свои действия. Важно не дать страху превысить определенный уровень, после которого он демобилизует человека.

Если паникой или состоянием глубокой депрессии охвачен один человек из команды спасателей, надо постараться, чтобы его состояние не передалось другим. Вмешательство должно быть немедленным и энергичным. Если это возможно, надо изолировать человека, успокоить его, помешать его крикам, побрызгав на него холодной водой или дав ему пощечину.

Когда спасатель находится среди потерпевших и продолжительное время не может оказать им действенную помощь, необходимо помнить, что надеяться и верить в выживание в условиях ЧС означает умножить физические и психические силы, необходимые для выхода из этой ситуации.

Отчаяние убивает вернее и быстрее, чем жажда, голод и любые другие физические лишения. Для борьбы с ними целесообразно применение транквилизаторов, но главное – люди должны быть заранее проинформированы о возможностях организма человека и убеждены в их спасении. Это – одно из важнейших направлений профилактической деятельности спасательных служб.

Важным фактором выживания людей на спасательных средствах является благоприятный психологический климат. Большая роль в этом отводится командиру (старшему) спасательного средства, который должен вселять уверенность у всех в благоприятный исход спасательной операции, проявлять постоянную заботу о всех, но не выделяя при этом отдельных лиц.

После посадки в спасательное средство пострадавшим необходимо оказать первую возможную помощь. Командир спасательного средства обязан установить четкий распорядок жизни, объявить время раздачи воды и пищи, распределить обязанности между находящимися на плавсредстве людьми с учетом их возможностей для обеспечения нормальной жизнедеятельности. При этом не следует допускать безделья, так как это приводит к ненужным переживаниям, ослабляет волю, нарушает психику людей, способствует возникновению конфликтных ситуаций и даже ссор, которые должны немедленно и самым решительным образом пресекаться командиром. Во избежание всяких случайностей у находящихся в шлюпке должны быть изъяты ножи, топоры и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, и переданы на временной хранение командиру плавсредства.

Распределение обязанностей между людьми на спасательном средстве необходимо делать с учетом их физического состояния, опыта и подготовленности. В первую очередь сразу же после размещения людей на шлюпке или на плоту организуется круглосуточная наружная вахта для наблюдения за водной поверхностью и воздухом, а также дежурство внутри плавсредства для обеспечения порядка и наблюдения за состоянием спасательного средства. Чтобы не вызвать переутомления, вахту и дежурство рекомендуется делать короткие - не свыше 1-2 ч, снаружи и 2-4 ч внутри (в зависимости от численности находящихся в плавсредстве людей). На гребных шлюпках комплектуются команды гребцов (работающих на ручном приводе винта – "качалке") и устанавливается очередность их смены. Свободных от вахт и дежурств людей следует привлекать к уборке и ремонту плавсредств, вычерпыванию воды, пополнению запасов воды и продовольствия и т. п. Полезны любые мероприятия, отвлекающие людей от грустных размышлений: ремонт одежды, изучение инструкций по правилам сигнализации, рыбной ловле и, наконец, просто интересные, веселые рассказы.

Особое внимание необходимо уделить подготовке к исполнению своих обязанностей лиц, несущих наружную вахту. Следует иметь в виду, что со спасательного средства легче заметить спасателя, чем со спасателя обнаружить терпящих бедствие. Поэтому вахтенные должны быть всегда готовы привлечь внимание спасателей подачей сигналов. Однако, учитывая ограниченность запаса сигнальных средств, делать это необходимо при уверенности, что сигналы будут замечены со спасателя. В дневное время наилучшим будет дымовой сигнал, а в ночное – ракета и фальшфейеры. Вахтенные должны быть подготовлены к использованию любых сигнальных средств, имеющихся на спасательном средстве, и всегда иметь их под руками, но подавать сигналы должны только с разрешения командира.

Следует помнить, что задача спасателей в значительной мере облегчается, если все спасательные средства собраны комплектно и находятся вблизи места гибели судна. Во-первых, поиск всегда будет начинаться с этого места, а во-вторых, группу спасательных средств легче обнаружить, чем каждое отдельное. Поэтому движение спасательных средств от места аварии следует начинать только в том случае, если есть реальная возможность быстро достигнуть берега, где имеется безопасное место высадки.

Оценка морально-психологического состояния спасенных после выхода из аварийных условий должна проводиться как можно раньше, особенно при нахождении спасенных на плавсредствах в ожидании подхода спасательных средств.

Выделяют две категории людей: оптимисты и пессимисты.

Оптимисты – люди с положительными эмоциями, правильно ориентирующиеся в обстановке, во времени и пространстве. Они подбадривают окружающих, активно помогают при спасении, оказывают посильную помощь всем находящимся на спасательном плавсредстве. Наиболее активные становятся лидерами и принимают руководство на себя. Люди данного типа длительно ведут борьбу за спасение и выживают.

Пессимисты–люди с нейтральными и отрицательными эмоциями. По внешнему виду это люди замкнутые, вяло или вообще не реагируют на окружающих, неправильно ориентируются во времени и пространстве, взгляд "тусклый" в котором видна обреченность, как правило они стараются забиться в "угол" и не реагируют ни на какие призывы.

Особое внимание должно обращаться на людей, которые громко кричат, мечутся по спасательному плавсредству, хватаются за все устройства и оснастку, сбивают и наступают на окружающих, взывают о помощи, пророчат себе и всем неминуемую гибель. Такое состояние называется реактивным психозом и люди в данном состоянии опасны для окружающих. Людей в реактивном состоянии необходимо изолировать от окружающих. В условиях нахождения таких людей на спасательном средстве вынужденный способ изоляции–это их связывание. При наличии медицинской аптечки таким людям рекомендуется введение препаратов группы транквилизаторы.

Спасенные, находящиеся в подавленном состоянии, также требуют пристального наблюдения и контроля. У некоторой части таких пострадавших после периода полного безразличия возникает реактивный психоз, у других возникает непреодолимое желание освободить всех от мучительной неминуемой смерти путем вывода из строя спасательного средства или нанести себе повреждения не совместимые с жизнью (самоубийство). Данный тип спасенных людей требует постоянного наблюдения, подбадривания со стороны оптимистов. Из лекарственных средств им также показано применение транквилизаторов.

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение