Спасательные средства и их применение - Авиационные средства спасения
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Авиационные средства спасения
Летательные аппараты, пригодные для участия в поисково-спасательных операциях, классифицируются следующим образом:
САМОЛЕТЫ:
- ближнего действия (радиус действия 150 морских миль плюс 0,5 ч поиска);
- средней дальности (радиус действия 400 морских миль плюс 2,5 ч поиска);
- дальнего действия (радиус действия 750 морских миль плюс 2.5 ч поиска);
- сверхдальнего действия (радиус действия свыше 1000 морских миль плюс 2,5 ч поиска).
ВЕРТОЛЕТЫ:
- легкий (максимальная вместимость для эвакуации 3 чел.), продолжительность полета до 2 ч;
- средний (максимальная вместимость для эвакуации 15 чел), продолжительность полета. 3-3,5 ч;
- тяжелый (вместимость для эвакуации более 15 чел., продолжительность полета более 3,5 ч; некоторые военные вертолеты могут заправляться в воздухе, что увеличивает их дальность действия).
Летательные аппараты наиболее пригодны для выполнения следующих задач при проведении поисково-спасательных операций:
1) Поиск. Для проведения поиска наиболее эффективны самолеты, способные быстро прибыть даже в отделенные районы и обследовать большие площади с большей вероятностью обнаружения цели; вертолеты являются идеальным средством для проведения поиска, однако из-за ограниченной дальности полета они могут осуществлять поиск только в относительно небольших районах;
2) Оказание помощи. Самолеты и вертолеты могут использоваться для доставки к месту бедствия аварийного снабжения спасательных команд, медицинского персонала и других средств и для ретрансляции сообщений;
3) Спасание. Вертолеты являются наилучшим средством для эвакуации потерпевших с места бедствия.
Летательные аппараты многих типов могут выполнять поиск, оказание помощи и спасание после проведения незначительного переоборудования. Однако даже и в аварийной ситуации прежде всего должна быть обеспечена безопасность полетов, которую никогда нельзя игнорировать. Необходимо знать обычные эксплуатационные и технические ограничения участвующих в операции летательных аппаратов.
Летательные аппараты с малой скоростью полета (100-150 уз) являются наиболее эффективным средством для проведения визуального поиска. При полете на больших скоростях малые и частично скрытые цели легко пропускаются; скоростные летательные аппараты имеют эксплуатационные ограничения, которые могут сделать их непригодными для полетов на малой высоте. Однако скоростные летательные аппараты и летательные аппараты, летящие на большой высоте, используются для выполнения следующих операций; а) радиопоиск и наведение на сигналы бедствия, передаваемые приводнившимися летательными аппаратами или терпящим бедствие судном; б) облет большого поискового района, одновременно с поиском, проводимым менее скоростными летательными аппаратами на меньшей высоте; этот метод особенно эффективен в морских районах.
Минимальная высота, предписываемая для летательных аппаратов,–150 м (500 футов).
Пригодность летательного аппарата для операций по поиску, поддержке и спасанию зависит от следующих характеристик:
1) эксплуатационные характеристики (способность к безопасному полету на малой скорости и малой высоте);
2) короткий пробег при взлете и посадке;
3) дальность, достаточная для охвата всего района с учетом размещения аэродромов;
4) маневренность;
5) грузоподъемность;
6) оснащение надлежащими средствами навигационного обеспечения полета, радиооборудованием, обеспечивающим получение аварийных радиосигналов и наведение на них, соответствующим оборудованием связи, средствами поиска отвечающим требованиям операции спасения.
Чем меньше скорость летательного аппарата, чем ниже высота его полета, тем эффективней визуальный поиск.
Самолет следует использовать для ускорения эвакуации потерпевших, спасенных вертолетами или другими средствами, а также для перевозки не сбрасываемого снабжения или персонала, если возможна посадка и взлет вблизи места бедствия.
Гидросамолет, как и самолет, полезен для проведения поиска и перевозки сбрасываемого снабжения и людей. Он может использоваться для спасания людей или перевозки несбрасываемого снабжения и людей только при проведении операций на реках и озерах или в защищенных водах. При благоприятном состоянии моря и погоды гидросамолеты могут также использоваться при проведении спасательных операций на больших озерах, в бухтах, прибрежных районах и т.д. В спасательных операциях в открытых водах или в море, как правило, могут участвовать только большие гидросамолеты, пригодные для использования при сильном волнении.
Самолеты-амфибии сочетают преимущества наземного и морского самолета (гидросамолета). Однако увеличенная масса из-за тяжелого корпуса и шасси уменьшает дальность полета, ограничивает маневренность на воде и возможности приводнения и взлета.
Некоторые вертолеты имеют ограниченную возможность ночных полетов; метеорологические условия, в частности обледенение, могут ограничить эксплуатацию вертолетов.
Вертолеты, предназначенные для использования в поисково-спасательных операциях, должны иметь возможность принимать спасательные плоты без дополнительных усилий или специальной подготовки персонала, осуществляющего техническое обслуживание.
Самолеты, базирующиеся на авианосцах, эффективны в эксплуатации, так как имеют хорошее оборудование и подвижную базу. Авианосец, кроме того, имеет оборудование для проведения спасательных операций, приема пострадавших и ухода за ними.
Точность самолетовождения имеет большое значение для определения степени надежности и полноты поиска, произведенного в заданном районе, и определения места нахождения потерпевших. Поскольку самолеты сверхдальнего или дальнего действия и в меньшей степени самолеты средней дальности могут потребоваться для проведения поиска над океанскими районами на большом удалении от своих баз, большое значение имеет наличие на них достаточного навигационного оборудования. Желательно также, чтобы на самолетах, привлекаемых для поиска в море, было оборудование для приема сигналов от потерпевших или судов, имеющих аварийную радиоаппаратуру или радиобуи, которые могут указывать местонахождение и наводить на них. Самолеты ближнего действия обычно не нуждаются в значительном навигационном оборудовании, так как задача сводится к поиску на небольших расстояниях от своих баз, в районах, обычно хорошо знакомых пилоту.
ХАРАКТИРИСТИКИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ
Основные характеристики |
Бе-12ПС |
АН-12 ПС |
Бе-42 |
Бе-200 |
Ту-16с |
Максимальная взлетная масса, кг |
35000 |
61000 |
86000 |
36000 |
79000 |
Максимальная полезная нагрузка, кг |
3000 |
20000 |
30000 |
8000 |
9000 |
Максимальная скорость, км/ч |
608 |
780 |
760 |
720 |
1050 |
Скорость патрулирования, км/ч |
|
|
320-400 |
700 |
|
Практический потолок,м |
11000 |
10200 |
9700 |
11000 |
12800 |
Максимальная дальность полета, км |
5500 |
3600 |
5500 |
4000 |
7200 |
Размеры: размах крыла, м длина, м высота, м |
29,8 29,0 7,4 |
38,0 33,1 10,53 |
41,62 43,84 11,07 |
32,70 32,05 8,90 |
33,0 34,8 10,36 |
Двигатели |
твд АИ-20Д и ВСУ АИ-8 |
ТВД АИ-20М |
ТРДД Д-ЗОКПВ и бустерные ТРД РД-60К |
ТРДД Д-436ТП |
ТРД АМ-ЗА, РД-ЗМ или РД-ЗМ-500 |
Спасательное оборудование |
РЛС "Инициатива" с ПРМС, РТС АРК-УД, 2 плота ПСН-6А, лодка ЛАС-5С, 13 спасательных жилетов, 2 надувных пояса НП 2А, 2 фала с поплавками, механизированный трап, 7 авиационных контейнеров КАС-90 (КАС-150),6 ОМАБ, санитарное снаряжение |
РЛС РБП-3, РСБН, юдка ЛАС-5ч, лодка МЛАС-1 об. |
Специальное меди-цинское оборудование, средства поиска и сигнализации, средства спасения и подъема на борт самолета пострадавших,спаса-тельные плоты, лодки, круги, оптико-теплотелевизионная система,2 моторные лодки ЛПС-6,специи-альное снаряжение |
Поисковая РЛС типа RDR-1400, тсплотеле- визионная аппаратура типа JRTV-445G МКП ("Флир") |
Лодка "Фрегат', система управления "Рея", РЛС "Рубин", РСДН и РСБН |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВЕРТОЛЕТОВ
Основные характеристики |
Ка-25 |
Ка-27ПС |
Ми-14ПС |
Максимальная скорость, км/ч Крейсерская скорость, км/ч Дальность полета, км: с нормальным запасом топлива с внешними топливными баками Продолжительность полета, ч Практический потолок, м Размеры: диаметр несущих винтов, м длина фюзеляжа, м высота вертолета до втулки верхнего винта, м Кабина: длина, м максимальная ширина, м максимальная высота, м Двигатели
Масса и нагрузки, кг: взлетная Число мест |
220 180
450 650 3 3500
15,74 9,75
5,37 3,95 1,50 1,25 ГТД-ЗФ или ГТД-ЗМ 7200 12 |
270 230
900 - 4,5 4300
15,90 11,30
5,40 4,52 1,30 1,32 ТВЗ-117
11000 - |
230 205
450 - 5 ч 56 мин 3500
21,29 18,78
6,93 - - - ТВЗ-117МТ
11750 10 |
Спасательное оборудование |
РЛС "Инициатива", РТС-АРК-У-2; 2 лодки ЛАС-5м, лодка МЛАС -1 об; 8 спасательных жилетов; лебедка ЛПГ-2(ЛПГ3) |
Навигационный комплекс НКВ-27; РЛС "Осьминог" |
РЛС-12М; радиокомпасы АРК-9, АРК-У2; 10 спасательных плотов на 20 мест каждый; спасательная лебедка; поисковые прожекторы |