Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Водолазное дело СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Транспортировщики послевоенного периода

СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Транспортировщики послевоенного периода

Article Index
СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ
Средства подводного фотографирования
Средства подводной видеосъемки
Водолазный телевизионный комплекс унифицированный ВТК-У
Компактный цифровой водолазный видеокомплекс Bowtech BP-CVIS
Переносной модуль цифровой регистрации данных
Миниатюрный подводный телеуправляемый аппарат ОБЗОР
МТПА среднего класса Tiger
Подводные металлоискатели
Универсальный трассопоисковый комплекс ЮПИТЕР
Буксируемый магнитометр (градиометр) SeaSpy
Гидроакустические системы
Эхолот-навигатор Lowrance LMS-480
Гидролокатор кругового обзора Super SeaKing
Гидролокатор бокового обзора SeaKing
Параметрический эхолот – акустический профилограф
Буксируемый гидролокатор бокового обзора Edgtech
Автономный управляемый катер с гидролокатором бокового обзора
Гидроакустическая система позиционирования TrackLink
Гидроакустический маяк
Подводная навигационная панель COBRA
Поисково-обследовательский комплекс КАЛЬМАР
Буксировщики водолаза
Буксировщики водолазов в Англии
Транспортировщики послевоенного периода
Буксировщики водолазов в России
Прототипы
Буксировщики водолазов Протей
Подводно-надводный буксировщик Протон
Буксировщик для туризма и исследований Сом
Сверхмалые подводные лодки
Буксировщики водолазов в Германии

 

 

Транспортировщики послевоенного периода

После Второй Мировой войны большое распространение получили транспортировщики открытого типа, весьма разнообразные по тактико-техническим элементам и конструкции (см. таблицу). Характерной особенностью их является то, что они или вообще не обеспечивают или обеспечивают лишь минимальную защиту водолаза от окружающей водной среды. Изза этого транспортировщики открытого типа могут использоваться только при определенных температурных условиях в течение двух-шести часов и до определенных скоростей, не превышающих, как правило, 4-6 уз.

Простейшим типом индивидуального транспортировщика является "буксировщик Кусто". Он был разработан во Франции в 1952 г. и представляет собой прочный контейнер обтекаемой формы, разделенный на два отсека. В одном из них размещается аккумуляторная батарея, а в другом - электродвигатель постоянного тока.

Специальных органов изменения глубины и курса у транспортировщиканет, маневрирование производится изменением положения тела пловца.

Несмотря на то что этот тип транспортировщиков нашел применение на многих флотах, возможности его использования ограничены из-за того, чторуки пловца постоянно заняты и он не может при буксировке выполнять какие-либо другие работы.

Во Франции, США, Англии, Испании и ФРГ распространен одноместныйтранспортировщик типа "Пегас", разработанный во Франции и пригодный не только для буксировки легководолазов, но и для выполнения подводных фото- и киносъемок.

В носовой его части установлены контейнер с контрольно-измерительнымии навигационными приборами, включающими гиро - и магнитный компасы, вольтметр, искусственный горизонт, глубиномер, счетчик оборотов гребноговала, счетчик времени, индикатор поступления воды внутрь прочного корпуса и носовые горизонтальные рули. Здесь же могут быть установлены боксыс кино - и фотокамерами, прожекторы или другое оборудование.

В средней части корпуса транспортировщика установлено седло велосипедного типа для водолаза, а в кормовой части - трехлопастный гребнойвинт в насадке и вертикальный руль. Внутри корпуса размещены серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 80 а.ч. и гребной электродвигатель мощностью 1,5 л.с. при 7500 об/мин. Гребной вал соединяется сэлектродвигателем через планетарный редуктор, имеющий передаточное отношение 12: 1. Водолаз при движении обычно располагается лежа, однако в некоторых случаях он может сидеть. Корпус транспортировщика выполнен из листов некорродирующего в морской воде алюминиевого сплава толщиной 3 мм. Перед каждым погружением его балластируют твердым балластом таким образом, что у него остается небольшая положительная плавучесть.

Маневрирование "Пегаса" производится с помощью носовых и кормовых горизонтальных рулей с ручным приводом и кормового вертикального руля,имеющего ножной привод.

При попадании воды внутрь транспортировщика он под действием автоматического устройства всплывает на поверхность. При необходимости увеличения скорости или дальности буксировки на транспортировщике могут устанавливаться дополнительные контейнеры с аккумуляторными батареями.

Италия была инициатором создания транспортировщика "Иппокампо", известного также под названием "Си Хоре". Его экипаж размещается в торпедообразном корпусе так, что только головы и плечи сидящих водолазов возвышаются над корпусом. Особенностью транспортировщика является использование для движения бензинового двигателя, установленного в прочном контейнере. Воздух для работы двигателя подается по гибкому резиновомушлангу, приемный патрубок которого поддерживается на поверхности водыспециальным поплавком. На показательных испытаниях, проведенных в 1956г. в США, итальянский экипаж сумел пройти на "Си Хоре" под водой 60 мильсо скоростью 8 уз, периодически погружаясь на глубину до 18м.

На его основе в США создана целая группа транспортировщиков, имеющихэлектродвигатели. Один из них, двухместный транспортировщик "Дарт", имеет торпедообразный корпус, изготовленный из стеклопластика. Оба водолазав нем защищены от набегающего потока воды козырьками из плексигласа.Движительно-рулевой комплекс состоит из одного кормового электродвигателя, вращаемого им винта и двух бортовых поворотных движительно-рулевыхколонок.

Особенностью этого транспортировщика является возможность подзарядки аккумуляторной батареи при движении на одном электродвигателе. В этом случае его дальность плавания может достигнуть 200 миль. При работе трех электродвигателей транспортировщик может пройти 28 миль (51,8 км) со скоростью 8 уз. (14,8 км/час). Погружение и всплытие его осуществляют заполнением и продуванием сжатым воздухом балластных цистерн.

Широкое распространение получили также транспортировщики легководолазов, имеющие защитный корпус.

Один из первых транспортировщиков такого типа "Тайгер" (США) имеетторпедообразный корпус из стеклопластика толщиной от 5 до 13 мм. В немоба члена экипажа размещаются в кабине из плексигласа, сидя лицом понаправлению движения. Движением и маневрированием транспортировщика управляет сидящий впереди водитель с пульта самолетного типа. В носовойчасти установлена гидроакустическая станция. Маневрирование транспортировщика осуществляется с помощью двух пар носовых и кормовых горизон-тальных рулей и вертикального руля. Свинцово-кислотная аккумуляторнаябатарея, состоящая из 12 элементов, каждый весом по 17 кг, так же как иэлектродвигатель, помещена в прочный контейнер.

Для погружения и всплытия "Тайгера" используются балластные цистерны.На транспортировщике имеются система воздуха высокого давления и дыхательная система. При собственном весе 400 кг "Тайгер" может перевозитьили буксировать грузы весом до 450 кг.

В середине пятидесятых годов в США был создан транспортировщик подназванием "Минисаб". В настоящее время создано семь модификаций транспортировщиков типа "Минисаб", нашедших применение на флотах США, Англии, Греции, Венесуэлы и других стран.

Наиболее совершенную конструкцию имеют транспортировщики "МинисабМк-IV" и "Минисаб Мк-VII", способные перевозить двух водолазов и грузвесом до 500 кг. В первом из них водолазы сидят спиной друг к другу, аво втором лежат рядом лицом вниз. Для вращения гребных винтов используется электродвигатель. Управление двумя парами носовых и кормовых рулей,установленных под углом 30° к горизонту, производится водителем однимштурвалом. Для погружения и всплытия транспортировщика используются балластные цистерны, продуваемые воздухом высокого давления из стационарнойбортовой системы.

Энергетическая установка транспортировщика "Минисаб Мк-VII" включаетаккумуляторную батарею напряжением 12 в и емкостью 25 а.ч., электродвигатель постоянного тока мощностью 1 л.с. при 5400 об/мин, соединенный сгребным валом через понижающий редуктор, с передаточным отношением 1:30. Аккумуляторная батарея и электродвигатель помещены в прочные пластмассовые контейнеры. Плавучесть аппарата в пределах 4-6 кг, обусловленная различием в весах водолазов, регулируется твердым балластом перед спуском на воду.

Для дыхания под водой водолазы могут пользоваться стационарной дыхательной системой, включающей воздушные баллоны с рабочим давлением 125кг/см2, дыхательные автоматы и шланги с загубниками.

В США построен одноместный транспортировщик "Т-14", имеющий хорошо обтекаемый корпус каплеобразной формы. Водитель располагается сидя впросторной кабине, имеющей обтекатель из плексигласа. Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава.

Источником энергии для двигателя служит серебряно-цинковая батарея из18 элементов напряжением 24 в и емкостью 100 а.ч. Двигатель и аккумуляторная батарея расположены в прочных цилиндрических контейнерах. Рулевойкомплекс, включающий кормовые горизонтальные рули, кормовой вертикальныйруль, а также носовые рули (установленные под углом 30 градусов к горизонту), обеспечивает транспортировщику высокую маневренность. Носовые горизонтальные рули установлены на амортизаторах, что исключает возможность их поломки при касании грунта. Перекладка горизонтальных и вертикального рулей производится как ручным, так и ножным приводом. На базе "Т-14" разработаны и испытаны транспортировщики "Т-18","Т-23" и "Р-25". Последний из них развивал под водой скорость до 10 узлов (18,5 км/час).

В настоящее время, в связи с огромной популярностью подводного спорта, туризма и археологии, подводные транспортировщики производятся во многих странах. Благодаря широкому применению новых материалов, источнков энергии, дыхательных аппаратов, современные транспортировщики отличаются снижением массы и уменьшением габаритов с одновременным увеличением полезной нагрузки, дальности, глубины плавания, скорости хода.

Наиболее прочные позиции на международном рынке транспортировщиков военного назначения занимает итальянская фирма "КОСМОС" (Конструционе Мотоскафи Соттомарини) из Ливорно. Известно, что с 1956 года по 1995 год она продала более 600 транспортировщиков трех моделей серии СЕ 2F (X30, Х-60 и Х-100). Различия между ними в основном по глубине погружения. Если Х-30 погружается на 30 метров, то Х-60 на 60 метров.

Транспортировщик СЕ 2F/X-60 - это двухместное плавательное средство "мокрого" типа. Кокпит (место для экипажа) закрыт обтекателем из оргстекла, что значительно уменьшает сопротивление воды. На переходе оба члена экипажа дышат воздухом из резервуара транспортировщика, благодаря чему экономится воздух в баллонах их аппаратов. Рулевой сидит впереди и манипулирует рулями курса и глубины. Перед ним на приборной панели находятся простейшие навигационные приборы.

Длина транспортировщика 7 метров, ширина 0,8 метра, высота 1,5 метра. Аккумуляторы на серебряно-цинковых элементах и электродвигатель мощностью 5,5 лошадиных сил обеспечивают дальность плавания 50 миль (92,6 км) на скорости 3,3 узла (6,1 км/час). Транспортировщик может нести одну мину Мк-31 (весом 270 кг), либо две мины Мк-41 (по 160 кг каждая), или же 8 мин Мк-414 (по 56 кг каждая).

 

 

Карьера военного

учебные материалы