Военное образование в России

Новости и учебные материалы

СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Прототипы

 

 

Прототипы

К началу работ были известны конструктивные схемы Кусто и Ребикова. Имевшаяся информация ограничивалась фотографиями внешнего вида.

Схема Кусто. Начало ИПСД было положено аппаратом Кусто. Человек буксируется сзади, удерживаясь за рукоятки. От этой схемы за всеми ИПСД в русском языке закрепилось неточное, а зачастую просто неверное название «буксировщик».

В корпусе размещены аккумуляторная батарея и электродвигатель, вращающий гребной винт. Выключатель вынесен в одну из ручек. При отпускании ручки двигатель останавливается.

Управление движением по направлению и глубине осуществляется разворотом буксировщика, а также изменением положения тела человека и конечностей. Аппарат предельно прост в управлении, достаточно устойчиво двигается по глубине и направлению и имеет прекрасную маневренность. Если в момент выполнения маневра выключить двигатель, чтобы исключить стабилизирующее влияние струи, отбрасываемой гребным винтом, то радиус разворота может быть практически равен нулю.

Однако эта схема имеет ряд существенных недостатков:

— Гребной винт, вращающийся перед лицом или телом человека, и струя воды от него, создают ощущение дискомфорта, особенно при низкой прозрачности воды.

— Нахождение в струе, отбрасываемой гребным винтом, нерационально с гидродинамической точки зрения. Часть упора движителя расходуется на увеличение на­грузки на руки, а не на движение. Снижается скорость плавания.

— Постоянная занятость, а главным образом, — нагрузка на руки при движении.

Действительно, провисеть достаточно длительное время, испытывая на руках нагрузку в десять и более килограммов, довольно затруднительно. Позднее неко­торые аппараты этой схемы стали снабжаться штангой с упором, пропускае­мым между ног человека. Это несколько разгружает, но не освобождает руки человека.

Схема Кусто приемлема для легких маневренных буксировщиков с малой скоростью и временем работы.

Схема Ребикова «Пегас». Человек располагается лежа на корпусе, удерживаясь за две рукоятки и упираясь ногами в задние упоры.

Управление по глубине осуществляется руками с помощью носовых рулей, поворачиваемых рукоятками, а по направлению – ногами. Поворотом задних упоров поворачивается вертикальный руль, расположенный в потоке, отбрасываемом гребным винтом. В некоторых модификациях поворачивается двигатель вместе с движителем (гребной винт в насадке). В носовой части на корпусе располагаются приборы и светильники.

Наличие наружных тяг к управляющим элементам усложняет конструкцию и понижает ее надежность. Увеличены также габаритные размеры аппарата, что усложняет обращение с ним при остановках.

Маневренность такой схемы существенно ниже, но она обеспечивает хорошую стабильность движения. Человек чувствует себя более комфортно. Это является достоинством при достаточно длительном плавании или при движении по заданной траектории (например, для аппаратурной регистрации различных физических полей и некоторых видах кино- и видеосъемки). Эта схема приемлема для более скоростных буксировщиков с большим временем работы.

Разработки ЛКИ (СпбГМТУ)

Основной целью исследований и разработок было создание индивидуального средства движения, обеспечивающего предельно допустимые для человека скорость, дальность и глубину плавания.

Проведенный анализ показал особенности и недостатки существующих конструктивных схем.

Были поставлены следующие задачи:

— Освободить руки человека.

— Улучшить гидродинамическую схему, для чего освободить путь струе воды, отбрасываемой гребным винтом.

— Улучшить психофизиологическое состояние человека при плавании. Максимально уменьшить нагрузки на человека и упростить управление.

– Обеспечить габариты, допускающие размещение буксировщика в трубе калибром 53 см.

— Сделать буксировщик предельно простым и дешевым в производстве и обслуживании.

Исходя из поставленных задач, разработана конструктивная схема, получившая шифр «Протей». Ее основные отличия:

1. Буксировщик закреплен на теле человека.

2. Двигатель и движитель (гребной винт в гидродинамической насадке) при горизонтальном плавании расположен сзади и выше тела пловца.

За все время официально были получены заказы на четыре буксировщика:

— «Протей» (средний),

— «Протей-Л» (легкий).

— «Протон» (средний, подводно-надводный).

— «Протон-У» (тяжелый, скоростной).

В инициативном порядке проводилась постоянная работа над повышением тактико-технических и эксплуатационных характеристик буксировщиков. Совершенствовалась технология производства и методика испытаний. В серийное производство было передано 10 образцов («Протей-1», «Протей-2», «Протей-М», «Протей-5М», «Протей-5МУ», «Протей-Л», «Протон», «Протон-У», «Протон-В» и «Сом».

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ