Военное образование в России

Новости и учебные материалы

СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Буксировщики водолазов в Германии

 

 

Буксировщики водолазов в Германии

Германия. В 1988 году немецкая фирма "Брюкер марестехник" построила сверхмалую лодку "Зее "Пферд" (Морской конек). Ее длина 14,5 метров, диаметр прочного корпуса 2,3 метра. Имеет энергетическую установку замкнутого типа, дизель-мотор мощностью 125 лошадиных сил. Дальность плавания под дизелем в подводном положении составляет 200 миль (370 км) со скоростью б узлов. Кроме того, на лодке имеется аккумуляторная батарея. Она позволяет развивать под водой скорость до 5 узлов (9,26 км/час) и проходить еще 60 миль (111 км). Глубина погружения "Морского конька" достигает 300 метров. Экипаж 2 человека, берет на борт 4-б боевых пловцов. Выход за борт они осуществляют в подводном положении через шлюзовую камеру.

Из сообщений иностранной печати следует, что некоторые итальянские, английские и немецкие фирмы ведут интенсивную работу по созданию новых образцов сверхмалых подводных лодок. При этом главное внимание конструкторов направлено на решение следующих задач: увеличение глубины погружения и дальности плавания под водой, обеспечение максимальной скрытности лодок, расширение возможностей комплекса электронных приборов обнаружения, управления и связи. Все это - без увеличения габаритов и массы лодок по сравнению с лучшими моделями, состоящими сегодня на вооружении.

Более того, габариты и массу требуется уменьшать. Ведь такие лодки как российская "Пиранья" (218 тонн), итальянские "С-300" и "ГСТ-48" (300 тонн) сверхмалыми уже назвать трудно. Достаточно вспомнить, что водоизмещение малых немецких подлодок 2-й серии периода Второй Мировой войны составляло всего-навсего 254 тонны, а советских "малюток" 12-й серии - 203 тонны. Но никому не приходило в голову называть их "сверхмалыми".

Катера-амфибии надувного типа в настоящее время являются одним из наиболее перспективных средств доставки боевых пловцов. Это новый вариант реализации старой идеи "подводной байдарки". Дело в том, что современные системы подводного обнаружения во многих случаях не позволяют приближаться к охраняемым портам не только сверхмалым подводным лодкам, но и подводным транспортировщикам. Пловцам приходится покидать свои носители вне радиуса действия гидроакустических средств, чтобы двигаться дальше на ластах. В результате значительно возрастают затраты времени и физических сил на выполнение задания, снижается масса полезной нагрузки пловцов (приборы, оружие, взрывчатка).

К числу одной из лучших на сегодня моделей катеров-амфибий относится "Сабскиммер-80" (Subskimmer-80), выпускаемый английской фирмой "Сабмарин продактс". Это плавсредство изготовлено из прорезиненного материала, с пластиковой палубой между надувными элементами корпуса. Длина катера 5 метров, ширина 1,8 метра, вес всего лишь 800 кг (вместе с моторами и прочим оборудованием). Столь небольшие габариты дают возможность перевозить его на любом военном корабле и коммерческом судне (вплоть до мореходных прогулочных катеров), а также в кузовах грузовых автомобилей, в автофургонах и прицепах, в транспортных самолетах и вертолетах.

На поверхности воды "Сабскиммер-80" развивает скорость до 28 узлов (51,8 км/час). 130 литров топлива в двух баках хватает ему на то, чтобыв хорошую погоду преодолевать расстояние 100 миль (185 километров) со средней скоростью 22,5 узла (41-42 км/час). В подводном положении с помощью двух гребных электродвигателей он может пройти 4б миль (7,4-11,1 км) на скорости 3 узла (5,5 км/час). При этом катер берет на борт от двух до четырех диверсантов вместе со всем их вооружением и снаряжением.

Высокая скорость и большой запас надводного хода катера, в сочетании с почти полной его невидимостью для радиолокаторов, а также неслышимостью для гидроакустических приборов определяют тактику применения. Катер спускают на воду в значительном удалении от цели (на расстоянии несколько десятков километров). На крейсерской скорости 20-25 узлов он достигает точки погружения. Там бензомотор выключают и выпускают из надувных элементов корпуса часть воздуха. Катер погружается, после чего водитель включает электродвигатели, расположенные на панели в передней части катера. Изменения курса и глубины осуществляются поворотами этой панели в горизонтальной или вертикальной плоскости посредством специальных рычагов. Всплытие после отхода из зоны операции производят путем продувания элементов корпуса сжатым воздухом из баллона. Затем снова включают бензомотор и на полной скорости устремляются в обратный путь.

Аналогичный катер "Кракен-90" производят во Франции. Его длина около 6 метров, ширина около 2 метров, а надувные элементы корпуса сделаны из алюминиевого листа толщиной 4 мм. На катере установлен мотор Ямаха мощностью 90 лошадиных сил, обеспечивающих крейсерскую скорость 20 узлов (37 км/час). Дальность плавания под бензомотором на поверхности воды составляет 90 миль (166-167 км). Интересно, что на "Кракене" имеется устройство для работы бензомотора в подводном положении. Специальная труба ("шнорхель", или РДП) обеспечивает движение на глубине до 5 метров. Еще имеются два электромотора. Они дают скорость 3 узла, на которой катер может пройти до 6 миль. Предельная глубина погружения к катера "Кракен-90" составляет 50 метров!

You are here: Главная Лекции Водолазное дело СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ