СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Буксировщики водолазов Протей
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Буксировщик водолаза «Протей-1»
Размещение. Буксировщик «Протей-1» крепится на груди и животе водолаза при помощи двух плечевых и одного заднего упора, проходящего между ног, а также поясного ремня.
Откидные плечевые упоры установлены на гребенках в передней верхней части корпуса. Для лучшего прилегания упоры подпружинены. В зависимости от роста человека они легко (без применения инструмента) переставляются по длине гребенок. Задний упор установлен на кронштейне двигателя. Его положение также может регулироваться по росту человека.
Поясной ремень снабжен двумя пряжками — пряжка присоединения (правая) и регулировочная (левая). Регулировочная пряжка позволяет изменять длину ремня для плотного подтягивания буксировщика к телу при любом снаряжении и комплекции человека. Пряжка присоединения выполнена в виде пружинного зацепа. Она обеспечивает быстрое, одним движением, отсоединение и присоединение к аппарату. Конструкция пряжки была отработана и действовала безотказно. Однако опыт показал, что для удержания аппарата достаточно подпружиненных плечевых упоров. От ремня отказались.
Буксировщик водолаза «Протей-2»
Откидные плечевые упоры установлены в передней нижней части корпуса на гребенках. Они могут переставляться в зависимости от роста человека. Упоры соединены с поясным ремнем лямками регулируемой длины. Конструкция обеспечивает плотное прилегание буксировщика к телу человека.
В этой схеме крепления от поясного ремня отказаться невозможно.
Схема закрепления буксировщика на теле пловца себя оправдала. Однако от наспинного варианта пришлось отказаться по следующим причинам:
— Нагрудные дыхательные аппараты сняты с вооружения Флота.
— Для человека естественнее ехать НА чем-то, а не находится ПОД движущимся аппаратом.
— При всплытии над поверхностью воды в первую очередь появляется корпус буксировщика. Это снижает безопасность и скрытность плавания.
Буксировщики водолаза «Протей М», «Протей 5М», «Протей 5МУ»
При разработке буксировщика «Протей-1» удалось создать оригинальную и весьма рациональную конструкцию корпуса. Постепенная модернизация шла по пути доработки отдельных узлов изделия с максимальной преемственностью оправдавших себя конструктивных и технологических решений. Буксировщики весьма схожи между собой. В процессе дальнейших разработок удалось обеспечить существенный рост тактико-технических характеристик. Постепенно повышалась также надежность и удобство пользования. В дальнейшем идет описание конструкции буксировщика «Протей-1» и поэтапного совершенствования отдельных узлов и деталей.
Работа. При любой солености воды с помощью вывесочных грузов, располагаемых внутри корпуса на специальных планках, буксировщику можно придать плавучесть, близкую к нулевой. Кроме этого, в кормовом отсеке изделий «Протей-1» и «Протей-2» размещались два поршневых вытеснителя. При вращении рукоятки поршни перемещаются. Водоизмещение аппарата изменяется до 2 дм3. Опыт показал нецелесообразность применения вытеснителей: от них отказались.
Вывеска и балансировка системы человек — снаряжение — буксировщик, а также величина и направление тяги движителя, таковы, что при выключенном двигателе система удерживается в воде в положении, близком к вертикальному. При работающем двигателе обеспечивается равномерное горизонтальное движение.
Для учета индивидуальных особенностей человека и снаряжения направление струи корректируется изменением наклона двигателя. Корректировка может быть выполнена самим водолазом на плаву без применения инструмента. При правильно подобранном положении двигателя горизонтальное плавание на буксировщике не требует от человека каких-либо усилий.
Маневрирование по глубине и направлению осуществляется изменением положения рук и ног.
Хороший обзор и плавучесть, близкая к нулевой, обеспечивают возможность проведения наблюдения и некоторых работ под водой и на поверхности, не отсоединяясь от буксировщика.
С помощью буксировщика водолаз может транспортировать дополнительный груз или второго человека.
Корпус. Герметичный сварной корпус из легкого алюминиево-магниевого сплава представляет собой два цилиндра, пересекающихся таким образом, что в поперечном сечении он имеет форму восьмерки. В кормовой части цилиндры завершаются конусами. Оси конусов отклонены вниз. Форма поперечного сечения корпуса и изгиб в районе тазобедренного сустава обеспечивают ему хорошее прилегание к телу человека. Основу корпуса представляет каркас, состоящий из вертикальной переборки, двух передних горловин, двух сферических переборок и кормового фланца. Горловины и сферические переборки связаны между собой угольниками. На каркас наварена оболочка. Переборка и продольные угольники одновременно являются контейнером для аккумуляторов. Передние горловины закрываются сферическими крышками, имеющими резиновые герметизирующие прокладки.
Каждая крышка затягивается центральным болтом, один из которых служит корпусом предохранительного, а другой – продувочного клапанов.
Предохранительный клапан служит для сброса газов, выделяющихся из аккумуляторов или воздуха, расширяющегося при нагревании. Продувочный — для впуска азота при продувке. О продувке будет сказано позже.
В передней части, сверху корпуса приварены две гребенки для размещения плечевых упоров. В зависимости от роста человека упоры могут быть переставлены по длине гребенок без применения инструмента. В оболочке корпуса под левой рукой имеется карман для выключателя. При этом правая рука всегда свободна.
В передней части приварена проушина для кронштейна, на котором размещается наручный водолазный компас. В корме сверху корпуса расположен кронштейн, к которому крепится откидной кронштейн электродвигателя. Откидывание необходимо для уменьшения габаритов буксировщика.
При последующих модификациях конструкцию корпуса введены следующие основные изменения:
— Удалены вытеснители. Объем корпуса несколько увеличен за счет цилиндрических надставок в корме.
— Выключатель сначала был помещен в герметичную выгородку корпуса, а затем перенесен в левую крышку.
— Наручный компас заменен специальным компасом с подсветкой. Затем для крепления сменных приборов и оборудования в передней нижней части корпуса размещена штанга.
— Для улучшения вентиляции предохранительный клапан перенесен в кормовую оконечность.
— На гребенках плечевых упоров помещены бугели для буксировки или подъема изделия. На заднем упоре — бугель для буксировки груза или второго водолаза.
— В зависимости от применявшегося двигателя корректировалась конструкции кронштейна крепления ДДК
Аккумуляторная батарея. В буксировщике «Протей-1» и ряде других буксировщиков для учебно-тренировочных целей предусматривалось использование торпедных свинцово-кислотных аккумуляторов.
Батарея может состоять из 5 свинцово-кислотных. В этом случае три аккумулятора устанавливаются по правому, а два — по левому борту. Вместо третьего устанавливается пенопластовая болванка.
Такой выбор позволяет сохранить примерно равный вес и напряжение аккумуляторной батареи при использовании серебряных и свинцовых аккумуляторов.
Применявшиеся в то время свинцово-кислотные имели свободную поверхность электролита, которая должна была полностью покрывать электроды.
В пробках аккумуляторов устанавливались пористые переборки, предназначенные для отделения газов от жидкости. Но они не защищали от выливания или выплескивания. Аккумуляторы устанавливаются наклонно. Весь пакет аккумуляторов закрепляется в корпусе одной планкой при помощи одного нажимного болта. Это обеспечивает незначительное выливание электролита как при горизонтальном, так и при вертикальном положении. Важно также то, что наклон аккумуляторов позволил уменьшить высоту корпуса аппарата.
В остальных модификациях могут быть использованы аккумуляторные батареи — свинцово-кислотные до 6 (по 3 на каждый борт).
Электрическая схема. На первых буксировщиках применялась однопроводная схема. Несмотря на низкое напряжение, она если и не представляла опасности для человека, то, во всяком случае, иногда вызывала у водолазов неприятные ощущения. Кроме того, в местах наружного контакта с корпусом появлялась сильная электрохимическая коррозия. Во всех буксировщиках она была заменена двухпроводной.
На «Протее-1» и «Протее-М» устанавливался выключатель собственной конструкции. На последующих модификациях для выключения двигателя и защиты электросхемы при перегрузках применен серийный автомат защиты сети постоянного тока. Включение и выключение производится рукояткой нормального тока. В случае заклинивания гребного винта нагрузка увеличивается, предохранитель срабатывает и цепь размыкается. Для обеспечения взрывобезопасности выключатель во всех случаях был надежно изолирован от аккумуляторного отсека. На рукоятке включения предусмотрен фиксатор, исключающий непроизвольное включение двигателя.
Двигательно-движительный комплекс (ДДК). В то время в стране не выпускался электродвигатель с нужными параметрами. На базе электрической части стартерного двигателя постоянного тока, специально для аппарата «Протей» был создан герметичный электродвигатель. Интенсивное охлаждение обеспечивалось водой, омывающей корпус и проходящей по сквозному сверлению в валу якоря. Концы вала якоря выходят за корпус через уплотнительные манжеты. На заднем конце вала якоря размещался четырехлопастной гребной винт. Двигатель имел сравнительно малую массу (7,5 кг), но высокую частоту вращения (ок. 2500 об/мин). Для такой частоты требовался гребной винт малого диаметра (125 мм). Винт помещен в гидродинамическую насадку, имеющую авиационный профиль. Насадка защищает винт и повышает КПД движителя.
Следует отметить, что из-за плохой обтекаемости системы водолаз — ИПСД, ДДК всех буксировщиков работают в тяжелом режиме, свойственном буксирам и ледоколам.
В нижней части корпуса имеются три проушины. Две из них крепятся непосредственно на кронштейне, а третья соединена с кронштейном через талреп. При изменении длины талрепа меняется наклон двигателя и изменяется направление тяги.
В изделиях «Протей-М» и «Протей-5М» был использован электродвигатель ДПЛ-1, разработанный к тому времени промышленностью для буксировщика «Протей-Л».
Герметичный электродвигатель ДПЛ-1 был высокооборотным шунтовым двигателем постоянного тока с двухступенчатым понижающим редуктором. Частота вращения выходного вала около 1000 об/мин. Применение шунтовой схемы позволило уменьшить зависимость частоты вращения от величины нагрузки. Масса двигателя возросла до 10 кг. На задний выходной конец вала редуктора насажен четырехлопастной гребной винт. Сниженная частота вращения потребовала увеличения диаметра гребного винта (230 мм). Гребной винт также помешен в гидродинамическую насадку.
На буксировщике «Протей-5МУ» установлен двигатель ДПК, спроектированный с участием промышленности для буксировщика «Протон».
Это шунтовой низкооборотный безредукторный герметичный электродвигатель постоянного тока. Его особенность состоит в том, что ток подводится по кабелю через неподвижный вал к обмотке, расположенной на нем неподвижной магнитной системы, и параллельно через щетки попадает к обмотке ротора (якоря). Вынесение вращающегося якоря из центральной части двигателя в периферийную позволило получить следующие существенные преимущества:
— За счет увеличения диаметра якоря получен безредукторный низкооборотный двигатель.
— Непосредственное омывание якоря потоком воды обеспечивает ему хорошее охлаждение.
Частота вращения 500 об/мин., диаметр гребного винта 320 мм. Это позволило существенно улучшить характеристики аппарата
Гребной винт и сам двигатель помещены в гидродинамическую насадку, имеющую авиационный профиль. За винтом расположены лопатки спрямляющего аппарата. Насадка выполнена полой, водоизмещением 4 дм3. Это уменьшает отрицательную плавучесть ДДК и улучшает балансировку изделия. Кронштейн двигателя консольно вынесен в кормовой части корпуса. Сохранен талреп для регулировки угла наклона ДДК, но расположение точек его крепления изменено.
Легкий буксировщик «Протей-Л»
Буксировщик «Протей-Л» был заказан как легкий вариант нагрудного буксировщика.
Размещение. Буксировщик крепится на груди и животе человека при помощи поясного ремня и заднего упора. Дополнительно буксировщик притягивается к плечевым лямкам или к петлям на нагруднике дыхательного аппарата при помощи водолазных резиновых жгутов. Жгуты набрасываются на бобышки, размещенные на крышке корпуса. Конструкция заднего упора и поясного ремня такая же, как у аппарата «Протей-1».
Работа. Плавание с буксировщиком «Протей-Л» осуществляется так же, как и с буксировщиками «Протей», описанными выше.
Конструкция. Корпус представляет собой герметичную сварную конструкцию обтекаемой формы из легкого алюминиево-магниевого сплава. Цилиндрический аккумуляторный отсек переходит в кормовой конус, заканчивающийся задней полусферой. Вдоль корпуса вварены угольники, являющиеся продольными связями и контейнером для аккумуляторной батареи. В передней части корпус закрывается сферической крышкой на резиновой герметизирующей прокладке. Крышка затягивается центральным болтом, являющимся также корпусом продувочного клапана. В передней части корпуса, под левой рукой, расположен карман для размещения выключателя.
На передней крышке имеется проушина для кронштейна компаса. В корме сверху размещается откидной кронштейн двигателя, несущий на себе задний упор.
Сверху у передней горловины приварены упоры, удерживающие буксировщик на теле человека от смещения в сторону. На кормовом конусе снизу имеются стойки, удерживающие буксировщик, стоящий на земле от опрокидывания.
Аккумуляторная батарея. В буксировщике могут быть использованы аккумуляторные батареи из 6 свинцово-кислотных.
Свинцово-кислотные аккумуляторы А-75 разработаны специально для аппарата «Протей-Л». Они устанавливаются в корпусе вертикально и стягиваются прижимной доской.
Электрическая схема, выключатель и двигатель с движителем такие же, как и в буксировщике «Протей-М».