СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Подводно-надводный буксировщик Протон
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Подводно-надводный буксировщик «Протон»
За полтора десятка лет производства и эксплуатации буксировщиков накопились дополнительные эксплуатационные требования:
— Обеспечить надводный ход (т.е. движение в приповерхностном слое) без приложения для этого существенных усилий.
— Увеличить глубину плавания.
— Обеспечить размещение минимального груза.
— Улучшить процесс снаряжения буксировщика аккумуляторами.
Для разрешения этих проблем был создан подводно-надводный буксировщик водолаза «Протон».
Буксировщик предназначен для транспортировки водолаза в снаряжении для плавания в подводном и надводном положениях, а также для буксировки транспортного грузового контейнера.
Размещение. Подпружиненные плечевые упоры имеют постоянное расположение относительно корпуса. С целью сохранения постоянного расположения глаз относительно шкал приборов при различном росте человека регулировка положения человека на корпусе осуществляется только за счет изменения положения заднего упора. Откидной упор крепится на крышке багажника.
Работа. Нулевая плавучесть буксировщика обеспечивается вывесочными грузами, устанавливаемыми в багажном отсеке или в шахте, расположенной в носовой части корпуса. Выполнение вывески не требует разгерметизации аккумуляторного отсека и применения инструмента.
Поворотный кронштейн ДДК паралеллограммного типа обеспечивает два положения — верхнее и нижнее. В верхнем положении ДДК обеспечивает горизонтальное движение под водой. При его опускании появляется момент на всплытие. При этом голова водолаза движется над поверхностью.
Опускание ДДК производится отжататием ногой защелки, удерживающей кронштейн в верхнем положении. ДДК погружается под действием собственной тяжести. В верхнее положение человек поднимает ДДК, обхватив его ногами снизу до срабатывания защелки. Перевод из одного положения в другое может выполняться на ходу, не выключая двигатель.
Верхняя тяга выполнена в виде талрепа. Это позволяет изменять ее длину и тем самым регулировать угол наклона оси двигателя и направление силы тяги. Регулировка может выполняться на ходу без применения инструмента.
Корпус представляет собой сварную конструкцию из легкого алюминиево-магниевого сплава и состоит из герметичного аккумуляторного отсека и проточного багажника. Аккумуляторный отсек имеет форму искаженного эллипсоида. Это обеспечивает смещение центра объема вверх и к корме, что улучшает балансировку изделия. Для увеличения прочности днище отсека выполнено вогнутым. На плечевых упорах и в корме предусмотрены буксировочные скобы.
Набор корпуса служит контейнером аккумуляторной батареи. Загрузка аккумуляторов и монтаж батареи осуществляется через круглую горловину, расположенную в верхней части аккумуляторного отсека. В носовой части отсека находится продувочный, а в кормовой — предохранительный клапаны.
Проницаемый контейнер (багажник) емкостью 10 дм3 закрывается крышкой. На кормовой доске багажника крепится кронштейн ДДК.
Аккумуляторная батарея. Монтаж аккумуляторов через верхнюю горловину, в отличие от изделий «Протей», ускоряет процесс снаряжения и обеспечивает возможность контроля сборки. Повышается надежность изделия, а тем самым вероятность выполнения задачи.
Электрическая схема, выключатель и двигатель с движителем были рассмотрены выше при описании буксировщика «Протей-5МУ».
Тяжелый скоростной буксировщик «Протон-У»
Дальнейшее повышение тактико-технических требований сводилось к следующему:
— Увеличить скорость и дальность плавания.
— Защитить человека от набегающего потока и ударов о препятствия.
— Обеспечить буксировку грузового контейнера и/или второго водолаза.
— Обеспечить парное плавание с минимальной потерей скорости
— Обеспечить минимальные габариты изделия при транспортировке.
Для разрешения этих проблем был создан тяжелый скоростной подводно-надводный буксировщик водолаза «Протон-У».
Буксировщик предназначен для транспортировки водолаза в снаряжении, для плавания в подводном и надводном положениях, а также для буксировки транспортного грузового контейнера. В конструкции предусмотрено парное плавание с минимальной потерей скорости.
Размещение. Человек располагается лежа на несущей балке аппарата, обхватив ее ногами и удерживаясь руками за рукоятки управления. Размещение человека между обтекателем и корпусом существенно улучшает обтекаемость системы человек — буксировщик. Расстояние от колпака до передней части аккумуляторного отсека достаточно для взрослого человека любого роста. Голова и плечи защищены прозрачным колпаком-обтекателем. В передней части балки, под левой рукой, располагается рукоятка переключателя режимов (выключателя).
Задний упор исключен. Человек опирается непосредственно на корпус изделия. Ноги проходят под аккумуляторным отсеком, этим обеспечивается удержание водителя на рабочем месте во время движения и при остановках. Прозрачный колпак почти полностью исключает воздействие набегающего потока на человека. Достаточная комфортность обеспечена для скорости плавания до 4,5 узла (8,3 км/час). Без защитного устройства плавание с такой скоростью невозможно. Движение по поверхности с уменьшенной скоростью может также осуществляться сидя верхом на балке с опущенными ногами. Скорость при этом не регламентируется.
Работа. Вывеска и балансировка производится с помощью грузов, устанавливаемых в шахтах, имеющихся в сферической и в конической частях корпуса. Буксировщик вывешивается с небольшим дифферентом на корму.
Управление по направлению и глубине осуществляется поворотом решетчатых рулей. Вынесение рулевого устройства вперед упрощает и ускоряет погружение под поверхность. Рули представляют собой решетки, имеющие горизонтальные и вертикальные плоскости Они могут поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси. В свободном состоянии пружина возвращает рули в среднее положение, которое может быть отрегулировано при подготовке изделия. При правильной регулировке положения рулей горизонтальное плавание не требует от человека никаких усилий. Отказ от тросов и тяг увеличил надежность аппарата, исключил люфты и повысил точность управления. Коробчатая конструкция обеспечила получение компактных рулей ботьшой рабочей площадью, а также высокой прочностью и жесткостью
Включение и выключение двигателей обеспечивается переключателем, расположенным в передней части балки под левой рукой
Конструкция. Корпус буксировщика представляет собой герметичную сварную конструкцию обтекаемой формы из легкого алюминиево-магниевого сплава. Цилиндрический корпус в кормовой части переходит в конус. Он крепится на основной балке. В конусе установлена пускорегулирующая аппаратура. В его задней оконечности размещен ДДК, а на передней крышке консольно крепится контейнер аккумуляторной батареи. Цилиндрическая часть корпуса съемная. Она закрепляется на конической части двумя закладными болтами. При снятой оболочке обеспечивается хороший доступ к аккумуляторной батарее.
Обтекатель защищен от ударов откидным бугелем. На бугеле крепится компас или другие навесные приборы. В передней части балки имеется коробка, в которой располагается блок переключателя режимов (выключателя) и узел поворота рулевого устройства.
При транспортировке и хранении предусмотрена возможность складывания аппарата. Для этого в средней части балки имеется шарнир и фиксатор для закрепления балки в рабочем или сложенном состоянии.
Аккумуляторная батарея. Монтаж аккумуляторов в контейнере, расположенном консольно, облегчает процесс снаряжения и контроля.
Двигатель с движителем. При разработке буксировщика «Протон» был создан описанный выше электродвигатель ДПК. Для буксировщика «Протон-У» этот электродвигатель доработан в части замены электромагнитного возбуждения постоянными электромагнитами на основе редкоземельных элементов. Его шифр ДПК-2М. За счет отсутствия тока в цепи возбуждения существенно повышен КПД двигателя, но он стал существенно дороже. Варианты двигателя имеют одинаковую массу и присоединительные размеры.
Для буксировщика «Протон-У» разработан двигательно-движительный комплекс «Тандем». Он состоит из двух электродвигателей с закрепленными на них гребными винтами, помещенными в общую гидродинамическую насадку.
Двигатели относительно своих осей вращаются в одну сторону, но, будучи развернутыми гребными винтами друг к другу, образуют биротативный движитель, так как гребные винты при таком расположении вращаются в разные стороны относительно друг друга. Это увеличивает КПД движителя. Кроме того, парные винты не создают опрокидывающего момента. За задним (кормовым) двигате-пем установлен обтекатель.
В ДДК могут использоваться двигатели ДПУ или ДПК-2М, т.е. с электромагнитным возбуждением или с постоянными магнитами.
Электрическая схема обеспечивает три режима:
— Стоп.
— Малый ход (MX).
— Полный ход (ПХ).
Изменение скорости достигается переключением электродвигателей. В режиме полного хода двигатели включаются параллельно, т.е. каждый двигатель работает при напряжении 24–22 в., а в режиме малого — последовательно, т. е. при половинном напряжении. Управление осуществляется слаботочным трехпозиционным переключателем, находящимся под левой рукой водолаза. Управляющий сигнал подается на силовые контакторы, переключающие двигатели. Для защиты двигателей при заклинивании или перегрузках в цепи имеются автоматы защиты.
Буксировка грузов и дополнительной батареи. Мощный буксировщик «Протон-У» способен обеспечить буксировку значительного количества груза в специальных грузовых контейнерах. В контейнере могут также размещаться дополнительные аккумуляторные батареи с переключателем. В зависимости от количества батарей дистанция плавания может быть увеличена в два и более раза. На буксируемом контейнере могут размещаться один или два водолаза.
Парное плавание. При работе под водой, а тем более при плавании на значительные расстояния, водолазы должны работать в паре. Если один буксирует второго, то при этом происходят значительные потери дистанции и скорости.
При одновременной работе двигателей, ведущего и ведомого, требуется строгая, мгновенная и безотказная координация работы силовых установок обоих аппаратов. Это особенно важно при возникновении у ведомого нештатной, а тем более аварийной ситуации. Для координации работы двух ДДК разработана специальная сцепка. Она обеспечивает ведущему возможность включать и выключать двигатель ведомого, а также переключать режимы его работы. Ведомый не может включать двигатель ведущего, но в случае необходимости он может выключить своим выключателем оба двигателя и остановить движение.
Скоростной подводно-надводный буксировщик «Протон В»
Созданием буксировщика «Протон-У» была решена задача получения мощного скоростного дальноходного буксировщика. Под водой работа с ним производится без значительных усилий. Однако для спуска или подъема на борт плавсредства или для работы с берега аппарат массой более 140 кг требует усилий двух-трех человек или применения механизмов.
Поэтому была разработана модификация — буксировщик «Протон-В».
Размещение. Расположение человека на аппарате, управление силовой установкой и ходом по глубине и направлению полностью сохранены. Отличие заключается в том, что буксировщик выполнен в виде двух модулей — двигательного и энергетического.
Аккумуляторы размещены в энергетическом модуле, буксируемом за двигательным модулем на кабель-тросе, оснащенном разъемом. Разъем обеспечивает соединение и рассоединение модулей на воздухе и под водой. В случае крайней необходимости каждый модуль по отдельности один сильный мужчина может спустить с борта или переместить на небольшое расстояние.
Возможна поставка энергомодулей, вмещающих две батареи и более, а также буксируемый контейнер, содержащий грузовой и аккумуляторный отсеки. Буксируемый модуль на суше и под водой можно стыковать из отдельных отсеков.
Конструкция. Двигательный модуль отличается от буксировщика «Протон-У» отсутствием аккумуляторного отсека. В связи с этим уменьшены его масса и длина в рабочем и сложенном состоянии.
Энергетический модуль представляет собой герметичную сварную конструкцию обтекаемой формы, выполненную из легкого алюминиево-магниевого сплава. Аккумуляторная батарея в контейнере загружается через съемную переднюю крышку.
Складывание. При транспортировке и хранении предусмотрена возможность складывания двигательного отсека модуля.
Буксировщики «Протон-В» так же, как и «Протон-У», могут буксировать грузы и работать в паре.
Менее известен транспортировщик торпедного типа - "Сирена". Его диаметр 53 сантиметра, длина 872 сантиметра, масса 1097 кг (в том числе 460кг приходится на контейнер со взрывчаткой). Такие габариты позволяютосуществлять доставку "Сирен" и пловцов-диверсантов в район боевых действий на обычных подводных лодках типа "Палтус" (877-й проект). Скорость хода "Сирены" составляет 2-4 узла (в зависимости от глубины), дальность хода равна 1216 милям (22-29,6 км). Глубина погружения до 40 метров, экипаж 2 человека. Имеется автопилот, удерживающий транспортировщик на заданной глубине и курсе, в том числе при остановках.
По инструкции, время на то, чтобы двое боевых пловцов внутри подводной лодки полностью подготовились к выходу за борт, прошли шлюзование, извлекли "Сирену" из торпедного аппарата, оседлали ее, включили двигатель и отправились в путь, не должно превышать 90 минут. Правда, при том условии, что аккумуляторы торпеды - транспортировщика были заряжены раньше.