СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Буксировщик для туризма и исследований Сом
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Буксировщик для туризма и исследований «Сом»
Буксировщики «Протей» и «Протон» предназначались в основном для профессионалов. В них реализовано стремление постоянного повышения тактико-технических характеристик. Поэтому увеличивались их масса и стоимость. Они требовали от человека все более и более высокой квалификации.
В период перестройки в 1998 году П. В. Трошин с коллективом ОКБ создал конверсионный вариант буксировщика. Шифр «Сом».
При его создании решались следующие проблемы:
— Снизить требования к квалификации аквалангиста.
— Снизить скорость плавания до безопасного уровня.
— Обеспечить приемлемый уровень стоимости изделия.
— Обеспечить транспортировку неподготовленного пассажира.
— Обеспечить полную безопасность плавания
— Создать новый вид услуги в дайвинге — катание начинающих на расстояния, недоступные при плавании на ластах.
Размещение. Человек располагается на ложементе с опорой на задний упор, удерживаясь за дугу бампера в любом удобном для него месте. Аппарат пригоден для аквалангиста любого росторазмера.
Работа. Буксировщик при любой солености воды может вывешен специальными грузами до нулевой или небольшой положительной плавучести (около 0,5 кг). Буксировщик вывешивается с небольшим дифферентом на корму.
Заняв исходное положение, водитель, придерживаясь за дугу бампера, включает двигатель и начинает движение по поверхности. Затем, придав буксировщику дифферент на нос, плавно погружается под воду.
Управление по курсу и глубине осуществляется изменением положения тела относительно буксировщика. При правильной вывеске навыки управления буксировщиком вырабатываются за несколько минут.
Конструкция. По своей архитектуре «Сом» напоминает «Протон-У», но без защитного колпака и рулевого устройства. Корпус представляет собой герметичную сварную конструкцию обтекаемой формы, выполненную из алюминиево-магниевого сплава.
Буксировщик разобщается на три основных блока:
— Крышка с ложементом и бампером.
— Собственно корпус с закрепленным на нем ДДК.
— Аккумуляторная батарея в контейнере.
Батарея закрепляется в корпусе, к которому при помощи разъемного хомута крепится крышка с ложементом и бампером. На корпусе имеются продувочный и предохранительные клапаны.
Аккумуляторная батарея. В буксировщике использована современная стандартная необслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Предусмотрена возможность буксировки контейнера с дополнительными источниками тока. Это позволит увеличить дистанцию плавания в несколько раз.
Электрическая схема. Электрическая схема двухпроводная. Для включения и выключения и защиты двигателя от перегрузок по току, так же как в изделии «Протон», применен автомат защиты. Он расположен в герметичной коробке, размещенной на торцевом конце ложемента.
Для подсоединения кабель-троса, или подзарядки аккумуляторной батареи без вскрытия корпуса в нем имеется штепсельный разъем с герметизирующей заглушкой.
Буксировщик может быть оснащен счетчиком ампер-часов.
Двигатель и движитель. На буксировщике может быть установлен электродвигатель ДПК и ДПК-2М с соответствующим улучшением характеристик.
Электродвигатель своим неподвижным валом крепится непосредственно на кормовом торце корпуса. К нему же крепится профильная насадка на гребной винт. Она так же, как и в других буксировщиках, служит защитой для винта и повышения его КПД.
Транспортировка второго аквалангиста. При транспортировке второго человека сверху на корпусе устанавливается дополнительный откидной упор. Пассажир ложится на корпус, упирается в задний упор и удерживается руками за водителя. Такая схема несколько проигрывает в гидродинамическом отношении, но обеспечивает непосредственный контакт между водителем и пассажиром. Инструктор имеет возможность мгновенно реагировать на нештатное поведение пассажира.
Разделение обязанностей между членами экипажа существенно улучшает условия проведения поисковых работ и различных визуальных и аппаратурных исследований.
Буксировка грузов. Мощность двигателя обеспечивает буксировку значительного количества груза. В буксируемом контейнере может также располагаться дополнительная аккумуляторная батарея.