Охрана труда при выполнении водолазных спусков и работ - Требования охраны труда при выполнении судоподъемных работ
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Требования охраны труда при выполнении судоподъемных работ
3.3.1. Перед обследованием затонувшего судна необходимо проинструктировать водолазов о порядке ведения работ, ознакомить по схемам или имеющимся чертежам с расположением его надстроек, внутренних помещений, главных механизмов и судовых систем, с характером и массой груза, подлежащего выгрузке, возможными способами его остропки и с мерами безопасности при выполнении этих работ.
Обследование рекомендуется выполнять в вентилируемом снаряжении с аварийным запасом воздуха.
3.3.2 Спусковой конец, для обеспечения спусков водолазов на затонувшее судно, должен устанавливаться с водолазного поста и, по возможности, крепиться непосредственно на месте предстоящих работ первым спускающимся водолазом.
3.3.3. При обследовании затонувшего судна водолаз должен быть очень внимателен, чтобы не провалиться в открытый люк или пробоину, а также оберегать кабель-сигнал (сигнальный конец) и шланг от запутывания за такелаж, палубные механизмы и поврежденные конструкции судна.
3.3.4. В случае зацепления шланга или кабель - сигнала (сигнального конца) водолаз должен дойти до места зацепления, выбирая на руку слабину шланга и кабель - сигнала (сигнального конца) и освободить их. После освобождения шланга или кабель - сигнала (сигнального конца) их слабина должна выбираться на поверхность обслуживающим персоналом по команде водолаза.
3.3.5. При необходимости захода водолаза во внутренние помещения затонувшего судна места проходов должны быть предварительно расчищены от завалов.
При уборке песка, ила из помещения судна, во избежание завала водолаза грунтом, необходимо обращать внимание на то, чтобы грунт, находящийся в смежных помещениях, не смог выдавить переборку помещения, где выборка грунта заканчивается.
Перед входом в помещение водолаз должен набрать себе на руку несколько витков сигнального конца (кабель - сигнала) и шланга и, продвигаясь вперед, постепенно их отпускать.
3.3.6. Находясь во внутреннем помещении затонувшего судна, водолаз должен остерегаться внезапного падения плохо закрепленных, свисающих или сорвавшихся со своих мест предметов и грузов, особенно в судне, лежащем вверх килем или на борту, а также зажатых предметов, стремящихся всплыть.
Открыв дверь или крышку люка, водолаз должен их зафиксировать от самопроизвольного закрытия (открытия) с помощью проволоки, бруса и т.п.
3.3.7. Для выполнения работы во внутренних помещениях (отсеках, трюмах) затонувшего судна одновременно должны спускаться два водолаза. Один водолаз выполняет работу, другой, страхующий, наблюдает за его действиями и обязан в случае необходимости оказать ему помощь.
Между работающим и страхующим водолазами, находящимися под водой, должна быть постоянная разговорная связь.
3.3.8. При спусках водолазов во внутренние помещения затонувшего судна следует применять подводные светильники.
3.3.9. Перед спуском водолаза с палубы затонувшего судна за борт или в трюм он должен установить спусковой конец и по телефону сообщить об этом на поверхность.
3.3.10. Перед выгрузкой грузов или разборкой механизмов затонувшего судна водолазы должны быть проинструктированы руководителем водолазных работ, как и в какой последовательности, будут выполняться работы.
3.3.11. Вести разгрузочные работы следует только исправными грузоподъемными устройствами и механизмами, а также надежными канатами, стропами и захватными приспособлениями, прошедшими испытания в порядке, установленном требованиями государственного стандарта.
3.3.12. При остропке грузов водолаз должен внимательно следить за тем, чтобы подъемный канат не перепутался с кабель - сигналом (сигнальным концом) и водолазным шлангом, а последние не попали под строп.
Запрещается использовать магнитные захваты для подводной разгрузки с участием водолаза.
Запрещается водолазу спускаться и подниматься на грузовом канате.
3.3.13. Водолаз должен надежно остропить груз таким образом, чтобы в подвешенном состоянии он был хорошо сбалансирован и не мог вывалиться из стропа. При необходимости, для подъема груза должны применяться грузоподъемные приспособления (траверсы, балансиры).
Перед подъемом груз должен быть приподнят на небольшую высоту и выдержан не менее пяти минут для проверки надежности остропки. Поднимать или опускать грузы следует плавно, без рывков и на малой - скорости.
3.3.14. После обтягивания груза стропом водолаз должен выйти на палубу затонувшего судна, дать команду о подъеме груза и вести наблюдение за выходом груза из просвета люка трюма. После начала подъема груза из трюма, убедившись, что поднимаемый груз свободно выйдет из просвета люка, водолаз должен отойти на безопасное расстояние, а при отсутствии видимости - выйти на поверхность или подняться на первую остановку.
Во время подъема груза водолазу запрещается находиться в зоне радиуса действия стрелы грузоподъемного устройства с учетом габаритов груза и отклонения его течением воды.
В случае захвата шланга, кабель-сигнала (сигнального конца) или в любой другой опасной ситуации подъем еле дует, немедленно прекратить по первому требованию работающего водолаза, после чего водолаз и руководитель водолазного спуска должны принять меры к освобождению водолазного шланга.
3.3.15. При разгрузке затонувших судов во избежание опасного завала остропку и подъем грузов следует начинать с верхней укладки. Для подъема сортового металла, бочек и другого груза в штатной упаковке необходимо применять специальные приспособления (храпцы, захваты и др.). Мелкие грузы допускается поднимать в сетках или корзинах.
Разгрузочные работы под водой с применением неудобных для использования одним водолазом захватных приспособлений должны выполняться не менее чем двумя водолазами.
3.3.16. Разгрузочные работы необходимо прекращать при волнении поверхности воды в месте производства работ свыше двух баллов, а выгрузку взрывоопасных грузов - при волнении свыше одного балла.
3.3.17. Выгрузка взрывоопасных и химически опасных грузов (боевые припасы, взрывчатые вещества, горючие жидкости, газы, ядовитые и отравляющие вещества) должна производиться по специально разработанным инструкциям и под руководством специалистов. Водолазы, назначенные на выгрузку опасного груза, должны получить инструктаж по правилам обращения с ним.
3.3.18. При проведении подрезки (протаскивания) каната под корпус затонувшего судна с помощью надводных средств водолаз должен быть поднят на поверхность.
Осмотр положения подрезающего каната водолазом следует производить только после прекращения подрезания и выбирания каната в вертикальное положение.
Спускаться водолазу по подрезаемому канату запрещается.
3.3.19. Размеры туннелей, промываемых под корпусом судна, должны - обеспечивать свободное передвижение водолаза в туннеле при наличии в нем грунтососа, водонапорного шланга и других средств, применяемых для размыва и удаления грунта. По высоте туннели должны быть не менее 1,5 метров.
Туннель необходимо разрабатывать с учетом углов естественного откоса сползания грунта.
3.3.20. Промывать туннели под корпусом затонувшего судна нужно так, чтобы размываемый грунт не скапливался сзади водолаза. Для этого водолаз должен периодически отмывать его из туннеля грунтоуборочным средством.
3.3.21. При подаче водолазу судоподъемных стропов, грузоподъемных приспособлений и других устройств он должен находиться в стороне от направляющего каната и подходить к нему только после прекращения подачи стропа и с разрешения руководителя водолазного спуска.
3.3.22. Перед началом протаскивания судоподъемных стропов в туннели под корпус судна водолаз должен находиться на водолазном трапе. Во время осмотра водолазом положения стропов все работы по их протаскиванию должны прекращаться.
3.3.23. Погружать под воду судоподъемные понтоны по направляющим канатам следует без участия водолазов.
Перед спуском водолаза для осмотра положения судоподъемного понтона необходимо остановить дальнейшее погружение последнего.
3.3.24. Спуск водолаза для остропки судоподъемных понтонов должен производиться после окончания опускания их на место. Окончательная установка понтонов в нужное положение должна производиться только по команде работающего водолаза. Наполнять судоподъемные понтоны воздухом или стравливать из них воздух без предупреждения об этом работающего водолаза запрещается.
3.3.25. При остропке, равнении и найтовке понтонов водолаз должен следить за тем, чтобы он сам, водолазный шланг или кабель-сигнал (сигнальный конец) не попали между понтоном и корпусом судна и между стропами и найтовами.
3.3.26. Осмотр положения понтонов перед генеральной (полной) продувкой водолаз должен проводить, находясь только на их верхних частях, при этом шланг и кабель-сигнал (сигнальный конец) должны идти в безопасную сторону от поднимаемого судна, чтобы при необходимости можно было оттянуть водолаза от поднимаемого судна и понтонов. Спуск водолаза на судно и на понтоны во время их генеральной продувки запрещается.
3.3.27. После полного или частичного всплытия затонувшего судна на поверхность (например, одной оконечностью) спуски водолазов для его осмотра, установки водоотливных шахт, устранения водотечности и т.п. могут быть разрешены руководителем водолазных работ только в случае надежного удержания судна подъемными средствами. При этом под корпус судна и под понтоны спускать водолаза запрещается.
3.3.28. Выполнение водолазных работ, по закрытию люков, горловин, трюмов и отсеков затонувших судов, поднимаемых с помощью специальных химических соединений (вспененного полистирола, полиуретана и т.п.), разрешается только после прекращения подачи указанных материалов под воду, а приготовление и хранение химических соединений должно быть организовано так, чтобы исключалась возможность засасывания водолазным компрессором токсичных паров и газов, выделяемых этими материалами.
3.3.29. При водолазном обеспечении буксировки (проводке) поднятого судна спускать водолаза для его осмотра или других целей разрешается только в том случае, если поднятое судно занимает устойчивое положение, имеет необходимый запас плавучести, а также отсутствуют другие факторы (малая глубина воды под днищем судна или понтона, волнение акваторий, травление воздуха из понтона, видимый обрыв пряди подъемного стропа и т.д.), препятствующие безопасной работе водолаза. Решение о спуске водолаза принимает руководитель водолазных работ.