Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Военная психология Военная психология - Психологические особенности действий личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения

Военная психология - Психологические особенности действий личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения

Article Index
Военная психология
Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений в войсковую практику
Война как социально-психологическое явление
Развитие военной психологии в России до 1917 года
Развитие военной психологии накануне и в годы Великой отечественной войны
Развитие военной психологии в США
Развитие военной психологии в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле
Психология боевой деятельности
Психологическая характеристика современного боя и его влияние на психику воина
Боевой стресс и особенности его проявления
Психологические особенности действий личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения
Психологические особенности боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах
Психологические основы воинской дисциплины
Особенности сплочения коллектива в процессе воинской деятельности
Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика

Психологические особенности действий личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения


Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия.

К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие. О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня нельзя говорить с достаточной научной точностью, так как таких исследований не проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испытаний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, природных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.), крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.

Психологический эффект ударной волны

Изменение картины поля боя, дезориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный невроз является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких
Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного заражения
Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторынх связей в коре головного мозга), так и своим устрашающим эффектом.
Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Противник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком расстоянии и может не обнаруживаться.

Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО

В конце ХХ века в японском городе Кусиро произошло землетрясение. Оно случилось поздно вечером. 200-тысячный город лежал в руинах, но не было ни одной человеческой жертвы, произошло только 9 пожаров. Оказалось, что, покидая дома, японцы выключали свет и газ. Это землетрясение не было предсказано. Просто люди находились в постоянной готовности к стихийным бедствиям. На этом примере видно, что если люди психологически готовы к действию в самых экстремальных условиях, то негативные последствия можно существенно снизить.
Опыт показывает, что для того, чтобы психологически подготовить военнослужащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО, необходимо:
1. Обучать воинов по внешним признакам определять характер и вид ядерного взрыва и на основе этого быстро оценивать размеры опасности и правильно выбирать схему действий. Знание только поражающих факторов, например, светового излучения может вызвать страх, чувство беззащитности и беспомощности. Необходимо разъяснять, что световое и тепловое излучение распространяются прямолинейно и не проникают через непрозрачные материалы. Любая преграда (стена, брезент, окоп) могут защитить от них. Кроме этого, световое излучение может стать своеобразным "союзником" воина. Так как свет распространяется быстрее звука, то он выступает в роли своеобразного сигнализатора о приближении ударной волны. Оно позволяет снять излишнее напряжение в ожидании приближения ударной волны. Военнослужащие должны четко знать, что если через 10-12 сек. после вспышки ударная волна не дошла до них, то ядерный взрыв произошел более чем за 20 км (за 2 сек. ударная волна проходит 1000 м) и реальной опасности не представляет. Вторым видимым эффектом ядерного взрыва является образующееся в первые 1-2 сек. после вспышки облако, имеющее вид поднимающегося столба дыма с грибовидной шапкой. По цвету облака можно определить вид ядерного взрыва.

{loadposition adsense_720_90}

Если оно белое - взрыв воздушный, если темно-серое - наземный. У воздушного взрыва практически отсутствует радиоактивное заражение местности, что позволяет сразу же действовать в самом эпицентре взрыва в противогазах. Тело человека способно выдержать давление ударной волны в 20 раз больше, чем выдерживает каркасное здание. Следовательно, если хорошо укрыться от светового излучения, то ударная волна представляет меньшую опасность. Солдатам следует разъяснять, что повторное нанесение ядерного удара по одному и тому же месту маловероятно. Поэтому место уже произведенного взрыва - одно из самых безопасных. Знание этих фактов имеет большое психологическое значение: оно вселяет уверенность в собственные силы и безопасность.
2. Организовывать действия личного состава в условиях, моделирующих поражающие факторы ОМП. В этих целях может осуществляться участие войск в испытаниях ядерного оружия при условиях (расстояния от эпицентра, индивидуальная и групповая защита и т.д.), имитация применения ОМП в ходе проведения войсковых учений с помощью специальных имитационных устройств и средств (заводские и самодельные имитаторы ядерного взрыва, учебная радиоактивная пыль, слезоточивые газы, сублетальные дозы ОВ и др.).
3. Демонстрация возможностей средств индивидуальной и коллективной защиты.
4. Организация четкого контроля за радиационной обстановкой. Военнослужащие должны быть уверенными, что при фиксации полученных доз облучения соблюдаются принципы точности и справедливости (дозы не уменьшаются, на приписываются тем, кто их реально не получил). Целесообразно приравнивать опасные дозы облучения к ранениям.
5. Осуществление своевременной эвакуации облученных, зараженных, пораженных военнослужащих в целях недопущения развития у военнослужащих ядерных неврозов и массовых психических заражений. Обход войсками мест массовых потерь от применения ОМП и ВТО.
6. Жесткая и бескомпромиссная борьба со слухами относительно применения противником ОМП, исправности приборов радиационной и химической разведки и т.д. 7. Обучение воинов методам психической саморегуляции и оказания психологической помощи пострадавшим.
8. Оказание своевременной психологической помощи военнослужащим, подвергшимся психотравматизации, больным и раненым.
9. Своевременное осуществление экспресс-программ восстановления боеспособности подразделений, подвергшихся воздействию ОМП и ВТО.

 

Карьера военного

учебные материалы