Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология - Развитие военной психологии в США

Развитие военной психологии в США



Направления исследований в США:

I мировая война
• психологическое обследование новобранцев;
• отбор и классификация специалистов;
• военные проблемы слуха;
• военные проблемы зрения;
• психологические проблемы авиации;
• психологические проблемы обучения и воинской деятельности;
• общение с эмоционально–неустойчивыми воинами;
• переучивание людей;
• вопросы морали и пропаганды;
II мировая война
• анализ содержания и действенности средств пропаганды, разработка информации;
• изучение и учет морального состояния;
• составление рекомендаций руководству спецслужбы;
• разработка тестов для подбора военных специалистов;
• разработка методов и программ тренировок в соответствии с тестами боевой подготовки;
Выводы по 1 вопросу:
1) В целом в период I мировой войны и после ее окончания, военная психология развивается как экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Именно в этот период заложена научная база для дальнейшего её развития.
2) В ходе II мировой войны военная психология, как самостоятельная область исследований заняла прочные позиции и стала зрелой. В это период в США накоплен опыт массированного, целенаправленного, централизованного, комплексного применения психологических сил и средств для решения жизненно важных для наций задач на основе целостных государственных программ.

Организационные основы военной психологии

В настоящее время в США существует широко разветвленная система организаций и учреждений, занимающихся военно-политическими исследова¬ниями. Около 80 из них фактически находятся в структуре вооруженных сил. Кроме того, около 100 научно-исследовательских центров, десятки университетов, частных исследовательских институтов, специализированных больниц и лабораторий ведут разработки по контрактам, заключенным с Пентагоном. В составе вооруженных сил США насчитывается 8000 дипломированных психо¬логов (5000 военных и 3000 гражданских). Ежегодно на службу поступает не менее 800 новых специалистов.
Основными направлениями развития теоретических и экспериментальных проблем военной психологии в США являются:
– подготовка военнослужащих к ведению боевых действий (проблемы идеологической обработки и интенсификации обучения), формирование и сплочение подразделений;
– управление поведением личного состава в мирное и военное, время, управление техникой и оружием (эргономика, антропотехнология);
– социально-психологические средства воздействия на своих военнослужащих (население), союзников, а также на военнослужащих (население) вероятного противника;
– профессиональный, психологический отбор (изучение людских ресурсов, психологические испытания, системная классификация военнослужащих, перемещение кадров).
К проблематике текущих исследований в области отбора и классификации можно отнести:
1. совершенствование системы тестирования одаренности в интересах оценки комплекса умений,
2. компютерно-адаптивное тестирование, совершенствование системы тестирования и различных персональных классификационных тестов.
В области человеческого фактора (мотивации) проводятся исследования по проблемам:
• человек как воин;
• человек как персонал;
• устранение факторов вредности для здоровья;
• взаимоотношения человека и системы оборудования;
• процесса принятия решения человеком;
• искусственный интеллект.


Особое место уделяется проведению тренинга в интересах:
- обучения военнослужащих вопросам эксплуатации и ремонта новых видов техники и оружия;
- разработки тренажеров, технических средств обучения (инструкторское телевидение, слайдовые звуковые программы);
- изучения эффективности тренинговых процедур.
В качестве проблемных задач выступают использование интерактивных видеодисков, искусственного разума, грамотных инструкций, стандартизация военного тренинга, выработка единых требований к разработке инструкторских систем по проведению тренинга.
Военные психологи в настоящее время обеспечивают:
1. Подготовку личного состава (индоктринация, обучение специалистов, боевая, психологическая подготовка к ТВД, подготовка в видах ВС, различных категорий военнослужащих и т.д.).
2. Отбор (психотехнические испытания, классификация, назначение, перемещение).
3. Руководство людьми и подразделениями в службе и в бою (процесс руководства, его правила, качества руководителя, изучение подчиненных, побуждение и внушение).
4. Управление техникой и оружием в бою (навыки, утомление, работоспособность).
5. Конструирование боевой техники (с учетом возможности оператора).
6. Формирование, сплочение и сохранение боевых групп.
7. Психологическая война.
Выводы по лекции:
1. Американская психология прошла трудный путь развития и становления, но это не помешало ей занять достойное место в военном строительстве и в ходе боевых действий благодаря своей практической значимости проводимых исследований. Одновременно именно в военное время были сформулированы современные эвристические идеи передовых психологов и целых школ.
2. В целом многообразие проблематики современных военно-психологических исследований в США обусловлено узко прикладным характером военной психологии и большим количеством конкретных заказов, поступающих от различных учреждений военного ведомства. Прагматизм этого социального заказа заключается в том, что финансируются лишь те исследовательские проекты, которые в короткое время могут принести реальную финансовую отдачу.

You are here: Главная Лекции Военная психология Военная психология