Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология

Военная психология

Военная психология как отрасль психологической науки

 

К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

• Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.

• Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.

• Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).

• Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.

• Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.

• Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.

• Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.

• Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.

Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности - условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.

1. Оценка требования, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина с учетом содержания и объема переносимых нагрузок;

2. Раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы и, особенно, боевой деятельности;

3. разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;

4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;

5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам;

6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;

7. Определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделениях и частях;

8. Психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач;

9. Создание средств и процедур оценки морально-психологического состояния личного состава, предупреждения снижения и восстановления психологической устойчивости в сложных условиях, пресечения отрицательных психических реакций;

10. Вооружение командиров, офицеров воспитательных структур знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления, обеспечивающего достижение наиболее продуктивных взаимоотношений с подчиненными;

11. Обеспечение деятельности военных психологов, психологической службы ВС РФ.


Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений в войсковую практику


Причины возрастания роли военной психологии и ее состояние.

Состояние военной психологи - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.
Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основе достижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.
Пути внедрения достижений военной психологии опираются главным образом на активизацию человеческого фактора посредством проведения научных конференций, круглых столов в тесном сотрудничестве с войсками, научной общественностью, расширение рамок участников научных форумов с привлечением большего количества должностных лиц командного звена; формирование мотивации на овладение новейшими достижениями психологической науки у военнослужащих, прибывающих для переподготовки и повышения квалификации; дальнейшая разработка практических пособий для различных должностных лиц Вооруженных сил РФ.

Перспективы развития военной психологии и пути внедрения ее достижений в войсковую практику.

Общие перспективы развития военной психологии заключаются в ее дальнейшей интеграции в психологической науке, упрочении научных позиций, консолидации усилий военных психологов для решения проблем, связанных с психологическим обеспечением деятельности Вооруженных сил РФ, в обосновании необходимости создания самостоятельной психологической службы в интересах анализа и использования новейших достижений психологии для нужд армейской практики.
Приоритетными направлениями исследований являются: анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе; психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности; психологическое обеспечение в боевой обстановке; психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне; психологическая реабилитация военнослужащих - участников вооруженных конфликтов.
Общая перспектива исследований имеет выраженную прикладную для деятельности Вооруженных сил направленность. К числу перспективных исследований по военной психологии относятся, прежде всего, разработка инструментария (методик) по психологическому анализу боевой задачи, ошибочных действий, оценки психогенных потерь, оценки психического здоровья личного состава и др. Опыт ведения боевых действий выдвигает на первый план вопросы техники общения с агрессивно настроенной группой, освоения техники беседы с паникером, с мародером, с дезертиром, воинами с отрицательной молодежью. Особе насущными является разработка техник оказания психологической помощи и восстановления боеспособности, в частности, техника устранения страха, паники, ригидности, техника самонастройки, саморегуляции, техника реабилитации военнослужащих в боевых и других экстремальных действиях.
Однако с большими трудностями идет процесс внедрения достижений военной психологии в практику. Главная проблема - отсутствие материального обеспечения психологической работы, вследствие чего основной упор в ее организации и проведении делается на личностный фактор. Многие должностные лица, понимая большое значение военной психологии для повышения эффективности боевой деятельности частей и соединений, активно содействуют работе военных психологов. Кроме того, трудно формируется у командиров, да и в воспитательных структурах понимание того, что психолог при решении задач психологического обеспечения работы обязан руководствоваться этическими нормами. Да и для самого психолога наличие дилеммы - выполнить задачу командира и «не навредить» человеку - порой является весьма трудной проблемой.


Война как социально-психологическое явление


Психологическая характеристика войны

Война это явление в значительной мере психологическое и без понимания именно ее психологической природы, механизмов, функций, закономерностей, наиболее значимых феноменов нельзя приблизиться к пониманию ее сущности, определить ее социальную роль, выработать эффективные стратегии управления ее процессами.
1.Прежде всего, то, что психологическими являются существенные детерминанты и механизмы войны, ее функции и закономерности, наиболее значимые, острые и противоречивые явления вооруженного противоборства.
2.Психологическими критериями оцениваются важнейшие результаты и последствия войны.
3.Психологические основания представляются наиболее релевантными для осуществления классификаций видов вооруженной борьбы.
4.Все более психологическими становятся средства достижения военных целей.
Функции войны:

- регуляция нравственной, волевой и агрессивной энергии, самочувствия людей на Земле;
- изменение статуса социальных групп (классов, племен, религий, наций, государств, формаций, социальных систем), системы отношений власти и подчинения, конфигурации межгрупповых отношений;
- перераспределение ингрупповой и аутгрупповой сплоченности;
- изменение психического статуса населения Земли (увеличение количества лиц с психическими расстройствами, постpоенными синдромами и др.);
- изменение идеологий, социальных установок, норм и ценностей;
- разрядка психической напряженности у людей, сублимация побуждений коллективного бессознательного и др.

Психологические феномены образа войны.

Важнейшим пунктом построения научного образа войны является признание ее психологического характера; понимание психологического, как ядерного, сущностного компонента этого явления.
Мы предлагаем рассматривать психологию войны как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов (сторон, ипостасей).
Первая ипостась психологии войны представляет собой совокупность психологической детерминации и имманентного содержания войны как системы «конфликт». Вторую ипостась психологии войны составляет ее психологическая реальность, то есть совокупность психологических феноменов, проявляющихся в специфических условиях войны.
Третья ипостась психологии войны включает психологическое знание, претворенное в практике войны и боя и, в частности – военно-психологическое искусство и систему психологического обеспечения боевых действий войск.
Четвертая ипостась войны – это совокупность научных знаний о психологической детерминации, функциях, закономерностях, феноменологии войны и правилах приложения этих знаний к боевой практике.


Исследование психологии войны как социального явления предполагает изучение таких феноменов, как:

- психологическая природа войны;
- соотношение войны и мира;
- психологическая сущность войны и ее функции в личностном и социальном измерении участников;
- психологические основы классификации войн; психологические особенности крупномасштабных и локальных военных событий;
- место и роль психологических составляющих в структуре войны (информационно-психологическое противоборство; использование выводов зоопсихологии для использования животных в интересах решения боевых задач; психология работы с военнопленными и др.);
- психологическая феноменология войны (социальные установки и мотивация, психологические единство армии и народа, героическое поведение и социальные отклонения (симуляция, дезертирство, предательство, самоубийства, мародерство), патологическая жестокость к противнику, местному населению и братания и др.), психология военно-полевого быта;
- влияние войны на личность и социальные группы, и обратное влияние людей на войну;
- влияние этнопсихологических особенностей общества и армии на ход боевых действий;
- особенности психологического воздействия войны на гражданское население;
- психологические особенности последствий войны (победы или поражения) для нации и армии;
- психологические закономерности войны.

Вывод:

1.Таким образом, война в значительной степени явление психологическое, имеющее психологическую природу и содержание. Ее познание невозможно без использования методов психологического исследования. Психология войны представляет собой совокупность психологических причин и закономерностей возникновения и развития войны, ее функций, феноменологии, психологической практики, осуществляемой в интересах достижения военных целей и область научных знаний, исследующих эти феномены.

2.Ее исследованием должны заниматься различные отрасли психологии (политическая, социальная, возрастная, этнопсихология, психология индивидуальных различий, психофизиология, зоопсихология, психотерапия и др.), однако, главное место в исследовательской работе здесь должна занимать военная психология. При этом психологическое знание о войне должно добываться в тесном содружестве с представителями военной науки, философии, истории, социологии, физиологии, медицины и др.


Развитие военной психологии в России до 1917 года


Формирование системы военной психологии в России на этапе эмпирического развития
Основными периодами развития военной психологии принято считать:

1. До 1917 года.
2. 1917 - 1941 года.
3. 1941 - 1945 года.
4. 1945 - наше время, в котором выделяются два подпериода:
- первый - 1945 – 1957 годы
- второй - 1957 – наше время.
Основаниями периодизации является:
- изменения проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации (от социального заказа);
- повышенное внимание государства к военно-психологическим исследованиям;
- изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;
- изменение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются методологические установки ученого.

Развитие отечественной военной психологии в конце 19 -начале 20

Факторы

Состав

Авторы

Социально-психологические

- отношение народа к войне;

- отношение народа к армии;

- понятность целей войны;

- религиозные мотивы.

А.Агапеев,

Н.Н.Головин,

Бонч-Бруевич.

Факторы,  обусловленные видом и условиями боя и войны

- характер войны: победоносный, пораженческий;

- виды оружия, используемые в бою;

- характер местности и т.д.

В.Полянский,

А.Резанов,

К.И.Дружинин.

Психофизиологические

- нервно-психическая конституция;

- постоянное душевное напряжение;

- постоянная опасность для жизни;

- физические ранения.

Скляр,

Г.Е.Шумков,

С.Д.Владычко.

Индивидуально-психологические особенности воинов

- предел физических сил;

- опыт участия в боях;

- мотивы и чувства.

Г.Е.Шумков,

А.М.Дмитриевский.

Выводы: Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.


Развитие военной психологии накануне и в годы Великой отечественной войны


Развитие проблематики советской психологии в интересах ведения боевых действии.

При этом, как отмечал Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране" (Кафтанов С., 1943. С.2).
Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?
Необходимо было:
1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии;
2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;
3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок
Основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:
• четко выраженная прикладная направленность;
• единство научно-исследовательской и научно-практической работы;
• сокращенные сроки проведения;
• открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;
• междисциплинарный характер;
• завершенность исследовательско-внедренческого цикла;
• практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.
Советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых" (Лурия А.Р., 1982. С. 129).
Так, в 38 педагогических институтах страны (за исключением московских) только за год (1942-1943 гг.) было защищено по психологии 9 докторских диссертаций (из 25 всех защищенных докторских диссертаций) и 7 кандидатских диссертаций (из 28 защищенных).

Основные направление развития военно-психологических исследований в годы войны

Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества:
• проведение научных исследований по оборонной тематике;
• работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;
• обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;
• развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;
• непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);
• строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).


Темы исследования имеющие непосредственное отношение к психологии и ориентированы на самое активное участие психологов.
Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения.
Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам:
• Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение.
• Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними
А.Р. Лурия выделил в клинической работе следующие задачи:
• установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов;
• выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций;
• системное описание проявлений различных нарушений мозга.
Б.М. Теплов «Ум полководца». Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом.  Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов.  К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР.
Внимание ученых было сосредоточено на двух основных проблемах:
• - на вопросах изучения "важных инфекций, могущих иметь распространение в условиях военного времени;
• - на вопросах травматических поражений (ранений)" (Проппер-Гращенков Н., 1943. С. 87).
В декабре 1943 г. состоялось заседание Президиума Уч. Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:
• травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов;
• инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);
• психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);
• экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий);
• терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).


Развитие военной психологии в США



Направления исследований в США:

I мировая война
• психологическое обследование новобранцев;
• отбор и классификация специалистов;
• военные проблемы слуха;
• военные проблемы зрения;
• психологические проблемы авиации;
• психологические проблемы обучения и воинской деятельности;
• общение с эмоционально–неустойчивыми воинами;
• переучивание людей;
• вопросы морали и пропаганды;
II мировая война
• анализ содержания и действенности средств пропаганды, разработка информации;
• изучение и учет морального состояния;
• составление рекомендаций руководству спецслужбы;
• разработка тестов для подбора военных специалистов;
• разработка методов и программ тренировок в соответствии с тестами боевой подготовки;
Выводы по 1 вопросу:
1) В целом в период I мировой войны и после ее окончания, военная психология развивается как экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Именно в этот период заложена научная база для дальнейшего её развития.
2) В ходе II мировой войны военная психология, как самостоятельная область исследований заняла прочные позиции и стала зрелой. В это период в США накоплен опыт массированного, целенаправленного, централизованного, комплексного применения психологических сил и средств для решения жизненно важных для наций задач на основе целостных государственных программ.

Организационные основы военной психологии

В настоящее время в США существует широко разветвленная система организаций и учреждений, занимающихся военно-политическими исследова¬ниями. Около 80 из них фактически находятся в структуре вооруженных сил. Кроме того, около 100 научно-исследовательских центров, десятки университетов, частных исследовательских институтов, специализированных больниц и лабораторий ведут разработки по контрактам, заключенным с Пентагоном. В составе вооруженных сил США насчитывается 8000 дипломированных психо¬логов (5000 военных и 3000 гражданских). Ежегодно на службу поступает не менее 800 новых специалистов.
Основными направлениями развития теоретических и экспериментальных проблем военной психологии в США являются:
– подготовка военнослужащих к ведению боевых действий (проблемы идеологической обработки и интенсификации обучения), формирование и сплочение подразделений;
– управление поведением личного состава в мирное и военное, время, управление техникой и оружием (эргономика, антропотехнология);
– социально-психологические средства воздействия на своих военнослужащих (население), союзников, а также на военнослужащих (население) вероятного противника;
– профессиональный, психологический отбор (изучение людских ресурсов, психологические испытания, системная классификация военнослужащих, перемещение кадров).
К проблематике текущих исследований в области отбора и классификации можно отнести:
1. совершенствование системы тестирования одаренности в интересах оценки комплекса умений,
2. компютерно-адаптивное тестирование, совершенствование системы тестирования и различных персональных классификационных тестов.
В области человеческого фактора (мотивации) проводятся исследования по проблемам:
• человек как воин;
• человек как персонал;
• устранение факторов вредности для здоровья;
• взаимоотношения человека и системы оборудования;
• процесса принятия решения человеком;
• искусственный интеллект.


Особое место уделяется проведению тренинга в интересах:
- обучения военнослужащих вопросам эксплуатации и ремонта новых видов техники и оружия;
- разработки тренажеров, технических средств обучения (инструкторское телевидение, слайдовые звуковые программы);
- изучения эффективности тренинговых процедур.
В качестве проблемных задач выступают использование интерактивных видеодисков, искусственного разума, грамотных инструкций, стандартизация военного тренинга, выработка единых требований к разработке инструкторских систем по проведению тренинга.
Военные психологи в настоящее время обеспечивают:
1. Подготовку личного состава (индоктринация, обучение специалистов, боевая, психологическая подготовка к ТВД, подготовка в видах ВС, различных категорий военнослужащих и т.д.).
2. Отбор (психотехнические испытания, классификация, назначение, перемещение).
3. Руководство людьми и подразделениями в службе и в бою (процесс руководства, его правила, качества руководителя, изучение подчиненных, побуждение и внушение).
4. Управление техникой и оружием в бою (навыки, утомление, работоспособность).
5. Конструирование боевой техники (с учетом возможности оператора).
6. Формирование, сплочение и сохранение боевых групп.
7. Психологическая война.
Выводы по лекции:
1. Американская психология прошла трудный путь развития и становления, но это не помешало ей занять достойное место в военном строительстве и в ходе боевых действий благодаря своей практической значимости проводимых исследований. Одновременно именно в военное время были сформулированы современные эвристические идеи передовых психологов и целых школ.
2. В целом многообразие проблематики современных военно-психологических исследований в США обусловлено узко прикладным характером военной психологии и большим количеством конкретных заказов, поступающих от различных учреждений военного ведомства. Прагматизм этого социального заказа заключается в том, что финансируются лишь те исследовательские проекты, которые в короткое время могут принести реальную финансовую отдачу.


Развитие военной психологии в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле



Основные направления психологических исследований в Германии в годы I МВ:

- моральное состояние войск;
- поведение солдата в бою;
- поведение солдата на службе;
- национальная психология;
- отбор новобранцев;
- наблюдение за людьми, вышедшими из повиновения (в тюрьмах, психиатрических клиниках).
Основные направления психологических исследований в Германии в годы II МВ:
- идеологическая обработка;
- мобилизация (не до отбора);
- руководство;
- отбор на важнейшие специальности;
- психологическая война;
- исследование психики на людях в концентрационных лагерях.
Войска «психологической обороны» морально-психологическое обеспечение осуществляют по трем направлениям:
• через интенсивную, целенаправленную морально-психологическую подготовку военнослужащих;
• через деятельность войск «психологической обороны»;
• через религиозную деятельность военно-церковной службы.
Морально-психологическое обеспечение (МПО) решает двуединую задачу: воздействие на свои войска (отдельные категории военнослужащих, группы, подразделения, части) и население; воздействие на войска и население противника. Морально-психологическая подготовка личного состава решает следующие задачи:
Первая задача:

• Обеспечение психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий в условиях, как мировой, так и ограниченной войны, в любых природно-климатических условиях, а также: преодоление страха и паники;
• укрепление групповой сплоченности; достижение непрерывного и твердого руководства;
• упрочнение взаимоотношений между военнослужащими в небольших группах (отделение, расчет, экипаж).
Морально-психологическая подготовка личного состава решает следующие задачи:
Вторая задача:

Осуществление психологической обороны – психологических операций. Проведение «консолидирующей» пропаганды на свои войска и население, и подрывной – на войска и население противника.
По данным печати в специальных частях бундесвера отрабатываются особые методы психологической подготовки (саморегуляция, медитация, экстрасенсорное восприятие и т.д.).
Требования к морально-психологической подготовки военнослужащих Великобритании:
• максимально приблизить боевую подготовку к условиям современной войны, осуществляя ее на грани физ. и псих. истощения л/с.
• приоритет отдается формированию у л/с морально боевых качеств в ночное время.
• стремление осуществлять привитие навыков, прежде всего в экстремальных условиях, изобилующих большими неожиданностями для офицеров и солдат. (занятия проводить с бомбометанием, обкаткой танками, наступление за реальным артиллерийским валом, с введением элементов риска и опасности.
В подготовке личного состава широко используется самовнушение и релаксация в интересах укрепления внутригрупповой сплоченности.».
Военная психология в Великобритании в годы первой и второй мировых войн развивалась по следующим направлениям:


I Мировая война
- боевая деятельность солдат;
- психология летной деятельности;
- разработка тестов профпригодности
II Мировая война
- разработка методов отбора с использованием тестов;
- методы тренировки;
- решения проблемы работы органов чувств в бою;
- проблема боевого истощения;
- отбор летчиков, их утомляемость;
- предел работоспособности;
- отбор командных кадров – ролевые эксперименты;
- психологическая война.
В ВС Франции для определения степени психологической подготовленности личного состава были обоснованы психологические факторы, влияющих на боеспособность:
• уверенность в технике и вооружении,
• уверенность в командире,
• уверенность в себе,
• слаженность подразделения,
• моральные возможности,
• восприятие законности уверенных действий, личностная ситуация в бою.
Выводы: Развитие Военная психология в в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле имеет свои особенности, связанные прежде всего с историческими, культурно-национальными особенностями народов и их вооруженных сил.
1. Теоретические разработки военно-психологических всегда имели четко ориентирирование на практику боевой деятельности. В большинстве из стран НАТО происходит унификация военно-психологических технологий и за основу моральнопсихологической подготовки берется взгляды психологов США. икация групп, психологических явлений, удалось изучить механизм социально-психологических явлений в армии.
2. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.


Психология боевой деятельности



К условиям эффективности и надежности деятельности личности следует отнести:

• четкое понимание цели,
• положительную мотивацию,
• психическую готовность,
• профессиональное мастерство,
• волевые качества,
• хорошо развитые познавательные психические процессы.
Боевая деятельность характеризуется:
• практическим применением таких средств, как оружие и боевая техника;
• своеобразием целей и результатов (уничтожение живой силы противника, разрушение его укреплений, техники, захват территории и т.д.);
• экстремальным характером условий, в которых она протекает (опасность, внезапность и т.д.);
• возникновением перегрузок и задач, превосходящих индивидуальные и групповые возможности; крайней интенсивностью функционирования психики, необычайно высоким напряжением всех сил воинов.
Психологическая структура боевой деятельности:
• цель
• мотивы
• способы, через которые и посредством которых в деятельность включаются различные стороны личности воина.
• результат
• Риск
• действие или решение, направленное на выполнение определенной цели, достижение которой связанно с опасностью и угрозой
Выявлены три типа процедур сдвига к риску:
• а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым;
• б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными;
• в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными.
В годы ВОВ (по результатам исследования изучения эффективности управления с учетом риска) показали: более 70% рискованных решений обеспечили успех выполнения боевой задачи и лишь менее 30% решений из них оказались неэффективными. И наоборот, менее 50% нерискованных решений обеспечили эффективность выполнения боевых задач.
Риск предполагает два класса ситуаций деятельности, в которых:
• а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений, соответствующих или нет уровню притязаний лица принимающего решение;
• б) где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).


Психологическая характеристика современного боя и его влияние на психику воина


Характеристика социально-психологических факторов, влияющих на современный бой

Факторы, определяющие боевую активность воинов. Представленная психологическая модель боевых действия позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние.
А.Г.Караяни предлагает рассматривать в качестве предмета психологического обеспечения боевых действий личного состава либо «Психологические возможности войск», либо более релевантный термин целевой психологический ресурс.
Структура объекта психологического обеспечения (личность-среда-деятельность) определяет структурно-содержательную определенность целевого психологического ресурса.
Структура целевого психологического ресурса.

Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психоло- гической готовности может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологи- ческого заражения» групповым настроением и др.
Зависимость работоспособности военнослужащих от продолжительности сна

Продолжительность сна в часах в сутки

Состояние боеспособности личного состава

0 часов

Сохраняется боеспособность к выполнению боевых                                             задач в течение трех дней. На четвертый день весь                                                    личный состав выходит из строя.

1,5 часа

50% боеспособности военнослужащих сохраняется                                                     в течение 6 дней. К 7 дню из строя выходит 50%                                                      личного состава

3 часа

91% боеспособности  воинов сохраняется свыше 9 дней

Особенности воздействия на психику воинов психогенных факторов современного боя

В военной психологии принято выделять две основные группы психогенных факторов ситуаций, создающих затруднения в деятельности военных специалистов:
- группа А - факторы, оказывающие непосредственное эмоциональное воздействие на личность военнослужащего;
- группа Б - факторы, оказывающие опосредованное эмоциональное воздействие, зависящее от его профессиональных возможностей.
Классификация форм напряженности:
- перцептивная - возникающая в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации (т.е. возникает на основе сбоя деятельности органов чувств), например, за счет сужения внимания воин, работающий на аппаратуре, видит лишь 1/5 часть боевой информации, т.е. того, что он устойчиво наблюдает в спокойном состоянии. Для устранения этой психологической трудности в деятельности командира зрп при управлении огнем его функциональные обязанности по оценке воздушного противника дублируются боевым уставом в обязанностях еще двух ответственных профессионалов: начальника штаба и начальника разведки полка.


- интеллектуальная - когда человек не может найти способ решения задачи или выход из критической ситуации. Так в случае психических расстройств происходит нарушение познавательных процессов: ухудшение ориентировки, ослабление памяти, затруднения при осуществлении расчетов (тактических, математических, стратегических и т.д), сужается объем внимания;
- эмоциональная - когда возникают эмоции, дезорганизующие деятельность. В состоянии психического перенапряжения (дистресса) могут возникнуть следующие негативные реакции у воинов:
а) злость и агрессивность или апатия и вялость;
б) ухудшение координации движений; суетливость; тремор;
в) замедление реакций и движений (при этом воин может про себя повторять, как первоклассник, весь алгоритм давно знакомых действий);
г) потеря уверенности в себе, в товарищах, в командирах, в боевой технике и оружии;
д) реакции самосохранения;
- волевая - когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой методами самоубеждения; самовнушения; самопоощрения; самопринуждения; самоконтроля; саморегулирования (психического или психофизического);
- мотивационная - связанная с борьбой мотивов, например, продолжать активно выполнять долг или уклониться от опасности и риска.
Психическая напряженность - это состояние, которое может быть также обусловлено предвосхищением (воображением) негативного развития событий.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас.


 

Боевой стресс и особенности его проявления



Можно ожидать следующие положительные последствия от участия в боевых действиях.

1. Повышение умелости, опытности, профессионализма. Война ускоряет социальное время. Человек обучается на ней жизненно важным навыкам в кратчайшие сроки. Он приобретает такие важные для любой профессии качества, как дисциплинированность, организованность, ответственность, предусмотрительность, бдительность, способность к согласованным коллективным действиям. Это способствует успешности социального функционирования участников боевых действий.
2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой. У участников боевых действий закаляется воля, развиваются смелость, интеллектуальные качества. «Под влиянием пережитых трудностей происходит нередко и переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, что делает человека более активным.
3. Укрепление физического здоровья и силы. Многие участники войны выходят из нее физически более развитыми, выносливыми, мене подверженными «мирным» заболеваниям (простуда, ОРЗ и др.).
4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг. Многие участники боевых действий сегодня занимают важные посты в государстве, стали известными политическими деятелями.
Выделяются следующие уровни стресса:
- биохимический (гормональные изменения);
- физиологический (объем легких - кислород, глаза – резкость и дальность зрения, сужение артерий – давление крови, перераспределение кровяных потоков – увеличение энергоснабжения, силы мышц, эвакуации шлаков); - психофизиологический (симпатическая и парасимпатическая НС);
- психологический (сужение сознания, концентрация на опасности, чувство тревоги – готовность; мотивация);
- социально-психологический (деятельностное опосредование общения, его свернутость, снижение этического статуса
Основными принципами проведения ПР являются:
1)оперативность;
2) системность;
3) гибкость;
4)многоступенчатость.
Модель позволяет системно влиять на боевую активность воинов путем воздействия, как на их внутренние психологические возможности, так и на окружающую их социальную, боевую и экологоэргономическую среду.
На индивидуальном уровне БСПИ проявляется в таких формах, как:
1. резкое, неадекватное боевой обстановке повышение или, наоборот, снижение боевой активности;
2. неадекватное боевой ситуации повышение эмоционального возбуждения или, напротив, эмоциональное оцепенение, эмоциональная «тупость";
3. появление деструктивных форм мотивации боевой деятельности или, наоборот, желания «выйти» из боя, любой ценой сохранить себе жизнь;
4. потеря ориентации в ситуации боя; ощущение нереальности происходящего в боевой ситуации; самоотчуждение;
5. резкое, несвойственное конкретному военнослужащему снижение дисциплинированности, появление ненаблюдавшихся ранее нарушений нравственных норм межличностных отношений, деструктивных форм общения с окружающими, развязности поведения;
6. высокий уровень необоснованной раздражительности, гневливости, агрессивности; резкое возрастание тревожности или, наоборот, необоснованное пренебрежение опасностью;
7. неспособность справиться с переживаниями страха; появление заметной замкнутости, подавленности, апатии;
8. потеря интереса к жизни, возникновение мыслей о самоубийстве; БСПИ, как правило, оказывает негативное воздействие на протекание физиологических процессов в организмах военнослужащих, что выражается в заметном ухудшении состояния здоровья, возникновении новых или обострении имевшихся ранее заболеваний, расстройствах автоматизмов физиологического уровня.


Психологические особенности действий личного состава в условиях применения противником оружия массового поражения


Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия.

К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие. О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня нельзя говорить с достаточной научной точностью, так как таких исследований не проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испытаний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, природных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.), крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.

Психологический эффект ударной волны

Изменение картины поля боя, дезориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный невроз является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких
Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного заражения
Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторынх связей в коре головного мозга), так и своим устрашающим эффектом.
Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Противник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком расстоянии и может не обнаруживаться.

Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО

В конце ХХ века в японском городе Кусиро произошло землетрясение. Оно случилось поздно вечером. 200-тысячный город лежал в руинах, но не было ни одной человеческой жертвы, произошло только 9 пожаров. Оказалось, что, покидая дома, японцы выключали свет и газ. Это землетрясение не было предсказано. Просто люди находились в постоянной готовности к стихийным бедствиям. На этом примере видно, что если люди психологически готовы к действию в самых экстремальных условиях, то негативные последствия можно существенно снизить.
Опыт показывает, что для того, чтобы психологически подготовить военнослужащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО, необходимо:
1. Обучать воинов по внешним признакам определять характер и вид ядерного взрыва и на основе этого быстро оценивать размеры опасности и правильно выбирать схему действий. Знание только поражающих факторов, например, светового излучения может вызвать страх, чувство беззащитности и беспомощности. Необходимо разъяснять, что световое и тепловое излучение распространяются прямолинейно и не проникают через непрозрачные материалы. Любая преграда (стена, брезент, окоп) могут защитить от них. Кроме этого, световое излучение может стать своеобразным "союзником" воина. Так как свет распространяется быстрее звука, то он выступает в роли своеобразного сигнализатора о приближении ударной волны. Оно позволяет снять излишнее напряжение в ожидании приближения ударной волны. Военнослужащие должны четко знать, что если через 10-12 сек. после вспышки ударная волна не дошла до них, то ядерный взрыв произошел более чем за 20 км (за 2 сек. ударная волна проходит 1000 м) и реальной опасности не представляет. Вторым видимым эффектом ядерного взрыва является образующееся в первые 1-2 сек. после вспышки облако, имеющее вид поднимающегося столба дыма с грибовидной шапкой. По цвету облака можно определить вид ядерного взрыва.

Если оно белое - взрыв воздушный, если темно-серое - наземный. У воздушного взрыва практически отсутствует радиоактивное заражение местности, что позволяет сразу же действовать в самом эпицентре взрыва в противогазах. Тело человека способно выдержать давление ударной волны в 20 раз больше, чем выдерживает каркасное здание. Следовательно, если хорошо укрыться от светового излучения, то ударная волна представляет меньшую опасность. Солдатам следует разъяснять, что повторное нанесение ядерного удара по одному и тому же месту маловероятно. Поэтому место уже произведенного взрыва - одно из самых безопасных. Знание этих фактов имеет большое психологическое значение: оно вселяет уверенность в собственные силы и безопасность.
2. Организовывать действия личного состава в условиях, моделирующих поражающие факторы ОМП. В этих целях может осуществляться участие войск в испытаниях ядерного оружия при условиях (расстояния от эпицентра, индивидуальная и групповая защита и т.д.), имитация применения ОМП в ходе проведения войсковых учений с помощью специальных имитационных устройств и средств (заводские и самодельные имитаторы ядерного взрыва, учебная радиоактивная пыль, слезоточивые газы, сублетальные дозы ОВ и др.).
3. Демонстрация возможностей средств индивидуальной и коллективной защиты.
4. Организация четкого контроля за радиационной обстановкой. Военнослужащие должны быть уверенными, что при фиксации полученных доз облучения соблюдаются принципы точности и справедливости (дозы не уменьшаются, на приписываются тем, кто их реально не получил). Целесообразно приравнивать опасные дозы облучения к ранениям.
5. Осуществление своевременной эвакуации облученных, зараженных, пораженных военнослужащих в целях недопущения развития у военнослужащих ядерных неврозов и массовых психических заражений. Обход войсками мест массовых потерь от применения ОМП и ВТО.
6. Жесткая и бескомпромиссная борьба со слухами относительно применения противником ОМП, исправности приборов радиационной и химической разведки и т.д. 7. Обучение воинов методам психической саморегуляции и оказания психологической помощи пострадавшим.
8. Оказание своевременной психологической помощи военнослужащим, подвергшимся психотравматизации, больным и раненым.
9. Своевременное осуществление экспресс-программ восстановления боеспособности подразделений, подвергшихся воздействию ОМП и ВТО.


Психологические особенности боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах

1. Влияние социально-психологических, психологических, психоэргономических факторов на боевые действия личного состава.

В основе социально-психологических особенностей лежат существенные различия между военным конфликтом и войной, проявляющиеся в политической, экономической, правовой и идеологической сферах жизнедеятельности общества. Война, как известно, является результатом проявления неразрешимых обычными средствами противоречий между государствами. В ней противоборствующие стороны преследуют самые решительные политические цели. В данном случае речь во многом идет о судьбе государства, ею статусе в мире, благополучии граждан, сохранении власти действующими политическими силами.
Анализ психологических аспектов первой и второй мировых войн показывает, что с началом военных событий подобного рода коренным образом меняются содержательные и динамические характеристики жизни общества во всех воюющих государствах. В недрах социального организма происходят мощные «тектонические» сдвиги: перестраивается на военный лад экономика; меняются содержание и режим деятельности большинства институтов государства; вводится система правовых актов, способствующих повышению ответственности и организованности людей, переориентируется весь комплекс научных исследований, прилагаются дипломатические усилия в целях поиска союзников и предупреждения появления таковых у противника. По существу, начинается отсчет нового социальною времени. Радикальные изменения претерпевают социальные структуры, система статусов и ролей, тип мотивации и социальный контроль. Неизмеримо повышается социальный статус людей, так или иначе участвующих в вооруженной защите интересов государства. Качественно иным становится процесс социализации, протекающий в условиях действия норм (законы, правила, права, обязанности, ответственность) воюющего государства. Социальное положение человека, его роль в социальном процессе определяются отношением к войне, интересам воюющего государства Характер взаимоотношений больших и малых социальных групп во многом обусловливается необходимостью достижения победы над противником (129). У государства появляется насущная потребность в твердом управлении, решительном пресечении действий оппозиции, прекращении внутренних распрей между различными политическими и социальными кланами. Все это создает весьма благоприятные условия для быстрою формирования и привнесении в сознание людей целостной системы общеггосударственных политических идей, ценностей, ориентиров, способствующих консолидации общества, возбуждению в гражданах чувства патриотизма, ненависти к врагу, готовности активно и самоотверженно противостоять ему

2.Особенности мотивации и психических состояний участников локальных военных конфликтов.

Социально-психологические, психоэргономические и тактико-психологические особенности военного конфликта обусловливают специфику мотивации боевых действий военнослужащих, своеобразие их психических состояний и психологических последствий участия в боевой деятельности.
Историк учит, что в вооруженных событиях типа «война» решающее значение для обеспечения активных боевых действий военнослужащих имеют широкие социальные мотивы. НН Головин еще в начале XX века подчеркивал, что все победоносные войны содержали в своей основе идеи, близкие сердцу бойца, а «основа победного стремления бойца лежит в мотивах социального характера» (73, 51). Поэтому среди побуждений, которые следует развивать у войнов, он в первую очередь называл патриотизм, составляющий «фундамент победного стремления бойца» На определяющую роль широких социальных мотивов в системе мотивации участников войн указывают МИ. Дьяченко (95, 97), МП. Коробейников (160; 161), A.M. Столяренко (312) и др. Так, М И Дьяченко отмечает, что «активность боевой деятельности обеспечивается прежде всего широкими общественными и положительными ситуативными мотивами Особое место занимают мотивы, обусловленные взаимоотношениями воинов и содержанием боевой задачи» (97, 32-33). Таким образом, он выстраивает своеобразную иерархию побуждений, в которой на первом месте стоят широкие социальные мотивы, на втором - положительные ситуативные, на третьем - мотивы коллективизма. И такая позиция подкрепляется материалами масштабных исследований боевых действий войск в годы Великой Отечественной войны.


Психологические основы воинской дисциплины


Психологическая характеристика воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих.

Психолого-педагогический подход является односторонним:
• во-первых, понятие дисциплины непомерно расширялось, захватывая области, явно выходящие за рамки дисциплины;
• во-вторых, создавалось ложное впечатление, что психология и педагогика исчерпывают проблематику воинской дисциплины как с теоретической, так и практической сторон.
В этот комплекс входят:
• а) индивидуально-личностная дисциплинированность (структура, развитие, условия функционирования, причины и формы дисциплинарной девиантности);
• б) социальная психология групповых (межличностных) дисциплинарных процессов и структур;
• в) управленческо-психологические механизмы дисциплины;
• г) инженерно-психологические, эргономические и экологические условия дисциплины.
Выделяются две группы дисциплинарно-психологических проблем.
Первая - это несформированность (слабость, неустойчивость, неполнота, незавершенность) индивидуальных, групповых или властно-организаторских механизмов нормативного поведения личного состава и управления им. Анализ показывает, что некоторые военнослужащие или подразделения не имеют требуемой дисциплинарной мотивации и (или) не умеют вести себя организованно, в согласии с уставными правилами, законами, воинскими традициями, а органы военного управления не имеют достаточной энергии и умения, чтобы последовательно и уверенно упорядочивать деятельность своих подчиненных.
Первая группа проблем делится на три подгруппы:
• а) мотивационные проблемы дисциплины;
• б) проблемы нормативной или организаторской некомпетентности;
• в) проблемы психической дезорганизации, как личностной так и групповой, в том числе управленческой (дисциплинарная паника);
Вторая группа психологических проблем дисциплины - это наличие явных или скрытых альтернативных, теневых дисциплинарных систем, как индивидуальных, так и групповых типа "дедовщины", "землячества" или иной неформальной структуры со своей субдисциплиной, которая не совместима с дисциплиной устава, закона, и даже общечеловеческой морали. Свои, особые, порядки могут насаждать в подразделениях и отдельные военнослужащие. Случается, что в подобной роли выступает и командир подразд-я, если он насаждает в подразд-нии дисциплину, руководствуясь не уставом, не принципами воинской морали, а своими эгоистическими побуждениями, ложными представлениями о целях и средствах дисциплинирования.
Следует различать две категории факторов, обусловливающих появление дисциплинарно-психологических проблем:
а) хронические, общенациональные и общеармейские, которые только проявляются в условиях конкретного подразделения;
б) локальные, специфические, порождаемые индивидуальными особенностями военнослужащих, взаимоотношениями непосредственно в их среде, а также частым расхождением повышенных требований к порядку и стартовой готовностью личного состава к их реализации. Психологические проблемы, в отличие от всех остальных, разрешаются путем изменения самого человека и тех отношений, какими он связан с другими людьми. Найти правильное дисциплинарно-психологическое решение, значит, определить способ изменения убеждений, ценностных ориентаций, самооценки и оценок других, межличностных привязанностей воина, его навыков и привычек поведения, чтобы они не противоречили законам военной службы.


Задачи психологического обеспечения, решаемые военными психологами и структурами психологической службы, заключаются в следующем.
1. Непрерывный инструментальный мониторинг (отслеживание) и оценка динамики дисциплинированности военнослужащих и подразделений с учетом решаемых задач, меняющихся условий службы вообще и дисциплинарных в особенности. Эта работа включает не столько учет поведенческих параметров состояния дисциплины (пресловутая дисциплинарная "статистика"), сколько тестирование мотивационных и характерологических компонентов дисциплинированности, уровня нормативной компетентности л/с, а также сформированности коллективно-групповых механизмов дисциплины.
2. Диагностика стартового уровня дисциплины молодого пополнения, оценка индивидуального стиля и опыта нормативного поведения, полученного до службы, прогнозирование дисциплинарной перспективы, определение необходимости, содержания и методики ранних психокоррекционных мероприятий. Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая и обогащающая процесс изучения молодых воинов. Ее решение позволяет целенаправленно организовать дисциплинирование с первых же дней службы и исключить многочисленные ошибки работы вслепую.
3. Психологическая экспертиза планируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по укреплению дисциплины, анализ повседневной дисциплинарной деятельности офицерского и сержантского состава. Особое внимание психологи уделяют тому, насколько психологически грамотно ведется эта работа, какие психологические проблемы находят в ней свое решение, какие остаются незатронутыми и, возможно, даже усиливаются, а то и порождаются психологически некомпетентными действиями. Осуществляется накопление опыта психологической подготовки крупных дисциплинарных мероприятий. Осуществляется экспертиза дисциплинарных систем подразделений и части в целом.
4. Систематическая индивидуальная и групповая (в составе штатных подразделений) психокоррекция - специальная работа военного психолога с военнослужащими, склонными к игнорированию норм воинского поведения, и подразделениями, где имеются трудности в поддержании уставного порядка. Для этой работы от психолога требуется известная специализация и опыт в организации и проведении дисциплинарно ориентированного психологического тренинга.
5. Психологическая экспертиза грубых дисциплинарных проступков, всякого рода происшествий и несчастных случаев в целях выявления и оценки вероятных психологических причин и условий, а также оценки психологических последствий этих событий. В ряде случаев нужна также разработка мероприятий по ликвидации негативных влияний указанных событий на состояние дисциплины как отдельных военнослужащих, так и коллективов.
6. Срочная индивидуальная психологическая помощь военнослужащим, находящимся в состоянии стресса из-за тех или иных дисциплинарных событий, прежде всего, их дисциплинарных проступков, а также различных конфликтов, неблагоприятного климата подразделения и других обстоятельств, которые могут привести к серьезным беспорядкам, расстройству нормативной регуляции поведения отдельных воинов и коллективов.
7. Психологическая - текущая и перспективная - рационализация обстановки жизни и деятельности личного состава, имеющей дисциплинарное значение, в том числе распорядка дня, оборудования и обустройства рабочих мест, боевых постов, содержания и структуры учебного процесса, караульной и внутренней служб и т.д. путем приведения их в соответствие с законами психологии вообще и нормативного поведения в особенности.
8. Повышение дисциплинарно-психологической компетентности офицерского и сержантского состава методами индивидуального управленческого консультирования, лекционного обучения, дисциплинарно-психологического тренинга, деловых игр и т.п. 9. Разработка долгосрочных (перспективных) программ и планов, нацеленных на решение хронических дисциплинарных проблем, устранение систематических недостатков, справиться с которыми в режиме текущей работы, как правило, невозможно.
10. Исследовательская работа в области дисциплины, творческая разработка путей совершенствования дисциплинарных систем в целом и методов решения отдельных дисциплинарных проблем. Перечисленные специальные работы, составляющие содержание психологического обеспечения воинской дисциплины, входят в круг повседневных забот войскового психолога.
Выводы:
1.Таким образом, психологическое обеспечение процесса поддержания и укрепления дисциплины - это важная и сравнительно новая область профессиональной деятельности войсковых психологов, поддерживаемая и доводимая до конца всем офицерским составом, всеми должностными лицами частей. Это работа, которая должна осуществляться непрерывно, спокойно и в тесном контакте с командирами и штабами. Ее реальная значимость зависит от умения психолога проникать в тонкие личностные и межличностные механизмы дисциплины, способности улавливать едва заметные, только назревающие проблемы задолго до того, как они станут очевидными, изобретательности в поиске способов решения разнообразных задач, настойчивости и убедительности в своих предложениях и рекомендациях вышестоящему начальнику.
2. Психология воинской дисциплины имеет две составляющих: теоретическую и практическую. Внося ценный вклад в развитие общей теории воинской дисциплины исследованием личностных, групповых и управленческих механизмов обеспечения нормативности поведения военнослужащих, психология решает важную теоретическую задачу. Этим самим военная психология способствует также и обогащению психологической науки в целом.
3. Практическая сторона психологии воинской дисциплины состоит в научном обеспечении разнообразных форм деятельности по укреплению и совершенствованию воинского порядка.


Особенности сплочения коллектива в процессе воинской деятельности

Характеристика сущности психологической сплоченности воинского коллектива (группы).

В историческом смысле термин сплоченность получил достаточно широкое хождение и семантически может трактоваться в русском языке как единение, общность, единомыслие и единодействие группы людей. Но более древней может считаться военная предтеча сплоченности - понятие сплотить ряды бойцов - т.е. прижаться плечами друг к другу, стать как бы одним целым организмом перед лицом опасности.
Подлинная сплоченность, по сути дела, является тем практически никогда не достижимым результатом развития взаимоотношений между воинами, которые принято называть коллективистскими. Обычно считается, что подобные взаимоотношения реализуются в трех основных, тесно связанных между собой сферах совместной деятельности:
1. морально-политической;
2. военно-профессиональной;
3. межличностно-бытовой.
Сплоченность реализуется в этих сферах на объективном и субъективном уровнях.
Морально-политическое единство объективно реализуется в общности мировоззрений воинов, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную воинскую деятельность. Расхождения во взглядах на политику, религию, мораль, различные понятия о ценностях, добре, справедливости могут стать непреодолимым барьером на пути к установлению морально-политического единства экипажа. И, наоборот, ценностно-ориентационная общность во многом сглаживает шероховатости взаимоотношений во всех сферах совместной деятельности.
Субъективно морально-политическое единство актуализируется во взаимном доверии членов экипажа как единомышленников, сознательно сотрудничающих во имя достижения общей цели.
В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляет себя как боевая сработанность, слаженность, сколоченность, слетанность. Выполнение функциональных обязанностей в составе экипажа способствует своеобразной притирке социально-психологических различий, их взаимному уменьшению. В результате улучшается взаимопонимание, снижается процент неожиданных в совместной деятельности действий и решений, появляется уверенность в партнере, его мастерстве и надежности, а, следовательно, повышается эффективность совместной боевой деятельности. Члены экипажа могут пользоваться одними и теми же навыками и умениями, у них формируются одинаковые привычки, да и внешне они во многом копируют друг друга.
В межличностно-бытовой сфере сплоченность проявляет себя как психологическая совместимость, объективно реализующая себя в бесконфликтности общения в бытовой, внеслужебной обстановке, когда воины занимаются в спортивных секциях, посещают кружки художественной самодеятельности, библиотеки, ходят в увольнения и т.д. Субъективно психологическая совместимость проявляется во взаимной эмоциональной удовлетворенности партнеров друг другом. Большое влияние на формирование психологической совместимости оказывают морально-политическое единство и боевая сработанность воинов, ибо удельный вес морально-политической и военно-профессиональной сфер деятельности является определяющим в структуре армейской службы, в структуре межличностных отношений. Однако много в психологической совместимости зависит и от специфики межличностно-бытовой сферы, где влияние стихийно складывающихся обстоятельств порой трудно поддается учету и контролю со стороны официальных лиц.

Основные направления деятельности военного психолога по сплочению воинских коллективов (групп).

Основные направления сплочения экипажей и боевых расчетов можно охарактеризовать, опираясь на социально-психологическую концепцию сплоченности с выделением таких ведущих ее компонентов, как морально-политическое единство, боевая сработанность и психологическая совместимость. В соответствии с ней к числу таких направлений деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и военных психологов можно отнести:
1. оптимизацию взаимоотношений в морально-политической сфере;
2. формирование боевой сработанности членов экипажа;
3. совершенствование психологической совместимости.
Оптимизация взаимоотношений в морально-политической сфере с целью формирования морально-политического единства многими авторами признается в качестве ведущего направления сплочения воинских экипажей и боевых расчетов.
К статическим предпосылкам морально-политического единства относятся медленно изменяющиеся мировоззренческие взгляды и убеждения воина.
В самом термине морально-политическое единство путем логических рассуждений могут быть выделены основные этапы его достижения:
1. Это, прежде всего, оценка уровня развития и содержательных характеристик мировоззрения каждого из членов экипажа.
2. Сопоставление политических, нравственных, религиозных и других позиций каждого из партнеров, в результате которого выявляется степень их идентичности, отсутствие принципиальных расхождений во взглядах и убеждениях воинов на предназначение армии, на необходимость вооруженной защиты отечества, совершенствование воинского мастерства, на укрепление воинской дисциплины и т.д.
3. Это преобразование общности во взглядах в субъективное чувство взаимного доверия членов экипажа как единомышленник
Выводы: Подводя итог, можно отметить, что сплочение экипажа - дело тонкое, требующее участия в нем не только командиров, их заместителей по воспитательной работе, военных психологов и кадровых работников, но и активного отношения к этой работе личного состава экипажей и боевых расчетов.


Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика


В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния.

Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.
МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС.
В.П. Каширин отмечает , что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.
К числу таких явлений относятся:
а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;
б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;
в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.
Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органа¬ми идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;
2. общественно-психологические, индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию… );
3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).
«Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физи-ческой подготовленностью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил» Ю.Н.Арзамаскин, Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М. ВУ. 2002. стр. 118
Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, то есть психологического механизма регуляции боевого поведения.
Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.
Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:
- какое значение имею происходящие события для их участников;
- в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);
- какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.
Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:
- широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)
- коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);
- индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д.
В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований.

Особенности изучения и формирования здорового морально-психологического состояния.

При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:
1. Формулирование целей оценки МПС.
2. Определение предмета оценки.
3. Выбор показателей, характеризующих предмет.
4. Установление критериев оценки показателей.
5. Определение соответствующих методов оценки.
6. Формирование оценочного вывода.

Выводы:
1. Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи.
2. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .

You are here: Главная Лекции Военная психология Военная психология