Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная конфликтология - Третья сторона в урегулировании межличностных конфликтов

Третья сторона в урегулировании межличностных конфликтов


Учебные вопросы:
1. Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
2. Эффективность участия третьей стороны в урегулировании конфликта

Вопрос 1. Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:

1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
Целесообразность привлечения третьей стороны самими конфликтующими:
1) - военнослужащие осознают необходимость сохранения хороших межличностных отношений;
2) - интенсивность конфликта невелика, но приемлемого варианта решения найти не удаётся;
3) - правовые или иные нормы не допускают использования тех или иных средств в решении конфликта; правовые или иные нормы могут не только не допускать применение тех или иных средств разрешения конфликта, но и давать двоякую трактовку как действий сторон, так и самого противоречия;
4) - необходимость для участников конфликта выработки общих точек соприкосновения, то есть именно то, от чего стоит оттолкнуться;
5) - стороны осознают, что для контроля за соблюдением соглашения требуется не участвующий в конфликте человек;
6) - стимулирующим факторов привлечения третьей стороны становится исчерпание конфликтующими всех наличных ресурсов, возможностей при отсутствии необходимого решения;
7) - третья сторона необходима, когда действия оппонента требуют применение санкций для удержания его в определённых нормативных рамках.
Формы участия третьей стороны в конфликте:
1) - медиаторство (посредничество оказания консультативной помощи в противоречивой ситуации);
2) - арбитраж (ситуация, где привлечение третьей стороны становится нормой, нормативом);
3) - примирение (основной акцент делается на улаживание вопроса).
Классификация основных форм участия третьих лиц в конфликте:

Третейский судья - термин пришел из римского права. Это наиболее авторитетная и авторитарная роль; выносит решение, имеющее окончательный характер; решение обязательно для выполнения обеими сторонами.
Арбитр – имеет широкий спектр возможностей воздействия на оппонента (система штрафов и наказаний). Решения арбитра должны выполняться, но могут быть оспорены в вышестоящих инстанциях.
Посредник – его действие заключается в следующем:
1) - представляет собой более нейтральную роль, чем два предыдущие;
2) - функционал посредника основан на знании и опыте участия в решении противоречия;
3) - деятельность направлена на обеспечение конструктивного обсуждения проблем.
Помощник – организует процедуру обсуждения противоречия, он не наделён права вмешиваться.
Наблюдатель – своим присутствием ориентирует стороны на соблюдение установленных правил конфликтного взаимодействия, а также соблюдения условий заключённого соглашения.

Вопрос 2. Эффективность участия третьей стороны в урегулировании конфликта
Факторы, влияющие на эффективность деятельности третьей стороны:
1) - чрезмерная отрицательная эмоциональная насыщенность конфликтного взаимодействия;
2) - недостатки коммуникативного характера;
3) - наличие стереотипов, мешающих продуктивному взаимодействию;
4) - враждебное поведение сторон, блокирующее взаимодействие;
5) - оценка степени сходства или расхождения по вопросам значимости сбора и оценки имеющихся фактов;
6) - расхождение по поводу списка и порядка пакетов обсуждаемых вопросов;
7) - действительная или мнимая несовместимость интересов;
8) - чёткость процедуры обсуждения вопроса.

Только для третьей стороны:

1) - мотивированность третьей стороны;
2) - настойчивость;
3) - компетентность в выборе оптимальных стратегий, тактик и техник.

Алгоритм деятельности третьей стороны в конфликте:

1) - анализ и коррекция ситуации для создания благоприятной обстановки;
2) - анализ и изменение представлений оппонентов в сторону их объективизации;
3) - нормализация взаимоотношений оппонентов;
4) - фиксация проблемы и её содержание (уточнение, что лежало в основе возникновения инцидента);
5) - совместный поиск решения проблемы;
6) - оценка вариантов решения и принятия единого из общего числа.

You are here: Главная Лекции Военная психология Военная конфликтология