Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная конфликтология

Военная конфликтология

Сущность конфликтов, их роль в жизни и деятельности человека, коллектива и Вооруженных сил

Учебные вопросы:

1. Актуальность проблемы конфликта.

2. Основные положения конфликтологических теорий.

Вопрос 1. Первые конфликтологи - Соломон, Хаммурапи.
Примеры создания системы решения разного рода конфликтов (США).
Конец 30-х годов: Великая депрессия. Создаётся Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения.
50-60-е годы: на первый план вышли межэтнические проблемы. Создание Службы общинных отношений.
70-е годы: международные конфликты на первом плане. создаётся Академия мира и разрешения конфликтов.
80-е годы: конфликтологическая практика стала профессиональной.
Медиаторы – специалисты, решающие противоречивые проблемы и конфликты.
На сегодняшний день: в США насчитывается порядка 400 конфликтологических проектов.

Вопрос 2. Конфликтология под влиянием потребностей практики при условии достаточно богатого опыта сформировалась в самостоятельную междисциплинарную научную область.
1) философия – занимается изучением основных глобальных категорий (проблем конфликта, противоречий).
2) история – изучает исторический фактор межгрупповых, межгосударственных конфликтов.
3) политология – разрабатывает вопросы конфликтности социума на постсоветском конфликте.
4) педагогика – изучает конфликты в области образования.
5) социология
В качестве системообразующей системы для конфликтологии может выступать: психология – имеет лидирующее положение в изучении конфликтов (около 83% всех работ посвящены изучению межличностных конфликтов).

Психологами разработана система концепции конфликтов.
Она включает четыре вида системного анализа:
1) системно-структурный;
2) системно-функциональный;
3) системно-генетический;
4) системно-информационный;

Психологами в основном рассматривается следующая классификация анализа:
1) системно-содержательный
2) системно-ситуационный
3) междисциплинарный
Система принципов в системной концепции конфликтов:
1) междисциплинарный подход в исследовании и разрешении конфликтов;
2) основные результаты изучения конфликта в 16 летний период;
3) результаты, т.е. практика.

Объектом конфликтологии является комплексное изучение всех разновидностей конфликтов, которые в совокупности представляют три типа конфликтов:1)социальные;   2) интерличностные;  3) зоосоциальные конфликты.

Предметом является закономерности, стороны и характеристики конфликтов, которые исследуются наукой на современной этапе её развития.

Два замечания:
1. Конфликт возникает в социальном взаимодействии.
2. Сущность конфликта заключается не столько в возникновении самого противоречия, сколько в способе его решения.

Вопрос 3. Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающиеся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

К = Противоречия + Противодействия + Переживания

Конфликтная ситуация (структура) – совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность тождественных самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.

В состав конфликтной ситуации входят следующие элементы, касающиеся участников конфликта:
1) участники конфликта – оппоненты («ведущие активное действие»);
2) группа поддержки;
3) другие участники.

Выводы:
1. Сложность проблемы конфликта высока и требует высокой конфликтологической культуры и компетентность.
2. Военные психологи в практической деятельности может и должен опираться на научную теоретическую базу современной конфликтологии.
3. Современное развитие отечественной конфликтологии имеет чётко выраженные задачи:
1) углубление процесса изучения конфликта;
2) развитие как теории, так и практики;
3) создание системы конфликтологического образования.


История становления и развития современной конфликтологической теории и практики


Учебные вопросы:
1. Предпосылки формирования конфликтологических знаний.
2. Зарубежная конфликтология в направлениях подхода.
3. Периоды и этапы развития отечественной конфликтологии.
Вопрос 1. Источники конфликтологичеких знаний: Первые научные исследования 4-6 века до н.э. В Древней Греции – Анаксимандр 1957 г до н.э. – он создаёт учение о противоположностях.
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также причинах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Она включает следующие конфликтологические знания:
1) Философские взгляды мыслителей древности и Средневековья
2) Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений
3) Осмысление проблем конфликта в литературе, живописи, музыке и других видах искусства
4) Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных ситуациях
Вопрос 2. Основные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ подходы к изучению конфликта
1) Фрейдистское направление.
2) Социотропное направление. (Опиралось на идеи Ч.Дарвина, перенося на нашу психику и жизнь общества).
3) Логическое направление (К.Лоренц).
4) Теория групповой динамики (К.Левин).
5) Фрустрационно - агрессивный подход (Миллер).
6) Интерракционистский (Вербер, Дж.яМид).
В СОЦИОЛОГИИ необходимо отметить следующие теории:
1. Теория социального конфликта (Маркс).
2. Функциональная теория конфликта («Конфликт – естественное состояние общества», Георг Зиммель). 3. Системно – функциональная (Т.Парсинс).
В ПОЛИТОЛОГИИ:
1) Теория политических групп (Ф.Барето).
2) Теория господствующего политического класса.
Вопрос 3. Первые научные работы по проблеме конфликта в России появились в 1924 году. Это были работы социологического направления и правоведов.
Первый период отечественной конфликтологии охватывает период накопления научных знаний, происходивших до 1924 года.
Первая работа по проблеме трудовых конфликтов появилась в 1924 году.
Второй период: 1924 – 1990 гг. – период становления и развития частных конфликтологичеких наук в рамках
1) 1924 – 1935 гг. – первая волна публикаций
2) 1935 – 1949 гг. – спад, практически нулевая публикация
3) 1949 – 1972 гг. – проблема возрождения научного интереса
4) 1972 – 1992 гг. – формирование первых концептуальных подходов к конфликту как к научному подходу Третий этап: с 1992 года по наше время.


Методологические проблемы конфликтологии, классификация и функции конфликтов


Учебные вопросы:
1. Методологические принципы конфликтологии.
2. Особенности классификации конфликтов.
3. Основные функции конфликтов.
Вопрос 1. Всю совокупность методологических принципов можно разделить на несколько групп:
• общенаучные;
• конкретно-научные (собственной конфликтологии).
Таблица 1 . Общенаучные принципы исследования конфликтов
Развития – Всеобщей связи – Диалектического единства теории, эксперимента и практики – Конкретно-исторического подхода – Объективности – системного подхода – соблюдения законов диалектики.
Принцип развития – все явления необходимо рассматривать в динамике, не только от низшего к высшему, но и наоборот.
Принцип всеобщей связи – необходимо стремиться изучить, оценить максимально большое количество существенных связей конфликта с другими явлениями.
Принцип соблюдения законов диалектики – необходимость учёта как основных философских закономерностей, так и владения ключевыми парными категориями диалектики.
Соблюдение законов диалектики -
1) закон единства и борьбы противоположностей (любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения анатомической, психологической, философской есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.);
2) закон перехода от количественным к качественным явлениям;
3) закон отрицание - отрицание.
Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики - Модели как теоретического знания, так и практической реализации мероприятий невозможно строить без достаточно обоснованных процедурных и эмпирических моделей.
Принцип системного подхода – конфликты необходимо рассматривать как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем, входящих в системы более высокого уровня. Принцип конкретно-исторического подхода – ориентирует на изучение конфликтов в системе конкретных условий, в которых они развиваются.
Принцип объективности – ориентирует на минимизацию влияния личных, групповых интересов, установок и других субъективных факторов на итоги деятельности по регулированию конфликтов.
Таблица 2. Методологические принципы конфликтологии
1) Междисциплинарности
2) Преемственности
3) Личностного подхода
4) Эволюционизма
5) Поиска скрытого содержания конфликтов


Принцип преемственности - требует использования всего научного знания, принятого в конкретной проблеме на сегодняшний день (практический опыт, диссертации специалистов).
Принцип эволюционизма – заставляет ориентироваться в основных закономерностях эволюции и динамике конфликтного взаимодействия, что позволяет учитывать влияние тенденций, закономерностей, социальных конфликтов.
Принцип личностного подхода – с его подачи нами должна формулироваться необходимость выявления и учёта конкретных личностных особенностей всех лиц, участвовавших в конфликте.
Принцип поиска скрытого содержания – он указывает на необходимость изучения не только доступной информации, но и учёту скрытых, глубинных причин конфликта.

Вопрос 2. Классификация заключается в разъединении всего множества объектов и последующим объединением их в группы на основе какого-либо признака. Данный признак называют основанием классификации. Она бывает естественной (есть существенный признак; например, если из конфликта убрать противоречия) и искусственной (например, классификация противоборствующих сторон по степени конфликтности); общие и частные.
Основные виды (классификация):
• типология
• систематика (позволяет разделить разные виды в одну систему)
• таксономия (теория классификации и систематизации деятельности и явлений, имеющих иерархическое строение и описывающих соподчинённые группы)
Таблица 3. Классификация конфликтов (по Емельянову С.М.)


Основание классификации

Виды

Общая характеристика

Сферы проявления
конфликта

Экономические
Идеологические
Социально-бытовые
Семейно-бытовые

В основе лежат экономические противоречия
В основе лежат противоречия во взглядах
В основе лежат противоречия социальной среды
В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень деятельности
и напряженности конфликта

Бурные быстротекущие конфликты
Острые длительные конфликты
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты
Слабовыраженные и быстротекущие

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные конфликты
Межличностные конфликты
Конфликты "Личность-группа"
Межгрупповые конфликты

Социальные последствия

Конструктивные
Деструктивные

Предмет конфликта

Реалистичные (предметные)
Деструктивные


Общая типология и динамика конфликтов

1. Конфликты с участием человека

1) Конфликты с участием человеком
2) Межличностные
3) Между личностью и группой
4) Между малыми социальными группами
5) Между средними социальными группами
6) Между большими социальными группами
7) Межгосударственные (между отдельными, между коалициями)
8) конфликты между «хочу» и «хочу»
9) между «хочу» и «нужно»
10) между «хочу2 и «не могу»
11) между «могу» и «не могу»
12) между «хочу» и «нужно»
13) между «нужно» и «не могу»

2. Зооконфликты

1) интропсихические
2) между положительными тенденциями
3) между положительными и отрицательными тенденциями
4) между отрицательными тенденциями
5) зоосоциальные
6) внутривидовые
7) межвидовые (между двумя животными, между животным и группой, между группами животных)

Функции конфликтов носят двойственный характер: конструктивный и деструктивный. Почему?
1) отсутствует чёткий критерий различения конфликтов
2) трудно дать обобщённую оценку, положительные и отрицательные роли
3) зависит от процесса разрешения конфликта и его результата
4) степень конструктивности (деструктивности) может меняться на разных стадиях развития конфликта
Конструктивные функции конфликтов по отношения к оппонентам
1. устраняет полностью или частично возникшие противоречия
2. ослабляет психическую напряжённость
3. способствует повышению авторитета участника отстаивающего справедливость
4. служит одним из средств самоутверждения её активной жизненной позиции
5. позволяет участникам конфликта более глубоко оценить друг друга
6. служит источником развития личности и межличностных отношений
7. может улучшать качество индивидуальной деятельности
Конструктивные функции конфликтов по отношения к группе
1. выявляет нерешённые проблемы в деятельности группы
2. служит средством активизации социальной жизни группы, общества
3. может выполнять функцию сплочения группы
4. оптимизирует межличностные отношения в группе
5. зондирует общественное мнение, коллективные настроения
6. может способствовать появлению новых, более благоприятных условий для решения тех или иных противоречий
7. способствует поиску продуктивных решений, проблем
Деструктивные функции:
1. Конфликт способен повергнуть общество в хаос.
2. Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции.
3. Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества.
4. Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие.
5. Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт.

Такое усиление конфликта называют эскалацией.

Динамика конфликта

Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.
Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.
Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт.
Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует "переоценке ценностей” с учетом происшедших перемен.
Вторая фаза – выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо искать примирения; либо эскалация, продолжение конфликта.
Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.
Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.


Теоретико-методологические проблемы конфликта

Учебные вопросы:
1. Развитие конфликтологических идей в философии Древнего времени и раннем Средневековье.
2. Проблемы конфликты в 19 - 20 веках.
3. Методологические принципы конфликтологии.
4. Основные подходы к пониманию конфликтов.
5. Основные виды анализа конфликтов.
6. Универсальная понятийная схема изучения конфликта.

Вопрос 1. Источники конфликтологических знаний :
1) - философские взгляды мыслителей древности и средневековья .
2) - Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений.
3) - Осмысление проблемы конфликта в литературе, живописи, языке и других видах искусства.
4) -Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
1 век д. н.э Китайские мыслители
Большую роль в развитии конфликтологии сыграли философы – теологи : Фома Аквинский.
Осмысление проблемы конфликтов в рамках литературы, живописи и др. видов творчества.
4 источник : практические конфликтологические знания содержащиеся в индивидуальном опыте!

«В споре рождается истина»…

Видение К-ов в трудах мыслителей древнего мира.
Древние философы считали, что сам по себе К-т не плох и не хорошо, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «К-т» они еще не употребляли, но уже видели, что К-т не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь его часть.

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.
По мнению древнего китайского философа Лао-цзы (579 – 499 гг. д н.э) – главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько дополняют друг друга, образуют гармонию Единого. Этим взглядом созвучны идеи древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535 – 475 до н.э.).
Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и К-ты. Древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 до н.э._ считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушала несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
Толкование природы конфликта в эпоху Средневековья.

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея». Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей. Постановка этих вопросов явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. (По мнению богословов - природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него). Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Конфликтологические направления в науках :
1) Философия
2) История
3) Политология (разрабатывает решения проблем конфликтов социума)
4) Педагогика. (проблемы коллективов обучающихся).
5) Социология.

Вопрос 2. Проблемы конфликта в 19-20вв
Основные социальные конфликты 19-20- века:
1) Карл Маркс «Конфликт социальных групп»
2) Льюиз Козер «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус». Жесткое отношение к ценностям общества приводит к конфликту!
3) Георг Зиммель «Социальная конфликтология» (конфликт между индивидом и обществом)
4) Маркс Вебер «Направленность конфликта»
5) Рольф Дарендорф «Конфликт и свобода», «Конфликт после класса»
Рассмотрение конфликта на трех этапах:
1) Рассмотрение конфликтных интересов, предоставляемых двумя соц. позициями( противоположными)
2) Организация фактических групп( группа интересов)
3) Рассмотрение конфликта в ярко-выраженной идентичности(нациях, полит. организациях…)

Вопрос 3. Методологические принципы конфликтологии.
1-Общенаучные принципы.
1) Развитие .
2) Всеобщие связи
3) Диалектического единства теории эксперимента и практики.(Модели как теоретического знания так и практической реализации знаний невозможно строить без достаточно обоснованных процедурных моделей)
4) Объективности (ориентирует на минимизацию личных , групповых интересов, установок на процесс и итоговые результаты работы с конфликтами).
5) Конкретно- исторического подхода (ориентирует на изучение конфликтов в системе конкретных условий в которых они развеваются)
6) Соблюдение законов диалектики. Учёт основных философских закономерностей ,так и владения ключевыми парными категориями диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода от количественным к качественным явлениям, закон отрицания отрицания.)
7) Системного подхода.( Конфликты нужно рассматривать как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящих в качестве подсистем более качественного уровня )
2-Конкретно-научные принципы.
1) Междисциплинарности.(ориентирует на максимально широко применяемых знаний).
2) Преемственности.(Требует использование всего научного знания выработанного по конкретной проблемы).
3) Эволюционизма.(заставляет нас ориентироваться в основных закономерностей эволюции и динамики конфликтного взаимодействия, что позволяет учитывать влияние закономерностей ).
4) Личностного подхода.(С его подаци нами должна формулироваться необходимость явления и учёта всех конкретных личностных особенностей всех участников конфликтов).
5) Принцип поиска скрытого содержания конфликтов. (Необходимость изучения не только доступной информации но и учёта скрытых и глубинных сторон конфликтов ).

Вопрос 4. Основные подходы к пониманию конфликтов.
Дарендорф « конфликт рассматривается ни как благо само по себе, а как неизбежный способ преодоления противоречий структур и сообщества в целом». « конфликт не заканчивается войной»
Дюверже «политика - есть война, но без вооруженных конфликтов»
Выделяют единые сущностные свойства:
1. Наличие противоречия(между интересами, целями, мотивами…)
2. Противоборство, стремление нанести ущерб оппоненту
3. Негативные чувства и эмоции как фоновые характеристики
Категории: понятие и структура, его динамика и стадия развития, функции и типология.
Конфликт- отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Противодействие субъектов в конфликтах может разворачиваться в трех сферах:
1) Общение
2) Поведение
3) Деятельность
Социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредотачивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Вопрос 5. основные виды анализа конфликтов.
Возникновение
Осознание
Понимание и выбор стороны
Виды системного анализа конфликта:
1) Системно- функциональный
2) Системно- информационный
3) Системно- структурный
4) Системно- генетический
5) Системно- содержательный
6) междисциплинарный

К=П+П+П= ЗП

Структура конфликта:
1. противоречия
2. противодействие
3. переживания
Основные способы разрешения конфликтов:
1) соглашение
2) соглашение вследствие законодательных сил
3) соглашение вследствие воздействия одной из сторон на другую
4) потеря актуальности с течением времени
Вопрос 6. Универсальная понятийная схема изучения конфликта.
Конфликт:
1) исследование и диагностика
2) завершение
3) предупреждение
4) системно-информационное описание
5) генезис
6) сущность
7) классификация
8) структура
9) функции
10) динамика


Объективные причины конфликтов

Учебные вопросы:
1. Собственно объективные причины конфликтного взаимодействия.
2. Организационно-управленческие причины конфликтов в воинском коллективе.

Вопрос 1. Детерминация конфликта – это фундаментальная проблема, так как связана с раскрытием конфликта.
Она указывает на 2 стороны: объективную и субъективную.
Основные проблемы детерминации конфликта:
1) Ввиду разнообразия конфликтов разнообразны причины и условия их возникновения и протекания
2) Конфликт – это всегда объективно и субъективное отношение происходящего в социальной среде.
3) Конфликт - многосложное явление, объединяющее от политических и социально-экономических до психологических элементов (пример, кризис).
4) Учитывая, что социум и происходящие процессы в нём достаточно сложны, необходимо рассматривать как постоянно действующие, так и периодически возобновляемые причины конфликтов.
Причины возникновения конфликтов:
1) Объективные
2) Субъективные
3) Организационно-управленческие
4) Социально-психологические
Объективные факторы возникновения конфликтов:
1) Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности
2) Слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения противоречий
3) Недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовых благ
4) Образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами
5) Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.
Уровень удовлетворения базовых потребностей в обществе неодинаков, что приводит к их подавлению у тех или иных групп населения.

Вопрос 2. Основные причины организационно-управленческих конфликтов:
1. Функционально-организационные причины (неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой)
2. Структурно-организационные причины (несоответствие структуры организации требованиями деятельности, которой она занимается)
3. Личностно-фунциональные причины (несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности)
4. Ситуативно-управленческие причины (ситуативные ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения конкретных задач)
Изучение конфликтов показало, что по вине руководителей в организациях возникает 75 % .



Личностные причины конфликтного поведения военнослужащих

Вопрос 1. Под конфликтно устойчивостью понимается достаточная психологическая готовность личности к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов.
Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудных ситуациях.

Показателем устойчивости является вариативность.

Структура конфликтно устойчивости:

1) Эмоциональный компонент (отражает состояние психики личности в трудные ситуации, уровень и характер возбудимости психики, влияние на успешность общения; заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях)
2) Волевой компонент (способность личности к сознательной мобилизации сил, позволяет регулировать эмоциональное возбуждение в момент конфликтной ситуации, обеспечивает толерантность)
3) Познавательный компонент (устойчивость функционирования познавательных компонентов, невосприимчивость провокационным действиям оппонента, включает умение определить начало конфликтным ситуациям, умение сводить к минимуму конфликтные ситуации)
4) Мотивационный компонент (способствует оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия)
5) Психомоторный компонент (обеспечивает правильность поведения и действий и чёткость соответствия ситуаций)
Слова, использующиеся в конфликтах - Позиции, Ценности, Цели, Проблемы, Интересы, Потребности.
Позиция – являются формальными, официальными, гласными, по сути - это требование.
Ценности – самые существенные качества, которые считаются наиболее важными и используются для подкрепления позиции.
Цели – это специфические моменты, о которых конфликтующие стороны говорят, что хотят их добиться и обычно они являются частью позиций.
Проблема – это то, что по словам конфликтующих сторон заключается конфликт.
Интересы – это то, чего стороны действительно хотят, и что является мотивацией провозглашающей позиции.
Потребности – фундаментальные основные условия человеческого существования, могут быть предметами переговоров.

Личностные причины возникновения конфликтов:

1) Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого
2) Низкий уровень социально-психологической компетентности
3) Низкая конфликтная устойчивость
4) Плохое развитие эмпатии
5) Завышенный уровень притязаний
6) Тип темперамента акцентуации характери и др.

Вопрос 2. Социально-психологические причины возникновения конфликтов
Причины конфликтов:
1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации
2. Неблагоприятное редкое взаимодействие людей
3. Естественный различный подход к системе сложных событий
4. Различия в способах анализа результатов деятельности и личности
5. Психологическая несовместимость
6. Нарушения межличностных отношений
7. Внутригрупповые фавориты
8. Конкретный характер взаимоотношений
9. Ограничение способности к децентрации
10. Стремление к власти и др.
Психологическая несовместимость военнослужащих:
1) Психофизиологический уровень
2) Индивидуально-психологический (проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих лиц)
3) Социально-психологический (фиксируется противоречия жизненных ценностей и идеалов)
4) Социальный (может проявлять в несовпадении мировоззрении, убеждений, идеологических установок)
Причины межличностных конфликтов:
1) внутригрупповой лидер (предпочтение представителям других групп)
2) конкурентный характер взаимодействия с членами группы
3) стремление получить от окружающих больше, чем отдавать
4) стремление к лидерству

Вопрос 3. Социально - психологические индикаторы неуставных взаимоотношений:
1) Устойчивая внутригрупповая дифференциация ролей, позиции с жёсткой иерархией взаимоотношений
2) Наличие разнообразных форм принуждений и санкций тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний этой системы
3) Трансляция искажённых традиций, ритуалов, передаваемых от призыва к призыву, сопровождающиеся фактами нарушения уставных взаимоотношений

Социально-психологические противоречия:

1) Противоречия в сфере воинского труда между уровнем развития коллектива и содержанием выполнения поставленных задач
2) Противоречия в системе управления между сложностью задач, повышения требования профессионализма, способностью должностных лиц, обеспечивать данный процесс
3) Противоречия в процессе комплектования воинских частей между требованиями профессиональной готовности военнослужащих и фактическим состоянием молодёжи
4) Противоречия в системе воспитательной работы между задачами воспитания целостной психологически устойчивой личностью военнослужащего и некомпетентностью


Особенности конфликтов в различных сферах жизнедеятельности личности


Учебные вопросы:
1. Конфликты в различных сферах деятельности человека.
2. Конфликты в различных ситуациях взаимодействия.

Вопрос 1. Психологи выделяют следующие конфликты:
1) Конфликты деятельности
2) Конфликты поступков
3) Конфликты отношений
Психологи рекомендуют:
1) Контролировать свои эмоции, стараться быть объективным
2) Не приписывать своему ученику вину
3) Не оскорблять ученика
4) Стараться не выгонять ученика из класса и не обращаться к администрации
5) Не отвечать на агрессию агрессией, не переходить на личность
6) Не бояться конфликта с учащимся

Основные виды конфликтов:

I. Внутриличностные конфликты – представляют собой противоречия, воспринимаемые и эмоционально переживаемые человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленная на его преодоление.
II. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленная разнонаправленными политическими целями и интересами.

1) Межполитические
2) Внутриполитические

III. Трудовой конфликт - это вид социального конфликта, объект которого является трудовые отношения и условия их обеспечения.
IV. Межгрупповые конфликты – между подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединённых в период конфликта в единое сплочённое сообщество.
V. Межличностные конфликты – это противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемые переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу.

Внутриличностные конфликты (по Элерсу)

Форма проявления

Симптомы

Невростения

Невыносимость к сильным раздражителям

Эйфория

Показное веселье; неадекватность выражения радости

Регрессия

Примитивные формы поведения

Проекция

Критика других

Номадизм

Частое изменение м/ж, места работы

Рационализм

Самооправдание поступков

(по Эриксону)

Возрастной период (лет)

Содержание кризиса

1

0-1

доверие - не доверие

2

1-2

автономие - стыд - сомнение

3

3-6

инициатива - чувство воли

4

6-12

трудолюбие - чувство неполноценности

5

12-19

Я идентификация - смешение ролей

6

20-25

близость - изоляция

7

25-64

порождение творчеством - застой

8

65 - х

интеграция - отчаяние

Виды внутриличностных конфликтов:

1) Исторический (завышенные претензии личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требования окружающих)
2) Обессивно-психостенический (характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами)
3) Невростенический (характеризуется противоречиями между возможностями личности и её завышенным требованием к себе)
Трудовой конфликт — вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты.
Первые обычно являются конфликтами «по вертикали». Исходя из особенностей сторон, межгрупповые трудовые конфликты могут быть представлены следующими видами:
1) между трудовым коллективом и администрацией;
2) между трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;
3) между администрацией и профкомом;
4) между трудовым коллективом и руководством отрасли;
5) между трудовыми коллективами разных организаций;
6) между трудовыми коллективами и органами управления государства.
В зависимости от сферы взаимодействия, в которой возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
1) условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность и т. д.);
2) система распределения ресурсов (выплата заработной платы, расходование финансовых средств, распределение полученной прибыли, участие работников в управлении капиталом и т. д.);
3) выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов и т. п.).
Пути разрешения трудовых конфликтов:
1) Коллективный договор, соглашение и контракты, содержащие права и обязанности
2) комиссиями по трудовым спорам или судами общей юрисдикции
3) работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отдельных отраслей

Политические конфликты

Политический конфликт — столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами.
Политические конфликты делятся на внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические.
Внутриполитические конфликты:
1) классовые внутрлиличностные
2) между политическими партиями (общественно-политическими движениями)
3) между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении и др.
4) межэтнические с ярко выраженной политической окраской
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов:
1) социальное маневрирование
2) политическое маневрирование
3) политическое манипулирование
4) интеграция контрэлиты
5) ослабление «системной оппозиции»
6) силовое давление
К основным видам внутриполитических конфликтов относятся:
1) классовые внутриполитические конфликты
2) конфликты между политическим партиями
3) конфликты между группировками за лидерство в государстве, партии, движении.
4) Межэтнические конфликты с ярко выраженной политической окраской.
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов:
1) Социальное маневрирование
2) Политическое маневрирование
3) Политическое манипулирование
4) Интеграция контрэлиты
5) Ослабление «системной оппозиции»
6) Силовое давление
Межгосударственные (внешнеполитические) конфликты:
1) Конфликт идеологий
2) Конфликт между государствами с целью политического господства
3) Конфликт экономических интересов
4) Конфликт, вызванный территориальными противоречиями
5) Религиозный конфликт
Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов:
1) Интернационализация жизни мирового сообщества
2) Строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сообщества
3) Строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования
4) Снижение уровня военного противостояния
5) Усиление роли межправительственных организаций

Вопрос 2. Причины конфликтов:
1) Объективные (естественное столкновение интересов, новаторов и консерваторов)
2) Организационно-управленческие причины (несовершенство политических, социальных, управленческих механизмов без конфликтной оценки, внедрение и распространение новшеств)
3) Личностные причины
4) Ситуативные причины (состоят в конкретных особенностях единичных ситуаций)
Основные проблемы разрешения конфликтов:
1) Внедрение любых новшеств в большей мере нетехнические, а социальные процессы
2) Чем более существенные негативные эмоции, тем менее конструктивней конфликт
3) Чем лучше члены коллектива информированы о сущностях и особенностях нововведения, тем меньше острота конфликта
4) Поспешное внедрение нововведения

Семья, как политический институт

Причины супружеских конфликтов:
1) Психосексуальная несовместимость супругов
2) Неудовлетворение потребности значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнёра
3) Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях
4) Пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей
5) Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопониманию
6) Различие в потребностях по проведению досуга
Кризисные периоды развития семьи:
1) Первый год супружеской жизни (конфликты адаптации друг к другу)
2) Он связан с появлением детей, появлением новых задач, новых структур взаимодействия
3) Он совпадает со средним супружеским возрастом, однообразие
4) Он наступает после 18 – 24 лет совместной жизни
Последствия после семейных конфликтов:
1) Состояние полной неудовлетворённостью
2) Состояние чувства вины
Профилактика семейных трудностей:
1) Успешно ожидаемый выбор друг друга
2) Установки позитивного восприятия, переживанию и их преодолению на момент жизненного кризиса
3) Установки
4) Наличие знаний в области психологии семьи, семейных отношений
5) Наличие психологических знаний и определённых навыков, правил гармонизации семейных отношений
6) Осознание своих ожиданий о дальнейшей семье
Преодоление семейных трудностей:
1) Самопомощь
2) Взаимопомощь
3) Специальная помощь (семейное консультирование)
Механизмы преодоления семейных трудностей:
1) Осознание, понимание супругами
2) Принятие и переработка глубинного конфликта, глубинного конфликта, причин, проблем
3) Появление идеи, мотивации к изменению
4) Перемена отношения к семейным трудностям
5) Поиск способов преодоления психологических и социально-психологических преград
6) Достижение более полного удовлетворения базовыми семейными потребностями


Особенности протекания и влияния конфликтов на жизнедеятельность военнослужащих


Учебные вопросы:
1. Особенности конфликтов между военнослужащими по призыву.
2. Межличностные конфликты во взаимоотношениях офицеров.
3. Специфика конфликтов между начальниками и подчинёнными.

Вопрос 1. Две категории конфликтов:
1) Конфликты по горизонтали
2) Конфликты по вертикали (оппоненты - соподчинённые лица)
Причины конфликтов:
1) Объективная

1) недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач
2) нарушение социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ
3) слабая разработанность правовых и других нормативных процедур
4) субординационный тип отношения к военнослужащим и духовным укладам воинской службы
5) сложность и динамичность воинской деятельности
6) несоответствие нормативного характера отношения военнослужащего
7) сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу

2) Субъективные
3) Управленческие

1) на принятие необоснованных или ошибочных решений
2) излишняя опека или подмена старшими начальниками младшими командирами в выполнении ими должностных обязанностей
3) слабая забота некоторых руководителей о престижности командных должностей
4) несоответствие между функциями и средствами, которые имеются в распоряжении военнослужащего для выполнения этих функций
5) примерное равенство ряда категорий военнослужащих и начальников по возрасту с подчинёнными
6) недостаточная подготовка ряда военнослужащих

4) Психологические

1) существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям и традициям обычаев, выражающиеся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев
2) низкая культура общения, грубость и нетерпимость к чужому мнению
3) стремление командиров утвердить свой авторитет любой ценой
4) отрицательная установка подчинённого на начальника
5) напряжённые взаимоотношения между военнослужащими
6) предвзятое отношение начальника к своим подчинённым
7) завышенная самооценка военнослужащих
8) стремление нечестным путём добиться лидерства в коллективе
9) негативизм в поведении некоторых военнослужащих
10) повышенная агрессивность и раздражительность

Первое место среди психологических причин конфликтов между военнослужащими является оскорбление чести и достоинства военнослужащего. Вторую позицию занимает борьба за более привлекательную социально-групповую роль в подразделении. Третье место занимает неудовлетворительное качество воинской деятельности.

Вопрос 2. Характеристики:
1) содержательная
2) оценка чистоты конфликта (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)
3) динамика в течение года (зависимость от времени года)
4) длительность протекания конфликтов
5) воздействие конфликта на степень разрешения противоречия, лежащего в его основе
6) наиболее часто используемые способы борьбы в конфликте (критика оппонентов 31%; грубость по отношению к оппонентам 24%; обращение за поддержкой к начальнику 22%; обращение за поддержкой к общественности 16%; невыполнение распоряжений оппонентов 15%; добросовестное использование обязанностей как средство укрепление своих позиций 15%; угроза оппонентов 12%; обращение за поддержкой сослуживцев 12%)
7) зависимость чистоты конфликтов от времени пребывания в должности офицера – оппонента
Вопрос 3. Объективные причины конфликтов:
1) Субординационный характер отношений
2) Деятельность в системе человек-человек
3) Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована
4) Интенсивность совместных действий с оппонентом
5) Наиболее конфликтное звено – руководитель и подчинённый
6) Разбалансированность рабочего места
7) Рассогласованность связей между рабочими местами в организации
8) Сложность специальной профессиональной адаптации
9) Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации

Типы конфликтов

Тип конфликта

Характеристика

Вертикальный конфликт

Горизонтальный конфликт

1. Препятствие достижению целей, свойств, и т.д.

Действие одного препятствует действию другого

Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижений цели

2. Препятствие личных целей

Действие одного препятствует достижению личных целей других

Руководитель не обеспечивает возможность

Подчиненный создает препятствие для достижения личных целей руководителя

3. Противоречие действий принятым нормам

Конфликт поведения и норм в группе

Противоречие деятельности руководителя, деструктивный стиль работы с подчиненным

противоречия деятельности подчиненного

4. Личные противоречия

Личное несоответствие

Лидеры не определены, не оправдывают ожидания последователей

Члены коллектива не оправдывают его деятельность

Ставьте подчинённому конкретные задачи.
Обеспечьте выполнение задачи всем необходимым.


Основные подходы и особенности научного исследования внутриличностных конфликтов


Учебные вопросы:
1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
2. Последствия внутриличностных конфликтов.
3. Уровни разрешения внутриличностного конфликта.
Психоаналитическое направление – делает основной упор на биопсихологической проблеме. Столкновение отдельных элементов нашей психики.
Аспекты:
Противоречия между отдельными структурами личности, которые зовутся «ид» (первичная врожденная инстанция, иррациональная и подчиненная принципу удовольствия; которая проявляется в неосознанных желаниях, влечениях, сновидениях), «эго» (разумная инстанция, основанная на принципе реальности; задача – взаимодействие с «ид» - привести в соответствие с реальными требованиями неосознаваемые импульсы «ид») и «супер-эго» (цензурная инстанция, основанная на принципе реальности).
1. Аналитическое направление (К.Г.Юнг) – рассматривала конфликт как регресс в сторону бессознательного - «проигрывание родительского сознания».
2. Неопсихоаналитики (неофрейдисты) – (К.Хорни) – рассматривают конфликт с двух позиций (стремлений).
3. Стремление к удовлетворению потребностей и Безопасность
4. Противоречие невротических потребностей.
5. Гуманистическое направление – (К.Роджерс, А.Маслоу) – по К.Роджерсу: в основе внутриличностного конфликта лежит противоречие, возникающее между двумя осознанными, но ложными самооценками и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу – столкновение потребности в самоактуализации, а с другой стороны – отсутствие возможности её реализовать.
6. Логотерапия – (по В.Фраклу) – конфликт – с одной стороны , это потеря смысла жизни, с другой стороны – необходимость держать в себе образ жизни.
7. Когнитивная психология – несовпадение знаний с одной стороны и поведения с другой (диссонанс, возникающий при исполнении определенной роли).
Внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающие противоречивые связи с окружающей средой и задерживающие принятие решения.
Показатели внутриличностного конфликта (это показатели, полученные из следующих сфер):
1) Когнитивная сфера (снижение самооценки)
2) Эмоциональная сфера (психоэмоциональное перенапряжение, длительные частые переживания)
3) Поведенческая сфера (снижении качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенностью деятельностью, разрушение систем общения, интегральные показатели: усиление стресса, ухудшение работы механизма адаптации)
Классификация внутриличностных конфликтов:
1) Мотив
2) Ценности
3) Самооценка
Истерический внутриличностный конфликт – завышенные претензии, неадекватная оценка объективных условий и требований.
Обсессивно-психастенический внутриличностный конфликт – речь идет о противоречиях между собственно потребностями и долгом моральном поведении, постоянное навящивое состояние, в котором появляются желания, противоречащие морали.
Неврастенический внутриличностный конфликт – с одной стороны оценка возможности, с другой стороны - завышенные требования к самому себе.

Вопрос 2. Последствия внутриличностных конфликтов.
Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.

Подходы и причины к самоубийству:

1) Анатомо-антропологический – в качестве причины самоубийства – психофизические, морфологические, наследственные проблемы.
2) Социологическая концепция – главная причины – влияние социальных факторов на личность, та или иная интеграция личности.
3) Психопатологическое направление – суицид – это психическое расстройство.
4) Концепция микросоциального конфликта – рассматривает причину самоубийства – столкновение человека со средой в конкретной ситуации и дезадаптации личности.
Выявлена связь между самоубийством и отдельным характерологических средств.

Психологическая структура суицидального поведения

Мотивационный компонент (речь идет о мотивах социальных установок). Существует 5 ведущих мотивов:
1) Протест
2) Призыв к состраданию
3) Избегание душевных и физических страданий
4) Самонаказание
5) Капитуляция перед жизнью
Аффективный компонент – это устойчивые эмоциональные переживания, отражающие уровни значимости в кризисной ситуации.
1) Острые аффекты
2) Устойчивые депрессивные состояния
3) Фрустрация большой интенсивности
4) Тягостное ожидание негативных последствий
5) Тревога, связанная с потерей социального статуса
6) Страх перед необходимостью принятия ответственности
Ориентировочный компонент – это блок деятельности, отвечающий за анализ социальной ситуации, осознания уровня её кризисности.
Исполнительный компонент – представляет собой словесные поведенческие реакции, соответствующие ориентационному и аффективному поведению.
1) Снижение психологической защиты

Механизмы психологической защиты:

1) «отрицание» – заключается в инфантильной подмене принятия решения в соответствие с новыми обстоятельствами.
2) «проекция» - приписывание различных негативных качеств источнику трудностей, что составляет рациональную основу для его непринятия.
3) «регрессия» - возвращение ситуации внутреннего конфликта детским стереотипам.
4) «сублимация» - переключение на другой вид деятельности, совершение привлекательных общественно значимых действий.
5) «рационализация» - заключается в нахождении правдоподобных причин для оправдания своих действий, вызванные подавленными чувствами.
6) «подавление» - развивается для сдерживания страха, которое блокируется посредством забывания его источника и обстоятельства.
7) «идентификация» - моделирование поведения другого лица как путь повышения самоценности.
8) «реактивное образование» - предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположную установку.
9) «компенсация» - часто используется сознательно; предназначен для сдерживания аффективных переживаний по поводу мнимой и реальной утраты. 10) и т.д.


Организация, основные методы и приемы конфликтологического исследования в воинских коллективах


Учебные вопросы:
1. Организация исследования конфликта.
2. Методы изучения особенностей конфликтного взаимодействия.
Вопрос 1. Конфликт объясняется бесконечным множеством характеристик, но лишь часть этих характеристик имеет значение.
Задачи, решаемые диагностикой:
1. Необходимость обладать методами и методиками оценки конфликта
2. Иметь четкое представление о существенно измеряемых характеристиках
3. Иметь подготовленный персонал для использования методов и знающий характеристики.
Изучение конфликтности личности – чаще всего понимается как частота вступления человеком в межличностные конфликты.
Факторы:
1) Темперамент
2) Психологическая устойчивость
3) Агрессивность
4) Уровень притязаний
5) и т.д.

Социально-психологические факторы:

1) социальные установки
2) ценности
3) отношение к оппоненту
4) направленность интересов
5) и т.д.
Чисто социальные факторы:
Алгоритм организации и процесса исследования конфликта
1) составление программы исследования
2) определение объекта изучения - необходимо формирование экспериментальной выборки
3) разработка методики анализа
4) пробное изучение конфликта
5) сбор информации
6) Качественная и количественная обработка данных
7) Объяснение полученных результатов
8) Обоснование и выдача рекомендаций
Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. Важным свойством выборки является репрезентативность – способность выборки воспроизвести характеристики генеральной совокупности
Методика – комплекс методов и процедур их реализации, использованных в процессе изучения конфликта
Программа исследования конфликтов – изложение основных задач, предпосылок и гипотез, связанных с процедурой изучения конфликта. Задачи:
1) Обоснование и формулировка проблемы
2) Определение объекта и предмета исследований
3) Определение цели изучения
4) Логический анализ основных понятий, связанных с изучением проблемы
5) Выдвижение рабочих гипотез
6) Определение задач исследования
7) Набросок основных процедур сбора и обработки информации.

Методы изучения особенностей конфликтного взаимодействия

Качественные методы изучения конфликтов:

1) Анализ
2) Синтез
3) Индукция
4) Дедукция
5) Обобщение
6) Сравнительный метод
7) Исторический метод
8) Логический метод

Методы сбора данных:

1) Наблюдение
2) Изучение документов
3) Опрос
4) Тестовый метод
5) Эксперимент


Психологические условия предупреждения конфликтов


Учебные вопросы:
1. Управленческие условия предупреждения конфликтов.
2. Социальные и психологические условия профилактики конфликтов.
Вопрос 1. Управленческие условия предупреждения конфликтов.
Принципы работы:
1) компетентности – вмешательство в естественный ход конфликтной ситуации должно осуществляться людьми, имеющими достаточный уровень подготовки.
2) сотрудничества и компромисса – не менять радикальным образом содержание развития событий, а постепенно добиваться конструктивного подхода к решению проблем.
Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к конфликтному взаимодействию, осуществляемая на всех этапах его развития от возникновения противоречий до снятия последствий конфликта.
Управление конфликтом включает в себя:
1) прогнозирование конфликтов
2) профилактика
3) предупреждение
4) завершение
5) решение последствий в постконфликтный период
Принципы и условия предупреждения конфликтов на уровне управленческой деятельности опираются на причины объективного и организационно-управленческого характера.
Вопрос 2. Социальные и психологические условия профилактики конфликтов.
Условия сбалансированного взаимодействия.
1) баланс ролей
2) баланс взаимозависимости решений и действий
3) баланс взаимных услуг
4) баланс ущерба
5) сбалансированность самооценки и внешней оценки
Одним из важных условий предупреждения конфликтов является глубокая объективная и осознанная оценка деятельности руководителем подчинённым, а также чёткое знание подчиненными основных критериев их оценки в каждый момент времени.


Роль информации в конфликтном взаимодействии и особенности неконфликтного общения


Учебные вопросы:
1. Психологические барьеры общения как факторы возникновения конфликтов
2. Психологические условия оптимизации общения военнослужащих
Вопрос 1. Проблемы передачи информации:
1. Значительная часть информации, касающаяся предмета общения, находится на уровне бессознательного

Основные барьеры общения:

1) Языковой барьер
2) Грамматический барьер
3) Фонетический барьер
4) Семантический барьер
5) Стилистический барьер
6) Логический барьер
7) Барьеры социокультурных различий
8) Барьеры отношений
9) Психологические барьеры

9.1) Замалчивание или утаивание
9.2) Трудности усвоения
9.3) Отсутствие доступного смысла информации
9.4) Различное толкование информации членами коллектива

Формирование образа врага. Происходит на этапе инцидента
Основные характеристики врага складываются в процессе эскалации конфликта.
Признаки доминирования образа врага:
1) Недоверие
2) Возложение вины за ситуацию на оппонента
3) Негативные ожидания в отношении оппонента
4) Деиндивидуализация в отношении оппонента
5) Отказ в сочувствии
Толерантность – готовность к принятию иных взглядов и логик, признание права на отличие, непохожесть, фактор, стабилизирующий личность и общество изнутри. Существует внешняя и внутренняя толерантность.
Требования публичной критики:
1) Критика должна быть принципиальной и выступающий с ней должен иметь свою точку зрения
2) Критика должна быть аргументирована
3) Критика должна быть открытой и публичной
4) Критика должна быть доброжелательной и щадящей
5) Критика должна быть конструктивной
Вопрос 2. Способы повышения психологической устойчивости в условиях критики:
1) Критика – это резерв самосовершенствования
2) НЕ существует критики, из которой нельзя извлечь пользы
3) Отсутствие критики может свидетельствовать о безразличии к человеку


Назначение и пути предупреждения конфликтных ситуаций


Учебные вопросы:
1. Анализ предконфликтных ситуаций между военнослужащими.
2. Организация неконфликтного общения военнослужащих.
3. Организация предупреждения конфликтов.

Вопрос 1. Анализ предконфликтных ситуаций между военнослужащими.
Причины возникновения конфликтов:
1. Субъективные причины
1) Управленческие причины
2) Психологические причины (пример: нетерпимость к чужому мнению; завышенная самооценка некоторых военнослужащих; эмоциональная неустойчивость; низкое самоуважение)
2. Объективные причины (Недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач
Латентный период (предконфликт) включает этапы:
1) Возникновение объективной проблемной ситуации
2) Осознание данной ситуации субъектами взаимодействия
3) Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами
4) Возникновение предконфликтной ситуации.

Вопрос 2. Организация неконфликтного общения военнослужащих.
Пять основных балансов:
1) Баланс ролей
2) Баланс взаимозависимости в решениях и действиях
3) Баланс взаимных услуг
4) Баланс ущерба
5) Баланс оценки и самооценки

Вопрос 3. Организация предупреждения конфликтов.
Технология предупреждения конфликтов – это есть совокупность знаний о способах, средствах, примах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречия.

Пять способов предупреждения конфликтов:

1) сказать, что в чем-то правы вы и в чем-то прав ваш оппонент;
2) свести проблему к шутке;
3) перевести разговор на другую тему;
4) уступить, если проблема спора для вас не очень важна
5) оттянуть конфликт, перенести конфликт

Умения грамотного общения:

1) умение понимать партнера
2) умение выслушать партнера

Методы предотвращения конфликтов:

1) согласие;
2) доброжелательности;
3) сохранение репутации партнера;
4) взаимного дополнения (важен при формировании рабочей группы);
5) преодоление чувства обиды;
6) психологического подъема (проводить развлекательные мероприятия).

Этапы подготовки управленческого решения:

1) подготовка управленческого решения, описание объектов управления
2) объяснение объекта управления
3) прогнозирование управленческого решения
4) построение целей
5) принятие решения
6) определение способов принятия решения
7) претворение решения в жизнь
8) оценка результатов деятельности
9) принятие решения на продолжение или прекращения деятельности
10) обобщение полученного опыта.

Способы и приемы воздействия на подчиненных:

1) избегать ощущения острых проблем
2) знать и использовать законы жестов, мимики
3) не перебивать оппонентов во время решения проблемы
4) не переходить на личность
5) не оскорблять оппонента
6) чаще улыбаться
7) использовать конструктивную критику
8) поинтересоваться о партнере
Методы психокоррекции:

1) социально-психологический тренинг;
2) аутотренировки;
3) социальный анализ поведения;
4) индивидуальное консультирование;
Принципы:

1) покой;
2) сравнение;
3) эмоциональная зрелость и устойчивость;
4) умение подходить к проблеме с разных сторон;
5) готовность к любым неожиданностям;
6) умение воспринимать действительность такой, какая она есть
7) стремление к выходу за рамки проблемной ситуации
8) наблюдательность
9) стремление понять других
10) умение извлекать опыт из проблемных ситуаций


Принципы и условия конструктивного разрешения конфликта


Учебные вопросы:
1) Основные формы и исходы завершения конфликтов
2) Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
Вопрос 1. Анализ понятий, связанных с прекращением конфликтного взаимодействия, показывает, что наиболее универсальным и общим будет являться термин завершение конфликта.
Завершение – процессы, связанные с окончанием конфликтного взаимодействия по любым причинам.
2 основных направления завершения конфликта:

1. - самими (самостоятельными) оппонентами:

1) затухание конфликта – временное прекращение противоборства при сохранении основных элементов конфликтной ситуации.
2) разрешение конфликта – активные действия оппонентов; совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение противоречия, которое привело к столкновению.

2. - вмешательством третьих лиц:

1) урегулирование конфликта – деятельность, идентичная той, что делают оппоненты при разрешении конфликта, но при контроле третьих лиц.
2) устранение конфликта - директивная деятельность третьих лиц (делай так, как я сказал).

Затухание конфликта:

1) один из главных моментов - истощение ресурсов;
2) потеря мотива к борьбе;
3) переориентация мотива, если мотивация скорректирована.

Разрешение конфликта:

1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) уступка;
4) перерастание в другой конфликт.

Далеко не все конфликты могут быть успешно разрешены, они могут перерасти в другие конфликты.

Исходы деятельности по завершению конфликта:
1) - победа одного из оппонентов в конфликтной ситуации;
2) - равнозначная компенсация одной из сторон за владение объектом другой стороной;
3) - согласие о правилах совместного использования объекта;
4) - отказ обеих сторон от посягательства на объект конфликта;
5) - устранение одной или обеих сторон в широком смысле этого слова;
6) - приостановка конфликта с возможностью его возобновления.

Принципы конструктивного разрешения конфликта:

1) - всестороннее изучение и учёт причин, условий и особенностей конкретного конфликта, а также его последствий для сторон;
2) - квалифицированная подготовка и принятие адекватных решений с учётом интересов обеих сторон;
3) - учёт целесообразности вмешательства третьей стороны;
4) - своевременность и конструктивность принимаемых управленческих решений;
5) - стимулирование активности и сотрудничества всех сторон, участвующих в конфликте;
6) - соблюдение этических (неписанных правил) и нормативных правил в ходе завершения конфликта.

Критерии завершения конфликтной ситуации:

1) - прекращение конфликтного взаимодействия;
2) - степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта;
3) - устранение травмирующих факторов (последствий) конфликта;
4) - победа правой стороны в конфликте и утверждение истины;
5) - достижение цели одной из конфликтующих сторон;
6) - удовлетворённость сторон исходом конфликтной ситуации;
7) - факт формирования навыков (опыта) позитивного поведения личности в конфликтной ситуации.

Нормативные методы завершения конфликтных ситуаций:

1) неформальный метод: установленные оптимальные варианты повседневного поведения и взаимоотношения;
2) метод формализации: речь идёт о письменной, в отдельных случаях устной, фиксации норм с целью устранения неопределённостей выражаемых требований
3) метод локализации
4) метод индивидуализации – применение норм с учётом личностных особенностей людей и из ресурсов в конфликте
5) метод информации – разъяснение необходимости и выгод соблюдения норм и требований
6) метод выгодного контраста – в начале нормативные требования могут значительно завышаться на начальном уровне, а впоследствии снижаться до психологически приемлемого уровня, который всё равно будет отличаться от того, что был на начальном этапе.
Вопрос 2.

Большинство факторов носят психологический характер.

Условия конструктивного разрешения конфликта:

1) - прекращение противоборства;
2) - необходимость снизить интенсивность своих негативных эмоций по отношению к оппоненту (образ врага);
3) - целесообразность перестать видеть в оппоненте врага;
4) - необходимость уменьшить негативные эмоции противоположной стороны;
5) - основное внимание необходимо уделять ключевым проблемам конфликта (умение выделить главное повышает шансы);
6) - в ходе объединённых усилий по завершению конфликта оппонентам необходимо учитывать статусы друг друга;
7) - обоснованный и адекватный выбор стратегии разрешения конфликта оппонентами.

Объективные факторы разрешения конфликтной ситуации:

1) - фактор времени;
2) - фактор третьей стороны;
3) - фактор своевременности принимаемых мер;
4) - фактор культуры;
5) - фактор единства ценностей;
6) - фактор опыта;
7) - фактор отношений.


Способы и приёмы разрешения межличностных конфликтов


Учебные вопросы:

1) Алгоритм и процессы завершения конфликтов
2) Способы и приёмы конструктивного разрешения конфликтов

Вопрос 1. Алгоритм и процессы завершения конфликтов
Разрешение конфликта – это динамический процесс, разворачивается не сразу, а постепенно.
Содержание основных этапов процесса разрешения конфликтов:

1) анализ и оценка ситуации: анализируются

1) - объект конфликта (материальный или идеальный, может ли быть изъят или заменён,..);
2) - оппонент;
3) - анализ собственной позиции;

2) прогноз вариантов и способов разрешения конфликтов:

1) - вариант прогноза с учётом самостоятельного развития ситуации

3) выработка критериев в оценке результативности;
4) действия по реализации намеченного плана и его необходимая коррекция;
5) контроль эффективности собственных действий;
6) анализ достигнутых результатов.

17-ти шаговая модель разрешения конфликта:
1) Прекращение борьбы с оппонентом
2) Внутреннее согласие (осознание) необходимости внести изменение в своё поведение
3) Минимизация собственных негативных эмоций по отношению к оппоненту
4) Понимание и анализ необходимых усилий для решения проблемы главным образом путём сотрудничества и компромисса
5) Понять и согласиться с тем, что оппонент преследует свои интересы и цели
6) Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на нашем месте каких-то других людей, двойников
7) Выявление истинных интересов оппонента
8) Отделение проблемы от людей (выведение конфликта за рамки личности, концентрация на ключевой проблеме противоречия)
9) Оценка тех потерь, которых опасается оппонент
10) Разработка программы максимум, то есть максимального разрешения конфликта, подразумевающее решение проблемы с учётом интересов обеих сторон
11) Подготовка и разработка программы минимум, которые позволят лишь максимально смягчить или снять тяжесть последствий конфликта
12) Определение объективных критериев разрешения конфликта
13) Прогнозирование возможных ответных действий оппонента
14) Выход на открытый разговор с оппонентом (идея о невыгодности конфликта обеим сторонам; признание в разговоре своих ошибок; реализовать возможные уступки оппоненту, в той части, которая не является для нас главной; в мягкой форме необходимо высказать пожелания об ожидаемых уступках со стороны оппонента и аргументировать их; обсуждение взаимных уступок; при отсутствии успеха в ходе разговора зафиксировать возможность к возвращению обсуждения конфликтной ситуации);
15) Попытки решить конфликт, постоянно корректируя стратегию и тактику своего поведения
16) Фиксация оценки своих действий на этапах возникновения, развития и завершения конфликта
17) Оценка поведения других участников конфликтной ситуации

Вопрос 2. Способы и приёмы конструктивного разрешения конфликтов
Тактика – совокупность приёмов воздействия на оппонента.
Жёсткая тактика:
1) тактика давления
2) тактика физического насилия или ущерба (конкретное уничтожение)
3) тактика захвата и удержания объекта конфликта
4) тактика психологического насилия
5) нейтральная тактика (тактика коалиций, санкционирование)
6) тактика демонстративных действий (привлечение внимания окружающих за счёт своих публичных действий; жалобы, яркие высказывания)
Мягкая тактика:
1) фиксация своей позиции
2) тактика дружелюбия
3) тактика сделок


Третья сторона в урегулировании межличностных конфликтов


Учебные вопросы:
1. Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
2. Эффективность участия третьей стороны в урегулировании конфликта

Вопрос 1. Третья сторона в конфликте: целесообразность и основные формы участия
В современной теории и практике за деятельностью третьей стороны закрепилось пока одно устойчивое название – медиация. Данный термин пришёл к нам из Англии. Произошёл от английского слова medium, что означает «средний». В большинстве случаев под ним понимается конструктивное участие человека в конфликте.
В широком понимании в деятельности третьей стороны выделяют 2 направления:

1) - официальная деятельность (наличие нормативного статуса; наличие существенных возможностей в урегулировании конфликтной ситуации, в воздействии на оппонента; руководители всех степеней, специалисты по своему профессиональному предназначению). Медиаторство стало профессиональной деятельностью в 60-х годах XX века в США.
2) - неофициальное участие в конфликтах (на первом месте стоит авторитет третьей стороны; неофициальные медиаторы: наиболее авторитетные сослуживцы, друзья, соседи, свидетели конфликта, неформальные лидеры различных коллективов).
Основным вопросом для третьей стороны является целесообразность её участия: надо ли включение в конфликт, что получится.
Целесообразность участия в конфликте третьей стороны по собственной инициативе:
1) - в ходе конфликта в воинском коллективе сложилась опасная эскалация взаимодействия и существует угроза применения насилия;
2) - одна из сторон перешла к использованию насилия в качестве главного средства достижения цели;
3) - третьей стороне лично не выгоден конфликт или последствия, к которым он может привести;
4) - конфликт оказывает отрицательное воздействие на организацию (воинский коллектив), снижается сплочённость коллектива;
5) - третья сторона способна обеспечить условия, которые позволят конфликтующим решить противоречие, возможно речь будет идти о достижении цели конфликта обеими сторонами.
Целесообразность привлечения третьей стороны самими конфликтующими:
1) - военнослужащие осознают необходимость сохранения хороших межличностных отношений;
2) - интенсивность конфликта невелика, но приемлемого варианта решения найти не удаётся;
3) - правовые или иные нормы не допускают использования тех или иных средств в решении конфликта; правовые или иные нормы могут не только не допускать применение тех или иных средств разрешения конфликта, но и давать двоякую трактовку как действий сторон, так и самого противоречия;
4) - необходимость для участников конфликта выработки общих точек соприкосновения, то есть именно то, от чего стоит оттолкнуться;
5) - стороны осознают, что для контроля за соблюдением соглашения требуется не участвующий в конфликте человек;
6) - стимулирующим факторов привлечения третьей стороны становится исчерпание конфликтующими всех наличных ресурсов, возможностей при отсутствии необходимого решения;
7) - третья сторона необходима, когда действия оппонента требуют применение санкций для удержания его в определённых нормативных рамках.
Формы участия третьей стороны в конфликте:
1) - медиаторство (посредничество оказания консультативной помощи в противоречивой ситуации);
2) - арбитраж (ситуация, где привлечение третьей стороны становится нормой, нормативом);
3) - примирение (основной акцент делается на улаживание вопроса).
Классификация основных форм участия третьих лиц в конфликте:

Третейский судья - термин пришел из римского права. Это наиболее авторитетная и авторитарная роль; выносит решение, имеющее окончательный характер; решение обязательно для выполнения обеими сторонами.
Арбитр – имеет широкий спектр возможностей воздействия на оппонента (система штрафов и наказаний). Решения арбитра должны выполняться, но могут быть оспорены в вышестоящих инстанциях.
Посредник – его действие заключается в следующем:
1) - представляет собой более нейтральную роль, чем два предыдущие;
2) - функционал посредника основан на знании и опыте участия в решении противоречия;
3) - деятельность направлена на обеспечение конструктивного обсуждения проблем.
Помощник – организует процедуру обсуждения противоречия, он не наделён права вмешиваться.
Наблюдатель – своим присутствием ориентирует стороны на соблюдение установленных правил конфликтного взаимодействия, а также соблюдения условий заключённого соглашения.

Вопрос 2. Эффективность участия третьей стороны в урегулировании конфликта
Факторы, влияющие на эффективность деятельности третьей стороны:
1) - чрезмерная отрицательная эмоциональная насыщенность конфликтного взаимодействия;
2) - недостатки коммуникативного характера;
3) - наличие стереотипов, мешающих продуктивному взаимодействию;
4) - враждебное поведение сторон, блокирующее взаимодействие;
5) - оценка степени сходства или расхождения по вопросам значимости сбора и оценки имеющихся фактов;
6) - расхождение по поводу списка и порядка пакетов обсуждаемых вопросов;
7) - действительная или мнимая несовместимость интересов;
8) - чёткость процедуры обсуждения вопроса.

Только для третьей стороны:

1) - мотивированность третьей стороны;
2) - настойчивость;
3) - компетентность в выборе оптимальных стратегий, тактик и техник.

Алгоритм деятельности третьей стороны в конфликте:

1) - анализ и коррекция ситуации для создания благоприятной обстановки;
2) - анализ и изменение представлений оппонентов в сторону их объективизации;
3) - нормализация взаимоотношений оппонентов;
4) - фиксация проблемы и её содержание (уточнение, что лежало в основе возникновения инцидента);
5) - совместный поиск решения проблемы;
6) - оценка вариантов решения и принятия единого из общего числа.


Специфика ведения переговоров с противником


Учебные вопросы:
1. Подготовка и ведение переговоров с противником
2. Психологические особенности ведения переговоров

Вопрос 1. Подготовка и ведение переговоров с противником
Переговоры – не панацея от всех бед. Есть целый ряд случаев, где выгоднее пользоваться нормативно-правовой базой.
Что дают нам переговоры?

Классификация переговоров:

1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о нормализации (направлены на завершение факта противостояния в конфликте);
3) переговоры о перераспределении (преследуются достаточно различные интересы; переговоры могут сопровождаться угрозой);
4) переговоры о создании новых условий (выход на новый уровень взаимодействия; инструмент для формирования перспективы взаимодействия);
5) переговоры о достижении побочных эффектов (некоторая условность; одну из сторон может интересовать не только предмет переговоров, но и то, что сопутствует ему).

Функции переговорного процесса:

1) - информационная (тема обсуждения, тема позиций, уточнение позиций, обмен взглядами);
2) - коммуникативная (не только общение, но взаимодействие; налаживание системы взаимодействия);
3) - функция регуляции и координации действий (переговоры направлены на принятие решения, как действовать и в какой последовательности);
4) - функция пропаганды (реклама своих позиций в максимально выгодном свете; деятельность по привлечению сторонников на свою сторону; упрочение своих позиций в процессе переговоров);
5) - функция контроля (оценка существующего положения дел, контроль);
6) - функции отвлечения внимания (отвлечение внимание от многих проблем);
7) - функция проволочек (затягивание времени).
К особенностям переговоров с противником мы можем отнести 2 положения, определяющих специфичность действий:
1) - данный вид переговоров всегда носит вынужденный характер (ведение переговоров в 70% случаев приводит к достаточно положительному результату); 2) - инициатива в выборе лиц, которые ведут переговоры с нашей стороны, часто принадлежит противнику (чаще всего выбор падает на руководителей, достаточно известных лиц; положительную роль могут сыграть СМИ, если они действуют самостоятельно).
Особенности подготовки ведения переговоров с противником:

1) Первый подготовительный этап:

1) - анализ преступников, их мотивов и целей;
2) - прогноз поведения как в ходе переговоров, так и при заключении соглашения;
3) - определение порядка переговоров;
4) - подготовка переговорной группы, группы захвата и руководящего центра;
5) - выбор лиц для ведения переговоров, когда это возможно; особенно это касается экспертов и консультантов; один из наиболее сложных этапов.

2) Выдвижение и обсуждение предложений:

1) - основная цель заключается в перехвате инициативы у преступников;
2) - создание убеждённости, что требования будут выполнены;
3) - снижение активности противоборствующей стороны (в частности обсуждаются условия освобождения заложников, обеспечение заложников необходимыми вещами, условия возможного сохранения жизни преступникам)

3) Достижение договорённости и обеспечение её выполнения.

Условия успеха на переговорах с противником:

1) - обладание специфическими умениями и знаниями переговорного процесса;
2) - знание особенностей психологии преступников, как национальных, так и в принципе;
3) - высокая психологическая подготовка переговорщиков и действия в схожих условиях.

Вопрос 2. Психологические особенности ведения переговоров
Психологические условия успеха на переговорах по завершению конфликта:
1) - учёт личностного фактора (личностные характеристики, свойства оппонентов, характер, темперамент);
2) - особенности избираемой тактики;
3) - учёт различий полов при ведении переговоров;
4) - оптимальное сочетание количества переговорщиков (диада – есть опасность смещения переговоров в эмоциональную сторону; триада – большая устойчивость);
5) - усиление контроля общения;
6) - своевременность применения жёсткой позиции;
7) - взаимозависимость противостоящих сторон (становится фактом в процессе переговоров; мой успех зависит от оппонента как в процессе, так и в конце);
8) - учёт времени переговоров;
9) - умение вовремя завершать переговоры.
В процессе переговоров можно выделить 3 блока:
1) Этап уточнения позиции
2) Этап обсуждения позиции
3) Этап согласования
Приёмы, используемые на всех этапах:
1) уход (скрытие позиции);
2) затяжка (постепенное раскрытие позиций через серию уходов);
3) выражение согласия или несогласия;
4) салями (не коим образом не относится к официальному сокрытию позиции; наоборот);
5) пакетирование;
6) выдвижение требований в последнюю минуту;
7) постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов;
8) трудные проблемы всегда делить на составляющие части.
На этапе уточнения позиции:
1) - завышение требований;
2) - расстановка ложных акцентов своих позиций;
3) - отмалчивание
4) - блеф;
5) - открытие позиции при её уточнении;
6) - открытие позиции через открытие позиции партнёра.
Этап обсуждения позиции:
1) - указание на слабые стороны позиции оппонента;
2) - указание на возбуждённое состояние;
3) - указание на безаппеляционность позиции оппонента;
4) - указание на противоречивость высказываний (отрицательные оценки);
5) - упреждающая аргументация (направлена на ослабление позиции оппонента);
6) - угрозы и давление на оппонента;
7) - поиск общей зоны решения;
Этап согласования позиций:
1) - принятие того или иного предложения;
2) - выражение согласия с частью предложения;
3) - отклонение предложения оппонента;
4) - внесение явно неприемлемых предложений;
5) - постепенное возрастание требований;
6) - двойное толкование.

You are here: Главная Лекции Военная психология Военная конфликтология